Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 08:48, курсовая работа
В наши дни понятие «гражданское общество» возвращается на страницы достаточно широкой печати. Чем это объясняется? Французский политолог Доминик Кола пишет, что начиная с 70-х годов прошлого столетия, ни один термин не пользовался большей популярностью, чем «гражданское общество»: перекочевывая из научных публикаций к газетным страницам, он и теперь остается предметом нескончаемых дискуссий.
1.Введение - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - стр.3
2.Томас Гоббс о гражданском обществе - - - - - стр.5
3.Джон Локк о гражданском обществе - - - - - - стр.10
4.Заключение - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - стр.14
5.Список литературы - - - - - - - - - - - - - - - - - - - стр.16
Гражданское общество возникло задолго до государства. По Локку, «каждый человек, согласившись вместе с другими составить единый политический организм, подвластный одному правительству, берет на себя перед каждым членом этого общества обязательство подчиняться решению большинства и считать его окончательным»2. Это согласие дает начало любому законному правлению в мире.
Локк
в понимании концепции
1 Джон Локк. Сочинения в 3-х т. Т.III.М.,1988.С.317.
2 Там же.С.318.
«верховную власть», утвердив над ней власть Закона, который уравнивал бы всех граждан государства без исключения и изъятия. Цель гражданского общества – утверждение абсолютного всевластия Закона, от которого никто не может уклониться, ибо каждый, кто попытается сделать это, автоматически оказывается в «естественном состоянии», исключающим его из числа полноправных членов «гражданского общества».
«Те,
кто объединены в одно целое и
имеют общий установленный
Гражданское общество, по Локку, это правовое общество, которое исключает всякий авторитаризм (и, соответственно, «харизматизм») верховность, государственной власти. Харизма – дар божий, благодать, милость божья.
Джон Локк считается основателем теории разделения власти как главного элемента правового государства. Локк отрицал общественный договор –
1 Джон Локк. Сочинения в 3-х т. Т.III.М.,1988.С.311.
2 Политология. Под ред. Н.И.Азарова.М.,1999.С.42.
теорию Гоббса, где верховный правитель (государь) в общественных интригах может даже приносить в жертву жизнь своих подданных. По Джону Локку власть не должна концентрироваться в одних руках либо в одном органе. Разделение властей служит гарантом гражданского общества от произвола всякой авторитарной власти.
«… Ошибочно думать, - писал он, - что верховная или законодательная власть любого государства может делать все, что ей угодно, и деспотически распоряжаться имуществом подданных или брать часть этого имущества по собственной прихоти»1. Более того, деспотическую власть или абсолютную монархию Локк относил к стадии естественного состояния, в котором находился каждый абсолютный государь в отношении тех, кто ему подвластен. Деспотия и гражданское общество, по Локку несовместимы. От деспотии как раз и спасает то, что каждая из трех ветвей власти (законодательная, исполнительная и судебная) должна контролировать и сдерживать друг друга.
Вступление в гражданское общество, по Локку, означало образование государства. Гражданское общество для него – это политическое общество.
Локк ввел понятие «неравенство». Собственностью человека он называет труд. Различие в трудолюбии людей создает и различие в размерах собственности. Но Локк придал своей теории буржуазный оттенок: собственность буржуазии, т.е. крупную собственность он ставит вперед. Локк создал идеал политической надстройки, т.е. буржуазно-конституционную монархию, которая лишена была права вмешиваться в права подданных. В этом заключается главное отличие теории Гоббса и Локка о гражданском обществе.
1 Политология. Краткий словарь. Ростов н/Д.,1997.С.252
Теория Джона Локка в обществе получила
большие одобрения, нежели учения Т. Гоббса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Томас Гоббс и Джон Локк стали в идеологии Нового времени одним из авторов глубокой разработки концепции гражданского общества. Оба здесь рассматривали вопросы о правах людей, о государстве. Английские философы искали ответы на многие насущные проблемы и в тексте Библии, обращаясь к раннему христианству. Какова связь между пуританской концепцией политического равенства и библейской доктриной равенства людей перед Богом? И Гоббс, и Локк признавали божественное происхождение земли, как собственности человека. И оба являлись сторонниками теории «естественного права», исходящими из того, что гражданскому обществу предшествовало именно данное право. Гоббс обосновывает свою концепцию тем, что мир (природа, общество, человек) – это совокупность естественных и искусственных тел, и в этой системе человек двуедин – но – естественное тело, но как носитель разума, психики, чувств творит «искушение тела», многообразие культуры. Эгоизм, присущий людям, порождает бесконечную бессмысленную «войну всех против всех». Положить конец этому может только сувенирная (независимая) власть – либо один человек, либо какой – либо государственный орган (собрание). Так рассуждает Гоббс. Локк же считает, что в лице одного человека (органа власти) невозможно увидеть гаранта прав, свобод других подвластных ему людей.
Поэтому он делит власть на три ветви. Локк большую роль в причинах возникновения гражданского общества отводит стремлению людей мирно и безопасно. Пользоваться своей собственностью, а основным орудием и средством для этого служат законы, установленные в этом обществе. Гоббс не придает главного значения объему прав подданных. Напротив, только государство должно быть наделено широкими правами, оно может свободно устанавливать нужные ему законы. Локк, наоборот, большое внимание уделяет соблюдению законов, прав и обязанностей каждого человека, будь он подданным или представителем власти. Если находился человек, который нарушал закон, то он автоматически переходил в естественное состояние, где допустимо и деспотия, и произвол, и беззаконие. В большей мере, чем у Гоббса, предложения Локка о гражданском обществе нацелены на интеллектуальную свободу, а также контроль и равновесие.
Таким образом, главным отличием между теориями двух философов о гражданском обществе является такой важный момент как право государства вмешиваться или нет в частную собственность. Гоббс говорит о том, что власть (Левиафан) имеет такое право, а Локк, напротив, отрицает.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1.Алексеева Т.А. Современные политические теории
М.;РОССПЕН,2001.
2.Зеркин
Д.П. Основы политологии.
3.Куликов
Л.М. Основы социологии и
М.: «Финансы и статистика»,2000.
4.Локк Д. Сочинения в 3-х т.Т.III.М.: «Высшая школа»,1988.
5.Понарин А.С. Политология. М.: «Проспект»,1998.
6.Политология.
Краткий энциклопедический
Ростов н/Д: «Феникс»,1997.
7.Политология.
Учебное пособие. Под
М.: «Высшая школа»,1999.
8.Политическая социология. Учебное пособие. Под редакцией Г.П.Сопова.
Ростов н/Д.: «Феникс»,1997.
9.Политология. Конспект лекций. Под редакцией А.А.Оганесян.
М.:Центр,1999.
10.Шилобод М.И., Петрухин А.С., Кривошеев В.Ф.
Политика и право. М.: «Дрофа»,1995.
Информация о работе Томас Гоббс и Джон Локк о гражданском обществе