Виды политического поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 22:04, реферат

Описание

Политическое поведение обосновывается как одна из центральных концепций политической науки. В политике как науке выделяют две стороны, два основных подхода - поведенческий и институциональный.

Работа состоит из  1 файл

Политический прцесс 2.docx

— 61.09 Кб (Скачать документ)

Многие ученые спорили  по поводу понятий толпы и публики. Среди наиболее ярких оппонентов описанной выше теории толпы Г.Лебона можно считать Габриэля Тарда, который в своей работе «Публика и толпа» дает следующее описание понятию «публика» - «это есть не что иное, как рассеянная толпа, в которой влияние умов друг на друга стало действием на расстоянии, на расстояниях, все возрастающих».

Между толпой и публикой Г.Тард нашел множество различий. Можно принадлежать в одно и то же время, как это обыкновенно и бывает, к нескольким группам публики, но к толпе одновременно можно принадлежать только к одной. Отсюда гораздо большая нетерпимость толпы, потому что там человек захватывается целиком, неотразимо увлечен силой, не имеющей противовеса. И отсюда преимущество, утверждает Тард, связанное с постепенной заменой толпы публикой, сопровождающееся всегда прогрессом в терпимости или даже в скептицизме. Таким образом, Тард с точностью до деталей принимает то описание толп, которое дал Лебон. Но, замечает он, толпы суть ассоциации спонтанные и преходящие, которые не могут бесконечно оставаться в состоянии волнения. Им предназначено либо распадаться бесследно (сборище зевак, митинге, небольшом мятеже), либо эволюционировать, чтобы превратиться в толпы дисциплинированные и стабильные. Довольно просто обнаружить между ними разницу, которая состоит в существовании организации, опирающейся на систему общих верований, использование иерархии, признанной всеми членами организации. Это и есть отличительная черта, которая противопоставляет естТолпы организованные, ассоциации высшего порядка формируются в силу внутренних обстоятельств, изменяются под действием верований и коллективных желаний, путем цепи подражаний, которые делают людей все более и более похожими друг на друга и на их общую модель, - на вождя. Отсюда появляется преимущество, позволяющее заменить спонтанные массы массами дисциплинированными, и замещение это всегда сопровождается прогрессом общего интеллектуального уровня, замечает Тард. Массы спонтанные, анонимные, аморфные низводят умственные способности людей на самый низший уровень. И напротив, массы, в которых царит определенная дисциплина, обязывают низшего подражать высшему. Эти способности поднимаются до определенного уровня, который может быть выше, чем средний уровень отдельных индивидов. Значит, все члены искусственной толпы подражают руководителю, а, следовательно, его умственное развитие становится их развитием.

"Не без основания  высказывалась относительно толпы  мысль, - пишет Тард, имея в виду Лебона, - что она в умственном и нравственном отношении стоит в общем ниже среднего уровня своих членов. Социальный состав в данном случае, как всегда, не только не похож на свои элементы, по отношению к которым оно скорее является произведением или комбинацией, чем суммой, но он, по обыкновению, имеет и меньше ценности, чем они. Но это справедливо только по отношению к толпе или к сборищам, которые приближаются к понятию толпы. Напротив, там, где царит больше дух корпорации, чем дух толпы, часто случается, что составное целое, в котором утрачивается гений великого организатора, выше своих отдельных элементов". Тард приводит пример тому: " Я имел сотни случаев заметить, что жандармы, хотя они очень часто бывают умными людьми, все-таки ниже в этом отношении, чем жандармерия".

Таким образом, что  различает толпы - это существование  или отсутствие организации. Одни толпы, естественные, повинуются механическим законам; другие, искусственные, следуют  социальным законам подражания. Первые снижают индивидуальные способности  мышления, вторые поднимают их на социальный уровень, который разделяет со всеми  и их руководитель. Они воспроизводят  в тысячах и миллионах экземпляров  черты одного человека: Де Голля, Энштейна, Иисуса Христа, Маркса. С социальной точки зрения, существование этих репродукций, групп вождей, необходимого приводного ремня между уникальной личностью и толпой, наиболее важно и труднодостижимо. В определенном смысле эти группы даже более необходимы, чем сама масса: т.к. если они могут действовать, изобретать без участия массы, то масса не может ничего или почти ничего без них. "Она лишь тесто, они же дрожжи".

