Томас Гоббс и Джон Локк о гражданском обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 08:48, курсовая работа

Описание

В наши дни понятие «гражданское общество» возвращается на страницы достаточно широкой печати. Чем это объясняется? Французский политолог Доминик Кола пишет, что начиная с 70-х годов прошлого столетия, ни один термин не пользовался большей популярностью, чем «гражданское общество»: перекочевывая из научных публикаций к газетным страницам, он и теперь остается предметом нескончаемых дискуссий.

Содержание

1.Введение - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - стр.3
2.Томас Гоббс о гражданском обществе - - - - - стр.5
3.Джон Локк о гражданском обществе - - - - - - стр.10
4.Заключение - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - стр.14
5.Список литературы - - - - - - - - - - - - - - - - - - - стр.16

Работа состоит из  1 файл

Политология (Гражданское общество), БАГСУ, ГМУ-1В, 1-й сем..doc

— 73.00 Кб (Скачать документ)

   Содержание. 

   1.Введение - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - стр.3

   2.Томас  Гоббс о гражданском обществе - - - - - стр.5

   3.Джон  Локк о гражданском обществе - - - - - - стр.10

   4.Заключение - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - стр.14

   5.Список  литературы - - - - - - - - - - - - - - - - - - - стр.16                                          
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   ВВЕДЕНИЕ. 

   В наши дни понятие «гражданское общество»  возвращается на страницы достаточно широкой печати. Чем это объясняется? Французский политолог Доминик Кола пишет, что начиная с 70-х годов прошлого столетия, ни один термин не пользовался большей популярностью, чем «гражданское общество»: перекочевывая из научных публикаций к газетным страницам, он и теперь остается предметом нескончаемых дискуссий1. В настоящее время данная проблема рассматривается в контексте обеспечения дальнейшего развития активности индивидов в обществе, возможностей расширения и углубления его демократизации и вместе с тем ограничения функций государства и усиления контроля за его деятельностью со стороны общества.

   В современной литературе понятие  «гражданское общество» трактуется неоднозначно. И все же чаще всего  его содержание включает всю совокупность неполитических отношений в обществе, т.е. экономических, социальных, в том числе национальных, духовно-нравственных, религиозных и т.д., составляющих жизненную основу политической системы, государства.

   Гражданское общество – это та сфера социальной жизни, в которой люди взаимодействуют  самостоятельно и свободно, исходя из своих индивидуальных целей и потребностей; это сфера самодеятельности, самоорганизации и самоуправления людей. Здесь граждан сплачивает не сила закона и предписаний государства, а взаимный интерес, взаимная выгода и добровольные связи. Важнейшими предпосылками развития гражданского общества являются: а) частная собственность (материальная основа самостоятельности и независимости граждан от государства.

   б) закрепленность в стране других экономических, а также гражданских  и политических прав и свобод личности;

 

   1 Зеркин Д.П. Основы политологии. М.,1996.С.151

                                                                                                                                

   в) содействие государства развитию демократии и самоуправления в обществе;

   г) гражданская зрелость людей (законопослушность, умение пользоваться правами, не забывая  об обязанностях; неравнодушие к судьбам  соотечественников и т.д.)

   Исторически идея гражданского общества восходит к Древней Греции и античному Риму, к политической мысли того времени, в частности, к творчеству Цицерона, когда сложились представления о гражданстве и гражданине и возникло понятие общества как совокупности граждан. Ярким примером гражданского общества того времени может служить древнегреческий полис, представляющий собой гражданскую общину, важной особенностью которой было сочетание общинного характера и своеобразных черт, отличавших эту общину от родовой, семейной, территориальной и т.п.

   Однако  более детально разрабатывать концепции гражданского общества стали идеологи Нового времени: Т.Гоббс, Дж.Локк, Ш.Монтескье, Ж.Ж.Руссо и др. Гражданская трактовка политики, или теория  «гражданского общества» (политическое общество, государство с его Законом), первоначально возникшая как философская концепция,  постепенно превратилась в центральную проблему политической мысли Запада. Английская революция 1640-1660 годов стала отчаянной борьбой за собственность, за церковные земли, что активизировало общественно-политическую мысль того времени. Популярными становятся теории английских философов, политологов, социологов и т.д. Т.Гоббса и Дж.Локка, ставшими сторонниками договорного происхождения государства «естественного права». Права на жизнь, собственность и свободное распоряжение его стали рассматриваться как естественные, Богом данные права человека. Оба философа исходили из представлений о неком «естественном», догосударственном состоянии общества. Однако каждый разрабатывал свою теорию, выдвигая новые идеи, касающиеся проблем по вопросам понимания гражданского общества.                

