Теория политической системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 07:45, лекция

Описание

1. Понятие системного подхода, его основные черты и принципы 2 Что внес системный подход в изучении политики?

Работа состоит из  1 файл

Политология.doc

— 115.00 Кб (Скачать документ)

   -Назначение лидеров управляемыми ими людьми происходит путём честных и состязательных выборов

   -Народ является единственно легитимным источником власти

   -Общество осуществляет самоуправление ради общего блага и удовлетворения общих интересов

   Народное  правление требует обеспечения  ряда прав для каждого члена общества. С демократией связан ряд ценностей: законность, равенство, свобода, право на самоопределение, права человека и др.

   Анархия

   Анархию можно определить как отсутствие политического режима, безвластие. Такое состояние возможно, как  правило, в течение непродолжительного периода времени, при упадке государства и катастрофическом снижении роли государственной власти или противостоянии политических сил, претендующих на её осуществление, такое состояние характерно для периода больших потрясений (революций, гражданских войн, оккупации). Также анархия представляется как форма общественного устройства, но не как некое промежуточное состояние в момент перехода от одного политического режима к иному.

   Другие  виды политических режимов

   Часто выделяют и другие политические режимы:

   Тирания, Султанизм, Посттоталитаризм, Феодализм, Плутократия, Диктатура, Военная диктатура,Клептократия, Корпоратократия, Меритократия, Монархия, Аристократия, Олигархия, Тимократия,Охлократия,Фашизм, Диктократия, Демократура, Диктабланда 

   8. 1.1 Как можно охарактеризовать политическую оппозицию? 1.2 Представлена ли она в политической системе РК?

   Оппозиция – от лат. oppositia - противопоставление) - способ противопоставления одних политических взглядов, идей, действий другим политическим взглядам, действиям. Оппозиция в политике может осуществляться на разных уровнях политического властвования, в разных видах государственной и партийной власти, внутри каждой из них. Различают парламентскую оппозицию, коей является организация, как правило, по партийному критерию, фракция, которая всеми доступными ей средствами ведет антиправительственную деятельность, добиваясь его отставки и своего прихода к власти. В рамках единства государственной власти может сложиться ситуация, при которой две ее структуры - законодательная и исполнительная - находятся в оппозиционном состоянии, что было в России в 1993 г. Способ такой оппозиционности всегда трудный, резкий, ибо если виды государственной власти находятся в состоянии "войны", абсолютизации своих властных функций, то это показатель того, что страна неуправляема и разрешать данный конфликт следует быстро, радикально. Внутрипартийная оппозиция существует тогда, когда в партии нет единства по коренным, принципиальным вопросам ее деятельности. Дело заканчивается расколом, уходом оппозиционеров из данной партии; могут быть также последствия иного рода, когда, например, партия переходит в иное организационное и содержательное состояние. Политическая оппозиция может быть реальной и нереальной, умеренной и радикальной, конструктивной и деструктивной, утопической и реалистической, демократической и антидемократической и т. д. В любом случае оппозиция есть свидетельство того, что в обществе и государстве есть иные, нежели официальные, точки зрения, позиции, программы деятельности, с которыми следует считаться и, если они конструктивны, принимать на вооружение и к исполнению. Ведь оппозиция позволяет правящей партии, государственно-властным структурам видеть их недостатки, чувствовать "дыхание" своих конкурентов. Политическая оппозиция есть необходимый и желательный элемент политического бытия общества. В многообразии людских отношений политических пространства и времени всегда были и будут слои, группы людей, организованные и неорганизованные, официальные и неофициальные, которые недовольны действиями существующей политической власти ее институтов. Они критикуют власть, обнародуют свои программы действия, стараются показать, по их мнению, оптимальный в данных условиях способ и механизм деятельности конкретного органа власти и т.п. Власть в свою очередь, вынуждена прислушиваться к мнению оппозиции, если оно, с ее точки зрения, полезно и эффективно, не нарушает стратегического политического ядра, разработанного властями. Оппозиция способствует плюрализации мыслей и действий, если она конструктивна. Деструктивная оппозиция, наоборот, занимается критиканством, популизмом, мешает действиям властей. В демократическом правовом обществе и государстве политическая оппозиция конструктивна, поскольку ее деятельность основывается на праве и культуре, реальных интересах социальных общностей людей.

