Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 17:24, контрольная работа
Важнейшими составляющими социально и культурно ориентированной модели подготовки специалиста являются: формирование и развитие коммуникационных способностей и навыков, системность взглядов на мир и место в нем человека, формирование гражданской позиции и осознание профессиональной ответственности за принятие решений.
Введение 3
1. Концепции политической власти: М. Вебер, Г. Лассуэл, 5
Г. Моргентау
2. Теории политических систем: Д. Истон, Г. Алмонд 15
3. Концепции политических режимов и их классификации: 19
Х. Арендт, Р. Арон.
Заключение 23
Список литературы 24
Первый принцип политического
реализма связан с вероятностным
характером политической деятельности
в сфере международных
Вторым принципом
Третий принцип политического реализма состоит в том, что политический реализм избавляет теорию международных отношений от двух заблуждений - исследования мотивов и намерений, лежащих в основе политических действий, а также изучения идеологических предпочтений субъектов международных отношений. Точка зрения, согласно которой ключом к пониманию внешней политики являются исключительно мотивы государственного деятеля, ошибочна. Внешнюю политику нельзя рассматривать через психологические феномены.
Политический реализм в теории международных отношений также означает возможность избежать еще одного заблуждения - влияния мировоззренческих и идеологических представлений лидера на внешнюю политику. Моргентау писал: "Современные политики довольно часто приносят политическую целесообразность в жертву мировоззренческим и идеологическим симпатиям с целью получить народную поддержку своих действий" [1, 7]. В тех странах, где существует демократический контроль за действиями правительства, нельзя жертвовать политической рациональностью в угоду массовым эмоциям и демонстрации поддержки проводимой внешней политики.
Однако политический реализм не означает полного отказа от политических принципов и идеалов. Позиция политического реализма требует четкого разграничения между желаемым и действительным, оценки возможного в конкретных обстоятельствах времени и места. Следовательно, внешняя политика, по Моргентау, должна быть эмоционально нейтральной, объективной и рациональной.
Следует отметить, что Ганс Моргентау также стоял у истоков теории рационального выбора. Рационально ориентированная, продуманная внешняя политика выкристаллизовывается из политического опыта и исключает случайные отклонения. Рациональная внешняя политика нацелена на минимизацию риска и максимизацию выгоды, она подчинена правилам благоразумия и политического успеха.
Четвертый принцип политического реализма связан с динамическим пониманием национальных интересов. Моргентау писал: "Политический реализм полагает концепцию интереса, понимаемого в терминах власти, не как раз и навсегда установленную и неизменную, а как зависимую от ситуации" [1, 8]. Интересы меняются в зависимости от исторических условий. Здесь Моргентау ссылается на М. Вебера, который писал, что интересы (материальные и идеальные), а не идеи определяют тип социального действия. Различные виды интересов, определяющих политические действия, формируются в конкретный исторический период и в конкретном политическом и культурном контексте.
Интересы - это долгосрочные стандарты, по которым можно судить, оценивать политические решения и действия. Современные связи между интересами и национальным государством - это продукт истории и, следовательно, могут изменять свою конфигурацию. Здесь Моргентау задается вопросом: как может быть трансформирован современный мир? Связь между национальными интересами и их продуктом - государством - со временем может исчезнуть. Политический реализм не отрицает, что современное деление мира на национальные государства может быть заменено союзами государств или иными образованиями.
Следующий принцип в концепции Моргентау состоит в том, что международная политика рассматривается как борьба за власть. "Международная политика как борьба за власть" - это название большой главы в работе "Politics Among Nations". Большое внимание Моргентау уделяет вопросу: что такое власть в международных отношениях? Международная политика любого государства в структуре международных отношений всегда связана с борьбой за власть. Из этого положения Моргентау делает следующие выводы:
1. Не всякое действие
государства на международной
арене является политическим. Государства
вступают в юридические,
2. Различные государства
в различные исторические
Г. Моргентау различает также экономическую политику саму по себе и экономическую политику как инструмент международной политики, когда экономические цели подчинены задачам контроля либо доминирования над другими нациями. Он считает, что подобное разграничение имеет как теоретическое, так и практическое значение.
Термин "политическая система" стал широко применяться в политологии, начиная с середины ХХ века. Главным образом это было обусловлено использованием системного подхода для исследования политической жизни. Системный подход позволил более четко определить место политики как относительно самостоятельной сферы в жизни общества
Наиболее детально разработанная теория политической системы была предложена американским политологом Д.Истоном. В дальнейшем теория политической системы получила развитие в работах Г.Алмонда, Д.Пауэлла, К.Дойча и других ученых.
Понятие "политическая система" отражает механизм организации и реализации политической власти в обществе. Данная категория позволяет представить политику как целостное явление. В настоящее время существуют различные подходы к определению понятия “политическая система”.
Г. Алмонд и Д. Пауэлл определили политическую систему как совокупность политических ролей и их взаимодействий, связанных с осуществлением власти.
Д. Истон рассматривает политическую систему как механизм формирования и функционирования власти в обществе по поводу распределения ценностей и ресурсов. Политическая система, взаимодействуя с внешней средой, вырабатывает ответные реакции на поступавшие импульсы. В этом отношении он достаточно четко определил границы политической системы, использовав, понятия "вход" и "выход".
