Теория мультикультурализма как синтез философских концепций либерализма и коммунитаризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 04:53, автореферат

Описание

Актуальность исследования. Современное общество, развивающееся в условиях глобализации, представляет собой совокупность различных культур, существующих в едином мировом пространстве. Человечество постепенно приходит к осознанию общности человеческой истории и судьбы. Неоспоримым фактом современной истории является рождение общей цивилизации, которая возникла, существует и обогащается духовно благодаря вкладам всех исторических локальных цивилизаций.

Содержание

Введение.
Глава 1. Социально-философские концепты анализа личности общества и справедливости в либерализме икоммунитаризме.
1.1. Либеральный и коммунитаристский подходы анализа личности и общества.
1.2. Сравнительный анализ либеральной и коммунитаристской теорий справедливости.
Глава 2. Мультикультурализм как результат либерально-комму нитаристского дискурса.
2.1. Гражданское общество как предмет теоретического консенсуса либерально-коммунитаристского анализа.
2.2. Анализ мультикультурного единства гражданского общества в философии Ю. Хабермаса.

Работа состоит из  1 файл

Теория мультикультурализма как синтез философских концепций либерализма и коммунитаризма.docx

— 58.70 Кб (Скачать документ)

    Одной из основных проблем, вокруг которой  велись споры между либералами и  коммунитаристами и которая стала  началом этой дискуссии, является философская концепция справедливости. В теории справедливости Д. Ролза сформулирована либеральная концепция справедливости как честности, представляющая собой современный вариант теории общественного договора. Коммунитаризм рассматривает справедливость как комплексное равенство.

    Коммунитаристы  полагают, что справедливость не может  основываться на приоритетах индивидов, так как индивидуализм может  стать причиной конфликта между  различными требованиями. Справедливость, с их точки зрения, заключается  в возможности культивирования  таких добродетелей, как альтруизм  и благожелательность, а социальная справедливость подразумевает выравнивание имущественного неравенства, и отказ  от принципа естественного отбора сильнейших и выдавливание из общественной жизни  слабых.

    В ходе споров между либералами и коммунитаристами понятие социальной справедливости было рассмотрено с различных  точек зрения, в совокупности с  такими связанными с ней понятиями, как благо, свобода.

    Дискуссия между либералами и коммунитаристами не привела к победе ни одной из сторон, но она продемонстрировала сильные и слабые стороны той  и другой концепций. В конце двадцатого - начале двадцать первого века в философской науке появилось течение мультикультурализма, смысл которого заключается в синтезе либеральной и коммунитаристской концепций. В идеале мультикультурализм должен воплощать либеральное внимание к индивиду или же, в контексте диалога культур, к малым группам, различного рода меньшинствам, либеральную справедливость, основанную на честности и одновременно включать в себя коммунитаристское стремление к интеграции, взаимопониманию, комплексному равенству и солидарности. Отчасти причиной возникновения мультикультурализма стало формирование гражданского общества. Мультикультурализм реализовался в философских теориях коммунитаристов Ч. Тэйлора и М. Уолцера и либерала У. Кимлики. Проследив ход рассуждений У. Кимлики, можно отметить, что основная идея его теории состоит в том, что он считает справедливым наличие у индивидов неравных долей социальных благ, если индивиды заслужили эти неравенства, то есть если эти неравенства являются результатом их выбора и индивидуальных действий. Но неравенство в природных способностях и социальном положении являются незаслуженными. Перед современным мультикультурным обществом остро встает проблема сосуществования с

    Другим, и, следовательно, проблема терпимости или толерантности к Другому. М. Уолцер, рассматривая толерантность  как социально значимую характеристику, определяет ее как особый позитивный способ принятия различий, который  исключает развитие конфронтаций и  ксенофобий.

    Анализируя  мультикультурализм, необходимо рассматривать  его, прежде всего с позиции диалога  культур, поскольку очевидно, что  в понятии "мультикультурализм" основой является понятие "культура". Культура не является однородной по своей  сути, она динамична, она создается, разрушается, перестраивается. Она  сама множественна и включает элементы других культур. Мультикультурализм, или  культурный плюрализм подразумевает  сосуществование многих культур  в одном месте, без преобладания какой-либо одной культуры в регионе. Создавая широчайший спектр человеческих различий, приемлемых для большого числа людей, мультикультурализм стремится  к преодолению расизма, различия полов и других форм дискриминации. Мультикультурализм - практика признания  и уважения различных культур, религий, рас, этничностей, мнений внутри окружающей среды. Поэтому в контексте практики мультикультурализма возникает  необходимость межкультурной коммуникации или, в философском смысле диалога культур. Очевидно, что человечеству приходится постоянно вести диалог, в процессе которого происходит расширение взаимодействия, сотрудничества и содружества различных национальных культур на основе признания и уважения их самобытности.

