Технология власти Н. Макиавелли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2011 в 16:06, реферат

Описание

Взгляды Н. Макиавелли сегодня как никогда актуальны, они созвучны нашему времени. Его влияние узнают повсюду, но почему-то преимущественно в том, что можно назвать тоталитарной системой управления. Везде, где к власти пробираются изворотливость, цинизм и корысть, вспоминают итальянского мыслителя.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРЕДШЕСТВЕННИК ЕВРОПЕЙСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА 3
2. ИСТОРИЧЕСКОЕ ЛИЦО ЭПОХИ 5
3. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ Н. МАКИАВЕЛЛИ 6
4. ЛАБОРАТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО ОПЫТА 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19

Работа состоит из  1 файл

технология власти Н. Макиавелли.docx

— 46.20 Кб (Скачать документ)

  Толпа идет за видимостью успеха

     Что правит человеческим поведением –  мотивы или результаты, истинные цели или ложные результаты? Трудно разобраться  в тайнах человеческой души. Как  часто приходится встречаться с  ничтожностью мотивов и величием результатов, а еще чаще – с  величием замыслов при ничтожности  результатов. Встречаться реально  или принимать на веру? Вот в  чем вопрос, который должен решить для себя эксперт от политики или  управления. Принимать видимость  за действительность, считать, что достигнутый  успех оправдывает любые, даже самые  нечестные, средства, если они находятся в руках власть предержащих, свойственно только профанам. Из них состоит толпа – масса темных необразованных людей. Они мало разбираются в том, что из себя представляет политик на самом деле. Их интересует лишь то, чем он кажется. Если государь достиг того, что ценится всеми или большинством, а именно единства общины, и использовал сомнительные средства, они, эти средства, всегда будут сочтены достойными похвалы. Ведь толпа обращает внимание только на видимость; мнение немногих имеет вес, когда большинству не на что опереться.

     Толпа – всегда большинство, но не всякое большинство толпа. Народ, послушный  воле необходимости или разума, не есть толпа. Толпой управляют страсти  скорее дурные, нежели хорошие. Можно  выразиться иначе: толпа – пространство чувств, страстей, эмоций; одиночество  – пространство разума и сосредоточенности. Страстям подвержены все люди независимо от того, причисляют они себя к дворянству или простонародью. Люди, говорит  Макиавелли, обычно неблагодарны, непостоянны, лживы, боязливы и алчны. Умный правитель  должен уметь пользоваться страстями, играя на них как музыкант. Чтобы  не попасть в неудобное положение, ему лучше не питать иллюзий и  заранее предполагать всех людей  злыми. Хорошо, если действительность опровергает его точку зрения и он встретит добро. Тогда успех только укрепится. Но если исходить из противоположного мнения, то действительность, оказавшись иной, разрушит его замыслы.

  Страх и любовь

     Правитель не ошибется, зная, что поведением людей  руководят два главных мотива – страх и любовь. Поэтому тот, кого боятся, способен управлять так  же легко, как и тот, кто любим, пишет Макиавелли в своих «Рассуждениях». Страх прочнее и тверже, а любовь очень тонка. Она держится на крайне зыбкой основе – человеческой благодарности. Но благодарность легко разрушается, и злой человек готов воспользоваться любым предлогом, чтобы ради личной корысти изменить ей. Но разве правитель знает наперед, кто злой, а кто добрый? Ему надо быть трезвым реалистом, рассчитывая на успех даже при самых неблагоприятных обстоятельствах.

  Честный ошибается чаще

     Конечно, людям свойственно стремиться быть честнее, чем они есть на самом  деле, как и казаться лучше, чем  они есть. Но если правитель выдает желаемое за действительное, то он добровольно  хочет обманываться. Между тем, как  живут люди, и тем, как они должны жить, дистанция огромная. Чаще всего  терпит крушение честный правитель, ибо он мерит людей на свой аршин, т.е. представляет их лучше, чем они  есть. В отличие от него умный  правитель изучает то, что есть в действительности.

     Хотя  честности в людях меньше, чем  они думают, сама по себе честность  ценится очень высоко, ибо человек  склонен стремиться к тому, чего у него нет. Особенно, если такие  качества пользуются уважением и  окружены почетом. Людям свойственно  обставлять себя видимыми символами, желаемыми  благами, вымышленными доблестями. Если государь стремится добиться власти, признания или лидерства, ему  надо пользоваться символами, проистекающими из мотива любви. Но удержать ее можно, лишь полагаясь на мотив страха. Ведь существует всего два способа  достижения цели – путь закона и  путь насилия. Первый присущ человеку, а второй – диким животным. Правителю  не обязательно выбирать один из двух, ибо данная антиномия неразрешима. Он должен уметь пользоваться обоими способами.

