Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 22:20, контрольная работа
Разработанная Кантом методология критического рационализма существенно отличалась от рационалистических концепций, выдвинутых просветителями XVIII в. Кант разошелся с ними прежде всего в трактовке разумной природы человека. Согласно его взглядам, разум как отличительное свойство человека развивается полностью не в индивиде, а в человеческом роде - в необозримом ряду сменяющих друг друга поколений. В его доктрине просвещение впервые было осмыслено как всемирно-исторический процесс, в ходе которого человек, благодаря прогрессу культуры, преодолевает зависимость от природы и обретает свободу. Кант показал также, что в совершенствовании культуры участвуют все поколения людей, хотя большинство из них действует бессознательно, не понимая общего хода развития человечества и преследуя свои собственные цели.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Учение о государстве и праве……………………………..……….5
Глава 2. Связь права с этикой………………………………………………..8
Заключение…………………………………………………….… ……..…….15
Список используемой литературы…………………… ……… …….…….17
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО КУЛЬТУРЕ И КИНЕМАТОГРАФИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
«МОСКОВСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт
Экономики, Управления
и Права
Контрольная работа
По курсу: «История политических и правовых учений»
На
тему: «Учение И. Канта
о государстве и праве.
Связь права с этикой».
Выполнил: студент 3 курса группы №375
(04310о)
Ешкин Д.В.
Проверил: преподаватель
Бодунова
О.Г.
Москва 2009
Содержание
Введение………………………………………………………
Глава 1. Учение о государстве и праве……………………………..……….5
Глава 2. Связь права с этикой………………………………………………..8
Заключение…………………………………………………
Список используемой литературы…………………… ……… …….…….17
Введение
Иммануил Кант (1724-1804 гг.) - родоначальник классической немецкой философии и основоположник одного из крупнейших направлений в современной теории права - был профессором Кенигсбергского университета. Учение Канта сложилось в начале 70-х гг. XVIII в. в ходе предпринятого им критического пересмотра предшествующей философии. Свои социально-политические взгляды он первоначально изложил в цикле небольших статей, куда вошли работы "Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане" и "К вечному миру", а затем обобщил в трактате "Метафизика нравов" (1797 г.).
В основе кантовской философии лежит противопоставление эмпирического (опытного) и априорного видов познания.
Познание человеком окружающего мира всегда начинается с опыта, т.е. с чувственных ощущений. Однако эмпирические знания являются неполными, ибо они дают представление лишь о внешних признаках изучаемого предмета - его цвете, тяжести и т.п. Только с помощью разума можно распознать сущность предмета, определить его внутренние свойства и причины. Этот вид познания Кант назвал априорным. "Познание разумом и априорное познание суть одно и то же", - писал он.
На
принципиально иных постулатах строится
практическая философия Канта, в
которой рассматриваются
Разработанная Кантом методология критического рационализма существенно отличалась от рационалистических концепций, выдвинутых просветителями XVIII в. Кант разошелся с ними прежде всего в трактовке разумной природы человека. Согласно его взглядам, разум как отличительное свойство человека развивается полностью не в индивиде, а в человеческом роде - в необозримом ряду сменяющих друг друга поколений. В его доктрине просвещение впервые было осмыслено как всемирно-исторический процесс, в ходе которого человек, благодаря прогрессу культуры, преодолевает зависимость от природы и обретает свободу. Кант показал также, что в совершенствовании культуры участвуют все поколения людей, хотя большинство из них действует бессознательно, не понимая общего хода развития человечества и преследуя свои собственные цели. Отсюда делался вывод: разумное есть нарастающий итог культуры, а не обобщение существующей практики.
Обоснование
этих идей явилось крупным шагом вперед
по пути постижения специфики социальных
законов, и особенно того из них, в соответствии
с которым субъективные намерения людей
не совпадают с объективным результатом
в истории. Социальная доктрина Канта,
правда, по-разному интерпретировалась
последующими мыслителями. Она послужила
источником как учений о диалектике общественного
процесса, соотношении в нем исторического
и логического (Гегель, Маркс), так и концепций,
противопоставивших естественные и общественные
науки (различные школы кантианства).
Глава 1. Учение о государстве и праве
В учении о праве Кант развивал идеи французских просветителей: необходимость уничтожения всех форм личной зависимости, утверждение личной свободы и равенство перед законом. Юридические законы Кант выводил из нравственных.