    Современное мультикультурное общество представляет собой конгломерат различных  групп, вынужденных существовать совместно. Задачи, стоящие перед современным  обществом, требуют глубокого философскогоосмысления и, как следствие, появления новых философских теорий, проектов, которые позволили бы обосновывать и прогнозировать будущее общественное развитие в рамках современных мультикультурных реалий. В этом отношении представляет интерес философский проект Юргена Хабермаса, одного из выдающихся представителей современной философской мысли. Ю. Хабермас, много лет занимается различными проблемами мультикультурализма, включая проблему сосуществования с Другим и проблему противостояния национального и глобального в современном обществе.

    Ю. Хабермас видит оригинальный синтез либерализма и коммунитаризма в  концепции государства, где объединяющую функцию, которую в республиканском (коммунитаристском) проекте играет идея национального, выполняет консолидирующая сила коммуникации, устанавливающая справедливый баланс разнородных и разнонаправленных интересов. Главный аргумент Ю. Хабермаса в защиту своей концепции это то, что его проекты и главное теория коммуникативного действия рассчитаны на понимание как фундаментальный способ человеческого бытия.

    Сама  попытка решить проблему сосуществования  путем синтеза либеральной и  коммунитаристской концепций заслуживает  пристального внимания. Дискуссия между  либералами и коммунитаристами, продолжающаяся уже в течение нескольких десятилетий, видимо, заканчивается. Естественный процесс  слияния философских течений  либералов и коммунитаристов отражается в этике дискурса Ю. Хабермаса, когда он пытается связать воедино права индивидов и благополучие общества. Этот процесс слияния двух философских направления просматривается и в поисках консенсуса, в рамках которого может быть сохранена свобода индивида и одновременно достигнуто гражданское согласие.

    Компаративистский анализ концепций либералов и  коммунитаристов дает основание  сделать вывод, что несовершенство обеих теорий в сочетании с  их достоинствами уже привел к  относительной конвергенции этих философских  направлений, и к появлению мультикультуралистских концепций, проектов подобных коммуникативной  этике Ю. Хабермаса, воплощающих  в себе положительные стороны  обоих философских направлений.

Список  литературы: 

1. Аберкромби, Н. Социологический словарь / Н.  Аберкромби, С. Хилл, * Б. Тернер ; пер.  с англ. И .Г. Яковлева ; под ред.  С.А. Ерофеева.

2. М. : Экономика, 2004. 620 с.

3. Алексеева,  Т.А. Джон Ролз и его теория справедливости // Т.А. Алексеева//Вопросы философии. 1994.-№ 10.-С. 26-37.

4. Алексеева,  Т.А. Справедливость. Морально-политическая философия Джона Ролза / Т.А. Алексеева. М.: Наука, 1992. - 194 с.

5. Анисимов, С.Ф. Духовные ценности : производство  и потребление /

6. С.Ф. Анисимов. -М. : Мысль, 1988. 284 с.

7. Апель, К.-О. Трансформация философии / К.-О. Апель ; пер. с нем. В.Куренного, Б.Скуратова. М.: Логос, 2001. - 344 с.

8. Апель,  К.-О. Этноэтика и универсалистская микроэтика: противоречие или дополнительность? // К.-О. Апель // Политическая мысль (Киев). 1994-№ 3. - С. 115-119; №4.-С. 85-92.

9. Аристотель. Сочинения в 4 т. / Аристотель. М. : Мысль, 1983. -1975 с.

10. Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика.  Категории / Аристотель. Минск : Литература, 1998. - 1392 с.

11. Арчад,  Д. Упование на лучшее / Д. Арчад  ; пер. с англ. И. Мюрнберг. -М. : Идея-Пресс,  Дом интеллектуальной книги, 2000.-217 с.

12. Ю.Бауман, 3. Глобализация. Последствия для  человека и общества / I 3. Бауман ; пер. с англ. М.Л.Коробочкина, под ред. Е.В. Яновской. М. : Весьмир, 2004 188 с.

13. Бауман, 3. Индивидуализированное общество / 3. Бауман ; пер. с англ. под ред.  В.Л. Иноземцева. М. : Логос, 2002. - 390 с.

14. Бахтин, М.М.  Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. М. : Художественная  литература, 1979. - 412 с.

