Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 19:04, курс лекций
ТОТАЛИТАРИЗМ - (от лат.totalis - весь, целый, полный) - термин, применяемый для характеристики таких политических систем, которые стремятся к полному (тотальному) контролю над всей жизнью общества в целом и над жизнью каждого человека в отдельности.
ТОТАЛИТАРИЗМ - (от лат.totalis - весь, целый, полный) - термин, применяемый для характеристики таких политических систем, которые стремятся к полному (тотальному) контролю над всей жизнью общества в целом и над жизнью каждого человека в отдельности.
Однаконаучный язык политологии понятие тоталитаризма впервые ввели в 1923 году итальянские либералы Джованни Амендола и Пиерро Гобетти для обозначения установленной в 1923 году в Италии фашистской диктатуры с целью подчеркнуть качественное отличие итальянского фашизма от прежних типов диктатур: деспотизма, олигархии, тирании и т.д. Муссолини и его сподвижники придавали данному термину положительный смысл, превознося и прославляя тоталитарный дух, тоталитарную волю, тоталитарное государство.
Однако за пределами итальянского фашизма и немецкого нацизма термин "тоталитарный" имеет негативный смысл и с 20-х годов становится термином науки политологии. Во второй половине 40-х годов началась "холодная война". Концепция тоталитаризма стала одним из ключевых элементов в идеологической борьбе между Западом и Востоком; демократию и тоталитаризм стали рассматривать как два противоположных образа жизни, две противоположные культуры. Анализируя работы таких авторов, как Х.Арендт ("Истоки тоталитаризма",1951), К.Фридриха и З.Бжезинского ("Тоталитарная диктатура и автократия",1956), Р.Арона ("Демократия и тоталитаризм",1965) следует видеть их серьезный научный вклад в анализ феномена тоталитаризма. Например, К.Фридрих выделил пять основных признаков тоталитаризма, которые приобрели всеобщее признание и сохраняют как свою актуальность, так и теоретическую значимость: 1. одна идеология; 2. одна партия; 3.террористическая тайная полиция; 4.монополия на средства массовой информации; 5. централизованная экономика. Тоталитарный режим государственной власти характеризуется самопорабощением общества, где все принимают участие в порабощении друг друга.
Однако
в традиционном деспотическом обществе
функции правящей группы – принуждение
людей соблюдать нормы и
Однако тоталитаризме граждане формально допускаются в политический процесс, но в реальности они оказываются полностью отчужденными, но сохраняют при этом иллюзию участия в общественном управлении и общественном контроле.
Однакоусловиях тоталитаризма люди уверены, что они «сами творят свою историю», сами и определяют рамки и пределы принуждения, в результате чего последние могут быть безгранично расширены, что имело место и в гитлеровской Германии, и в сталинском СССР, и в полпотовской Кампучии.
Однако
главная отличительная черта
в механизме осуществления
й власти, сложившуюся в нашей
стране в 30-е годы, в литературе часто называют тоталитаризмом. Если же мы
попытаемся вычленить смысловое ядро данного понятия, то обнаружим, что
слово «тоталитаризм» используется для обозначения превосходной степени
других известных понятий — диктатура, авторитаризм, насилие, деспотизм.
Этимологически оно производно от слов тоталитарность, или «целостность».
Употребляя его, имеют в виду, что авторитарная власть становится
всепроникающей, контролирующей жизнь человека и общества в ее самых
частных, мельчайших проявлениях. При этом забывают, что рост количественных
изменений в какой-то момент приводит к появлению нового качества, а новое
качество не есть удвоенное или утроенное старое: сохраняя со старым в том
или ином отношении сходство, оно, тем не менее, принципиально от него
отличается.
