Власть и политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 09:56, реферат

Описание

Понятие власти является одним из центральных в политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и са-мой политики. Определение власти, понятие, ее сущность и характер имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства, позво-ляет выделить политику и политические отношения из всей суммы общест-венных отношений.

Содержание

Введение….……………………………………………………………………….3
1. Власть: понятие, структура, виды ………………….………..……….……4
1.1. Понятие «власть»…………………………….……………………......4
1.2. Структура и виды власти..…………………….….………………..….5
2. Формы власти ………………………………………………………………7
3. Легальность и легитимность власти…..……………………………….…13
Заключение……………………………………………………………………...17
Список использованной литературы………………………………………..18
.

Работа состоит из  1 файл

власть и политика.doc

— 98.00 Кб (Скачать документ)


МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

 

ФГОУ ВПО КУРГАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ИМЕНИ Т.С.МАЛЬЦЕВА

 

 

Факультет Экономический

Кафедра  Философии и истории

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

 

 

 

Тема Власть и политика

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка 2-го курса

4 группы Ризаева Е.А.

 

 

 

Проверила: Андреева Ю.А.

 

 

 

 

 

с. Лесниково – 2009 г.

 

Содержание

Введение….……………………………………………………………………….3

1. Власть: понятие, структура, виды ………………….………..……….……4

1.1. Понятие «власть»…………………………….……………………......4

1.2. Структура и виды власти..…………………….….………………..….5

2. Формы власти ………………………………………………………………7

3. Легальность и легитимность власти…..……………………………….…13

Заключение……………………………………………………………………...17

Список использованной литературы………………………………………..18

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Понятие власти является одним из центральных в политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Определение власти, понятие, ее сущность и характер имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений.

Разгадка феномена власти, приращение всякого нового знания о природе власти и механизмах властвования является едва – ли не самой главной задачей политологии. Первые попытки разобраться в парадоксах и механизмах политической власти были предприняты еще в ранний период политической Индии, Китая и Греции.

Парадокс политической власти, способной оборачиваться для человека одновременно и целесообразной силой, и злой волей, во все времена занимал умы философов и писателей. Аристотель и Шекспир, Гёте, Ницше и Достоевский, Фуко и Кафка в философских категориях или художественных образах пытались приоткрыть завесу над этим, далеко ещё не познанным, феноменом жизни общества и человека.


1. Власть: понятие, виды и функции

1.1. Понятие «власть»

Существует множество определений власти, разные методологические школы стремились понять и объяснить этот феномен. Кто-то видел истоки власти во взаимоотношениях животных, кто-то считал её продуктом социальной жизни, но все исследователи неизменно сходились в одном: власть начинается там, где происходит подчинение.

Человек ограничивает свои действия и подчиняется в основном: природе (в холодную погоду он одевает тёплую одежду, в дождливую пытается найти укрытие); нормам и правилам, принятым в социуме (выполняет предписываемые обычаем действия, следует установившимся нравственным и правовым принципам); и, наконец, другому индивиду, выполняет его распоряжения, приказы, обличенные в различные формы (просьба, ультиматум и т.п.)

Каждый из этих случаев нередко определяется как власть природы, власть общества, власть человека, но всегда в понятие «власть» вкладывается единый смысл – подчинение. В науке же первый случай получил определение зависимости от природных условий; второй – социального контроля или обусловленности действий человека социумом, обществом. И только третий случай определяется как собственно власть.

Власть – это социальное отношение, проявляющееся в возможности и праве одного индивида или группы принимать решения, приобретающие обязательный характер для другого индивида или группы. Другими словами, это – отношение управления – исполнения, иногда выраженное в более жесткой форме командования – подчинения.

Почему один человек подчиняется другому? Потому что другой или сильнее (как, например, грабитель, угрожающий пистолетом), или умнее и опытнее (человек следует его совету и рекомендации, чтобы избежать осложнений и возможных ошибок), или является начальником и имеет соответствующее его должности право отдавать распоряжения. Как видим, в основе подчинения одного человека другому лежит неравенство: неравенство естественное (физиологическое, интеллектуальное и т. п.) и неравенство социальное (статусное, экономическое, образовательное и т. п.).

