Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 19:09, курсовая работа
В данной курсовой работе рассматриваются ключевые проблемы реализации Украиной политики в сфере национальной безопасности, в частности в системе взаимоотношений мировых геополитических сил (Россия - ЕС - США), учитывая их геополитические и геоэкономические региональные интересы, реализацию ими собственной политики в зонах «замороженных» конфликтов.
Вступление………………………………………………………………………...3
Раздел 1. Глобальные вызовы современности и международная безопасность Украины……………………………………………………………………………4
1.1. Глобализационные вызовы международной безопасности……………..4
1.2. Региональная безопасность в условиях международной нестабильности……………………………………………………………..9
Раздел 2. Украина в системе международной безопасности………………….13
Вывод……………………………………………………………………………..23
Список используемой литературы
В сложной геополитической ситуации независимой Украине, расположенной на перекрёстке стратегических интересов великих держав, целесообразно придерживаться концепции «динамического равновесия сил». Украина не может быть заложницей ни Востока, ни Запада, а тем более, разменной монетой в геополитических играх. Украина, по нашему убеждению, должна последовательно придерживаться стратегического курса: оставаться безъядерной державой, своеобразным интегрирующим мостиком между «Европейской Европой» и «Европой евразийской», а тем самым - решающим и влиятельным фактором создания механизма коллективной безопасности. Нужна новая общеевропейская система, оптимальная модель безопасности Европы в XXI веке. Её элементами могут стать расширенный по составу и функциям Европейский Совет, Северо-Атлантический альянс, наконец, новый ЕС. В повестке дня на XXI век для Украины усматриваются актуальными следующие задачи:
- недопущение
изоляции на основных
Европа, Азия).
- содействие
формированию региональных систем безопасности
и сотрудничеству в
прилегающих регионах;
- интеграция
в международные экономические и политические
структуры;
- участие
в урегулировании международных конфликтов,
борьбе с
международным терроризмом и преступностью,
решении экологической,
энергетической, ресурсной, информационной
и других глобальных проблем;
- сохранение
и укрепление позиций украинского государства
в мировой политике;
- активное
участие в формировании демократической
глобальной системы
международного порядка.
В свете глобальных угроз современности
Украина выглядит гораздо менее
защищённой от их влияния, чем высокоразвитые
страны мира. Главный
критерий сопротивляемости к глобальным
угрозам - высокий уровень развития национальной
экономики и гражданского общества, которое
чётко
осознавало бы реальные последствия пренебрежения
общемировыми проблемами, которые стоят
перед человечеством. Общественная ответственность
играет одну из главных ролей в превентивном
освоении и эффективном предупреждении
глобальных угроз. Многие зарубежные специалисты
по глобальным процессам считают воспитание
этого явления должно происходить с детства.
Общество Украины находится на сегодняшний
день в фазе трансформации до уровня гражданского,
а потому крайне важно воспитывать в подрастающем
поколении национальную ответственность
за глобальные процессы, которые происходят
сейчас в мировом пространстве. Образовательные
программы такого профиля уже практикуются
в учебных заведениях высокоразвитых
стран мира. Граница распространения последствий
глобальных угроз не измеряется исключительно
географическими меркам, а сугубо универсальным
показателем игнорирования современным
поколением человечества проблем, которые
могут навсегда изменить эволюционный
процесс его развития и поставить нас
перед экстремальными условиями существования
по нашей же вине[12]. Под
влиянием глобальных угроз трансформируются
и критерии международной безопасности
как явления. Этот
процесс тесно связан с модификацией сознания
общества и непременным изменением приоритетов
при трактовке самого понятия «безопасность». На второй
план отходят военно-политические аспекты
безопасности, зато сейчас наблюдается
чёткая тенденция к выделению экологического
направления глобальных вызовов в ранг
приоритетных задач современности. Украина,
как государство с уникальным геостратегическим
расположением, находится на пересечении
двух цивилизаций, а потому её роль в балансировании
между новейшими глобальными угрозами
потенциально является весьма существенной.
