1. Внешняя политика государства
4
1.1.Понятие внешней политики 4
1.2. Цели и функции внешней
политики 7
1.3. Средства реализации внешней
политики 8
1.4. Международные отношения: субъекты
и классификация 11
Заключение 14
Список используемой литературы 15
Введение
Как известно, ни одно национальное
государство не может развиваться
вне связи с другими странами,
народами. Необходимо отметить, что
связи весьма разнообразны и
регулируются как в рамках
каждой отдельной страны, так
и в международном масштабе. Из
этого следует, что любое суверенное
государство осуществляет не
только внутреннюю, но и внешнюю
политику, которая выступает как
элемент политического процесса.
В свою очередь любое государство
старается всеми силами защитить
свои национальные интересы, для
чего требуется проведение определённой
внешней политики.
Очевидно, что внешняя политика
являет собой продолжение внутренней
политики, ее распространение на
отношения с другими государствами.
Как и внутренняя политика, она
теснейшим образом связана с
господствующим экономическим укладом,
общественным и государственным
строем общества и выражает
их на мировой арене. Главная
ее цель – обеспечение благоприятных
международных условий для реализации
интересов того или иного государства,
обеспечения национальной безопасности
и благополучия народа, предотвращение
новой войны.
На основе внешнеполитической
деятельности отдельных государств
складываются определенные международные
отношения, то есть совокупность экономических,
политических, культурных, правовых, военных
и других связей и взаимоотношений между
народами, государствами, экономическими,
политическими, научными, культурными
религиозными организациями и учреждениями
на международной арене.
Так как в современности
связи между странами всё более
расширяются, вопрос проведения
подходящей для каждого конкретного
государства внешней политики
становится всё более актуальным,
что представляет интерес для
автора этой работы.
Цель данной работы – проанализировать
внешнюю политику как элемент
политического процесса. Для достижения
поставленной цели, необходимо выполнение,
осуществление следующих задач:
во-первых, необходимо раскрыть сущность
внешней политики; во-вторых, подробно
остановиться на выполняемых
ею функциях; в-третьих, представляется
необходимым сформулировать цели,
которые преследует внешняя политики
в своей реализации; в-четвёртых,
необходимо обозначить средства,
которые имеются в арсенале
любой страны для осуществления
внешней политики; в-пятых, представляется
целесообразным указание субъектов
внешней политики, т. е. непосредственных
её участников.
Таким образом, решив в
процессе работы над темой
поставленные и задачи, представляется
возможным сделать и ряд важных
выводов по вопросу внешней
политики.
^ 1. Внешняя политика государства
1.1.Понятие внешней политики
По своему содержанию политика
– явление сложное, единое, неделимое.
Внешняя политика – это общий
курс государства в международных
делах. Политическая деятельность
государства осуществляется как
в системе внутренних общественных
отношений, так и за пределами
его границ – в системе международных
отношений. Поэтому и различают
политику внутреннюю и политику
внешнюю. Внешняя регулирует отношения
данного государства с другими государствами
и народами в соответствии с его принципами
и целями, которые реализуются различными
способами и методами. Внешняя политика
любого государства тесно взаимосвязана
с его внутренней политикой и должна отражать
характер государственного и общественного
строя. Они имеют много общего и в то же
время отличаются своей спецификой. Внешняя
политика вторична по отношению к внутренней,
она сформировалась позже и осуществляется
в иных общественных условиях. Однако
и внутренняя, и внешняя политика решают
одну задачу – обеспечить сохранение
и упрочение существующей в данном государстве
системы общественных отношений. Внешняя
политика регулирует отношения данного
государства с другими государствами,
обеспечивает реализацию его потребностей
и интересов на международной арене. Это
общий курс государства в международных
делах.
В этом случае она сочетает
национальные интересы и ценности
с общечеловеческими интересами
и ценностями, особенно в вопросах
безопасности, сотрудничества и
укрепления мира, в решении глобальных
международных проблем, возникающих
на пути социального прогресса.
Формирование внешней политики
происходит по мере вызревания
объективных потребностей данного
общества или государства вступить
в определенные взаимоотношения
с внешним миром, то есть
с другими обществами или государствами.