Власть, возникающая на основе естественного неравенства, всегда носит характер межличностного взаимодействия, всегда персонифицирована. Власть, основанная на социальном неравенстве, утрачивает свою персонифицированную форму. Такая власть носит более определённый и устойчивый характер. Она воспроизводится в обществе независимо от её конкретных участников, в достаточно устоявшихся местах социального пространства и в постоянных формах. Причина устойчивости такой власти – в её институционализации.

В самом широком смысле слова власть – это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства – авторитета, права, насилия. В таком аспекте власть бывает экономическая, политическая, государственная, семейная и прочая. Такой подход также требует разграничения классовой, групповой и личной власти, которые переплетаются между собой, но не сводятся друг к другу.

Наиболее важным видом власти является политическая власть. Политическая власть – это реальная способность данного класса, группы, индивида проводить свою волю в политике и правовых нормах. Политическая власть характеризуется или социальным господством, или ведущей ролью, или руководством тех или иных групп, а чаще всего различными сочетаниями этих качеств.

1.2 Структура и виды власти

По своей структуре власть делится на:

1.      Источники власти (авторитет, сила, престиж, закон, богатство, знание, харизма, тайна, интерес и т.д.)

2.      Субъекты власти (государство и его институты, политические элиты и лидеры, политические партии)

3.      Объекты власти (индивид, социальная группа, масса, класс, общество и т.д.)

4.      Функции власти (господство, руководство, регуляция, контроль, управление, координация, мобилизация, организация)

5.      Ресурсы власти (принуждение, насилие, убеждение, поощрение, право, традиции, страх, мифы и т.д.)

Основными компонентами власти являются её субъект и объект. Субъекты политической власти имеют сложный, многоуровневый характер: ее первичными субъектами являются индивиды, а вторичными – политические организации, субъектами наиболее высокого уровня, непосредственно представляющими во властных отношениях различные общественные группы и весь народ, - политические элиты и лидеры. Связь между этими уровнями может нарушаться. Так, например, лидеры нередко отрываются от масс и даже от приведших их к власти партий. Субъект определяется содержанием властного отношения через приказ (распоряжение, команду). В приказе предписывается поведение объекта власти, указываются (или подразумеваются) санкции, которые влекут за собой выполнение или невыполнение распоряжения. От приказа, характера содержащихся в нем требований во многом зависит отношение к нему объекта, исполнителей – второго важнейшего элемента власти.

Власть – всегда двустороннее, асимметричное взаимодействие, с доминированием воли властителя. Она невозможна без подчинения объекта. Если такого подчинения нет, то нет и власти, несмотря на то, что стремящийся к ней субъект обладает ярко выраженной волей властвования и даже мощными средствами принуждения. В конечном счете, у объекта властной воли всегда есть пусть крайний, но все же выбор – погибнуть, но не подчиниться, что нашло, в частности, свое выражение в свободолюбивом лозунге «лучше умереть, сражаясь, чем жить на коленях».

Структурные основания политической власти – законы, суд, государственный аппарат, отряды принуждения, партийная дисциплина, авторитет лидера, центральные и региональные структуры.

Виды власти

Особенности различных элементов власти – субъекта, объекта, ресурсов – могут использоваться в качестве оснований ее типологий. Одной из наиболее содержательных классификаций власти является ее деление в соответствии с ресурсами, на которых она основывается, на экономическую, социальную, духовно-информационную, принудительную (которую часто называют политической в узком значении этого слова, хотя это не совсем точно) и политическую в широком, собственном значении этого слова.

В зависимости от субъектов власть делится на государственную, партийную, профсоюзную, армейскую, семейную и т.п. По широте распространения выделяются мегауровень – международные организации: ООН, НАТО и т.п.; макроуровень – центральные органы государства; мезоуровень – подчиненные центру организации (областные, районные и т.п.) и микроуровень – власть в первичных организациях и малых группах, на этом уровне формируется политическая культура, складываются убеждения, мнения и т.п. Микроуровень не является низшим, он структурно и функционально отличен от других, иерархических уровней тем, что составляет политическую ткань общества в целом, включая и все другие уровни власти.

