Судебная власть и судебная система Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2012 в 10:05, курсовая работа

Описание

Существование судебной власти наряду с законодательной и исполнительной является важным признаком демократического государства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Судебная власть и судебная система Российской Федерации………………6

1.1 Судебная власть и судебная система………………………………………...6

1.2 Судебная система……………………………………………………………..7

1.3 Система судов Российской Федерации……………………………………...8

1.4 Звенья судебной системы…………………………………………………...12

1.5 Судебные инстанции………………………………………………………...13

2. Основные направления судебной реформы( этапы 1993г и этапы 2000х годов)……………………………………………………………………………..18

2.1 Основные направления……………………………………………………...18

2.2 Этапы судебной реформы…………………………………………………...20

3. Современный этап судебной реформы 2011………………………………...24

3.1 Федеральная целевая программа "Развитие судебной системы России" на 2007-2011 годы…………………………………………………………………..24

3.2 Цель и задачи Программы, целевые индикаторы и показатели………….28

3.3 Оценка социально-экономической эффективности реализации программы………………………………………………………………………..36

Заключение……………………………………………………………………….39

Список литературы………………………………………………………………42

Работа состоит из  1 файл

судеб сист.doc

— 176.00 Кб (Скачать документ)
  • Высший Арбитражный Суд РФ;
  • Арбитражные суды субъектов РФ (суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов);
  • Федеральные арбитражные суды округов.

Каждая из 3-х  подсистем судебной системы имеет  свою компетенцию и не вмешивается  в дела друг друга.

Законом о судебной системе предусмотрена возможность образования судов субъектов Российской Федерации. К ним относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Федерации и мировые судьи. В ч.1 ст.27 Закона о судебной системе обозначены полномочия конституционных (уставных) судов субъектов Федерации, к ним отнесено рассмотрение вопросов о соответствии конституции (уставу) субъектов Федерации:

  • Принятых в нем законов;
  • Нормативных правовых актов органов государственной власти;
  • Нормативных правовых актов органов местного самоуправления;
  • Вопросов толкования конституции (устава).

Решение конституционного (уставного) суда, принятое в пределах предоставленных ему полномочий, не может быть отменено никаким другим судом (ч.4 ст.27 Закона о судебной системе).

Компетенция мировых  судей определена достаточно широко. Они должны единолично рассматривать по первой инстанции:

  • Уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее 2-х лет лишения свободы;
  • Дела о выдаче судебного приказа;
  • Дела о расторжении брака (если нет спора о детях);
  • Дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества;
  • Иные дела, возникающие из семейно-правовых отношений, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка;
  • Дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных законом на момент подачи заявления;
  • Дела возникающие из трудовых отношений (кроме восстановления на работе);
  • Дела об определении порядка пользования земельными участками, строениями и другим недвижимым имуществом;
  • Дела об административных правонарушениях, отнесенные КоАП к компетенции мирового судьи.

1.4 Звенья судебной системы

 

Звено судебной системы – суды, занимающие одинаковое положение в судебной системе. Это  понятие является одной из важнейших  характеристик судебной системы.

С учетом этого  гражданские суды общей юрисдикции подразделяются на суды трех звеньев:

Основное звено  – районные суды;

Среднее звено - верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области и автономных округов;

Высшее звено  – Верховный Суд РФ.

Военные суды:

Основное звено – гарнизонные военные суды;

Среднее звено  – окружные (флотские) военные суды;

Высшее звено  – Военная коллегия Верховного Суда РФ.

Подсистема  арбитражных судов:

Основное звено  – арбитражные суды субъектов РФ;

Среднее звено  – федеральные арбитражные суды округов (10);

Высшее звено  – Высший Арбитражный Суд РФ.

Данное положение  вошло в действие с 1 июля 1995г., до этого подсистема было двухзвенной.

Поскольку конституционные (уставные) суды и учреждаемые там  мировые судьи не являются взаимосвязанными или взаимоподчиненными органами, суды субъектов Российской Федерации не образуют подобного рода подсистем.

