Сущность политической власти и признаки ее легитимности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 06:10, реферат

Описание

В последние годы в российском обществе власть как социальный институт претерпевает процессы трансформации, охватывающие ее на всех уровнях. Процесс преобразования данного социального института начался с распадом СССР и, по нашему мнению, еще не завершился. Формирование властных элит в настоящее время осуществляется не в соответствии с нормами демократии и избирательного права населения, ее выбирающую. Структура властных элит в России существенно не изменилась с переменой общественно-политического строя общества, также начался процесс отчуждения власти от населения.

Содержание

Введение 3
1 Сущность политической власти, её признаки 4
2 Основные тенденции властных отношений в современном российском обществе 14
Заключение 16
Список использованных источников 17

Работа состоит из  1 файл

К.Р. политология.doc

— 88.00 Кб (Скачать документ)

     При классификации способов властвования нередко учитывается стиль поведения  правителей. Так, Н. Макиавелли различал среди них «львов» (приверженцев откровенного прямолинейного господства, склонных к применению насилия) и «лис» (властителей гибких).

     Особенности различных элементов власти (субъекта, объекта и ресурсов) и способы  их взаимодействия используются в качестве оснований для ее типологии.

     В зависимости от субъектов власть бывает автократическая (самодержавие), олигархическая (группократия), плутократическая (господство крупных собственников) и самоуправленческая (власть всех членов группы или организации). По сферам управления власть делится на государственную, партийную, профсоюзную и пр. По функциям ее органов - на законодательную, исполнительную и судебную, по способам воздействия субъекта на объект - на демократическую, тоталитарную и авторитарную. По широте охвата выделяются: мегавласть - международное сообщество и его организации (ООН, НАТО и др.); макровласть -центральные государственные институты; мезовласть -учреждения регионального, областного и районного масштабов, подчиненные центру; микровласть - уровень власти в малых группах, самоуправление.

     В соответствии с ресурсами, на которых  основывается власть, ее классифицируют на экономическую, социальную, культурно-информационную и принудительную.

     Экономическая власть - это контроль над ресурсами, собственность на материальные ценности, способность распределения материальных благ.

     Социальная  власть, частично совпадая с экономической, предполагает возможность влиять на положение широких слоев населения, обеспечивая их лояльность и поддержку.

     Культурно-информационная власть - это прежде всего власть над людьми с помощью научных  знаний, информации и средств их распределения. Этот вид власти способен служить не только распространению  объективных сведений, но и манипулятивным целям - управлению сознанием и поведением людей в интересах субъекта. Особенно широко политическое манипулирование применяется в условиях кризисов, дезинтеграции общественной жизни и вызываемой ими дезориентации граждан.

     Наконец, принудительная власть предполагает контроль над людьми путем применения или  угрозы применения силовых ресурсов.

     Общественные  власти находятся в сложном взаимодействии друг с другом. Политическая власть, испытывая сильное влияние со стороны власти экономической, достаточно самостоятельна и способна играть по отношению к ней первенствующую роль. Вместе с тем многие политологи, прежде всего марксистского направления, считают важнейшей власть собственников средств производства и других общественных богатств.

     Слияние политической, экономической, социальной и культурно-информационной власти при определяющей роли политики характерно для тоталитарных государств. Демократический  строй предполагает разделение властей  и каждой из них. В политике оно  осуществляется путем разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, которые поддерживают определенный баланс между собой, а также между основными институтами политической системы. В экономике разделение власти осуществляется благодаря наличию множества конкурирующих центров влияния. В культурно-информационной сфере имеет место плюрализм средств массовой информации и других источников знания.

     Одна  из основных интегральных характеристик  власти - ее эффективность, то есть способность  выполнять свои задачи и функции с наименьшими затратами и издержками в максимально короткие сроки.

     Критерии  эффективности власти таковы:

     - достаточность оснований власти  и оптимальность использования  ее ресурсов;

     - рациональность «вертикальной»  и «горизонтальной» структур власти;

     - действенность и своевременность  контроля за выполнением своих  распоряжений;

     - организационно-техническое и кадровое  обеспечение учета и анализа  властных распоряжений;

     - наличие действенной системы  санкций в случае невыполнения  распоряжений властных структур;

     - действенность системы самоконтроля  власти, одним из показателей  которой является ее авторитет.

     В современных демократических государствах важнейшими факторами эффективного функционирования власти являются наличие  общенационального консенсуса по вопросу о целях и путях развития данного общества, сплоченность и стабильность властвующей элиты. Отсутствие этих условий, как показывает и опыт России последних лет, способно вызвать ожесточенное противостояние ветвей власти, которое усугубляет раскол общества, может вести к смуте, беспорядкам и гражданским войнам.

     Важная  характеристика политической власти - ее социальная база. Любая власть зависит  от социальных интересов и выражает таковые. Во всей предшествующей истории  политическая власть служила интересам господствующих классов.

     В современном западном обществе политическая власть стремится к национальному  консенсусу и поэтому во многом ориентируется  на так называемый «средний класс». В странах постиндустриального  типа на его долю приходятся три четверти населения. Он представлен такими группами, как рабочие, фермеры, интеллигенция, служащие.

     В России власть лишена сколько-нибудь массовой социальной базы, слаба и малоэффективна. Она сосредоточена преимущественно  не в государственных институтах, а в многочисленных центрах силы - кланах, финансовых и криминальных группировках, употребляющих ее исключительно в собственных целях. Государство пока неспособно навязать им правила ответственного поведения.

     Таким образом, политика любого государства должна состоять в выявлении, учете и реализации основных интересов классов, социальных слоев и групп. Игнорирование этого принципа неизбежно ведет к отчуждению общества от власти, нарастанию социальных, национальных и религиозных конфликтов.