   1. 2 Результаты прошедших в Казахстане выборов сфальсифицированы, - сказал Жандосов. - Наша партия на выборах получила не менее 20 процентов, и ЦИК украл около 25 процентов голосов». 18 августа в Казахстане прошли парламентские выборы, на выборах с 88,8 процентами голосов одержала победу пропрезидентская партия Нур-Отан. Ни одна другая партия не преодолела семипроцентный проходной барьер. Уже в воскресенье ОСДП подала несколько исков на результаты выборов. Основными доказательствами в суде, по словам Жандосова, будут протоколы участковых комиссий, полученные наблюдателями от партии после подсчета результатов голосования. «Протоколы участковых избирательных комиссий по Алматы у нас все, а что касается протоколов по стране, то имеются в наличии только 1/3 часть», - сказал он, добавив, что иски будут подаваться по мере поступления документов с других участков. По данным ЦИК, Общенациональная социал-демократическая партия набрала 4,62 процента голосов, партия "Ак жол" - 3,27 процента, партия "Ауыл" - 1,58 процента, Коммунистическая народная партия Казахстана - 1,31 процента, Партия патриотов Казахстана - 0,75 процента, партия "Руханият" - 0,41 процента. Явка на выборах составила 64,56 процента. В Казахстане 10 тыс. избирательных участков. Из 15,4 мил. населения 8,8 обладают правом голоса. В ЦИК не удалось получить комментарии на обвинения Жандосова. Жалобы на нарушения в период избирательной кампании поступали и до дня выборов. Всего в ЦИК Казахстана поступило 262 жалобы, в том числе 18 – в день выборов, сказал председатель Центризбиркома республики Куандык Турганкулов на пресс-конференции после выборов. По всем жалобам проводятся проверки, сказал он. Международные наблюдатели на выборах в Казахстане не сошлись во мнениях. ОБСЕ сочла, что прошедшие в Казахстане парламентские выборы не отвечают международным стандартам в связи с отсутствием в них прозрачности при подсчете голосов, а также высокого порога для прохождения партий в парламент. ОБСЕ в заявлении, распространенном по итогам выборов отметила нарушения более чем на 40 процентах избирательных участков из тех, где побывали наблюдатели. Избирательное законодательство Казахстана ОБСЕ назвала «ограничительным», в частности, из-за семипроцентного проходного барьера. Комментируя результаты голосования, глава миссии долгосрочных наблюдателей ОБСЕ в Казахстане Любомир Копай заявил, что однопартийная система свидетельствует об отсутствии в стране демократии. «Я никогда не видел демократической страны с одной партией», - сказал он на пресс-конференции в Астане после объявления результатов выборов. Однако председатель Исполкома СНГ Владимир Рушайло, который возглавлял миссию наблюдателей СНГ заявил, что выборы соответствовали общепринятым демократическим подходам к организации проведения выборов и избирательному законодательству страны. Он признал, что в ходе выборов были выявлены некоторые недостатки и нарушения. Например, на избирательных участках №2 и №3 в Астане опрос на выходе избирателей после голосования проводили студенты и школьники, не обладающие соответствующим профессиональным опытом. ОБСЕ заключает, что выборы в Казахстане не соответствовали ряду международных стандартов. 

   7. Какие факторы политической стабильности и нестабильности вы можете назвать?

   Стабильеность

   Внутренние  факторы 

   Политические 

   Сохранение  баланса сил между влиятельными группами давления

     Данный фактор является одним  из самых существенных при  анализе политической ситуации  в Казахстане, которая сильно  зависит:

     а) от расстановки сил между  конкурирующими политическими игроками;

     б) способности президента держать  ситуацию под контролем, не  давая ни одной из конкурирующих  групп усилиться настолько, чтобы  заявлять права на расширение  своих политических и экономических  интересов. 

   Экономические

     Внутренние и внешние экономические факторы

   Внутренние 

   1. Стабильная добыча и экспорт  минеральных ресурсов.

   2. Борьба с «теневым» рынком.

   3. Диверсификация экономики. 

   4. Борьба с коррупцией.

   Внешние

   1. Высокие темпы развития мировой  экономики. 

   2. Благоприятная ценовая конъюнктура на мировом рынке энергоресурсов.

   Нестабильность

   Политическая  нестабильность. Фактор нестабильности.

    

   Политическая  нестабильность является и важнейшим фактором нестабильности нормативно-правовой базы функционирования экономики. В результате власть оказывается исключительно уязвимой перед лицом разнообразных лоббистов и принимает решения, которые сама же вскоре вынуждена отменять. Анализ показывает, что устойчивость принимаемых исполнительной властью нормативных документов (указов президента и постановлений правительства) непосредственно связана с уровнем стабильности политической ситуации в стране. В моменты усиления нестабильности резко возрастает уязвимость власти  перед группами интересов, стремление покупать политическую поддержку, что отражается на качестве нормотворчества. Принимаемые в моменты слабости власти указы и постановления отличаются тем, что имеют очень короткий период действия, поскольку власть стремится отменить их как можно скорее.