Поэтому она появляется позднее,
чем внутренняя политика. Обычно
начинается с простого интереса:
а что у них есть такого,
чего у нас нет? И когда
этот интерес становится осознанным,
то он превращается уже в
политику – в конкретные действия
по его реализации.
Существует множество теорий
внешней политики, которые по-разному
объясняют ее основные цели
и задачи, сущность и функции.
наиболее известной считается теория
американского политолога Г. Моргентау.
Он определяет внешнюю политику, прежде
всего как политику силы, в которой национальные
интересы возвышаются над любыми международными
нормами, принципами и поэтому сила (военная,
экономическая, финансовая) превращается
в основное средство достижения поставленных
целей. Отсюда вытекает и его формула:
“Цели внешней политики должны определяться
в духе национальных интересов и поддерживаться
силой”. Приоритет национальных интересов
служит двум задачам:
1. Придает внешней политике
общую ориентацию и
2. Становится критерием выбора
в конкретных ситуациях.
Таким образом, национальные
интересы определяют как долговременные,
стратегические цели, так и краткосрочные,
тактические действия. Для оправдания
использования силы Г. Моргентау
вводит в оборот термин “баланс
сил”, который известен еще с
эпохи Возрождения. Под этим
термином он подразумевает, во-первых,
политику, направленную на определенную
расстановку военной силы, во-вторых,
описание любого действительного
состояния сил в мировой политике,
в-третьих, относительно равное
распределение силы на международном
уровне. Однако при таком подходе,
когда руководствуются только
собственными национальными интересами,
взаимовыгодное сотрудничество
может отойти на второй план,
так как предпочтение отдается
только конкуренции и борьбе.
В конечном счете, это та
же древняя максима: хочешь
мира – готовься к войне.
Но есть и общая теория,
на базе которой разрабатываются
наиболее эффективные средства
и методы достижения поставленных
целей, осуществляется планирование
и координация различных внешнеполитических
мероприятий и акций.
В свою очередь планирование
внешней политики означает перспективную
разработку конкретных действий
на международной арене, и оно
состоит из нескольких стадий.
Во-первых, составляется прогноз
вероятного развития системы
международных отношений в целом
или в отдельных регионах, а
также отношений между данным
государством и другими государствами.
Такой прогноз является одним
из самых сложных видов политического
прогнозирования, и он дается
на основе анализа тенденций
возможного изменения тех или
иных элементов системы международных
отношений. Это позволяет произвести
достаточно точную оценку вероятностных
последствий планируемых внешнеполитических
действий. Во-вторых, определяются размеры
ресурсов и средств, которые
потребуются для решения выдвинутых
внешнеполитических задач. В-третьих,
устанавливаются первоочередные
цели внешней политики данного
государства по различным направлениям,
исходя, прежде всего из его
экономических и политических
интересов. В-четвертых, разрабатывается
комплексная программа всех внешнеполитических
мероприятий, которая обязательно
утверждается правительством страны.
Специфика внешней политики
обуславливается и тем, что
в мире существуют различные
государства (в настоящее время
около 200) с их несовпадающими
интересами и программами, целями
и задачами. Это вызывает необходимость
согласования, стыковки этих интересов,
независимо от их государственных
различий. Ныне, как никогда, возрастают
роль и значение глобальных, а
также региональных проблем, особенно
в сфере обеспечения безопасности, охраны
окружающей среды, развития экономических
отношений. Поэтому нужны не только скоординированные
действия, но и определенная корректировка
внутренней политики государств. Тем самым
внешняя политика рационализирует внутреннюю
политику, приводя её в большее или меньшее
соответствие с международными реалиями,
закономерностями и критериями функционирования
мирового сообщества.
Таким образом, внешняя политика
представляет собой деятельность
и взаимодействие официальных
субъектов, получивших право от
имени всего общества выражать
национальные интересы на международной
арене, избирать соответствующие
средства и методы их реализации.
В качестве главных субъектов
внешней политики выступают государства
и неправительственные организации.
Итак, как правило выделяют следующие
основные субъекты внешней политики:
Государство, его институты,
а также политические лидеры
и главы государств. Государству
принадлежит определяющая роль
в формировании внешнеполитического
курса.