15. Бербешкина, З.А. Справедливость как социально-философская  категория / З.А. Беребешкина. М.: Мысль, 1983. - 204 с.

16. Библер, B.C. Замыслы / B.C. Библер. М. : Изд-во Российского  государственного гуманитарного  университета, 2002. - 879 с.

17. Библер, B.C. Нравственность. Культура. Современность. (Философские размышления о жизненных проблемах) / B.C. Библер. -М. : Знание, 1990.-64 с.

18. Библер, B.C. От наукоучения к логике культуры. Два философских введения в двадцать первый век / B.C. Библер. М. : Политиздат, 1990 - 413 с.

19. Бубер, М. Два образа веры / М. Бубер; пер. с нем. под ред. П.С. Гуревича, С .Я. Левит, С. В. Лёзова. -М. : Республика, 1995. 464 с.

20. Бусова, H.A. Делиберативная модель демократии  и политика интересов / H.A. Бусова // Вопросы философии. 2002. - № 5 - С. 44-54.

21. Бусова, H.A. Этика блага и мораль справедливости / H.A. Бусова // Человек. 2002.- № 3. - С. 22-26.

22. Бэкон, Ф. Опыт и наставления нравственные и политические / Ф. Бэкон ; пер. с англ. З.Е Александровой. М.: АН СССР, 1954. - 242 с.

23. Власова,  В.Б. Дилемма коммунитаризма и либерализма как проблема философии права Электронный ресурс. / В.Б. Власова. Режим доступа : www.patentattorney.narod.ru. -Заглавие с экрана.

24. Гегель, Г.В.Ф. Наука логики. В 3 т. Т. 3 / Г.В.Ф. Гегель ; пер. с нем. под ред. М.М. Розенталя. М. : АН СССР, 1972. - 374 с.

25. Гегель, Г.В.Ф. Феноменология духа / Г.В.Ф. Гегель ; пер. с нем. Г. Шпета. СПб.: Наука, 1999. - 444 с.

26. Гегель, Г.В.Ф.  Философия права / Г.В.Ф. Гегель ; под ред. B.C. Нерсесянц. М.: Мысль, 1990. - 524 с.

27. Гринберг, Л.Г. Новиков А.И. Критика современных буржуазных концепций справедливости / Л.Г. Гринберг, А.И. Новиков. Л. : Наука, 1977. -171 с.

28. Гусейнов, A.A. Философия. Мораль. Политика / A.A. Гусейнов. -М.: ИКЦ "Академкнига", 2002. 304 с.

29. Гуссерль, Э. Философия как строгая наука / Э. Гуссерль ; пер. с нем. O.A. Сердюкова. Новочеркасск : "Сагуна", 1994.-358 с.

30. Дробницкий, О.Г. Моральная философия. Избранные  труды / О.Г. Дробницкий. М.: Гардарики, 2002. - 253 с.

31. Дробницкий, О.Г. Понятие морали. Историко-критический  очерк / О.Г. Дробницкий. М.: Наука, 1974. - 388 с.

32. Дробницкий, О.Г. Структура морального сознания / О.Г. Дробницкий // Вопросы философии. 1972. - № 6. - С. 51-62.

33. Дубко, Е.Л. Титов, В.А. Идеал, справедливость, счастье / Е.Л. Дубко, В.А. Титов. М. : Изд-во МГУ, 1989. - 191 с.

34. Зидентоп, Л. Демократия в Европе / Л. Зидентоп ; пер. с англ. под ред. В.Л.  Иноземцева. М.: Логос, 2001. - 312 (+XLVII) с.

35. Иноземцев,  В.Л. Пределы догоняющего развития / В.Л. Иноземцев. -М. : Экономика, 2000. 295 с.

36. Иноземцев, B.JI. Расколотая цивилизация: наличествующие  предпосылки и возможные последствия  постэкономической революции /

37. B.Л. Иноземцев.  М. : Academia, Наука, 1998. - 740 с.

38. Иноземцев,  В.Л. Современный постмодернизм:  конец социального или вырождение  социологии / В.Л. Иноземцев // Вопросы  философии. 1998. -№9.-С. 23-37.

39. Интервью  с А. Макинтайром. // Вопросы философии. 1996. - № 1.1. C. 91-100.

40. Историко-философский  ежегодник / отв. ред Н.В. Мотрошилова. -М. : Наука, 2000. 380 с.

41. Казарезов,  В.В. Справедливость. Миф? Реальность? / В.В. Казарезов. -М. : Турбопринт, 1997. 154 с.

Информация о работе Теория мультикультурализма как синтез философских концепций либерализма и коммунитаризма