Для того чтобы раскрыть содержание понятия «тоталитаризм», нужно
перейти от оценочного употребления термина к научному, существенно
ограничив область его применения. Во-первых, хронологически, отказавшись от
истолкования в качестве тоталитарных тех или иных политических режимов
прошлого — древневосточных деспотий, исламских теократий, Русского
государства времен Ивана Грозного и т.п. В истории мы можем найти лишь
слабые прообразы тоталитаризма, сходные с ним формально, структурно, но не
по существу. Тоталитаризм — явление, присущее исключительно XX веку. И, во-
вторых, что не менее важно, надо сузить область применения термина в
структурном аспекте: многое из того, что совершалось в сталинскую эпоху, не
связано напрямую с тоталитаризмом, а вполне объяснимо с учетом логики
авторитарного режима. Следовательно, и сам тоталитаризм — явление, не
сводимое к экономическим, социальным или политическим условиям того
времени. Его нельзя представить как следствие причины под именем
«авторитаризм 20-х годов».
Тоталитаризм находится в ином измерении, нежели экономика и политика,
ему присуща иная логика, нежели логика объективного процесса. Выражаясь с
известной долей условности, можно сказать, что тоталитаризм есть душа,
телом которой является командно-административная система, это явление не
экономического, социального или политического плана, а культурно-
идеологическое по своей сущности. С точки зрения человека,
придерживающегося «нормальной» причинности, Сталин выглядит сумасшедшим:
сверхиндустриализация затормозила экономическое развитие страны,
коллективизация поставила ее на грань голода, репрессии в партии грозили
разрушением политического костяка общества, разгром офицерского корпуса
накануне неизбежной войны с Германией существенно понизил
обороноспособность страны. Тем не менее, во всем этом была логика, но
совсем иная, свидетельствующая о том, что Сталин не был авторитарным
вождем,
«социалистическим монархом-
Сталин отличался от своих предшественников: для Ленина и его
соратников власть, сколь угодно жесткая и насильственная, была все-таки
средством для достижения определенной цели — построения социализма в
планетарном масштабе. Утопический характер цели обусловил нарастание
насилия, но корректировка ее в 1921—22 годах привела к либерализации
политики (нэп, линия на мирное сосуществование с капитализмом и т.д.). Не
то — Сталин. Для него целью была именно власть, а социализм, марксизм-
ленинизм — только средствами ее достижения, поэтому он так легко менял не
только тактику, но и стратегию, вступая в любые коалиции и разрушая их. Но
дело не только в личной воле и качествах Сталина — за его индивидуальностью
проступали черты нового исторического типа личности, и это были черты не
только психологические, но и исторические.
Ленин в «Письме к съезду», говоря о личных качествах Сталина,
подчеркнул, что это не мелочь, поскольку в наших условиях она может иметь
самые серьезные последствия.
Вторая часть нашего определения: тоталитаризм — это переживание власти
как абсолютной ценности и высшего смысла человеческого существования,
транслированное по всем этажам социальной иерархии и признанное в таком
качестве большинством индивидов. Для того чтобы возник и существовал
тоталитаризм, нужен был не только Сталин, но и масса индивидов, отравленных
ядом абсолютной власти — власти над историческими закономерностями,
временем, пространством («Мы покоряем пространство и время, мы — молодые
хозяева земли»), над собой и другими людьми. Эта власть зачастую не давала
материальных благ, напротив, она требовала величайшей самоотдачи,
самопожертвования, и если сначала, как Павка Корчагин, не щадили себя,
позже, как Павлик Морозов, не щадили родного отца, то в застенках Ежова —
Берии уже не щадили никого.
Появление такого, тоталитарного, индивида — первая предпосылка
формирования тоталитаризма, без которой он не мог возникнуть даже в том
случае, если бы были налицо остальные. Вторая предпосылка — тенденция к
идеократии, проявившаяся с самого начала революционного движения и
получившая зрелую форму в условиях советского авторитаризма, на базе
общественной собственности и централизованного управления обществом,
планового ведения хозяйства. План здесь выступал как директива, как закон:
речь шла о вполне гегелевском по духу господстве идеи над
действительностью. Практически идеократия реализовалась через партократию —
монополию компартии на власть, не ограниченную, по существу, никаким
законом и даже уставом самой партии. Третья предпосылка тоталитаризма —
культ народа в революционном сознании до- и послеоктябрьской эпохи. Этот
культ освобождал народные массы от всякой моральной самооценки и
самоцензуры, ставил их по ту сторону добра и зла. Тем самым в структуре
массового революционного действия высвобождалась энергия разрушения,