Тард говорит, что не бывает толпы без вожака. "Случается также часто, что толпа, приведенная в движение кучкой воспламененных людей, образующих ядро, обгоняет их и всасывает в себя, и, ставши безголовой, не имеет, как может показаться, вожака; но в действительности она не имеет его в том смысле, в каком тесто, поднявшись, не имеет больше дрожжей".

Тард особо обращает наше внимание на такое существенное замечание: "роль эти вожаков тем значительнее и заметнее, чем с большим единодушием, последовательностью и разумом действует толпа, чем более приближается она к нравственной личности".

Кроме Тарда и Лебона имеет место также концепция Сержа Московичи о массе, толпе и публике в работе «Век толп» о том, что "… толпы или публики, любые типы группирований, в целом созданы и ведомы вождем. Как только наблюдается объединение людей, которые одновременно воспринимают идею, воодушевляются и направляются к одной цели, можно утверждать, что некий агитатор или предводитель выступает своего рода ферментом и вожаком их деятельности". Это по сути дела и стало основным ответом на вопрос методов и средств управления толпой и публикой. Ведь в глазах массы он воплощает идею, а по отношению к идее - массу, и в этом обе искры его силы. Значит, вождь осуществляет свою власть, опираясь на верования, поэтому ему необходимо быть человеком веры до безумства. Гипнотическая сила вождя, способность влиять на толпу, составляющие которой - это сияющая убежденность и упрямая отвага.

2. Факторы детерминации политики. Рациональное и иррациональное в политике

Понятие "политическая деятельность" дает возможность  в анализе политики сосредоточить  внимание на наиболее подвижном, динамичном ее аспекте - разнообразных действиях  людей, направленных на реализацию той  или иной цели. Важнейшими чертами  такой деятельности служат:- сосредоточение усилий именно на общих проблемах, потребностях существования социальной целостности;

- рассмотрение государства,  его интересов в качестве основных  институтов решения этих проблем;

- использование политической  власти как главного средства  достижения поставленных целей.

Органическая связь  с властью делает политическую деятельность мощным фактором управления, целенаправленной ориентации и упорядоченности действий. Изучение этой стороны политики позволяет  выявить зависимость политических событий и процессов от состояния  направленности мыслей и действий тех  людей, которые в политику вовлечены. Существует сложный комплекс устойчиво  действующих, не зависящих от субъекта политики обстоятельств, игнорирование  которых обрекает политическую деятельность на неудачу, а учет служит обязательным условием обеспечения ее успеха. В  их число входят по крайней мере следующие.

Законы политики. Их специфика заключается в том, что они действуют не помимо людей, а проявляют себя как совокупность условий, потребностей, интересов, требующих  усилий в определенном направлении  и направляющих таким образом  ход политических процессов. Очевидна, например, связь экономической инициативы и политической свободы, демократии и расширения круга людей, участвующих  в принятии экономических решений.

Условия. Объективная  взаимосвязь обстоятельств и  факторов, влияющих на течение политической деятельности. Для истории характерно постепенное расширение круга факторов, служащих объективным основанием политической деятельности, выступающих в качестве ее стимулов.

Потребности. Это комплекс условий, воспринимаемых людьми как абсолютно необходимые для нормального существования. При этом растет не только их объем, но и качественные параметры, степень многообразия потребностей. Например, безопасность сегодня не сводится только к военному ее аспекту, но и включает другие параметры.

Культурная образовательная  среда, в которой разворачивается  политическая деятельность. Многие ее компоненты практически не зависят  от людей, и должны приниматься ими  во внимание: это традиции, настроения, укорененные в определенной социальной группе стереотипы мышления и поведения.

В процессе детерминации политической деятельности действуют  не абстрактные законы, интересы, обстоятельства и позиции, а их конкретные, обусловленные  временем, местом модификации факторы  как постоянного и долговременного  действия, так и динамично меняющиеся. Их сочетание порождает политическую ситуацию - свойственное данному времени, месту взаимодействие объективных  обстоятельств, непосредственно определяющих возможности и задачи политической деятельности, служащих причиной политического  события. Стержень политической ситуации - отношения между вовлеченными в  политический процесс социальными  группами. Но формируются эти отношения  широким кругом факторов экономического, социального, политического и культурного  порядков. Все элементы политической ситуации оказываются взаимосвязанными и требуют от субъектов политики определенного образа действий.