  Руководитель не должен быть щедрым

     Ернист путь государя, его подстерегают опасности там, где он их не ждет. Вчерашний опыт, приведший к успеху, сегодня оборачивается провалом; благо, к которому он стремится, ожидая, что и подчиненные почитают его благом, способно обернуться злом. Государь может проявить самые лучшие лидерские качества, но они не принесут ему пользы. Поэтому правитель не должен быть щедрым в такой степени, чтобы эта щедрость наносила ему ущерб. Но он не должен бояться также осуждения за те пороки, без которых невозможно сохранить за собой власть.

     Умный лидер – это всегда взвешивающий все обстоятельства и последствия  своих поступков правитель. И  круг анализируемых обстоятельств  должен быть достаточно велик, чтобы  ясно понять простую мысль: существуют добродетели, обладание которыми ведет  к гибели, и есть пороки, усвоив которые, можно достичь безопасности и  благополучия.

     Когда на чашу весов поставлено высшее социальное благо – порядок и стабильность, государь не должен бояться прослыть жестоким. Хуже, если он, желая заслужить  расположение подданных, либо от избытка  снисходительности, позволяет развиваться  беспорядкам, грабежам и насилиям. Для  острастки лучше казнить столько, сколько надо, ибо казни касаются все-таки отдельных лиц, а беспорядки – бедствие для всех.

  Полезнее держать в страхе

     Самый знаменитый вопрос Макиавелли, который  до сих пор будоражит умы менеджеров: что для лидера лучше – внушать  страх или любовь? Что для него полезнее: чтобы его любили или  боялись? В принципе лучше, конечно, сочетать оба мотива, но коли в жизни  такое недостижимо, для личной выгоды правителя полезнее держать поданных в страхе. Но поступать надо так, чтобы страх не перерос в ненависть, иначе его ничто не спасет от разбушевавшихся  страстей. Достичь необходимой меры нетрудно, памятуя, что главное –  не посягать на имущественные и личные права подданных. Для пользы дела он может даже казнить кого-то из их родственников, но не посягать на имущество. Ведь люди обыкновенно прощают и забывают даже смерть родителей, но не потерю состояния.

  Быть щедрым – значит быть зависимым

     И еще одно правило: предусмотрительный правитель не должен выполнять все  свои обещания. Он обязан сделать это  лишь в том случае, если неисполнение наносит ему вред. Подобный совет  звучит безнравственно там, где все  люди честны и добросовестны. Но мы-то знаем, что в большинстве своем  подданные не особенно заботятся  о выполнении своих обещаний и  распоряжений государя. Значит, и государь может не быть особенно щепетильным  в выполнении своих обещаний.

     Добиваясь власти, он расточает обещания налево и направо, пытаясь снискать любовь и преданность подчиненных. Но оставаться добрым слишком долго – неимоверно тяжкий груз. Быть добрым, значит дать еще одно обязательство. Даже больше – стать зависимым от подчиненных. А там, где есть зависимость, возникают  нерешительность, малодушие и легкомысленность, т.е. качества, недопустимые для руководителя. Народ презирает в первую очередь  малодушных, а не жестоких. Зависимый государь не способен быть твердым и злым, он неизбежно добр. Однако заслужить ненависть за добрые дела так же легко, полагает Макиавелли, как и за дурные. Вывод: чтобы удержать власть, надо быть порочным.

  Вознаграждай постепенно, наказывай залпом

     Управляя  людьми, их надо либо ласкать, либо угнетать, поступая очень осмотрительно. Люди мстят, как правило, только за легкие обиды и оскорбления. Сильное  давление лишает их возможности мстить. И уж если лидер избрал свой путь, то угнетение должно быть настолько  мощным, чтобы отнять всякую надежду  на сопротивление.

     Добрые  дела и благодеяния правильнее расточать  по капле, чтобы подчиненные имели  достаточно времени для благодарной  оценки. Позитивные стимулы должны цениться, только тогда они выполняют  свое предназначение. Наградами и повышением по службе дорожат, когда они редки, когда раздаются мало-помалу. Напротив, негативные стимулы, наказание лучше осуществлять сразу и в больших дозах. Единовременная жестокость переносится с меньшим раздражением, нежели растянутая во времени. Там, где есть раздражение, управлять поведением людей нельзя. Санкции не нуждаются в оценивании и ответной благодарности, они производят смятение чувств. Сильный гнет лишает подданных возможности отмщения, и это – благо для руководителя. Итак, зло надо творить сразу, а добро – постепенно; гораздо надежнее внушать страх, чем быть любимым. И еще: зло причиняет людям боль, а добро приедается, и оба чувства ведут к одному и тому же результату.

