Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 20:04, лекция
В государствоведении этот вопрос не имеет однозначного решения, в связи с чем можно столкнуться с самыми разными определениями государственной власти. Например, одни в государственной власти видят определенную функцию, другие – волевое отношение, выступающее как властеотношение между властвующими и подвластными, третьи – способность властвующих навязывать свою волю подвластным, четвертые – организованную силу, способную подчинять себе волю подвластных, пятые – управление, связанное с принуждением, и т.д.
1. Понятие власти. Признаки власти.
2. Функции политической власти, ее основные черты.
3. Понятие легитимности, типы легитимации власти.
Развитие конституционного строя во Франции привело к появлению института сильного президента, но в целом избранная форма правления - типичная полупрезидентская республика, где глава государства разделяет исполнительную власть с премьер-министром.
Президент
в Германии встроен в парламентарную
республику и является далеко не столь
влиятельной фигурой.
Общие
положения принципа
разделения властей
в соответствии с Конституцией
Республики Казахстан
Главное требование принципа разделения властей, сформулированное уже упомянутыми Д. Локком и Ш. Монтескье, заключается в том, что для утверждения политической свободы, обеспечения законности и устранения злоупотреблений властью со стороны какой-либо социальной группы, учреждения или отдельного лица необходимо разделить государственную власть на законодательную (избранную народом и призванную вырабатывать стратегию развития общества путем принятия законов), исполнительную (назначаемую представительным органом власти и занимающуюся реализацией данных законов и оперативно-хозяйственной деятельностью) и судебную (выступающую гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных). Причем каждая из этих властей, являясь самостоятельной и взаимосдерживающей друг друга, должна осуществлять свои функции посредством особой системы органов и в специфических формах.
Система "сдержек и противовесов", установленная в Конституции, представляет собой совокупность правовых ограничений в отношении конкретной государственной власти законодательной, исполнительной, судебной. Так, применительно к законодательной власти большую роль в системе противовесов играет Президент, который имеет право применить отлагательное вето при поспешных решениях законодателя, в отношении исполнительной власти сдерживающими являются сроки президентской власти, импичмент, вотум недоверия Правительству, запрет ответственным работникам исполнительных органов избираться в состав законодательных структур, заниматься коммерческой деятельностью, для судебной власти правоограничивающими средствами, выраженными в конституции, процессуальном законодательстве, являются следующие принципы презумпция невиновности, право на защиту, равенство граждан перед законом и судом, гласность и состязательность процесса, отвод судей и т.п.
Сам принцип разделения властей в Конституции Республики Казахстан закреплен в статье 3 главы «Общие положения». Он гласит:
«Государственная власть в Республике едина, осуществляется на основе Конституции и законов в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви и взаимодействия их между собой с использованием системы сдержек и противовесов».
Разделение единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную выражается, прежде всего, в осуществлении каждой из них самостоятельными, независимыми друг от друга структурами государственного механизма. Целью такого разделения является обеспечение гражданских свобод и законности, создание гарантий от произвола. В условиях разделения властей одна ветвь государственной власти ограничивается другой, различные ее ветви взаимно уравновешивают друг друга, действуя, как система сдержек и противовесов, предотвращая монополизацию власти каким-либо одним институтом государства.
Согласно Конституции, на общегосударственном уровне законодательную власть осуществляет Парламент РК, исполнительную - Правительство РК, а судебную – Верховный Суд Республики Казахстан.
Существует ошибочное мнение относительно института Президента в системе разделения властей. Нередко Президента пытаются отнести к определенной ветви власти (как правило, к исполнительной).
В действительности же Президент Республики Казахстан не является Органом какой-либо из трех властей, а как прямо указано в статье 40, «главой государства, его высшим должностным лицом, определяющим основные направления внутренней и внешней политики государства и представляющим Казахстан внутри страны и в международных отношениях; символом и гарантом единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина; обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей государственной власти и ответственность органов власти перед народом». Таким образом, ни одна из вышеперечисленных функций Президента не указывает на его принадлежность к какой - либо из ветвей власти. Президент только создает базисные условия и обеспечивает гарантии деятельности органов государственной власти различных ветвей.
Принцип разделения властей, закрепленный в общей форме статьи 3, реализуется и конкретизируется в нормах Конституции, определяющих статус Президента, Парламента, Правительства, Конституционного Совета и судов Российской Федерации. Содержание этих норм показывает, что принцип разделения властей предполагает их конструктивное взаимодействие.
Так, обособление функции принятия законов и наделения соответствующими полномочиями Парламента сочетается с правом Президента отклонять законы, что влечет их возврат в Парламент для вторичного обсуждения, а также издавать указы (в том числе нормативного характера), которые не должны противоречить законам, и правом Правительства издавать постановления и распоряжения на основании и во исполнение Конституции, государственных законов и нормативных указов Президента. Такой статус Президента произволен от его титула главы государства и гаранта Конституции.
Акты
исполнительного характера, издаваемые
Правительством, связаны с необходимостью
повседневного осуществления
Лишь закон, а не какие бы то ни было иные соображения, а также посторонние влияния, требования и указания, - основа правосудия, судебной деятельности. Независимость как решающая характеристика, как конституционный принцип отличает именно судебную власть. При решении конкретных дел суды независимы даже от вышестоящих судов.
Особую роль в обеспечении принципа разделения властей играет Конституционный Совет Республики Казахстан, правомочный решать дела о соответствии Конституции Республики Казахстан, в частности, законов, нормативных актов Президента, Парламента, Правительства Республики Казахстан.
Конституционный Совет Республики Казахстан - специализированный орган правовой охраны Конституции. Его деятельность в данной области имеет контрольный характер, и в этом смысле Конституционный Совет является основным инструментом в системе сдержек и противовесов. Такое положение Конституционного Совета определяется прежде всего тем, что он наделен правом отмены актов, не соответствующих Конституции Республики Казахстан. Основными принципами деятельности Конституционного Совета Республики Казахстан является независимость, коллегиальность, гласность, состоятельность и равноправие сторон.
Понимая
самостоятельность органов
Единство
государственной
власти
Единство
системы государственных
Каждая
из названных систем является носителем
соответствующей
Обобщая,
можно сказать, что в основе организации
и деятельности правового государства
лежит принцип разделения властей: законодательной,
исполнительной и судебной. Каждая власть
осуществляет свои строго очередные функции.
И вместе они сдерживают и уравновешивают
друг друга, обеспечивая тем самым гарантию
исполнения демократических норм и не
злоупотребления государственной властью.
Список
использованной литературы
www.parlam.kz
– официальный сайт Парламента
РК;
www.supcourt.kz – официальный сайт Верховного Суда