В системе факторов, входящих в политическую ситуацию, весьма важно выделение решающего  звена. Его влияние получило название сверхдетерминации. В качестве элемента сверхдетерминации может выступать определенная экономическая или экологическая проблема, политический процесс, деятельность личности и т. п. Способность правильного отражения политической ситуации дает важные преимущества в политической деятельности тому, кто ею владеет. Противоположностью этого политического качества является то, что можно назвать политической слепотой, когда субъект, осуществляющий политическую деятельность, не воспринимает важных компонентов политической ситуации, абсолютизирует значение других ее компонентов, а ситуации дает извращенное истолкование.

В процесс детерминации политической деятельности включены все  элементы политического сознания, они  здесь активно взаимодействуют, а их последствия часто сливаются. В процессе взаимодействия они образуют две основные модели субъективной детерминации политической деятельности - рациональную и иррациональную.

Рациональность в  политике выражается в способности  выбора средств, соответствующих целям, постановке и выборе целей самим  субъектом политического действия, в его стремлении владеть более  полной, совершенной информацией. Политическая жизнь изобилует и моментами  явной иррациональности, выражающейся в доминировании эмоций, несоответствии средств и результатов целям  политического действия, его дезорганизации и давлении утопических и даже мистических элементов сознания. Очевидно, что по мере наращивания в политике стихийных, иррациональных начал, она все в меньшей степени соответствует своему назначению, теряет способность быть регулирующим фактором социальных отношений, дезорганизует общество.

Меру соотношения  рационального и иррационального  моментов в политике, по сути дела, определяет степень информированности участвующих  в ней людей о происходящих событиях. Свобода выбора варианта развития реально осуществима только при полной информированности, что  делает ее действенным фактором политической деятельности и политического выбора.

3. Соотношение целей и средств политической деятельности, её виды

В процессе перехода от политической теории к политической практике встает проблема соотношения  целей и средств. В политике всегда существовали средства жесткие или крайние, нацеленные на быстрое получение результата с затратой максимума сил и ресурсов, требующие значительного напряжения человеческих возможностей, и средства мягкие или умеренные, использование которых дает множество промежуточных результатов, требует большего времени и не порождает столь острых конфликтов, как первый тип средств.

Склонность к использованию  крайних средств политической деятельности, неприятие каких-либо промежуточных  форм называется политическим экстремизмом, в рамках которого можно выделить несколько разновидностей:

- программный экстремизм, облик которого определяется  типом идеологии, принятой цели. Такой экстремизм характерен для расизма, фашизма, требующих для осуществления своих политических целей уничтожения политических противников или радикального ограничения их прав; - ситуационный экстремизм, использование крайних средств политической борьбы здесь навязывается, задается положением, в котором находится субъект, не оставляющим иной возможности, кроме обращения к крайним, наиболее жестким средствам политической борьбы, например, в условиях сопротивления иностранным захватчикам, или разгуле в обществе преступности; - эмоциональный экстремизм возникает как массовая стихийная реакция на то или иное событие, решение, резко меняющее положение, в котором находилась группа людей, требующее немедленного ответного действия, но не дающее времени для его организации.

В рамках экстремистских форм политической деятельности может  использоваться достаточно широкий  набор средств достижения целей. Но наиболее распространенным оказывается  насилие, в политике выражающееся в  использовании разнообразных разрушительных по отношению к противнику или  политической организации действий. К насилию в политике прибегают прежде всего в силу его способности компенсировать недостаток как объективных условий, так и многих средств достижения политических целей. Политическая деятельность неоднородна, в ее структуре можно выделить несколько четко выраженных состояний. Одно из них - политическое отчуждение, которое выражается в сосредоточении усилий человека на решении проблем личной жизни при их отрыве и противопоставлении жизни общественной, политической. Менее ярко выраженная форма отчуждения - политическая пассивность.

Действие другой тенденции - движение от политического отчуждения к политической активности - начинается со специфического состояния отрицания - такой позиции личности, социальной группы, которая отвергает навязываемый ей политический порядок, политическую систему. Начальная стадия выраженной активной деятельности, когда субъект  осуществляет четкий выбор тенденции  действия, - это политическая позиция. Зрелая форма политической активности - это политическое движение, т.е. такое  целенаправленное действие определенной социальной группы, которое своей  целью имеет преобразование политического  строя или его сознательную защиту.

Информация о работе Виды политического поведения