Тоталитаризм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 19:04, курс лекций

Описание

ТОТАЛИТАРИЗМ - (от лат.totalis - весь, целый, полный) - термин, применяемый для характеристики таких политических систем, которые стремятся к полному (тотальному) контролю над всей жизнью общества в целом и над жизнью каждого человека в отдельности.

Работа состоит из  1 файл

ТОТАЛИТАРИЗМ.docx

— 34.62 Кб (Скачать документ)

направляемая этикой революционной целесообразности  на  уничтожение всяких

ограничений,  препятствующих  достижению  абсолютной  власти  революционного

субъекта  над действительностью. Все,  что  творилось,  оправдывалось  благом

народа  и именовалось борьбой с врагами  народа. 

Структура тоталитарной власти 

Режим тоталитарной  власти  в  отличие  от  авторитаризма  оказывается

внеполитическим образованием — в эпоху тоталитаризма политические  отношения

и институты  в обществе, по  существу,  исчезают  или  становятся  формально-

декоративными.   Организация   тоталитарной   власти   имеет   иерархический

характер: вверху пирамиды находится вождь, обладающий абсолютной,  ничем  не

ограниченной  властью; внизу — массы, столь  же  абсолютно  ему  подвластные.

Такая   организация   власти   формально   сходна   с   авторитаризмом.    В

действительности  же тоталитарная власть неделима на уровни: на любом  уровне

социальной  иерархии индивид, обладая властью, обладал тем  самым  абсолютной

властью над  вверенным  ему  «объектом».  Различие  было  именно  в  объекте

приложения  власти,  но  не  в  ее  характере.  Например,  любой   начальник

районного  масштаба   обладал   всеми   атрибутами   власти   —   партийной,

хозяйственной, судебной, карательной и  т.п.  Поэтому  для  функционирования

тоталитарной  власти  не  нужно  было  принуждения,  идущего  сверху   вниз:

тоталитарный  индивид добровольно подчинялся вышестоящему,  получая в обмен

на  покорность  возможность  абсолютной  власти  «на  своем  месте».   Можно

сказать,  что  ограничения  в  структуре  тоталитарной  власти  вытекали  из

пересечения индивидуальных властей, что создавало  непрерывное  и  постоянное

напряжение  во  всех  узлах  системы  и  было  источником  энергии,  питавшей

существование этой системы.

С тоталитарной  властью  неразрывно  связана  тайна  власти.  Властный

поступок  тоталитарного индивида всегда непредсказуем, спонтанен,  вызывается

не столько  внешней  необходимостью,  какими-то  реальными  обстоятельствами,

сколько тайными движениями его души. Теми  движениями,  которые  имеют  свою

индивидуальную  логику, непредсказуемую с точки  зрения нормальной  логики.  В

силу  этой тайны система тоталитарной власти пронизана  страхом.  Страх  есть

необходимое дополнение абсолютной власти,  он  столь  же  абсолютен,  и  это

страх не только перед «другими», но и перед  самим собой. Абсолютный страх  в

душе  тоталитарного индивида перевоплощается  и снимается в виде стремления  к

абсолютной  власти.  Карательные  органы  в  этой  системе  —  материализация

повсеместного   страха,   своего   рода   арбитр   в   споре,   столкновении

индивидуальных  властей.  Но  их  существование  в  большей  степени  вызвано

необходимостью  искоренять  инакомыслящих  —  тех,  кто  не  принял  условия

тоталитаризма, правила его игры, и имя  им  —  миллионы.  Они  и  составляли

основной  контингент ГУЛАГа.

Верхний и нижний уровни в структуре тоталитарной власти  взаимосвязаны

и взаимно  необходимы друг для друга. На ее вершине находился Сталин, он  был

символом  абсолютной власти, поклонение ему  как  бы  освящало  и  узаконивало

для каждого  собственное приобщение к субстанции  власти.  В  этой  структуре

харизматический  образ   Ленина   тускнел   и   отодвигался   на   периферию

общественного сознания, ибо системе нужен был  живой символ, человек  —  знак

абсолютной  власти.  Образ  Ленина  слился  с   мавзолеем   —   материальным

воплощением «начала» этой власти.  И  ритуальное  действо  вокруг  мавзолея,

совершаемое дважды в году, заново подтверждало  законность  системы.  Нижний

уровень носителей тоталитарной власти, был  также необходим Сталину  —  иначе

не  хватило  бы  никаких  усилий  карательных  органов,  чтобы   держать   в

повиновении  огромные  массы людей.  Причем  отношение массы тоталитарных

индивидов к Сталину было интимно-психологическим  и  личностным:  он  был  не

просто  символическим  знаком  судьбы,  но  еще  и  индивидуальностью.   Его

индивидуальные  качества срослись с  символическими,  и в этой  системе он

занимал место  Бога.  Славословия  в  его  адрес  заменили  молитву  и  были

ритуальным  элементом  существования  и  осуществления  тоталитарной  власти

каждым  на своем месте. Поэтому смерть Сталина  означала конец  тоталитаризма.

Естественно,  не  мгновенный,  а   протяженный   в   историческом   времени.

Исчезновение  личностного символа системы  изменило духовную атмосферу  внутри

ее. Новые  поколения  как  бы  вышли  из-под  влияния  той  идеологической  и

психологической силы, которая формировала в  каждом  качестве  тоталитарного

индивида.

Попытки заменить Сталина не удались —  уж  очень  тесно  срослись  его

личные  и символически-знаковые черты.  В  поле  тоталитарного  сознания  его

преемник  Хрущев получил значение комического  героя —  шута,  напялившего  на

голову  корону.

