Виды политического поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 22:04, реферат

Описание

Политическое поведение обосновывается как одна из центральных концепций политической науки. В политике как науке выделяют две стороны, два основных подхода - поведенческий и институциональный.

Работа состоит из  1 файл

Политический прцесс 2.docx

— 61.09 Кб (Скачать документ)

Кроме всего вышесказанного, можно также выделить два основных типа политического поведения: политическое действие и политическое бездействие.

Политическое действие, в свою очередь, можно обозначить как форму активности политического  субъекта, направленную на политические отношения, политическую систему общества, ее институты и другие объекты. Направленность этого политического действия может  быть конструктивной и деструктивной. Всё зависит от факторов и условий  объективного и субъективного характера. Субъективные факторы - это совокупность политических знаний, идей и других компонентов духовного мира, определяющих собственную позицию, способность  и возможность выбора субъектом  политической линии действия или  бездействия. Объективные - это внешнезаданные факторы типа политической организации, к которой принадлежит личность, занимаемая ею должность и т. п.

Политическое действие может быть прямым и опосредованным, индивидуальным и коллективным, осознанным и неосознанным, открытым и закрытым и т. п. Наиболее массовыми политическими  действиями являются выборы, референдумы, митинги, манифестации, демонстрации. Индивидуальное политическое действие - это политический акт индивида, имеющий общественно-политическое значение, смысл, или способ выражения  суждения, мнения личности о политике и политиках, который выражается практически. Любая форма политического  действия различается по степени  активности его субъектов, мере воплощения в ней качества политичности.

Политическое бездействие - это способ отмежевания личности от политической жизни, который может  проявляться в различных формах: от активного неприятия политики до пассивного безразличия.

1.2 Специфика массового поведения в политике

1.2.1 Виды политических институтов

Анализ общества обычно проводится по таким его важнейшим  юридическим и политическим институтам как парламент, муниципалитет, партия, профсоюз, забастовка. Ученые рассматривают  их как совершенно очерченные, специфические  явления. Такой подход достаточен для  общего представления об обществе, но он совершенно недостаточен для  практической политики. В действительности каждый общественный институт содержит в себе множество разнородных  элементов. В то же время некоторые  такие элементы встречаются в  совершенно разных институтах. Можно, например, поставить такой вопрос: что есть общего между муниципалитетом  и забастовкой?

Забастовка - это, прежде всего, известное объединение трудящихся вокруг некоторых общих целей. Они, так или иначе, договорились действовать, разработали программу требований, программу конкретных мероприятий. Забастовка - это и избранный руководящий  орган, забастовочный комитет. В  некоторых случаях возникающие  забастовочные комитеты цехов объединяются на уровне предприятия, региона, отрасли. Забастовка - это не только прекращение  работы, но и разъяснение целей  борьбы остальному населению с целью  привлечения на свою сторону симпатий союзников. Забастовка - это переговоры с администрацией предприятия, с  представителями властей, это, при  необходимости, выступление в суде. Наряду с этим забастовка нередко  означает охрану предприятия, организацию  работы силами бастующих на непрерывных  производствах, снабжение населения  электричеством, газом, функционирование городских служб - медпомощь, пожарники  и т.д., - т.е. непосредственное управление производством.

Наконец, забастовка - это и подведение успешных или  неуспешных итогов данного выступления. В какой-то степени можно сказать, что это также и отчет руководителей  забастовочного комитета о проделанной  работе. Забастовщики обсуждают этот отчет и намечают дальнейшую линию  поведения. Выясняется, таким образом, что забастовка не просто прекращение  работы, а одна из форм организации, располагающей членством, правилами  коллективного обсуждения и принятия решений, голосованием, руководством. Все это может быть временным, но чаще всего эти процедуры принимают  устойчивый характер. Во всяком случае, среди прочих элементов забастовка явно характеризуется наличием сильных  признаков организации. Конечно, такие  признаки складываются не сразу, они  проходят достаточно длительный путь. Однако, сложившись, такая специфическая  форма организации начинает функционировать  самостоятельно, вступая в те или  иные отношения с профсоюзами, трудовыми  коллективами, партиями, государственными органами и т.п. Для практической политики очень важно находить в различных общественных и политических институтах именно те элементы, которые важны для разработки и осуществления именно этой политики, для защиты интересов населения и общего движения к социальному прогрессу. Организация относится к таким элементам, присутствующим во многих институтах.