Несмотря на непринадлежность украинского
государства к влиятельным межгосударственным
интеграционным объединениям на её границах,
таких как Евросоюз, НАТО, ШОС или ЕврАзЭС,
Украина имеет значительный потенциал
в обеспечении собственной стабильности
в эпоху перманентного возникновения
новых вызовов человечеству[18]. Прежде,
следует чётко осознать, что в эпоху глобализации
параллельно возникают контртечения,
которые сдерживают этот процесс. Регионализация
является одной из составляющих этих течений,
среди которых также являются:
- регионализм (усиление внутригосударственных
регионов);
- автономизация
(возрождение национальных, этнических,
локальных
центров притяжения внутри определённой
страны);
- традиционализм
(отрицание абстрактной концепции современности,
возрождение национализма как явления);
- партикуляризм (вытеснение интересов
гражданского общества
частными интересами граждан, замена гражданской
позиции
потребительскими формами самоидентификации
наций по Б. Браберу)
- глокализация
(сочетание глобализации и
локализации и модернизации локальных
культур с достижениями глобальной
мирокультурной цивилизации, которая
формируется сейчас)
- фрагментация
мира (раскол и столкновения интересов
различных
международных региональных группировок
на основе расовой и национально-
культурной дифференциации) и другие.
Украинское государство, исторически
тяготеет одновременно к двум
цивилизационным моделям, в пределах которой
она расположена (европейская и евразийская),
для обеспечения собственной устойчивости
в эпоху глобальных угроз имеет смысл
чётко выбрать направление интеграционной
парадигмы, что станет основой в её региональной
безопасности, которая, в свою очередь,
является «первым камнем »в строительстве
своего «безопасного места» в глобальном
измерении
мировой безопасности. Непременным
компонентом в конструировании эффективных
механизмов украинского иммунитета к
глобальным угрозам является, кроме грамотной
внутригосударственной политики, эффективная
внешняя политика. Следует,
по нашему мнению, непременно выйти из
неконструктивной «многовекторной»
политики украинской дипломатии и, наконец,
выделить один чёткий и национально обоснованный
вектор дипломатии, который гарантировал
бы постепенное, но уверенное продвижение
нашего государства к общеевропейским
и мировым стандартам безопасности в противоречивую
эпоху глобальных угроз XXI века. Политологи
и конфликтологи мирового уровня сейчас
всё чаще склоняются к мысли, что выстоять
и сохранить свою государственную идентичность
в наше время возможно, только, построив
действенные механизмы регионального
и международного сотрудничества в рамках
общей политики преодоления глобальных
вызовов. Усиление
этих тенденций является следствием длительных
цивилизационных переходов человечества
от индустриальной к постиндустриальной
модели мирового хозяйства, набравшие
быстрых оборотов в начале 1990-х годов прошлого
века. Украина, как региональный лидер,
способен создать собственную нишу в
общеевропейской модели безопасности,
стать активным её участником, а потому,
по нашему мнению, следует значительно
усилить политико-интеграционные процессы
в рамках межгосударственных объединений. Украинское
государство должно осуществить также
ряд существенных и радикальных внутриукраинских
политико-общественных трансформаций
с целью обеспечения соответствия и дееспособности
национальной экономики и, прежде всего,
государственного устройства во время,
когда политическая стабильность не только
является признаком надёжности страны
как международного партнёра, и основным
принципом построения государственного
механизма национальной безопасности,
без которой международная теряет свой
смысл. Следующим шагом в направлении
построения собственной способности Украины
противостоять глобальным угрозам современности
является эффективная государственная
политика в сфере экологической безопасности,
с которой на Украине большие проблемы.
Украина лидирует в мировых рейтингах
наиболее экологически загрязнённых стран,
особенно после Чернобыльской катастрофы
1986 года. Экологическое
измерение внутригосударственной безопасности
неразрывно связано с понятием «Здоровье
нации»[13].
