Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 19:04, курс лекций
ТОТАЛИТАРИЗМ - (от лат.totalis - весь, целый, полный) - термин, применяемый для характеристики таких политических систем, которые стремятся к полному (тотальному) контролю над всей жизнью общества в целом и над жизнью каждого человека в отдельности.
направляемая этикой революционной целесообразности на уничтожение всяких
ограничений, препятствующих достижению абсолютной власти революционного
субъекта над действительностью. Все, что творилось, оправдывалось благом
народа
и именовалось борьбой с
Структура
тоталитарной власти
Режим тоталитарной власти в отличие от авторитаризма оказывается
внеполитическим образованием — в эпоху тоталитаризма политические отношения
и институты в обществе, по существу, исчезают или становятся формально-
декоративными. Организация тоталитарной власти имеет иерархический
характер: вверху пирамиды находится вождь, обладающий абсолютной, ничем не
ограниченной властью; внизу — массы, столь же абсолютно ему подвластные.
Такая организация власти формально сходна с авторитаризмом. В
действительности же тоталитарная власть неделима на уровни: на любом уровне
социальной иерархии индивид, обладая властью, обладал тем самым абсолютной
властью над вверенным ему «объектом». Различие было именно в объекте
приложения власти, но не в ее характере. Например, любой начальник
районного масштаба обладал всеми атрибутами власти — партийной,
хозяйственной, судебной, карательной и т.п. Поэтому для функционирования
тоталитарной власти не нужно было принуждения, идущего сверху вниз:
тоталитарный индивид добровольно подчинялся вышестоящему, получая в обмен
на покорность возможность абсолютной власти «на своем месте». Можно
сказать, что ограничения в структуре тоталитарной власти вытекали из
пересечения индивидуальных властей, что создавало непрерывное и постоянное
напряжение во всех узлах системы и было источником энергии, питавшей
существование этой системы.
С тоталитарной властью неразрывно связана тайна власти. Властный
поступок тоталитарного индивида всегда непредсказуем, спонтанен, вызывается
не столько внешней необходимостью, какими-то реальными обстоятельствами,
сколько тайными движениями его души. Теми движениями, которые имеют свою
индивидуальную логику, непредсказуемую с точки зрения нормальной логики. В
силу этой тайны система тоталитарной власти пронизана страхом. Страх есть
необходимое дополнение абсолютной власти, он столь же абсолютен, и это
страх не только перед «другими», но и перед самим собой. Абсолютный страх в
душе тоталитарного индивида перевоплощается и снимается в виде стремления к
абсолютной власти. Карательные органы в этой системе — материализация
повсеместного страха, своего рода арбитр в споре, столкновении
индивидуальных властей. Но их существование в большей степени вызвано
необходимостью искоренять инакомыслящих — тех, кто не принял условия
тоталитаризма, правила его игры, и имя им — миллионы. Они и составляли
основной контингент ГУЛАГа.
Верхний и нижний уровни в структуре тоталитарной власти взаимосвязаны
и взаимно необходимы друг для друга. На ее вершине находился Сталин, он был
символом абсолютной власти, поклонение ему как бы освящало и узаконивало
для каждого собственное приобщение к субстанции власти. В этой структуре
харизматический образ Ленина тускнел и отодвигался на периферию
общественного сознания, ибо системе нужен был живой символ, человек — знак
абсолютной власти. Образ Ленина слился с мавзолеем — материальным
воплощением «начала» этой власти. И ритуальное действо вокруг мавзолея,
совершаемое дважды в году, заново подтверждало законность системы. Нижний
уровень носителей тоталитарной власти, был также необходим Сталину — иначе
не хватило бы никаких усилий карательных органов, чтобы держать в
повиновении огромные массы людей. Причем отношение массы тоталитарных
индивидов к Сталину было интимно-психологическим и личностным: он был не
просто символическим знаком судьбы, но еще и индивидуальностью. Его
индивидуальные качества срослись с символическими, и в этой системе он
занимал место Бога. Славословия в его адрес заменили молитву и были
ритуальным элементом существования и осуществления тоталитарной власти
каждым на своем месте. Поэтому смерть Сталина означала конец тоталитаризма.
Естественно, не мгновенный, а протяженный в историческом времени.