Вся судебная система  РФ – единое целое. Как было сказано  выше, обеспечение этого единства определяется в ст.3 Закона о судебной системе. Также для обеспечения единства принципиальное значение имеет порядок создания и упразднения конкретных судов. Как сказано в ст.17 Закона о судебной системе, этот порядок предполагает, что создание и упразднение судов должно происходить путем принятия федеральных законов или законов субъектов Федерации, а не произвольно. Коротко этот порядок можно было бы изложить следующим образом:

  • высшие судебные органы (Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ И Высший Арбитражный Суд РФ), созданные на основании предписаний Конституции РФ, могут быть упразднены только путем внесения поправок в нее.
  • все другие федеральные суды создаются и упраздняются только федеральными законами
  • суды субъектов Федерации (конституционные (уставные) суды субъектов Федерации и должности мировых судей) создаются и упраздняются с соблюдением требований федеральных законов и законов соответствующих субъектов Федерации.

1.5 Судебные инстанции

 

На инстанции  суды разделяются в зависимости  от процессуальной компетенции, при  которой один суд - вышестоящий - имеет право проверять решения нижестоящего и в случае их необоснованности и незаконности изменять и отменять эти решения. Итак, судебной инстанцией считается суд (или его структурное подразделение), выполняющий(-щее) конкретную судебную функцию, связанную с разрешением судебных дел (принятие решения по существу дела, проверка законности и обоснованности решения, вступившего или не вступившего в законную силу). В соответствии с процессуальной компетенцией суды разделяются на:

  • суды первой инстанции;
  • суды второй (кассационной) инстанции;
  • суды надзорной инстанции.

Суд первой инстанции  – суд, уполномоченный принимать решение по существу тех вопросов, которые являются основными для данного дела (по уголовным делам – вопросы о виновности или невиновности подсудимого, в случае признания виновным – о применении или неприменении уголовного наказания, конкретной меры; по гражданским делам - доказанность или недоказанность предъявляемого иска и о его юридических последствиях). При рассмотрении гражданских и уголовных дел судами первой инстанции могут быть почти все суды в пределах предоставленных им полномочий. Исключение – федеральные арбитражные суды округов. Основное количество уголовных и гражданских дел по первой инстанции рассматривают районные суды. Наиболее сложные или особого общественного значения судебные дела рассматривают по существу вышестоящие суды вплоть до Верховного Суда Российской Федерации (ст.38 УПК РФ). Принять дело к производству Верховный Суд РФ может как по собственной инициативе, так и по инициативе Генерального прокурора РФ при наличии ходатайства обвиняемого.

Процесс разбирательства  дела заключается в анализе судьей (судьями, народными заседателями, присяжными) доказательств и установлении истины. В результате разбирательства по уголовному делу суд выносит приговор, а по гражданскому делу — решения, которые не могут быть ни изменены, ни отменены этим судом.

Решения и приговоры  большинства судов в течение установенного законом срока (7 дней для приговора, 10 дней для решения) не вступают в законную силу и могут быть обжалованы в кассационном порядке подсудимым, потерпевшим, истцом или ответчиком либо опротестованы прокурором в суд второй инстанции.

Суд второй (кассационной) инстанции – проверка законности и обоснованности приговоров и других судебных решений, как правило, не вступивших в законную силу. В системе судов общей юрисдикции (как гражданских, так и военных) в этом качестве могут выступать все суды (исключение – гарнизонный военный суд), в подсистеме арбитражных судов – федеральные арбитражные суды округов. В общих судах среднего уровня и Верховном Суде РФ образуются коллегии, одной из задач которой является проверка законности и обоснованности приговоров и других судебных решений нижестоящих судов, не вступивших в законную силу. Такую проверку осуществляет кассационная палата (с участием присяжных заседателей), образуемая в составе Судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда РФ.

Разбирательство дела:

  • признав приговор (решение) правильным, оставить его в силе, а кассационную жалобу или протест без удовлетворения;
  • установив, что приговор (решение) суда первой инстанции не соответствует материалам дела, отменить его и передать дело на новое рассмотрение; прекратить дело и направить уголовное дело на дополнительное расследование; изменить в определенных пределах приговор или решение; вынести новое решение по гражданскому делу.