Не последним аргументом в обеспечении
собственной системы реагирования на
глобальные угрозы чисто человеческой
природы (терроризм, трансграничная преступность
и т.д.) является усиление миграционной
политики и бдительный надзор за внешними
границами Украины. Во время,
когда миграция населения в высокоразвитых
странах с 1990-х годов увеличилась во много
раз, следует принять неотложные меры
для въезда-выезда в государство с целью
контроля над передвижением потенциально
опасных лиц и преступных группировок. По данным
ЕС, Украина, Беларусь и Молдова являются
основными коридорами передвижения нелегальных
(следовательно, потенциально опасных)
мигрантов из Восточной Европы, Центральной
Азии и Китая в Западную Европу[4]. К сожалению,
Украина не имеет эффективного механизма
предотвращения транзита и обустройства
нелегальных мигрантов. Ситуация
должна, естественно, быть исправлена.
Следует отметить, что главным источником
внутригосударственной политики противостояния
глобальным угрозам и построения в этом
контексте эффективной модели украинской
системы безопасности является прежде
всего интеллектуальный потенциал. В высокоразвитых
странах мира созданы и работают длительное
время специализированные научно-исследовательские
центры по изучению природы и проблематики
глобализации и тех потенциальных угроз
и вызовов, которые она несёт с собой. Украина
имеет значительный, но, к сожалению, деконцентрированный
научный стержень, способный на уровне
превентивной аналитики подготовить и
адаптировать собственное государство
к новейшим мировым глобальным угрозам. В этом
ракурсе целесообразно было бы создать
государственный научно-исследовательский
центр по проблемам глобализации, концентрировать
в нём профильных учёных, политологов,
специалистов по безопасности, аналитиков
и академических работников для выработки
общенациональной стратегии
реагирования на глобальные угрозы.
Вывод
В современных условиях негативные последствия глобализации гораз
которые
получают преимущества
глобализации и странами, которые испытывают негативные её последствия. Украина уже не раз испытывала на себе негативные последствия глобализации
и постоянное
усиление давления
со стороны противоположно настроенного лагеря. Невозможн
евроатлантического выбора превращает
её в плацдарм для выяснения отношений между Западом и Востоком.
Неопределённость диктует свои
правила игры, по которым Украина должна осуществлять оборону по периметру своих границ, против любого нападающего
или коалиции
государств во всех спектрах противодействия,
как обычным средствам, так и оружию массового
поражения (такие
задачи может брать
на себя сверхдержава. Даже Советский Союз не смог в полном объёме обеспечить все аспекты противодействия угрозам и вынужден был прибегать к тактике «асимметричного
ответа»). Обеспечить
выполнение этих
задач самостоятельно Украина не может в принципе из-за состояние
её экономики, финансов, вооружённых
сил и других
составляющих сектора
безопасности не позволяющие выполнить эти задания). Политика нейтралитета в современных
условиях не даёт
стране никаких гарантий
безопасности.
Учитывая актуальность проблемы урегулирования кризисов и локальных
конфликтов
за пределами границ
Украины, оборонная политика государства
не может обойти вопрос о вовлеченности его вооружённых
сил для
проведения миротворческих операций или
операций принуждению
к миру как
единолично, так и в составе миротворческих
подразделений ООН, ОБСЕ, НАТО
мненее двух дисбалансов, которые существуют
во взаимоотношениях между
европейскими странами-членами НАТО и
США: первый – это «дисбаланс потенциалов»
(в первую очередь военных), что вызывает
обеспокоенность США, и «стратегический
дисбаланс системы взглядов», что вызывает
обеспокоенность стран, по крайней мере,
некоторых из них. Провал попыток сравнить
явный дисбаланс военного потенциала
между американской и европейской частью
НАТО, несомненно, несёт в себе риск укрепления
склонности американской администрации
к одностороннему подходу. Но есть
ещё один дисбаланс, который угрожает
единству НАТО. Его
можно назвать «стратегическим дисбалансом
системы взглядов». И для
жизнеспособности союза в длительной
перспективе он имеет не менее важное
значение, чем дисбаланс военных потенциалов. Этот
концептуальный дисбаланс в широком контексте
можно рассматривать, по нашему мнению,
как различие между двумя концепциями
безопасности - на базе права и на базе
могущества, то есть разница между европейской
и американской философией применения.