Исчезновение личностного символа системы изменило духовную атмосферу внутри
ее. Новые поколения как бы вышли из-под влияния той идеологической и
психологической силы, которая формировала в каждом качестве тоталитарного
индивида.
Попытки заменить Сталина не удались — уж очень тесно срослись его
личные и символически-знаковые черты. В поле тоталитарного сознания его
преемник Хрущев получил значение комического героя — шута, напялившего на
голову корону.
Маршальские погоны, звезды Героя и орден Победы не превратили Брежнева
в того мифологического героя, каким воспринимался Сталин. Исчезла тайна
личности вождя, а вместе с ней и вождь. Вождь должен быть, по крайней мере,
равен системе, а не быть частицей, рожденной этой системой.
После смерти Сталина тоталитаризм в течение долгих тридцати лет
переживал обратное перерождение в авторитаризм, и именно механика этого
обратного перерождения диктовала необходимость обращения к Ленину, его
наследию, но не к тому, где он отказывался от социалистической утопии в
пользу реально достижимых целей, а к Ленину «до 21-го года», автору и
творцу авторитарного режима. Обращение к Ленину 21-го года ставило человека
в положение если и не диссидента, то оппозиционера по отношению к
существовавшему режиму. С этого обращения началась перестройка.
Характерными
чертами тоталитарного
В этих условиях все люди превращаются
в винтики огромного всеобъемлющего государственного
механизма. Тоталитарное государство
без колебании расправляется с теми людьми,
которые, по его мнению, не выполняют или
плохо выполняют функции винтика или сделали
уже все, на что были способны. При этом
могут пострадать и отдельные представители
господствующей группировки во имя сохранения
и упрочения власти группировки в целом.
Возможность подчинения государством
общества заключается в относительной
самостоятельности первого, хоть это и
вызвано объективными процессами, протекающими
в обществе. Эволюция общества ведет к
подрыву всемогущества государства и
в конце концов к краху тоталитарного
режима, хотя он не падает сам собой, поскольку
для его уничтожения требуются активные
действия его противников.
Тоталитарные режимы существуют в течение
более коротких исторических периодов
по сравнению со временем существования
других политических режимов, поскольку
для общества такое состояние противоестественно
и устанавливается в результате неординарных
обстоятельств.
Фашистский режим
представляет
одну из крайних форм тоталитаризма,
прежде всего, характеризуемую
Фашизм284
(от итал. fascio - пучок, связка, объединение)
- крайне реакционное, антидемократическое,
правоэкстремистское идейно-политическое
движение, направленное на установление
открытой террористической диктатуры,
жесткое подавление демократических прав
и свобод, всякой оппозиции и прогрессивных
движений.
Фашизм
зародился в Италии в 1919 году под
влиянием националистских идей вождя
фашистской партии и главы Итальянского
правительства Бенито Муссолини285,
а затем получил развитие в Германии, а
в 20-30-х годах XX века пришел к власти в целом
ряде стран мира (Португалия, Испания,
Болгария и ряд других стран Центральной
и Восточной Европы)286.
Фашизм,
как правило, основывается на националистической,
расистской демагогии, которая возводится
в ранг официальной идеологии. Целью
фашистского государства
Они, в
конечном счете, должны уничтожаться.
Поэтому фашистский политический режим
- это, как правило, человеконенавистнический,
агрессивный режим, ведущий в
итоге к страданиям, прежде всего,
своего народа. Но фашистские режимы возникают
в определенных исторических условиях,
при социальных расстройствах общества,
обнищании масс. В их основе лежат
определенные общественно-политические
движения, в которые внедряются националистические
идеи, популистские лозунги, геополитические
интересы и т. п.
Милитаризация,
поиск внешнего врага, агрессивность,
склонность к развязыванию войн и, наконец,
военная экспансия определенным
образом отличают фашизм от иных форм
тоталитаризма.
Для фашистского
режима характерны опора на шовинистические
круги крупного капитала, слияние
государственного аппарата с монополиями,
военно-бюрократический
Государство при фашизме неимоверно расширяет свои функции и устанавливает контроль над всеми проявлениями общественной и личной жизни. Уничтожаются либо сводятся на нет конституционные права и свободы граждан.