  ТОМАС ГОББС О ГРАЖДАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ.

 

   Томас Гоббс (1588-1679) – выдающийся философ, политический мыслитель Англии периода  буржуазной революции середины XVII века. Родился семье сельского священника. В 1608 году окончил Оксфордский университет с ученой степенью бакалавра искусств и правом преподавания логики. В период революции покинул Англию, жил в Париже, преподавал математику и философию наследнику английского престола. Здесь же опубликовал свои первые работы: «Элементы законов, естественных и политических», «О теле», «О человеке», «О гражданине» (1642), «Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (1651).

   Политические  взгляды Гоббса сложились под  влиянием английской революции, учений Ф.Бэкона, Госсенди, Декарта и других мыслителей. В работе «Левиафан» философ изложил принципиально новую концепцию гражданского общества, возникающего при переходе от природного (естественного) состояния первозданных, необузданных страстей, всеобщей вражды и страха смерти к  упорядоченному культурному обществу, где власть принадлежит государству.

   Гоббс считает, что сознательно все  люди созданы равными в отношении  физических и умственных способностей и  каждый из них имеет одинаковое с другими «право на все». Более того, природа сама и человеческое существо само по себе не являются ни  добрыми, ни злыми. В естественном состоянии каждый индивид осуществляет естественное право сохранить свою жизнь и избежать смерти. Государство Гоббс относит к искусственно созданным «политическим телам».

   Согласно  Гоббсу, основу социально-политической жизни, ее движущую силу составляют потребности  человека, его материальные и духовные интересы. Для их удовлетворения люди взаимодействуют между собой  и создают искусственные организации («тела»), об одном из которых – государстве – упоминается выше. Особое место в системе потребностей и интересов людей Т.Гоббс отводит власти, стремлению к ней или обладанию ею. Вокруг нее и разворачивается игра интересов, препятствующая признанию политики в качестве строгой науки. «Если бы истина, что три  угла треугольника равны двум углам квадрата, - пишет он в «Левиафане», - противоречила чьему-либо праву на власть или интересам тех, кто уже обладает властью, учение геометрии было бы, если бы не оспариваемо, то вытеснено сожжением всех книг по геометрии»1. Человек также является и существом глубоко эгоистичным, обуреваемым жадностью, страхом и честолюбием. Человеческие существа, желая безопасности и мира, постоянно вовлечены в конфликт с другими. Естественное, догражданское состояние людей порождает известную формулу: «Человек человеку – волк», отсюда фатальная неизбежность в обществе «войны всех против всех». Иметь «право на все» в условиях такой войны – значит фактически не иметь никакого  права ни на что. Это бедственное положение Томас Гоббс называет «естественным состоянием рода человеческого».

   «Всякое общество, - пишет Гоббс, - создается либо ради пользы, либо ради славы, то есть из любви к себе, а не ближнему»2.Это еще и не государство, но, люди, будучи разумными, осознали безнадежность своего существования в «естественном состоянии» и нашли выход в создании общества со всеми властными полномочиями. Учение о государстве Гоббс развивает с помощью концепции договорного происхождения политической власти. Государством является общество, где  «есть единая личность (один человек либо одно собрание), чья воля на основании соглашения многих людей должна считаться волей их всех, с тем чтобы оно имело возможность использовать силы и способности каждого для защиты общего мира»1. Итак, люди соглашались

 
1Политическая социология.. Под ред. Г.П.Сопова. Ростов н/Д.,1997.С.358. 2Политология. Краткий словарь. Ростов н/Д.,1997.С.102

 

передать  все свои естественные права монарху, суверену, который в обмен на

мир осуществляет неограниченную власть. Так возникает  государство – Левиафан, чья власть ограничена естественными законами, выражающимися в стремлении к  миру и утверждению справедливости. «При установлении государства, - отмечает Гоббс, - люди руководствуются стремлением избавиться от бедственного состояния войны, являющегося необходимым следствием естественных страстей людей»2.