Маршальские погоны, звезды Героя и орден Победы не превратили Брежнева

в того мифологического героя,  каким  воспринимался  Сталин.  Исчезла  тайна

личности  вождя, а вместе с ней и вождь. Вождь должен быть, по крайней  мере,

равен системе, а не быть частицей, рожденной этой системой.

После смерти  Сталина  тоталитаризм  в  течение  долгих  тридцати  лет

переживал обратное перерождение в  авторитаризм,  и  именно  механика  этого

обратного перерождения  диктовала  необходимость  обращения  к  Ленину,  его

наследию, но не к тому, где он  отказывался  от  социалистической  утопии  в

пользу  реально достижимых целей, а  к  Ленину  «до  21-го  года»,  автору  и

творцу  авторитарного режима. Обращение  к Ленину 21-го года ставило  человека

в  положение  если  и  не  диссидента,  то  оппозиционера  по  отношению   к

существовавшему режиму. С этого обращения началась перестройка.

Характерными  чертами тоталитарного политического  режима являются сосредоточение власти в руках одного человека, пришедшего к власти недемократическим путем  и сохраняющего свою власть в течение  длительного времени, хотя возможны и перевороты внутри олигархии, установление принудительной, как правило, однопартийной  системы, сращивание государственного аппарата и аппарата правящей партии, превращение представительных органов  и институтов непосредственной демократии в фикцию, огосударствление общественных организаций и всех без исключения средств массовой информации, дифференциация статуса (то есть наличие разного объема прав и обязанностей) у разных иерархически расположенных групп населения в зависимости от того, какое место в системе властвования занимает данная группа, рассмотрение прав и свобод личности как некое благодеяние со стороны государства, отсутствие гарантий этих прав и свобод, за исключением соизволения самого государства.  
 
В этих условиях все люди превращаются в винтики огромного всеобъемлющего государственного механизма. Тоталитарное государство без колебании расправляется с теми людьми, которые, по его мнению, не выполняют или плохо выполняют функции винтика или сделали уже все, на что были способны. При этом могут пострадать и отдельные представители господствующей группировки во имя сохранения и упрочения власти группировки в целом. Возможность подчинения государством общества заключается в относительной самостоятельности первого, хоть это и вызвано объективными процессами, протекающими в обществе. Эволюция общества ведет к подрыву всемогущества государства и в конце концов к краху тоталитарного режима, хотя он не падает сам собой, поскольку для его уничтожения требуются активные действия его противников.  
 
Тоталитарные режимы существуют в течение более коротких исторических периодов по сравнению со временем существования других политических режимов, поскольку для общества такое состояние противоестественно и устанавливается в результате неординарных обстоятельств.
 

Фашистский  режим

представляет  одну из крайних форм тоталитаризма, прежде всего, характеризуемую националистической идеологией, представлениями о превосходстве  одних наций над другими (господствующей нации, расы господ и т. д.), крайней  агрессивностью. 

Фашизм284 (от итал. fascio - пучок, связка, объединение) - крайне реакционное, антидемократическое, правоэкстремистское идейно-политическое движение, направленное на установление открытой террористической диктатуры, жесткое подавление демократических прав и свобод, всякой оппозиции и прогрессивных движений. 

Фашизм  зародился в Италии в 1919 году под  влиянием националистских идей вождя  фашистской партии и главы Итальянского правительства Бенито Муссолини285, а затем получил развитие в Германии, а в 20-30-х годах XX века пришел к власти в целом ряде стран мира (Португалия, Испания, Болгария и ряд других стран Центральной и Восточной Европы)286. 

Фашизм, как правило, основывается на националистической, расистской демагогии, которая возводится в ранг официальной идеологии. Целью  фашистского государства объявляется  охрана национальной общности, решение  геополитических, социальных задач, защита чистоты расы. Главная посылка  фашистской идеологии такова: люди отнюдь не равны перед законом, властью, судом, их права и обязанности  зависят от того, к какой национальности, расе они принадлежат. Одна нация, раса при этом объявляется высшей, основной, ведущей в государстве, в мировом  сообществе, а посему достойной лучших жизненных условий. Другие нации  или расы, если и могут существовать, то всего лишь как неполноценные  нации, расы.

Они, в  конечном счете, должны уничтожаться. Поэтому фашистский политический режим - это, как правило, человеконенавистнический, агрессивный режим, ведущий в  итоге к страданиям, прежде всего, своего народа. Но фашистские режимы возникают  в определенных исторических условиях, при социальных расстройствах общества, обнищании масс. В их основе лежат  определенные общественно-политические движения, в которые внедряются националистические идеи, популистские лозунги, геополитические  интересы и т. п. 

Милитаризация, поиск внешнего врага, агрессивность, склонность к развязыванию войн и, наконец, военная экспансия определенным образом отличают фашизм от иных форм тоталитаризма. 

Для фашистского  режима характерны опора на шовинистические  круги крупного капитала, слияние  государственного аппарата с монополиями, военно-бюрократический централизм, который ведет к упадку роли центральных  и местных представительных учреждений, рост дискреционных полномочий исполнительных органов государственной власти, сращивание партий и профсоюзов с  государственным аппаратом, вождизм. При фашизме происходит разрушение общечеловеческих правовых и моральных  ценностей, растет произвол, упрощаются карательные процедуры, ужесточаются санкции и вводятся превентивные меры, разрушаются права и свободы  личности, увеличивается число деяний, признаваемых преступными287. 

Государство при фашизме неимоверно расширяет  свои функции и устанавливает  контроль над всеми проявлениями общественной и личной жизни. Уничтожаются либо сводятся на нет конституционные  права и свободы граждан.

Информация о работе Тоталитаризм