Неправительственные организации,
так называемая “народная дипломатия”,
которая включает деятельность
как политических партий и
движений, так и неполитических
объединений и союзов.
Продолжим тему того, что
внешняя политика – это есть
деятельность и взаимодействие
официальных субъектов, имеющих
или присвоивших право выступать
от имени общества, выражать интересы
общества, избирать определённые
методы и способы их реализации.
Поскольку государства являются
основными субъектами международных
отношений, общество защищает
свои интересы главным образом
через институт государства. Поэтому
достаточно распространённой в
научной литературе является
точка зрения, согласно которой
понятие национальной и государственной
безопасности тождественны. Однако
между этими понятиями существуют
определённые различия, так же, как
и между понятиями “национальный”
и “государственный” интерес.
При определённых обстоятельствах
национальные и государственные
интересы могут не совпадать,
например, участие России в первой
мировой войне не было связано
с защитой национальных интересов,
но победа в войне укрепила
бы позиции самодержавия. Вообще
в основе внешней политики
государства лежат интересы нации
или многонационального общества,
но государственные и национальные
интересы совпадают только тогда,
когда внешняя политика государства
адекватно отражает потребности
общества.
Внешнеполитическая деятельность,
не отражающая реальные общественные
потребности, не находит прочной
поддержки со стороны общества
и поэтому обречена на неудачу.
Кроме того, ложно понятые и
неадекватные потребностям общества
интересы могут стать причиной
международных конфликтов и обернуться
огромными потерями.
К сфере национальных интересов
общество относит, прежде всего,
повышение материального и духовного
уровня жизни населения, обеспечение
безопасности государства, его
суверенитета, территориальной целостности.
Обеспечить реализацию национальных интересов
призвана внешняя политика государства,
что подчёркивает её неразрывную связь
с политикой внутренней. Фактически она
призвана обеспечить благоприятные внешние
условия для реализации целей и задач
внутренней политики. Однако это не означает,
что внешняя политика есть простое продолжение
политики внутренней. У неё есть свои собственные
цели, она оказывает обратное, притом достаточно
сильное воздействие на политики внутреннюю.
Особенно это влияние заметно в современных
условиях, когда усиливается международное
разделение труда, расширяются экономические,
политические и культурные связи между
государствами и народами.
^ 1.2. Цели и функции внешней
политики
С особенностями внешней
политики как особой сферы
деятельности государства связаны
её цели и функции.
Во внешней политике выделяют
следующие цели и функции:
Охранительная;
Экономическая;
Информационно-представительская;
Регулирующая;
Интеграционная функция.
Остановимся поподробнее на
каждой из них. Главная цель
внешней политики любого государства
- это обеспечение его безопасности,
охранительная функция - оборонительная,
противодействующая любым проявлениям
реваншизма, милитаризма, агрессии
со стороны других стран. Она
связана с охраной и защитой
прав и интересов данной страны,
а также её граждан за её
пределами. Охранительная функция
состоит также в приспособлении
внешнеполитической стратегии данного
государства к системе международных
отношений. Реализация этой функции
направлена на предотвращение
угрозы для данного государства,
на поиск мирных политических
решений возникающих спорных
вопросов и проблем.
Эффективная реализация данной
функции зависит от способности
государства в лице его специальных
органов и институтов выявлять
и определять потенциальные источники
угрозы и опасности, не допускать
нежелательного течения событий.
Специальными институтами, предназначенными
для этих целей, являются посольства,
консульства, представительства,
разведка и контрразведка.
Итак, внешняя политика выполняет
также экономическую функцию.
Усиление экономического и политического
потенциала является важнейшей
задачей внешней политики государства.
От внешней политики и положения
государства на международной
арене зависит и экономическое
развитие страны, и его политическая
стабильности. Внешняя политика
должна способствовать эффективному
функционированию экономики, росту
благосостояния общества. Поэтому
в её задачи входит обеспечение
для государства более выгодного
участия в разделении труда,
поиск более дешёвых ресурсов
(сырьевых и трудовых), обеспечение
более выгодных условий сбыта
продукции, сохранение стратегических
ресурсов страны и так далее.