   Условиями преодоления естественного состояния  общества служат естественные законы: закон самосохранения, стремления к  миру, отказ каждого человека от своих прав в той мере, в какой требуют интересы мира, перенесение прав на определенное лицо (группу лиц) и всеобщая обязанность выполнять соглашение. Но сами по себе эти законы не срабатывают. Принудить людей к их исполнению может только государство. Его цель – преодоление состояния всеобщей войны, обеспечение мира, безопасности, порядка и совместного труда. Свою цель государство выполняет с помощью издаваемых гражданских законов, обязательных к исполнению всеми.

     С появлением государства общество из естественного состояния переходит в гражданское, главным признаком которого служит наличие обязательной для всех суверенной (независимой) власти.

   Государство, возникшее в результате добровольного  соглашения, Гоббс называет политическим государством. Это понятие впоследствии получило признание в западно-европейских доктринах гражданское общества. Граждане дисциплинированы властью государства, водворяющего в стране мир и порядок. Решающим образом изменяется сам человек, превратившийся в гражданина не по признаку подданства, а в силу его развития, превращения в

     

   1 Политология. Краткий словарь. Ростов н/Д.,1997.С.102.

   2 Политическая социология. Под ред. Г.П.Сопова. Ростов н/Д.,1997.С.359.

 

   целостную и развитую личность. Вместе с ним  прекращается и общество со

всеми присущими ему отношениями. Гражданское (политическое) общество – это «союз  индивидуальностей», коллектив, в котором  его члены обретают высокие человеческие качества.

   Гоббс оставался сторонником сильной  централизованной власти. Его этатистские (от франц.etat – государство) устремления не предусматривали возможности иметь собственность в руках отдельных граждан без разрешения государства. «Никто не обладает какой-либо собственностью вопреки воле того, кому принадлежит верховная власть», - тезис, отстаиваемый Гоббсом1. Он утверждает, что государство формирует собственность и оно же господствует над нею. До создания государства человечеству предшествовало естественное состояние. «Война всех против всех» обусловлена тем, что в естественном состоянии все люди равны, а значит равенство опасно. Гоббс, говоря о форме правления, приемлет к монархии, успехом которой будет подчинение церкви. Религии он отдавал должное внимание в системе обеспечения политической власти, сохранения целостности государства. Демократия, по Гоббсу, это смерть. Власть же (государство), пусть даже чудовище (Левиафан), должна быть всегда. Она нужна, чтобы спасти человечество от самоистребления. Исходным положением в обосновании необходимости государства для Гоббса служит:

  1. тезис о естественном развитии друзей как природных существ
  2. признание двуединой природы человека.

Природа создала людей равными в отношении  физических и умственных способностей. Равенство же способностей людей  обусловливает и равенство их прав на блага. Но эгоизм, властолюбие людей ведет в конечном итоге ко всеобщей войне как естественному состоянию общества.

 

   1 Политология. Краткий словарь. Ростов н/Д.,1997.С.103.

 

Учение  Томаса Гоббса не было востребовано и  в большей степени это объяснялось  том, что государство, согласно его теории, имело право вмешиваться в собственность подданных (частную собственность). Фактически спор о сущности государства, его отличии от гражданской власти завершил Джон Локк.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   ДЖОН ЛОКК О ГРАЖДАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ.

 

   Одним из первых в европейской науке  к идее разграничения государства  и общества пришел Джон Локк (1632-1704) – английский философ – просветитель и политический мыслитель.

   В своих рассуждениях он отталкивается  от принципиального важного положения  о частной собственности как неотъемлемом свойстве индивида. Собственность создается трудом и возникает, по мысли философа, до появления государства. Цель последнего, кстати, - защита этой собственности. Общество возникает до государства и важнее и долговечнее его. Распад государства не вызовет распада общества, тогда как никакому государству не устоять в случае разрушения общества. Причиной появления гражданского общества Локк считает следующее: «Единственный путь, посредством которого кто-либо отказывается от своей естественной свободы и надевает на себя узы гражданского общества, - это соглашение с другими людьми об объединении в сообщество для того, чтобы удобно, благополучно и мирно совместно жить, спокойно пользуясь своей собственностью и находясь в большей безопасности, чем кто-либо не являющийся членом общества»1.

Информация о работе Томас Гоббс и Джон Локк о гражданском обществе