Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 03:54, реферат
Понятие "тоталитаризм" впервые возникает в окружении Муссолини в середине двадцатых годов. В научной литературе Запада оно вошло в обиход в конце тридцатых годов. Статус же научной концепции за этим термином утвердил собравшийся в 1952 году в США политологический симпозиум, где тоталитаризм был определён как "закрытая и неподвижная социокультурная и политическая структура, в которой всякое действие - от воспитания детей до производства и рспределения товаров - направляется и контролируется из единого центра".
1. Возникновение понятия “тоталитаризм”
2. Основные признаки тоталитаризма
3. Особенности советского тоталитаризма
4. О возникновении тоталитаризма
5. Фашизм и коммунизм как формы тоталитаризма
6. Возникновение тоталитаризма в России
7. Что же такое тоталитаризм?
8. Основные черты тоталитарного общества
9. Заключение
КУРСОВАЯ
РАБОТА
ТОТАЛИТАРИЗМ:
СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ.
ПЛАН
РАБОТЫ:
1.
Возникновение понятия “
2.
Основные признаки
3.
Особенности советского
4. О возникновении тоталитаризма
5. Фашизм и коммунизм как формы тоталитаризма
6. Возникновение тоталитаризма в России
7. Что же такое тоталитаризм?
8. Основные черты тоталитарного общества
9.
Заключение
1. Возникновение понятия
"тоталитаризм".
Понятие
"тоталитаризм" впервые возникает
в окружении Муссолини в середине двадцатых
годов. В научной литературе Запада оно
вошло в обиход в конце тридцатых годов.
Статус же научной концепции за этим термином
утвердил собравшийся в 1952 году в США политологический
симпозиум, где тоталитаризм был определён
как "закрытая и неподвижная социокультурная
и политическая структура, в которой всякое
действие - от воспитания детей до производства
и рспределения товаров - направляется
и контролируется из единого центра".
2. Основные признаки
тоталитаризма.
З.
Бжезинский на основе изучения мировых
тоталитарных режимов выделил в
качестве основных признаков тоталитаризма
наличие единственной массовой партии
во главе с лидером-диктатором; официально
господствующую в обществе идеологию;
монополию на средства массовой информации,
на вооружённые силы; систему террористического
полицейского контроля; централизованную
систему контроля и упрвления экономикой.
3. Особенности советского
тоталитаризма
Российские
политологи, опираясь на западные исследования,
определяют следующие особенности советского
тоталитаризма: абсолютная единоличная
власть; индокринация общества (внушение
единой доктрины); изначальная аморальность
и полное презрение к человеку; ситез элементов
азиатского деспотизма и радикальных
идеологических доктрин; исключительная
ориентация на будущее; патетические аппеляции
к массам; опора на внешнюю экспансию;
великодержавные амбиции; всемогущая
вера в мировой революционный процесс
во главе со страной-лидером.
4.
О возникновении
тоталитаризма.
Необходимо отметить, что часть политологов считает, что тоталитаризм всего лишь политическая метафора, в частности в американской "Энциклопедии социальных наук" 1968 года он назван "ненаучной концепцией".
Также нет единого мнения среди политологов о том, когда вообще возник тоталитаризм. Одни считают его вечным атрибутом человеческой истории, другие - достоянием индустриальной эпохи, третьи - феноменом исключительно двадцатого века.
Историческим прототипом тоталитарных режимов считают восточные деспотии. Однако между тоталитаризмом и ортодоксальными системами прошлого (и восточными и европейскими) есть ряд коренных различий. Одно из них состоит в том, что эти системы в отличие от тоталитарных не менялись, а если и менялись, то достаточно медленно. В средневековой Европе церковь указывала во что веровать, но позволяла держаться одних и тех же верований от рождения до смерти. Особенность же тоталитарного государства та, что контролируя мысль оно не фиксирует её на чём-то одном. Выдвигаются догмы, не подлежащие обсуждению, однако изменяемые изо дня в день. Догмы нужны для абсолютного повиновения подданных, однако невозможно обойтись без корректив, диктуемых потребностями политики власть предержащих.
Дж.
Оруэлл в 1941 году в своей статье "Литература
и тоталитаризм" приводит такой пример:
"... до сентября 1939 года каждому немцу
вменялось в обязанность испытывать к
русскому большевизму отвращение и ужас,
после сентября 1939 года - восторг и страстное
сочувствие. Если между Россией и Германией
начнётся война, а это весьма вероятно
в ближайшие несколько лет, с неизбежностью
вновь произойдёт крутая перемена."
5. Фашизм и коммунизм как формы
тоталитаризма.
Большинство политологов сходится во мнении о единстве происхождения фашизма и коммунизма. Даже такие противопоставления как теория классовой борьбы и национально-расовая идея, интернационализм и национализм выполняли одинаковые функции.
В
марксизме национализм
Что касается фашизма, то в нём произошло органическое слияние социадизма и национализма. Расизм и национализм в фашизме сыграли роль, аналогичную той, которую сыграли теория классовой борьбы и идея интернационализма в коммунизме. Фашизм отождествлял общество с нацией, а нацию - с государством. Государство рассматривалось как юридическое воплощение нации и стояло неизмеримо выше и отдельно взятыхиндивидов и организаций, из которых национальная община состоит.
