Тоталитаризм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 19:04, курс лекций

Описание

ТОТАЛИТАРИЗМ - (от лат.totalis - весь, целый, полный) - термин, применяемый для характеристики таких политических систем, которые стремятся к полному (тотальному) контролю над всей жизнью общества в целом и над жизнью каждого человека в отдельности.

Работа состоит из  1 файл

ТОТАЛИТАРИЗМ.docx

— 34.62 Кб (Скачать документ)

ТОТАЛИТАРИЗМ - (от лат.totalis - весь, целый, полный) - термин, применяемый для характеристики таких политических систем, которые стремятся к полному (тотальному) контролю над всей жизнью общества в целом и над жизнью каждого человека в отдельности.

Однаконаучный язык политологии понятие тоталитаризма впервые ввели в 1923 году итальянские либералы Джованни Амендола и Пиерро Гобетти для обозначения установленной в 1923 году в Италии фашистской диктатуры с целью подчеркнуть качественное отличие итальянского фашизма от прежних типов диктатур: деспотизма, олигархии, тирании и т.д. Муссолини и его сподвижники придавали данному термину положительный смысл, превознося и прославляя тоталитарный дух, тоталитарную волю, тоталитарное государство.

Однако  за пределами итальянского фашизма  и немецкого нацизма термин "тоталитарный" имеет негативный смысл и с 20-х  годов становится термином науки  политологии. Во второй половине 40-х  годов началась "холодная война". Концепция тоталитаризма стала  одним из ключевых элементов в  идеологической борьбе между Западом  и Востоком; демократию и тоталитаризм стали рассматривать как два  противоположных образа жизни, две  противоположные культуры. Анализируя работы таких авторов, как Х.Арендт ("Истоки тоталитаризма",1951), К.Фридриха и З.Бжезинского ("Тоталитарная диктатура и автократия",1956), Р.Арона ("Демократия и тоталитаризм",1965) следует видеть их серьезный научный вклад в анализ феномена тоталитаризма. Например, К.Фридрих выделил пять основных признаков тоталитаризма, которые приобрели всеобщее признание и сохраняют как свою актуальность, так и теоретическую значимость: 1. одна идеология; 2. одна партия; 3.террористическая тайная полиция; 4.монополия на средства массовой информации; 5. централизованная экономика. Тоталитарный режим государственной власти характеризуется самопорабощением общества, где все принимают участие в порабощении друг друга.

Однако  в традиционном деспотическом обществе функции правящей группы – принуждение  людей соблюдать нормы и регламенты функционирования данного общества, в единоличном подборе аппарата контроля, в недопущении широких  масс к управлению, то тоталитаризм подразумевает выполнение якобы  всеми, а не только избранными функции  управления и контроля. Люди воспринимают это как «самопринуждение» ради общего блага, а существующие аппараты управления и контроля рассматривают как инструменты самого народа, выполняющие его волю. А культ тирана, свойственный любому тоталитарному режиму, воспринимается как культ власти самого народа.

Однако  тоталитаризме граждане формально допускаются в политический процесс, но в реальности они оказываются полностью отчужденными, но сохраняют при этом иллюзию участия в общественном управлении и общественном контроле.

Однакоусловиях тоталитаризма люди уверены, что они «сами творят свою историю», сами и определяют рамки и пределы принуждения, в результате чего последние могут быть безгранично расширены, что имело место и в гитлеровской Германии, и в сталинском СССР, и в полпотовской Кампучии.

Однако  главная отличительная черта  в механизме осуществления власти тоталитарного общества заключается  в том, что человек как бы идентифицирует себя с государством и считает  субъектом политической власти, хотя в действительности наблюдается  полное отчуждение человека от власти. Типичной чертой тоталитаризма является постепенное, неуклонное деклассирование общества. Этот процесс осуществляется путем разрушения органических связей, отчуждения людей от собственности и власти и подключения в дальнейшем каждого отдельного человека к общественной системе вне всяких горизонтальных или любых других несанкционированных связей. Низведение общества в аморфное, бесструктурное состояние - это одно из принципиальных условий и функционирования тоталитарной системы. Все, что обеспечивает самостоятельность человека, а тем более - какой-либо социальной группы, подлежит искоренению. Характерной чертой тоталитарного режима становится абсолютное насилие субъективного фактора над объективной реальностью. Любой тоталитарный режим стремится к полной отмене объективных регуляторов общественной жизни, беря на себя все больше обязанностей, пока не будет регулировать все стороны жизни общества и каждого отдельного человека. Практически отсутствует или исчезает разделение гражданского общества и государства, а последнее безраздельно господствует над обществом. Осуществляется предельная политизация и идеологизация общественной жизни. Поскольку такое состояние общества противоестественно, то в этом заключается и нежизнеспособность такого политического режима и его историческая обреченность.

й власти, сложившуюся  в нашей

стране  в 30-е годы, в литературе часто  называют тоталитаризмом. Если  же  мы

попытаемся  вычленить смысловое  ядро  данного  понятия,  то  обнаружим,  что

слово  «тоталитаризм»  используется  для  обозначения  превосходной  степени

других  известных понятий  —  диктатура,  авторитаризм,  насилие,  деспотизм.

Этимологически  оно производно от  слов  тоталитарность,  или  «целостность».

Употребляя  его,  имеют  в  виду,   что   авторитарная   власть   становится

всепроникающей,  контролирующей  жизнь человека  и общества  в ее   самых

частных, мельчайших проявлениях. При этом забывают, что рост  количественных

изменений в какой-то момент приводит к появлению  нового  качества,  а  новое

качество  не есть удвоенное или утроенное  старое: сохраняя со  старым  в  том

или ином отношении сходство,  оно,  тем не  менее,  принципиально от  него

отличается.