Возможна классификация власти по функциям ее органов: например, законодательная, исполнительная и судебная власти государства; по способам взаимодействия субъекта и объекта власти – демократическая, авторитарная и т.п. власти.

 

2. Формы власти

В обширной социологической и политологической литературе встречается множество вариантов классификации форм власти. Чаще всего в качестве оснований такой классификации выступают:

1.      сфера существования (осуществления) власти

2.      характер (формационный тип) общественных отношений

3.      специфика субъекта и объекта власти

4.      источники и мотивы подчинения объекта субъекту

В известной классификации Дж. Френча и Б. Рэйвена выделяются: власть принудительная, легитимная, референтная (её источник – стремление объекта идентифицировать себя с субъектом, например, стать частью группы или поддерживать связь с какими-то людьми), экспертная и побуждение. У.Коннолли различает манипуляцию, принуждение, сдерживание (власть в форме создания различного рода препятствий для деятельности объекта), уступку по предвидению (объект принимает решение уступить желаниям субъекта, не дожидаясь возможного давления или санкций с его стороны), силу и формирование («формирование» представляет собой «комбинацию гипнотического контроля и привидения в шок», объект «формируется» субъектом в соответствии с намерениями и реагирует на его действия желаемым для субъекта образом). Классификация Э. де Креспини включает принуждение, побуждение, реакцию, препятствующую власть, легитимную власть и привлечение. Д. Ронг относит к формам власти силу, манипуляцию, убеждение и авторитет.

Различия между классификациями обусловлены двумя важнейшими факторами. Первый из них – расхождение в трактовке власти. То, что одни исследователи считают властью, другие могут рассматривать в качестве её основы или формы. Второй источник различий связан с выбором оснований классификации. Некоторые исследователи стремятся максимально полно отразить все нюансы властных отношений, и их классификации характеризуются значительным числом позиций. Другие фиксируют только наиболее общие отличия и выделяют относительно немного форм власти.

В результате исследования В. Г. Ледяева можно выделить следующие формы власти:

1.      сила

2.      принуждение

3.      побуждение

4.      убеждение

5.      манипуляция

6.      авторитет

Сила.

Вернее, «власть в форме силы», поскольку не любая сила есть власть. В данном случае источником подчинения выступает способность субъекта непосредственно воздействовать на объект или на его окружение. Обладание властью в форме силы означает возможность оказать намеренное влияние на объект или ограничить его потенциальные действия.

Обычно понятие «сила» используется для обозначения телесного воздействия на объект, т.е. в значении «физическая сила». Однако также оно вполне применимо и для отражения воздействия на сознание объекта. Как отмечает Ронг, психическое насилие – весьма распространенный способ властвования. Иногда оно приобретает институционализированные формы, например, в виде ритуальных церемоний унижения, практики черной магии и колдовства. Психическое насилие, в ходе которого субъект власти оказывает негативное воздействие на психику, менталитет или эмоциональное состояние объекта, часто сопутствует насилию физическому и не может быть отнесено ни к какой другой форме власти. Поскольку, используя силу, субъект власти обращается с объектом как с физическим телом, при осуществлении власти в такой форме повиновение объекта может отсутствовать. В связи с этим важно четко определять, что лежит в основе способности субъекта добиться подчинения объекта, – реальное использование силы или же угроза её применения (принуждение). При всей внешней схожести сила и принуждение отличаются по своим параметрам, возможностям, способам применения и результатам.

Нередко утверждается, что применение силы представляется собой не столько проявление власти, сколько свидетельство её крушения. Иногда применение силы означает, что все попытки добиться подчинения с помощью других методов не имели успеха, т.е. субъект смог осуществить власть над объектом только с помощью силы. В этом случае также допустимо говорить об отсутствии власти – точнее, тех форм власти, к которым стремиться субъект.

Информация о работе Власть и политика