Теория политической системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 07:45, лекция

Описание

1. Понятие системного подхода, его основные черты и принципы 2 Что внес системный подход в изучении политики?

Работа состоит из  1 файл

Политология.doc

— 115.00 Кб (Скачать документ)

   Политическая  система, реагируя на воздействия внешней среды, преобразует стимулы (требования и поддержку) в решения и действия на «выходе». Политические решения – это новые нормы, они имеют форму законов, заявлений, регламентов, тогда как политические действия осуществляются в виде различных мер по регулированию и решению важных проблем общественной жизни. Посредством решений и действий политическая система воздействует на общественную жизнь и неким образом преобразует ее, добиваясь более позитивных стимулов в дальнейшем в виде поддержки на «входе».

   Необходимо  отметить, что политическая система, как это следует из самой логики системного подхода, является «открытой  системой», получающей постоянные раздражители и стимулы от внешней среды. Основной целью политической системы являются выживание и сохранение стабильности посредством адаптации, приспособления к среде. В основе этого механизма лежит принцип, согласно которому политическая система для поддержания внутренней стабильности должна постоянно реагировать на вызовы внешней среды. Последняя подразделяется на интрасоциетальную (экономика, культура, социальная структура, межличностные отношения) и экстрасоциетальную («все системы, являющиеся внешними по отношению к данному обществу», включая международное сообщество). 

   Таким образом, политическая система, с точки зрения Истона, — это не просто система взаимодействия ее структур, а постоянно изменяющаяся, функционирующая, динамичная система. 

   

   4- вопрос устно можно  ответить

   5 какие поддержки  у политической  системы в казахстане?

   Казахстан предпринял важный и исторический шаг в сторону создания открытой, сбалансированной, демократической политической системы. Новый этап демократизации в Казахстане, начатый принятием поправок в действующую Конституцию, означает конструирование политическими силами страны демократических институтов и процедур, в рамках которых и будет развиваться дальнейший политический процесс. Демократизация политической системы предполагает открытую конкуренцию политических сил за право формировать органы государственной власти. Вводится пропорциональная система выборов депутатов. Избиратели республики отныне будут голосовать прежде всего за партии и их политические программы, формируя тем самым партийную культуру в Казахстане.

   Введение  новой для страны пропорциональной системы выборов будет способствовать созданию развитой демократической системы. Причем пропорциональная система будет гибкой, представит практически полный срез интересов общества. В мажилисе парламента РК будут представлены основные политические силы, получившие поддержку избирателей и преодолевшие проходной барьер. Именно пропорциональная система является наиболее оптимальной для Казахстана в контексте решения задач политической модернизации. Ныне пропорциональная система выборов – один из основных признаков демократического общества.

   Среди главных проблем  становления нового этапа демократических  преобразований –  проблема выбора в  пользу той или  иной политической партии. Вполне возможна поляризация общества, отсутствие устойчивого консенсуса относительно целей и путей дальнейшего развития страны и общества – иными словами, возникнет конкурентная среда. В условиях пропорциональной системы в период выборов политические партии становятся главными субъектами политического процесса. Распределение мест в парламенте между партиями пропорционально количеству полученных голосов и способствует сохранению на политической арене средних и малых партий, что приведет к созданию в стране подлинной многопартийности.

   Таким образом, становление  конкурентной партийной  системы становится новой проблемой. Но именно партийная система, дополненная сетью групп давления, сможет служить инструментом контроля общества за деятельностью государства, обеспечивать конкурентный отбор в политическую элиту.

   Речь  идет о специализированных группах, объединяющих молодежь, женщин, ветеранов, спортсменов, представителей бизнеса, науки, культуры, работников отдельных отраслей промышленного производства, сельского хозяйства и других социальных слоев с целью охвата широкого круга населения страны и их привлечения к деятельности политической партии. Созданные при политических партиях молодежные движения, культурные общества, спортивные ассоциации и другие «массовые организации» действуют параллельно с политическими партиями и позволяют привлечь людей, которые неохотно вступают в политические партии, но озабочены какойто политической или социальной проблемой. Так, по сути, каждый член общества попадает в сеть взаимосвязанных организаций, союзов, молодежных объединений, женских групп, движений за экологию и т. д.

   Членство  в различных группахсоюзах, кооперативах, обществах взаимопомощи, гражданских  организациях, движениях ветеранов  и местных группах разного  вида – весьма распространенная практика в скандинавских странах. Наиболее типичными являются молодежные группы и женские организации, ассоциации художников, общества взаимопомощи и кооперативы.

   В каждой стране идет партийная конкуренция  за общественное мнение и будущие  голоса избирателей, есть размежевания и по религиозным убеждениям. В  Словакии, к примеру, основное размежевание имеет иной характер и проявляется на разных уровнях: позиционном – толерантность к меньшинствам и зарубежным влияниям против тенденций мажоритаризма и ксенофобии; электорального поведения – голосование за венгерские партии против голосования за словацкие партии. Если взглянуть на политическую карту Венгрии, то партийная система выглядит как модель ВостокЗапад и четко привязана к географии игнорирования голосования. Коридор БудапештВена активно ориентирован на правые партии, индустриальная часть страны тяготеет к левым. Достаточно четкая и стабильная политическая география Польши, где существуют классические размежевания: центрпериферия, левые­правые.

   Казахстанским политическим партиям необходимо в  своей деятельности опираться на общественное мнение. Это особенно касается нынешнего периода демократических реформ в Казахстане. Влияя на общественность, политические партии будут расширять свое присутствие в парламенте страны.