На "входе" он выделил два основных элемента: требования и поддержку. Требования – это любое обращение к властным структурам по поводу распределения ценностей в обществе. Д.Истон выделил три основных вида требований: распределительные, регулировочные, коммуникативные. Поддержка им рассматривалась как лояльное отношение со стороны общества к политической системе. Поддержка обеспечивает стабильность функционирования политической системы.
Политическая система, реагируя на воздействия внешней среды, преобразует требования и поддержку на “выходе” в решения и действия. Политические решения имеют форму новых законов, заявлений, регламентов. Политические действия осуществляются в виде различных мер по регулированию и решению важных проблем общественной жизни. В этом отношении политическая система оказывает активное влияние на другие подсистемы общества.
Г.Алмонд и Г. Пауэлл разработали
классификацию функций
В соответствии с этим Г. Алмонд и Г. Пауэлл выделяют две группы функций:
Первая группа включает шесть функций, различаемых в зависимости от "входа" и "выхода". На "входе" выделяют две функции: 1) артикуляция (выражение) интересов; 2) агрегирование (обобщение и иерархизация) интересов. На "выходе" четыре функции: разработка норм, применение норм, контроль за применением норм, политическая коммуникация.
Вторая группа включает
две основные функции – политическое
рекрутирование и политическую социализацию.
Политическое рекрутирование представляет
собой процесс подбора и
В современном мире существуют многообразные политические системы. В зависимости от различных критериев предлагаются разные классификации.
В соответствии с цивилизационным подходом политические
системы подразделяют на традиционные,
модернизированные демократии и тоталитарные.
По характеру взаимодействия с внешней
средой выделяют открытые и закрытые п
Г. Алмонд в соответствии с доминирующим типом политической культуры выделил англо-американскую, континентально-европейскую, доиндустриальную и частично индустриальную, тоталитарную.
Концепция тоталитаризма,
разрабатывавшаяся западными теоретиками М.Истменом,
Х.Арендт, Р.Ароном и др. в 30-50-е гг. была
подхвачена учеными, имевшими определяющее
влияние на формирование реальной политики
США (прежде всего такими, как советник
президента США по национальной безопасности
З.Бжезинский и профессор Гарварда, один
из авторов конституции ФРГ К.Фридрих)
и активно использованы в качестве
основополагающей идеологической стратегии
в «холодной войне» против СССР: отождествление
побежденного европейского фашизма с
советским коммунизмом, при полном игнорировании
фундаментальных различий между этими
режимами, преследовало вполне очевидные
политические цели.
С конца 80-х гг. концепция тоталитаризма
становится чрезвычайно популярной в
отечественной исторической и социально-философской
науках. Понятие «тоталитаризм» начинает
использоваться как ключевой, всеобъясняющий
концепт при описании советского периода
российской истории, а в некоторых исследованиях
и русской культуры в целом: идеологический
симулякр стал той точкой идентификации,
в которой советское и постсоветское общество
уясняло себе свою целостность. При этом
либеральное происхождение термина «тоталитаризм»
воспринималось как некий трансцендентный
гарант значения и научной объективности
- только Другой владеет подлинной неидеологизированной
правдой о нас самих.
Очень часто тоталитаризм определяют
как политический режим, осуществляющий
всеобъемлющий контроль за населением
и опирающийся на систематическое применение
насилия или его угрозу. Такое определение
отражает важнейшие черты тоталитаризма.
Однако оно явно недостаточно, ибо понятие
«политический режим» слишком узко по
своему объему для того, чтобы охватить
все многообразие проявлений тоталитаризма.
Представляется, тоталитаризм это определенный
общественно-политический строй, который
характеризуется насильственным политическим,
экономическим и идеологическим господством
бюрократического партийно-государственного
аппарата во главе с вождем над обществом
и личностью, подчинением всей общественной
системы господствующей идеологии и культуре.
Сущность тоталитарного режима в том,
что при нем нет места для личности. В этом
определении, на наш взгляд, дана сущностная
характеристика тоталитарного режима.
Она охватывает весь его общественно-политический
строй и его главное звено - авторитарно-бюрократическое
государство, которое характеризуется
деспотическими чертами и осуществляет
полный (тотальный) контроль над всеми
сферами жизни общества. Таким образом,
тоталитаризм, как и любой другой политический
строй, необходимо рассматривать как социальную
систему и политический режим. В широком
смысле слова, как социальная система,
охватывающая все сферы общественной
жизни, тоталитаризм - это определенный
общественно-политический и социально
- экономический строй, идеология, модель
«нового человека». В узком смысле слова,
как политический режим, - это один из компонентов
политической системы, способ ее функционирования,
совокупность элементов идеологического,
институционного и социального порядка,
способствующих формированию политической
власти. Сравнительный анализ этих двух
понятий свидетельствует о том, что они
являются однопорядковыми, но не тождественными.
В то же время политический режим выступает
ядром социальной системы, отражающим
все многообразие проявлений тоталитаризма.
Характерная особенность развития современных
политических теорий в 40-50-е гг. XX в. - исследование
феномена тоталитаризма Р. Арон, X. Арендт,
К.Поппер.