   Более чем наглядно проявляется проблема полицентризма власти. Центральное правительство находится под постоянным давлением со стороны региональных властей, многие из которых откровенно игнорируют федеральное законодательство, а тем самым и Конституцию. Показателем ослабления федеральной власти становится постепенное, но неуклонное сокращение доли Федерации в консолидированном бюджете и одновременно увеличение в нем доли бюджетов субъектов Федерации. Причем в моменты обострения экономического кризиса (например, в 1991 — 1992 гг., в середине 1993 г., в сентябре 1998 г.) происходило резкое усиление сепаратистского давления регионов на федеральную власть (и, соответственно, на федеральное законодательство). 
 
 

   6 1.1 Что означает понятие политический режим?

     Политический (государственный) режим – способ функционирования государственной власти. Политический режим характеризуется методами осуществления политической власти, степенью политической свободы в обществе, открытостью или закрытостью элит с точки зрения социальной мобильности, фактическим состоянием правового статуса личности.

     Политический  режим – это динамичная, функциональная характеристика политической системы. Категория «политический режим» и «политическая система» тесно связаны между собой. Если первая показывает весь комплекс институтов, участвующих в политической жизни общества и в осуществлении политической власти, то вторая – как эта власть реализуется, как действуют данные институты: демократично, либо недемократично (см. схему 1).

   1.2 Политическая система

   Политическая  система - упорядоченная целостность взаимосвязанных, взаимозависимых политических институтов и политических организаций общества.

   Политическая  система общества или политическая организация общества — организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий (отношений) политических субъектов, связанных с осуществлением власти (правительством) и управлением обществом.

   Данное  понятие объединяет разнообразные  действия и взаимоотношения властвующих  групп и подвластных, управляющих  и управляемых, господствующих и подчинённых, теоретически обобщает деятельность и взаимосвязи организованных форм властеотношений — государственных и иных институтов и учреждений, а также идеологических и политических ценностей и норм, регулирующих политическую жизнь членов данного общества. Понятие политическая система обозначает характерные для определённого общества структуры политической деятельности и отношений и типы политического процесса. 

   3 Как функционирует политическая система по Д. Истону?

   Концепция политической системы Дэвида Истона: политическая система как «черный ящик»

   Истон считал: системный анализ политической жизни основан на тезисе о «системе, погруженной в среду» и подверженной воздействиям с ее стороны, а это означает, что для выживания системе нужна способность реагировать. При этом политическая система – это система особого рода, поскольку она, являясь совокупностью разных взаимодействий, осуществляет привнесение в общество ценностей авторитетным способом.

   Важно отметить, что термин «политическая  система» стал использоваться в том числе для того, чтобы уйти от государственноцентричности в анализе политике, что было особенно актуально применительно к незападным, развивающимся обществам, для которых была чрезвычайно актуальна проблема государственности (точнее, государственной состоятельности). Таким образом, термин политическая «система» позволил обойти несовершенство политической науки 1950-х в изучении и современных, и несовременных обществ.

   Анализируя  политическую систему, Истон использовал  тот же алгоритм функционирования открытой системы, который описывал фон Берталанфи, – при взаимодействии с внешней средой политическая система вырабатывает ответные реакции на поступившие стимулы (Рис. 2). Сама политическая система – это «черный ящик», а, значит, система подлежит исследованию исключительно через взаимодействия с внешней средой.

   Понятие «черный ящик» был заимствован  из системотехники. Он используется для  обозначения систем, чья структура  и внутренние процессы очень сложны либо вообще неизвестны. Метод изучения таких систем основан на исследовании их реакций на известные (заданные) входные воздействия (сигналы).

   Истон определил границы  политической системы, использовав понятия  «вход» и «выход». На «входе» Истон выделяются два основных вида импульсов: требования и поддержка. Требования – это любое обращение по поводу распределения ценностей в обществе. Истон выделил три основных вида требований – распределительные, регулировочные, коммуникативные. Если требования являются неким «кнутом» для политической системы, то поддержку можно рассматривать в виде «пряника» - как лояльное отношение к политической системе со стороны внешней среды. За счет поддержки обеспечивается жизнеспособность и стабильность функционирования политической системы.

Информация о работе Теория политической системы