В учении о государстве Кант развивал идеи Ж. Ж. Руссо: идею народного суверенитета (источник суверенитета — монарх, которого осуждать нельзя, так как «не может поступать не по праву»).
Кант рассматривал и идеи Вольтера: признавал право на свободное высказывание своего мнения, но с оговоркой: «рассуждайте сколько угодно и о чем угодно, но повинуйтесь».
Государство (в широком смысле) — объединение множества людей, подчинённых правовым законам.
Все государства имеют три власти:
Государственные устройства не могут быть неизменными и меняются тогда, когда перестают быть необходимыми. И лишь республика отличается прочностью (закон самостоятелен и не зависит от какого-то отдельного лица). Истинная республика — система, управляемая уполномоченными депутатами, избранными народом.
В
учении об отношениях между государствами
Кант выступает против несправедливого
состояния этих отношений, против господства
в международных отношениях права
сильного. Поэтому Кант за создание
равноправного союза народов, который
бы оказывал помощь слабым. И считал, что
такой союз приближает человечество к
идее вечного мира.
Еще
одна особенность кантовского
Стать
моральной личностью человек
способен лишь в том случае, если
возвысится до понимания своей
Опираясь на эти принципы, Кант вывел понятие нравственного закона. Моральная личность, считал философ, не может руководствоваться гипотетическими (условными) правилами, которые зависят от обстоятельств места и времени. В своем поведении она должна следовать требованиям категорического (безусловного) императива. В отличие от гипотетических правил категорический императив не содержит указаний, как нужно поступать в том или ином конкретном случае, и, следовательно, является формальным. Он содержит лишь общую идею "долга перед лицом человечества", предоставляя индивиду полную свободу решать самостоятельно, какая линия поведения в наибольшей мере согласуется с моральным законом. Категорический императив Кант называл законом нравственной свободы и употреблял эти понятия как синонимы.
Философ
приводит две основные формулы категорического
императива. Первая гласит: "Поступай
так, чтобы максима твоего поступка могла
стать всеобщим законом" (под максимой
здесь понимается личное правило поведения).
Вторая формула требует: "Поступай так,
чтобы ты всегда относился к человечеству
и в своем лице, и в лице всякого другого
так же, как к цели, и никогда не относился
бы к нему только как к средству". Несмотря
на смысловое различие формулировок, по
сути, они близки друг другу - в них проводятся
идеи достоинства личности и автономии
нравственного сознания.
Этическое учение Канта изложено в «Критике практического разума». Этика Канта основана на принципе «как если бы». Бога и свободу невозможно доказать, но надо жить как если бы они были. Практический разум — это совесть, руководящая нашими поступками посредством максим (ситуативные мотивы) и императивов (общезначимые правила). Императивы бывают двух видов: категорические и гипотетические. Категорический императив — требует соблюдения долга. Гипотетический императив — требует, чтобы наши действия были полезны. Существует две формулировки категорического императива:
В этическом учении человек рассматривается с двух точек зрения:
Поведение
первого детерминировано
Правовая теория Канта тесно связана с этикой. Определяется это тем, что право и мораль имеют у него один и тот же источник (практический разум человека) и единую цель (утверждение всеобщей свободы). Различие между ними Кант усматривал в способах принуждения к поступкам. Мораль основана на внутренних побуждениях человека и осознании им своего долга, тогда как право использует для обеспечения аналогичных поступков внешнее принуждение со стороны других индивидов либо государства. В сфере морали соответственно нет и не может быть общеобязательных кодексов, тогда как право с необходимостью предполагает наличие публичного законодательства, обеспеченного принудительной силой.
Рассматривая отношение права и морали, Кант характеризует правовые законы как своего рода первую ступень (или минимум) нравственности. Если в обществе установлено право, сообразное нравственным законам, то это значит, что поведение людей поставлено в строго очерченные рамки, так что свободные волеизъявления одного лица не противоречат свободе других. Подобного рода отношения не являются полностью нравственными, поскольку вступающие в них индивиды руководствуются не велениями долга, а совсем иными мотивами - соображениями выгоды, страхом наказания и т.п. Право обеспечивает, иными словами, внешне благопристойные, цивилизованные отношения между людьми, вполне допуская, однако, что последние останутся в состоянии взаимной антипатии и даже презрения друг к другу. В обществе, где господствует только право (без морали), между индивидами сохраняется "полный антагонизм".
Информация о работе Учение И. Канта о государстве и праве. Связь права с этикой