     Функционирование политической власти во многом определяется системой мотивационных ориентации граждан. Мотивы политического подчинения делятся на ценностные, заинтересованные и принудительные.

     Ценностная  мотивация подчинения предполагает действия, совершаемые по внутреннему убеждению, из чувства долга, на основе веры в справедливость принимаемых решений. Добровольное подчинение политической власти определяется положительным отношением граждан к тем или иным аспектам ее деятельности.

     Характерной особенностью ценностной мотивации является ее безвозмездность. Она не связана с ожиданием улучшения материального положения людей, получения выгод, привилегий.

     Ценностная  мотивация обычно соотносится с  наличием в обществе легитимной власти. Поэтому ценностное подчинение является наиболее эффективным способом сохранения и укрепления политической власти. Прочность и устойчивость ценностных мотиваций облегчает власти сохранение общественного порядка.

     Ценностное  подчинение - относительно недорогой  вид политического действия. Расходы на идеологические акции по формированию ценностей ниже, чем затраты на развитие экономики или поддержание репрессивного аппарата.

     Любая политическая власть стремится сохранить  и укрепить веру народа в существующий порядок, добивается того, чтобы народ  признавал его своим, правильным и необходимым. Она заинтересована в том, чтобы предотвратить эрозию ценностной мотивации подчинения, сохранить социально-психологическую основу своего авторитета.

     Заинтересованный  тип подчинения основан на получении  от власти благ, выгод и привилегий. Его оборотной стороной являются покорность граждан, конформизм. Этот тип подчинения играет важную роль в политической жизни общества, поскольку правящие круги стремятся обеспечить наиболее приемлемое для себя поведение населения.

     Заинтересованное подчинение является весьма дорогостоящим по сравнению с ценностным. Для удовлетворения запросов, потребностей людей необходимо развивать промышленность, сельское хозяйство, строительство, сферу обслуживания. В принципе это оправдывает себя, так как обеспечивает возрастание общественного богатства страны.

     Принудительные  мотивы подчинения - это осторожность, уступчивость, покорность, страх, вызываемые запретами, наказаниями, применением  силы. Принудительная ориентация представляет собой репрессивное сознание, порождаемое необходимостью подчиняться политической власти в связи с возможными негативными экономическими, политическими и прочими санкциями. Характер принуждения зависит от степени противодействия граждан.

     Среди различных мер принуждения широко применяются меры экономические (понижение зарплаты, лишение должности). Однако при наличии высокого жизненного уровня они не приводят к желаемому результату. Материально защищенные люди труднее поддаются экономическому принуждению.

     Поэтому правящие круги восполняют недостаточную эффективность этого вида принуждения акциями политическими и духовно-идеологическими. Могут использоваться различные виды устрашения (проверка на благонадежность, слежка, шантаж, провокации).

     Крайней мерой принуждения со стороны власти выступает насилие. Используются военные и полицейские силы, которые подавляют выступления противников режима, разгоняют демонстрации, проводят обыски и облавы и т. д.

     Однако  практика показывает, что длительное время такие акции срабатывать  не могут. Для сохранения политического режима власть идет на реформы, прибегает к мерам идейно-психологического воздействия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 Основные тенденции властных отношений в современном российском обществе.

     В современных российских условиях для  политической власти характерны следующие тенденции.

     Первая  из них заключается в усилении интенсивности процессов демократизации. Они проявляются в замене форм власти, основанных на насилии и  принуждении, формами общественного  консенсуса и самоуправления. Эта  тенденция проявляется в том, что усиливается воздействие на властные отношения общественных движений и групп интересов.

     Вторая  тенденция проявляется в возрастании  фактора легитимности как обязательного  признака цивилизованной власти. Властные структуры России предпринимают максимум усилий для обеспечения своей легитимности, то есть признания законного характера власти.

     Легитимность  политической власти в современной  России базируется, в первую очередь, на ожиданиях народа, связанных с  личностью президента, установлением политической стабильности, демонстрацией власти своих шагов, направленных на повышение уровня жизни людей, постановке такой проблемы Президентом России, ускорением экономического развития страны, перераспределением денежных средств от богатых к бедным слоям населения, создание законодательной базы, необходимой для проведения этих преобразований в обществе, эффективной работе законодательной и исполнительной ветвей власти.

     Третья  тенденция - в стремлении правящих кругов к обретению авторитета как более надежной и долговременной по сравнению с принуждением формы влияния, позволяющей осуществлять власть с затратой минимальных ресурсов.

     Как правильно было замечено Гаджиевым  К.С., злоупотребление властью, подавление свободы граждан заложены не в  сущности самой власти, а в необоснованной и неоправданной ее концентрации. Тенденция к разукрупнению политической власти, к становлению системы разделения властей одна из ключевых в становлении и функционировании политической власти. Особенно заметно действие этой системы в нашей стране. При этом проводится в жизнь разделение властей не только по горизонтали, но и по вертикали. Ярко выраженной является передача ряда полномочий от федеральных властных структур местным органам власти.

     Пятая тенденция отражает негативный процесс нарастания конфликтности между различными ветвями власти. Эта тенденция препятствует достижению столь необходимой для нашего государства экономической и политической стабильности. Опыт России девяностых годов дал немало примеров проявления этой тенденции.

     Шестая  тенденция проявляется в прогрессирующей  бюрократизации аппарата власти. Этот процесс характерен практически  для всех стран, в том числе  и России и имеет негативные последствия  для общества.

Информация о работе Сущность политической власти и признаки ее легитимности