  Качества льва и свойства лисицы

     Правитель не обладает всеми добродетелями  одновременно. Поэтому важно не то, какой он есть, а то, каким он кажется  подданным. На подобную уловку их легче  поймать. Толпа с удовольствием  идет за видимостью успеха. Мудрый лидер  соединяет в себе качества льва (силу и честность) и качества лисицы (мистификацию и искусное притворство), т.е. качества прирожденные и качества приобретенные. От природы человеку дано очень мало, гораздо больше он получает, живя в обществе. Прямодушен, хитер или талантлив он бывает по рождению, но честолюбие, жадность, тщеславие, трусость формируются в процессе социализации индивида. Природа создала людей такими, что они могут желать чего угодно, пишет Макиавелли, но не всегда могут этого добиться. Между двумя полюсами – желаемым и действительным – возникает опасное напряжение, способное надломить человека, сделать его завистливым, коварным или жадным. Ведь желание приобретать превышает наши силы, а возможностей вечно недостает. В результате появляется недовольство тем единственным, чем уже владеет человек. Подобное состояние Макиавелли называет неудовлетворенностью. Зависть порождает врагов, напористость – сторонников.

     Неудовлетворенность – стимул к движению, из нее проистекают  перемены в наших судьбах. Мы таковы, что частью хотим большего, чем  имеем, частью боимся потерять уже приобретенное. Завидуя тем, кто живет лучше, испытываем к ним ненависть, превращая  во врагов тех, кто об этом даже не подозревает. Постепенно стимул к движению превращается в его тормоз; мы становимся врагами  самим себе. Тогда-то и настает  час оборотней; зло предстает  в маске добра, а добро используется во зло. Во всем нужна мера. Желание  приобретать – свойство вполне естественное. Когда одни стремятся к этому  в меру своих сил, другие будут  не завидовать, а хвалить, не осуждать, но одобрять. Плохо, когда они не могут, но добиваются, не заслуживают, но получают.

     Макиавеллиевский «Государь», ставший с тех пор политическим учебником по управлению, изобилует настолько смелыми (и, несомненно, глубокими) реминисценциями, что и сегодня не всякий решился бы высказаться столь откровенно. Например: «Я полагаю, все-таки, что лучше быть напористым, чем осмотрительным, потому что судьба – женщина, и чтобы одержать над ней верх, нужно ее бить и толкать. В таких случаях она чаще уступает победу, чем когда проявляют к ней холодность. И как женщина, она склонна дружить с молодыми потому, что они не столь осмотрительны, более пылки и смелее властвуют над ней».

  Личность и безликость

     Когда человеку недостает пылкости или  смелости, он предпочитает полагаться не на удачу или везение, а на собственную рассудительность. Быть может, судьба действительно благосклонна к молодым и безрассудным, но жизнь учит осмотрительности и постепенности. Честные и смелые идут напрямик, а слабые и невезучие – в обход. Идти в обход, значит, умерять свои аппетиты, сообразовываться с обстоятельствами, где надо – отступить и всегда – притворяться: говорить не то, что думаешь, не доверять первому встречному, поступать только с выгодой себе, думать не так, как велят. Иными словами, играть некую роль, надев социальную маску, через которую не разглядеть настоящее лицо.

     Любимцев  судьбы очень мало, честные и благородные  составляют меньшинство. Их можно назвать  личностями, большинство же – безликая толпа, ибо притворство и есть та маска, которую вынуждены носить не-личности, чтобы скрыть обман и коварство. Поэтому о людях вообще можно сказать, что они притворщики. Они бегут от опасностей и жадны до наживы. Когда им делаешь добро, они – навек твои друзья: готовы пожертвовать для тебя жизнью, имуществом и детьми, если, конечно, надобности в этом не предвидится. Но если вы лишите их того, в чем они особенно нуждаются, или что ценят превыше всего, даже когда это нужно сделать для общественного блага, они вас предадут или возненавидят. Ибо большинство – численное большинство – не обладает стойкими нравственными достоинствами. Чувство собственного достоинства выступает у них не абсолютным императивом, а всего лишь пассивной формой выражения честолюбия и страсти к приобретению.

       Принцип относительности

     Все люди, независимо от того, нравственны  они или нет, стремятся к одной  и той же цели – к славе и  богатству. Хотя каждый выбирает к ней  свой путь: одни поступают осмотрительно, другие берут смелостью; одни прибегают  к хитрости, другие к насилию; одни терпеливы, другие решительны – все  они способны добиться успеха несмотря на то, что образ действий их противоположен. Почему же возможно такое? Поступают различно, но цели достигают в равной мере. Причина кроется в том, что, несмотря на противоположность, и тот, и другой образ действий соответствуют конкретным обстоятельствам, данной минуте. То, что хорошо в одно время, может быть дурно в другое. В одних ситуациях нужна жестокость, а в других снисходительность. Также и выбор цели зависит от обстоятельств: нельзя стремиться установить демократию в развращенном обществе, или, напротив, монархию – в свободолюбивом. Цель следует сообразовывать со средствами, а средства – с обстоятельствами и результатами. Если ваша цель ввести республику, то надо поступать одним образом, а если – монархию, то иначе.

Информация о работе Технология власти Н. Макиавелли