Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 22:04, реферат
Политическое поведение обосновывается как одна из центральных концепций политической науки. В политике как науке выделяют две стороны, два основных подхода - поведенческий и институциональный.
Кроме всего вышесказанного,
можно также выделить два основных
типа политического поведения: полит
Политическое действие, в свою очередь, можно обозначить как форму активности политического субъекта, направленную на политические отношения, политическую систему общества, ее институты и другие объекты. Направленность этого политического действия может быть конструктивной и деструктивной. Всё зависит от факторов и условий объективного и субъективного характера. Субъективные факторы - это совокупность политических знаний, идей и других компонентов духовного мира, определяющих собственную позицию, способность и возможность выбора субъектом политической линии действия или бездействия. Объективные - это внешнезаданные факторы типа политической организации, к которой принадлежит личность, занимаемая ею должность и т. п.
Политическое действие
может быть прямым и опосредованным,
индивидуальным и коллективным, осознанным
и неосознанным, открытым и закрытым
и т. п. Наиболее массовыми политическими
действиями являются выборы, референдумы,
митинги, манифестации, демонстрации.
Индивидуальное политическое действие
- это политический акт индивида,
имеющий общественно-
Политическое бездействие
- это способ отмежевания личности
от политической жизни, который может
проявляться в различных
1.2 Специфика массового поведения в политике
1.2.1 Виды политических институтов
Анализ общества обычно проводится по таким его важнейшим юридическим и политическим институтам как парламент, муниципалитет, партия, профсоюз, забастовка. Ученые рассматривают их как совершенно очерченные, специфические явления. Такой подход достаточен для общего представления об обществе, но он совершенно недостаточен для практической политики. В действительности каждый общественный институт содержит в себе множество разнородных элементов. В то же время некоторые такие элементы встречаются в совершенно разных институтах. Можно, например, поставить такой вопрос: что есть общего между муниципалитетом и забастовкой?
Забастовка - это, прежде
всего, известное объединение
Наконец, забастовка
- это и подведение успешных или
неуспешных итогов данного выступления.
В какой-то степени можно сказать,
что это также и отчет
Вторым элементом, который важен для политики и который присутствует во многих политических институтах, является представительство. Представительство присутствует в партиях, профсоюзах, движениях, парламенте, местных и региональных советах, в различных формах массовой активности и массовых выступлений. Политическая партия представляет определенное социальное движение и определенное мировоззрение, определенный набор ценностей. Профсоюзы представляют экономические и социальные интересы различных групп населения. Ассоциации предпринимателей представляют интересы бизнеса. Каждая массовая организация представляет определенные интересы тех или иных групп населения.
Но элемент представительства
присутствует и в выборных органах
государства. Муниципалитет является
представителем локальных интересов
населения данного района, данного
города. Парламент - представитель интересов
народа, нации, страны. Конечно, уровень
и характер представительства в
каждом случае разные. Партия, например,
представляет в политической форме
специфические интересы определенных
социальных слоев. Парламент представляет
интересы всего населения, хотя иногда
это представительство
В то же время парламент
и вся парламентская
Наряду с некоторыми
другими общественно-
Очевидно, что в интересах политики социального прогресса и укрепления стабильности общества усиливать способность различных организаций, партий, государственных органов в центре и на местах, совершенствовать все свои, порою противоречивые функции, а главное - реально представлять те или иные интересы всех категорий населения. Эта политика должна учитывать возможность быстрых перемен.
В 60 - 70-е годы прошлого
века стали возникать многочисленные
"зеленые" движения, которые первоначально
представляли интересы населения, озабоченного
сохранением окружающей среды. Очень
быстро они стали представлять и
некоторые политические интересы и
превратились в ряде стран в политические
партии. Особенно сложными оказываются
процессы, связанные с представительством
национальных, этнических интересов, игнорирование
которых ведет к появлению
движений, пытающихся решить эти проблемы
насилием. Поэтому в области
1.2.2 Мотивы и стимулы участия в политике
Теперь давайте рассмотрим мотивы и стимулы участия людей в политике. Если взять за основу постулат, что общество состоит из «базиса» (экономика) и «надстройки» (политические, правовые, философские, нравственные, эстетические, религиозные и другие взгляды общества и соответствующие политические, правовые и иные учреждения и отношения), то стимулирование личности должно отражать в своем действии экономическую, социальную и нравственную функции.
Экономическая функция выражается в том, что стимулирование личности должно привести к повышению эффективности «отдачи» от политического поведения.
Нравственная функция
Социальная функция обеспечивается формированием социальной структуры общества через различный уровень в первую очередь доходов, который в значительной степени зависит от воздействия стимулов на различных людей.
Стимул часто характеризуется как воздействие на работника извне (со стороны) с целью побуждения его к эффективной деятельности. В стимуле заложен определенный дуализм. Дуализм стимула состоит в том, что с одной стороны, он является инструментом достижения цели, а с другой стороны, с позиций работника, стимул является возможностью получения дополнительных благ (позитивный стимул) или возможность их утраты (негативный стимул). В связи с этим можно выделить позитивное стимулирование (возможность обладания чем-либо, достижения чего-нибудь) и негативное стимулирование (возможность его утраты).
Когда стимулы проходят
через психику и сознание людей
и преобразуются ими, они становятся
внутренними побудительными причинами или
мотивами поведениячеловека. Мотивы -- э
Чтобы хоть как-то разобраться в становящейся все менее прозрачной и предсказуемой политике, лучше всего рассматривать ее как некийспектакль, в котором заданы роли и есть исполнители. Что люди делают в политике ? Каким все-таки является механизм политического поведения ?
В этом году исполнилось уже 65 лет с начала новой эпохи в исследовании политического поведения. Первая работа Пола Лазарсфельда и его коллег из Колумбийского университета была посвящена исследованию выборов, где основное внимание уделялось поведению избирателей в ходе президентской кампании 1940 г. в Эльмире (штат Нью-Йорк).
Другой вехой на пути становления нового в политологии -- поведенческого подхода к политике -- стали работы Д.Кэмпбела, П.Конверса, У.Миллера и Д.Стоукса и книга Энтони Даунса об экономической демократии.
К этому времени сложились три подхода, основанных на традициях политической социологии, социальной психологии, и политэкономии, каждый из которых по-своему трактовал поведение индивида, делающего свой выбор в политике на основе рациональности и личной заинтересованности.
Термин «политическое поведение» пришел из психологии бихевиоризма, специализирующейся на изучении так называемого «наблюдаемого поведения», то есть только тех проявлений политики, которые можно регистрировать со стороны, исключая политические взгляды, убеждения и прочие субъективные компоненты действий человека в поле политики. Политические бихевиористы (к примеру, Д.Истон) предложили подход, названный ими ситуационным. Ситуационные факторы включают в себя: 1) физическую, 2) органическую и 3) социальную среду. Эти факторы абсолютно не связаны с тем, что думают по этому поводу сами участники политического процесса и имеют вполне объективный характер. Их можно контролировать и наблюдать извне. Задача исследователя состоит в том, чтобы выявить корреляцию между поступками человека и факторами среды. Так, одним из важных направлений исследования демократии является установление зависимости между объективным фактором (уровнем социально-экономического развития) и утверждением демократического режима. Гипотезу о прямой зависимости этих двух параметров предложил известный американский исследователь С.Липсет.