Вторым элементом, который важен для политики и  который присутствует во многих политических институтах, является представительство. Представительство присутствует в  партиях, профсоюзах, движениях, парламенте, местных и региональных советах, в различных формах массовой активности и массовых выступлений. Политическая партия представляет определенное социальное движение и определенное мировоззрение, определенный набор ценностей. Профсоюзы  представляют экономические и социальные интересы различных групп населения. Ассоциации предпринимателей представляют интересы бизнеса. Каждая массовая организация  представляет определенные интересы тех  или иных групп населения.

Но элемент представительства  присутствует и в выборных органах  государства. Муниципалитет является представителем локальных интересов  населения данного района, данного  города. Парламент - представитель интересов  народа, нации, страны. Конечно, уровень  и характер представительства в  каждом случае разные. Партия, например, представляет в политической форме  специфические интересы определенных социальных слоев. Парламент представляет интересы всего населения, хотя иногда это представительство принимает  искаженную форму, отдавая преимущество отдельным слоям. Естественно, что  это искажение в конце концов нарушит равновесие общества, поэтому правящие круги так или иначе всегда ищут решений, способствующих сохранению равновесия. Видимо поэтому, в нашей стране, совсем недавно, был сначала внесен на рассмотрение и утвержден Думой законопроект Правительства о повышении транспортного налога, а затем сразу же отменен под давлением политических партий, общественных организаций и ряда органов исполнительной власти.

В то же время парламент  и вся парламентская представительная система представляют из себя многофункциональное образование. Это и высшее политическое представительство избирателей, а через них и различных слоев населения - в соответствии с демократизмом избирательной системы. Это и законодательный (а в некоторых случаях - контрольный и даже судебный) орган. В ряде стран парламент является коллегией выборщиков некоторых должностных лиц, в частности президента. Как правило, парламент играет еще одну очень важную роль: он является местом, где ведутся переговоры и заключаются постоянные и временные союзы различных политических и социальных сил, компромиссы между депутатскими фракциями. Характер этих союзов и состав участников различны в разных странах и определяются объективными задачами и условиями.

Наряду с некоторыми другими общественно-политическими  институтами парламент играет роль своеобразного клапана, позволяющего как бы "выпускать пар", в  некотором смысле снимать напряженность, накапливающуюся в обществе. Такую  же роль играют и некоторые другие институты общества: общественные организации  и движения, демонстрации, митинги, забастовки, гласность и свобода  слова и т.д.

Очевидно, что в  интересах политики социального  прогресса и укрепления стабильности общества усиливать способность  различных организаций, партий, государственных  органов в центре и на местах, совершенствовать все свои, порою  противоречивые функции, а главное - реально представлять те или иные интересы всех категорий населения. Эта политика должна учитывать возможность  быстрых перемен.

В 60 - 70-е годы прошлого века стали возникать многочисленные "зеленые" движения, которые первоначально  представляли интересы населения, озабоченного сохранением окружающей среды. Очень  быстро они стали представлять и  некоторые политические интересы и  превратились в ряде стран в политические партии. Особенно сложными оказываются  процессы, связанные с представительством национальных, этнических интересов, игнорирование  которых ведет к появлению  движений, пытающихся решить эти проблемы насилием. Поэтому в области представительства  можно наблюдать как позитивные, так и негативные процессы. Практика показала, что объективные потребности, накапливающиеся в обществе, так  или иначе находят местное, региональное, государственное выражение. Те политические силы, партии и организации, которые своевременно уловят зарождение таких процессов и учтут их в своей деятельности, сумеют оказаться в русле объективного процесса. Другие же окажутся на его обочине, и их упорство может серьезно дестабилизировать ситуацию. Во всяком случае, для сил социального и технологического прогресса важно поддерживать те элементы общественно-политических институтов, которые способствуют организации всех активных и живых сил данного народа, которые могут в достаточно полной мере представлять их разнообразные и противоречивые интересы, которые в состоянии своевременно снимать возникающие напряженности и, наконец, создают условия для сотрудничества и союзов, способных решить объективные задачи, стоящие перед страной.