   Любая партия, будь то массовая или элитарная, должна активно проводить пропаганду своих идей среди гражданского населения через плакаты, печать, рекламные кампании. В США приобретение группами давления газет, которые потом начинают защищать интересы своих новых хозяев, является обычной практикой, а во Франции на это смотрят неодобрительно. Давление на средства массовой информации со стороны финансовых и промышленных групп при всей рекламе свободы слова и свободной прессы, остается важным в западных демократиях. Конечно, возрастающая в мире тенденция СМИ к независимости в некоторой степени ослабляет воздействие идей политических партий на общественное мнение.

   Немаловажное  значение для закрепления  политических партий в партийной системе  играют заявленные ими  программы, которые  охватывают широкий  спектр политических, экономических, социальных проблем.

   Хотелось  бы обратить внимание и на такой  элемент политических программ, как  внешнеполитическая программа. В демократических  государствах в программах политических партий присутствует решимость партий стать центральным звеном в процессе формирования внешнеполитического курса государства, в первую очередь когда речь идет о национальной безопасности. Это наглядно проявляется в настоящее время на примере противостояния Демократической и Республиканской партий в США, касающихся проблем обеспечения национальной безопасности.

   В большинстве демократических стран  соотношение партийных сил в  парламенте определяет состав правительства. Правительство совместно с правящими  партиями изучает и согласовывает  принципиальную направленность внешней политики, реализация которой – предмет пристального контроля и поддержки или оппозиции со стороны парламентских партий, отражающих интересы разных слоев населения страны.

   Если  коснуться западноевропейских стран, то политические партии заявляют основные параметры общей стратегии внешнеполитического и внешнеэкономического курса на предстоящий парламентский период.

   В Казахстане, где определение внешнеполитического  курса – прерогатива президента, политическим партиям в ходе подготовки своих программ действий целесообразно обозначить свое отношение к проблемам мира, безопасности. В целях поддержки внешнеполитического курса нашего государства можно было бы рекомендовать в будущем создание политическими партиями, которые получат места в парламенте и будут иметь свои фракции в мажилисе, помимо парламентского комитета по международным делам, обороне и безопасности своего Межпартийного совещания по внешней политике, по примеру Государственной думы РФ. Это продемонстрирует стремление казахстанских политических сил обеспечить преемственность внешнеполитического курса нашего государства, его международных обязательств и отразит уже сформировавшуюся тенденцию поддержания в Казахстане широкого общественного согласия по проблемам внешней политики.

   Казахстанским политическим партиям в период становления партийно-политической системы в стране следует стремиться избегать резкого противостояния и конфликтов, которые при негативном раскладе могут сказаться на стабильности. Хотя поляризация взглядов – это довольно значимый фактор партийной политической системы. Но сами противостояния не транслируются в партийные системы: надо рассматривать организационную и электоральную стратегии, взвесить преимущества, необходимо анализировать протесты, интересы в обществе.

   Заслуживает внимания процесс становления современных партийных систем в Эквадоре, Перу, Боливии. В 1980-е годы эти страны переходили от авторитаризма и неразвитой к более развитой демократии. Эти годы характеризовались оформлением многопартийности. Количество партий превысило предел, за которым идеологические различия стали несущественными. Только в Эквадоре действовало 10-15 партий. Увеличение роли партий в политическом процессе обусловлено в значительной степени ростом числа их членов. В Перу было две главные партии – Перуанская апристская партия (ПАП) и «Народное действие» (НД), которые объединяли в своих рядах порядка 700 и 900 тысяч членов соответственно. Для страны в 20 миллионов граждан это очень высокий показатель. Но остается фактом, в те же 80-е годы прошлого столетия фактическое членство отличалось от заявленного числа. Отсюда катастрофическое падение авторитета партий. Причем для них характерно нечеткое и аморфное строение, внутрипартийные отношения преимущественно авторитарного и директивного стиля.

   Однако  в последние полторадва десятилетия наблюдается демократизация внутрипартийных отношений. Партии стали менять свой стиль, упрощая процедуру вступления в их ряды, прекращая борьбу с фракционностью и инакомыслием, усиливая активность в парламенте.

   В Казахстане идет становление своей партийно-политической системы. Учитывая высокий уровень проведенных политической и социальноэкономической реформ в Казахстане, темпы развития партийно-политической системы будут интенсивными. Основные элементы партийной системы создаются на основе современных концепций партийного строительства. Казахстанская партийная система формируется в условиях всеобщего избирательного права, развитой коммуникативной системы, интенсивно содействующих ускорению дальнейшей демократизации общества.

   Казахстанским партиям надо задуматься над четкой организацией своих рядов, стать  более открытыми и гибкими, демократизируя внутрипартийные отношения. Надо надеяться, что потенциал популизма окажется в казахстанской партийной системе  очень ограниченным. Вспомним российскую ЛДПР, которая не имеет ныне такой общественной поддержки, как в момент ее появления. Конечно, нельзя исключать появление популистских идей в период избирательной кампании. Но по мере развития отношений партии и масс населения их значение будет уменьшаться, поскольку значимость любой партии будет определять гражданское население. В партийно-политической системе не исключена коммерциализация партий, когда политики и бизнесмены будут стремиться вступать в партии, которые, в свою очередь, также проявят заинтересованность в статусных людях из разных слоев общества и регионов. В такой ситуации ценностноидеологический фактор утрачивает свое влияние. В результате возникает имитация партийности. Дефакто регионы, крупный бизнес будет вести борьбу внутри партии за свои интересы. Реальные партии, отражающие интересы различных социальных слоев и расклад политических сил в обществе, станут возможны лишь тогда, когда граждане страны смогут свободно в них объединяться.

   Создание  многопартийности создает предпосылки для трансформации политических сил в сторону большей демократизации общества. Вполне возможно, что именно многопартийность и пропорциональная система обеспечат институциональную базу для дальнейших демократических реформ в Казахстане.

Информация о работе Теория политической системы