Таким
образом, и интернационализм и национализм
были поставлены на службу идентичным
целям: обоснования и идеологического
обслуживания тоталитарных режимов фашистского
и коммунистического толка.
6.
Возникновение тоталитаризма
в России.
Существует
довольно устойчивое мнение, согласно
которому появление советской
К сожалению, подобная ситуация сложилась в России в начале ХХ-го века. Подаляющее большинство насаления страны было малограмотным, огромные массы рабочих из разорившихся крестьян жили просто в нищете. Всё это привело к тому, что в обществе восторжествовали примитивные, простые и утопические идеи с одной стороны, а с другой - стремление к достижению реальных ценностей социального реванша. Ко времени возникновения тоталитарного режима массы были слабо подготовлены политически, но жаждали социальных благ и выдвижения на общественную поверхность. Лозунг социальной справедливости был абстрактным призывом, более близкими были призывы ко всеобщему равенству, социальной уровниловке, что в результате переросло в диктат социальной исключительности по принципу рабочего, бедняцкого происхождения.
С
этой точки зрения неверно такое разделение:
Сталин и его административно-командный
аппарат, манипулирующий народом, -это
одно, а страдающий народ - совсем другое.
Низы во многом определяли фигуры вождей
и их мышление. Происходила как бы взаимная
манипуляция. Авансцену покидали представители
старой гвардии, а на передний план выходили
руководители из низов народа, малообразованные
отчаянные, жестокие политики, прошедшие
школу каторги и ссылки.
7.
Что же такое
тоталитаризм?
Слово
"total" означает "целый, общий".
Тоталитаризм - это явление всеобщее, затрагивающее
все сферы жизни.
В экономике он означает огусодарствление экономической жизни, экономическую несвободу личности. Личность не имеет собственных интересов в производстве. Происходит отчуждение человека от результатов его труда, и, как следствие, лишение его инициативы. Государством устанавливается централизованное, плановое управление экономикой.
Ф.
Хайек в своей книге "Дорога
к рабству", написанной в 1944 году,
особый акцент делает именно на этом аспекте
тоталитаризма. Он приходит к выводу о
том, что свобода политическая - ничто
без свободы экономической. Контроль над
важнейшими ресурсами общества, как материальными,
так и нематериальными, будет находиться
у тех, в чьих руках сосредоточен контроль
над экономической властью. Идея централизованного
планирования заключается в том, что не
человек, но общество решает экономические
проблемы, и, следовательно, общество (точнее
отдельные его представители) судит об
относительной ценности тех или иных целей.
Там, где единственный работодатель - государство
или подконтрольные режиму частные предприятия
не может быть и речи о свободном политическом,
интеллектуальном или каком-либо ином
волеизъявлении людей. Ф. Хайек видел опасность
возникновения тоталитаризма в возрастающем
государственном регулировании экономики
Великобритании.
В политической сфере вся власть принадлежит особой группе людей, которую народ не может контролировать. Большевики, например, поставившие перед собой цель свержения существующей системы, с самого начала были вынуждены действовать как конспиративная партия. Эта конспиративность, интеллектуальная, идеологическая и политическая закрытость остались её существенной характеристикой и после завоевания власти. Общество и государство при тоталитаризме оказываются поглощёнными одной господствующей партией, происходит слияние высших органов этой партии и высших органов государственной власти. Фактически происходит превращение партии в решающий стержневой элемент государственной структуры. Обязательным элементом такой структуры является запрет на оппозиционные партии и движения.
Характерной чертой всех тоталитарных режимов является также то, что власть не опирается на законы и конституцию. В сталинской конституции были гарантированы почти все права человека, которые на деле практически не выполнялись. Не случайно первые выступления диссидентов в СССР проходили под лозунгами за соблюдение конституции.
Симптоматичны
также и насильственные методы избрания
тех или иных лиц в органы государственной
власти. Достаточно вспомнить такой курьёзный
факт: объявление по телевидению о результатах
голосования утверждалось в президиуме
ЦК КПСС за два дня до выборов.
В духовной сфере господствует одна идеология и мировоззрение. Как правило - это утопические теории, реализующие извечную мечту людей о более совершенном и счастливом общественном порядке, в основе которых лежит идея достижения фундаментальной гармонии между людьми. Тоталитарный режим использует мифологизированную версию одной такой идеологии в качестве единственно возможного мировоззрения, которое преврощается в некое подобие государственной религии. Эта монополия на идеологию пронизывает всю иерархию властных отношений сверху донизу - от главы государства и партии до самых низших звеньев власти и ячеек общества. В СССР такой идеологией стал марксизм, в Северной Корее - идеи "пучхе" и т.д. В тоталитарном режиме все без исключения ресурсы (и материальные, и человеческие, и интеллектуальные) направлены на достижение одной универсальной цели: тысячелетнего рейха, коммунистического царства всеобщего счастья и т.д.
Эта
превращённая в религию идеология
породила ещё один феномен тоталитаризма:
культ личности. Как и всякие религии
эти идеологии имеют свои священные
писания, своих пророков и бого-человеков
(в лице вождей, фюреров, дуче и т.д.).
Таким образом, получается чуть ли не теократическое
правление, где верховный жрец-идеолог
одновременно является и верховным правителем.
Н. Бердяев называет подобную систему
обратной теократией.