1.2.2 Мотивы и стимулы участия в политике

Теперь давайте  рассмотрим мотивы и стимулы участия  людей в политике. Если взять за основу постулат, что общество состоит  из «базиса» (экономика) и «надстройки» (политические, правовые, философские, нравственные, эстетические, религиозные  и другие взгляды общества и соответствующие  политические, правовые и иные учреждения и отношения), то стимулирование личности должно отражать в своем действии экономическую, социальную и нравственную функции.

Экономическая функция  выражается в том, что стимулирование личности должно привести к повышению  эффективности «отдачи» от политического  поведения.

Нравственная функция определяется тем, что стимулы приведения людей к активной жизненной позиции, созданию высоконравственного климата в обществе. При этом важно обеспечить правильную и обоснованную систему стимулов с учетом традиции и исторического опыта.

Социальная  функция обеспечивается формированием социальной структуры общества через различный уровень в первую очередь доходов, который в значительной степени зависит от воздействия стимулов на различных людей.

Стимул  часто характеризуется  как воздействие  на работника извне (со стороны) с целью  побуждения его к  эффективной деятельности. В стимуле заложен  определенный дуализм. Дуализм стимула  состоит в том, что с одной  стороны, он является инструментом достижения цели, а с другой стороны, с позиций работника, стимул является возможностью получения дополнительных благ (позитивный стимул) или возможность их утраты (негативный стимул). В связи с этим можно выделить позитивное стимулирование (возможность обладания чем-либо, достижения чего-нибудь) и негативное стимулирование (возможность его утраты).

Когда стимулы проходят через психику и сознание людей  и преобразуются ими, они становятся внутренними побудительными причинами или мотивами поведениячеловека. Мотивы -- это осознанные стимулы. Стимул и мотив не всегда согласуются между собой, но между ними нет «китайской стены». Это две стороны, две системы воздействия на личность, побуждения его к определенным действиям. Поэтому стимулирующее воздействие на людей направлено преимущественно на активизацию их функционирования, а мотивирующее воздействие - на активизацию профессионально-личностного развития. На практике необходимо применение механизмов сочетания мотивов и стимулов участия в политике.

Чтобы хоть как-то разобраться  в становящейся все  менее прозрачной и предсказуемой  политике, лучше всего  рассматривать ее как некийспектакль, в котором заданы роли и есть исполнители. Что люди делают в политике ? Каким все-таки является механизм политического поведения ?

В этом году исполнилось  уже 65 лет с начала новой эпохи в  исследовании политического  поведения. Первая работа Пола Лазарсфельда и его коллег из Колумбийского университета была посвящена исследованию выборов, где основное внимание уделялось поведению избирателей в ходе президентской кампании 1940 г. в Эльмире (штат Нью-Йорк).

Другой  вехой на пути становления  нового в политологии -- поведенческого подхода к политике -- стали работы Д.Кэмпбела, П.Конверса, У.Миллера и Д.Стоукса и книга Энтони Даунса об экономической демократии.

К этому времени  сложились три  подхода, основанных на традициях политической социологии, социальной психологии, и политэкономии, каждый из которых  по-своему трактовал поведение индивида, делающего свой выбор в политике на основе рациональности и личной заинтересованности.

Термин «политическое поведение» пришел из психологии бихевиоризма, специализирующейся на изучении так называемого «наблюдаемого поведения», то есть только тех проявлений политики, которые можно регистрировать со стороны, исключая политические взгляды, убеждения и прочие субъективные компоненты действий человека в поле политики. Политические бихевиористы (к примеру, Д.Истон) предложили подход, названный ими ситуационным. Ситуационные факторы включают в себя: 1) физическую, 2) органическую и 3) социальную среду. Эти факторы абсолютно не связаны с тем, что думают по этому поводу сами участники политического процесса и имеют вполне объективный характер. Их можно контролировать и наблюдать извне. Задача исследователя состоит в том, чтобы выявить корреляцию между поступками человека и факторами среды. Так, одним из важных направлений исследования демократии является установление зависимости между объективным фактором (уровнем социально-экономического развития) и утверждением демократического режима. Гипотезу о прямой зависимости этих двух параметров предложил известный американский исследователь С.Липсет.

Информация о работе Виды политического поведения