Для того  чтобы  раскрыть  содержание  понятия  «тоталитаризм»,  нужно

перейти  от  оценочного  употребления  термина   к   научному,   существенно

ограничив область его применения. Во-первых, хронологически, отказавшись  от

истолкования  в качестве  тоталитарных  тех  или  иных  политических  режимов

прошлого  —  древневосточных   деспотий,   исламских   теократий,   Русского

государства времен Ивана Грозного и т.п.  В  истории  мы  можем  найти  лишь

слабые  прообразы тоталитаризма, сходные  с ним формально, структурно,  но  не

по существу. Тоталитаризм — явление, присущее исключительно XX веку. И,  во-

вторых, что не  менее  важно,  надо  сузить  область  применения  термина  в

структурном аспекте: многое из того, что совершалось в сталинскую эпоху,  не

связано напрямую с  тоталитаризмом,  а  вполне  объяснимо  с  учетом  логики

авторитарного режима.  Следовательно,  и  сам  тоталитаризм  —  явление,  не

сводимое  к экономическим,  социальным  или политическим   условиям   того

времени.  Его  нельзя  представить  как   следствие   причины   под   именем

«авторитаризм 20-х годов».

Тоталитаризм  находится в ином измерении, нежели экономика и  политика,

ему присуща  иная логика, нежели логика объективного  процесса.  Выражаясь  с

известной долей условности,  можно  сказать,  что  тоталитаризм  есть  душа,

телом которой является командно-административная  система,  это явление не

экономического,  социального   или   политического   плана,   а   культурно-

идеологическое   по   своей   сущности.    С    точки    зрения    человека,

придерживающегося «нормальной»  причинности,  Сталин  выглядит  сумасшедшим:

сверхиндустриализация    затормозила    экономическое    развитие    страны,

коллективизация поставила ее на грань голода,  репрессии  в  партии  грозили

разрушением политического  костяка  общества,  разгром  офицерского  корпуса

накануне    неизбежной    войны    с    Германией    существенно     понизил

обороноспособность  страны. Тем не  менее,  во  всем  этом  была  логика,  но

совсем  иная,  свидетельствующая  о  том,  что  Сталин  не  был  авторитарным

вождем, «социалистическим монархом-самодержцем». Кем же он был?

Сталин  отличался  от  своих  предшественников:  для  Ленина   и   его

соратников  власть, сколь угодно  жесткая  и  насильственная,  была  все-таки

средством  для  достижения  определенной  цели  —  построения  социализма  в

планетарном  масштабе.  Утопический характер  цели   обусловил   нарастание

насилия, но  корректировка  ее  в  1921—22  годах  привела  к  либерализации

политики (нэп, линия на мирное сосуществование  с капитализмом  и  т.д.).  Не

то —  Сталин. Для него целью  была  именно  власть,  а  социализм,  марксизм-

ленинизм  — только средствами ее достижения, поэтому он так  легко  менял  не

только  тактику, но и стратегию, вступая  в любые коалиции и разрушая  их.  Но

дело  не только в личной воле и качествах  Сталина — за его  индивидуальностью

проступали  черты нового исторического типа личности, и  это  были  черты  не

только  психологические, но и исторические.

Ленин  в  «Письме  к  съезду»,  говоря  о  личных  качествах  Сталина,

подчеркнул, что это не мелочь, поскольку в  наших условиях  она  может  иметь

самые серьезные последствия.

Вторая  часть нашего определения: тоталитаризм — это переживание власти

как  абсолютной  ценности  и  высшего  смысла  человеческого  существования,

транслированное по всем этажам социальной  иерархии  и признанное  в таком

качестве  большинством  индивидов.  Для того  чтобы возник  и существовал

тоталитаризм, нужен был не только Сталин, но и  масса индивидов,  отравленных

ядом  абсолютной  власти  —  власти  над   историческими   закономерностями,

временем, пространством («Мы покоряем пространство и  время,  мы  —  молодые

хозяева земли»), над собой и другими  людьми. Эта власть зачастую  не  давала

материальных  благ,   напротив,   она   требовала   величайшей   самоотдачи,

самопожертвования, и если сначала,  как  Павка  Корчагин,  не  щадили  себя,

позже, как Павлик Морозов, не щадили родного  отца, то в  застенках  Ежова  —

Берии уже не щадили никого.

Появление  такого,  тоталитарного,  индивида  —   первая   предпосылка

формирования  тоталитаризма, без которой он не  мог возникнуть  даже  в том

случае, если бы были налицо остальные.  Вторая  предпосылка — тенденция к

идеократии,  проявившаяся  с самого  начала   революционного   движения   и

получившая  зрелую  форму в условиях  советского  авторитаризма,  на  базе

общественной  собственности  и   централизованного   управления   обществом,

планового ведения хозяйства. План здесь выступал как директива,  как  закон:

речь   шла   о   вполне   гегелевском   по   духу   господстве   идеи    над

действительностью. Практически идеократия реализовалась через партократию  —

монополию  компартии  на  власть,  не  ограниченную,  по  существу,  никаким

законом и даже уставом самой  партии.  Третья  предпосылка  тоталитаризма  —

культ народа в революционном сознании до-  и послеоктябрьской  эпохи.  Этот

культ  освобождал  народные  массы  от   всякой   моральной   самооценки   и

самоцензуры, ставил их по ту сторону добра и зла.  Тем самым в структуре

массового  революционного  действия   высвобождалась   энергия   разрушения,

Информация о работе Тоталитаризм