По итогам кассационного  разбирательства дела суд второй инстанции выносит определение, которое вступает в законную силу немедленно и не подлежит ни обжалованию, ни опротестованию в кассационном порядке. Оно может быть опротестовано лишь в порядке судебного надзора.

Суд надзорной  инстанции – его задача – проверка законности и обоснованности всех видов судебных решений, вступивших в законную силу с соблюдением особого порядка производства (надзорного). Пересмотр дел в порядке надзора осуществляется в президиумах судов субъектов Российской Федерации, в судебных коллегиях по гражданским и уголовным делам, в Военной коллегии, в Президиуме Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Эти же инстанции  в гражданских судах общей  юрисдикции проверяют законность и  обоснованность вступивших в законную силу приговоров и иных судебных решений  по уголовным делам в порядке, называемом производством по вновь открывшимся обстоятельствам.

Разбирательство осуществляется без участия народных заседателей; в судебном заседании, как правило, не участвуют лица, заинтересованные в деле. В зависимости от результатов рассмотрения дела надзорная судебная инстанция может оставить без изменения опротестованные судебные акты или отменить (изменить) их (в случае несоответствия их закону) с передачей дела на новое рассмотрение с любой состоявшейся стадии процесса, например со стадии рассмотрения дела в суде первой инстанции, либо прекратить дело. Судебные акты надзорных инстанций (постановления президиумов или определения коллегий) вступают в законную силу немедленно.

Апелляционная инстанция - такого рода инстанции есть в подсистеме арбитражных судов (Закон об арбитражных судах от 28 апреля 1995г.) По закону – это суды, уполномоченные повторно и в полном объеме рассматривать дела, решение по которым еще не вступило в законную силу, и какая-то из сторон не согласна с решением и подала апелляционную жалобу. В таких случаях проходит новое разбирательство дела и выносится новое решение. Такую функцию могут выполнять только арбитражные суды субъектов РФ для решений, вынесенных этими же судами по первой инстанции.

В ч.2 ст.36 Закона о судебной системе отмечено, что "суды, рассматривающие дела в апелляционном или кассационном порядке, считаются вышестоящими по отношению к судам первой инстанции. Суды, рассматривающие дела в порядке надзора, считаются вышестоящими по отношению к судам, принимавшим ранее решения по делу".

Дистанционная взаимосвязь судов исключает подчинение одних судов другим (несмотря на термины "вышестоящий" и "нижестоящий"). В законе четко обозначены границы компетенции судов кассационной и надзорной инстанций. Суд вышестоящей инстанции может отменить приговор, но не вправе дать указания о квалификации содеянного, о мере наказания, об оценке доказательств, характере решения.

Часто используется термин "высшая судебная инстанция", он может являться синонимом наименований Верховного Суда РФ или Высшего Арбитражного Суда РФ, а иногда и Конституционного суда РФ.

 

2. Основные направления  судебной реформы( этапы 1993г  и этапы 2000х годов)

2.1 Основные  направления

 

Рассмотрим историю  и этапы современной правовой реформы.

Началом судебной реформы  принято считать появление первого Закона союзного значения "О статусе судей", где впервые предприняты меры, направленные на обеспечение независимости судей. Именно этим законом был увеличен срок судейских полномочий до 10 лет, а прежде все судьи избирались сроком на 5 лет.

Первый Всероссийский съезд состоялся в октябре 1991 года и стал выразителем воли всех судей страны. Тогда было принято решение о создании представительного органа судейского сообщества - Совета судей, который призван содействовать проведению судебной реформы, защищать интересы судей и представлять их в других органах государственной власти.

В октябре 1991 года была принята  Концепция судебной реформы, которая  закрепила следующие задачи:

1) защита и неуклонное  соблюдение основных прав и  свобод человека, конституционных прав граждан в судопроизводстве;

2) закрепление в нормах  уголовного и гражданского процесса, в соответствующих законодательных  актах демократических принципов  организации и деятельности правоохранительных  органов, положений, отвечающих  рекомендациям юридической науки;

3) обеспечение достоверности  и повышение доступности информации  о деятельности правоохранительных  органов, судебно-правовой статистики;

Информация о работе Судебная власть и судебная система Российской Федерации