Европейцы склонны к переговорам, применение
политики компромиссов, американцы же
полагаются на силовое решение вопросов
безопасности, полагаясь на военную и
экономическую мощь США.
Список используемой литературы
1 Глобалистика. Энциклопедия (ред. – сост. И.И. Мазур и А.Н. Чумаков). – М.: Радуга, Диалог, 2003.
2. Глобализация: контуры XXI века. – М.: ИНИОН РАН, 2002. С. 51- 60.
3. Закон України Про основи
національної безпеки України 19 червня
2003 року N 964-IV – Доступен с: http://www.nbuv.gov.ua/law/03_
4Колосов. В. Как изучать
«Новое пограничье» России? – Доступен
с: http://www.intertrends.ru/
5. Лебедева М.М. Мировая политика. – М.: Аспект Пресс, 2007. С. 100.
6. Маначинский. А. Особенности конфликтов на постсоветском пространстве // Подтекст. – 1998. – № 33. – С. 23.
7. Международные отношения после 1945 2005а: Морис Ваисс – СПб., Городец, 2005 г.- С. 33.
8. Международное право / Отв. ред. проф. Ю.М.Колосов. – М.: Междунар. Отношения, 2000. – С.72.
9. Мир без Украины?: Дмитрий Табачник – М., Фолио, 2009 г. – С.54.
10. Нижник В.М. Протиріччя національних інтересів України в системі стратегій країн СНД та НАТО// Науковий вісник ПУСКУ. – 2008. №2. Ч.1 – С. 28-36.
11. Ніколайчук М.В. Стратегічні аспекти забезпечення економічної безпеки України у системі переваг членства у НАТО // Науковий вісник ПУСКУ. – 2008. №2. Ч.1 – С. 37-42.
12. Очерки истории Левобережной Украины (с древнейших времен до второй половины XIV века): В. В. Мавродин – М., Наука, 2002 г.- С.16.
13. Политическая структура мира: В. В. Афанасьев, Ю. В. Соколов – СПб., Канон+РООИ «Реабилитация», 2010 г.- С. 32.
14. Послання Президента України В. Януковича до Українського народу (3 червня 2010 року). «Головне завдання зовнішньої і безпекової політики – захист національних інтересів у світі, що змінюється» – Доступен с:
http://www.niss.gov.ua/
15. Разоружение и безопасность. 2004-2005. Новые подходы к международной безопасности: – СПб., Наука, 2007 г.- С. 31
16. Россия и Европа. Нации в эпоху глобализации: В. В. Афанасьев — М., КДУ, 2009 г.- 184 с.
17. Социология международных отношений: А. П. Цыганков, П. А. Цыганков – СПб., Аспект Пресс, 2008 г.- 240 с.
18. Стратегічний оборонний бюлетень України на період до 2015 року: (Біла книга України). – К.: Аванпост-прім. – 2004. – С. 54.
19. Україна в системі міжнародних
відносин – Політологія – Доступен с:
http://pidruchniki.ws/
20. Украина 1991-2007. Очерки новейшей истории: Георгий Касьянов – М., Наш час, 2008 г.- С. 88.
21. Уткин А.И. Глобализация: процесс и осмысление. М., 2002 г.- С. 32.
22. Шириков А. Эволюция глобального
// Эксперт Северо-Запад. – № 37 (291).– / 2006.
– 9 октября. – Доступен с: http://www.expert.ru/
Информация о работе Украина в системе международной безопасности