Внешняя политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 18:01, курсовая работа

Описание

Т Как известно, ни одно национальное государство не может развиваться вне связи с другими странами, народами. Необходимо отметить, что связи весьма разнообразны и регулируются как в рамках каждой отдельной страны, так и в международном масштабе. Из этого следует, что любое суверенное государство осуществляет не только внутреннюю, но и внешнюю политику, которая выступает как элемент политического процесса. В свою очередь любое государство старается всеми силами защитить свои национальные интересы, для чего требуется проведение определённой внешней политики.

Содержание

1. Внешняя политика государства 4

1.1.Понятие внешней политики 4

1.2. Цели и функции внешней политики 7

1.3. Средства реализации внешней политики 8

1.4. Международные отношения: субъекты и классификация 11

Заключение 14

Работа состоит из  1 файл

kursa_гум.отнош 2.doc

— 557.00 Кб (Скачать документ)

 

 Информационно-представительская  функция внешней политики находит  своё выражение в деятельности  соответствующих органов по созданию  положительного имиджа государства  в мировом сообществе. Специальные  органы информируют свои правительства  о намерениях других правительств, обеспечивают контакты своего  государства с другими странами. Представительская функция реализуется  посредством влияния на общественное  мнение и политические круги  тех или иных стран, чтобы  обеспечить благоприятные условия  для успешного решения внешнеполитических  задач. Информационно-представительская  функция реализуется в рамках  культурных и научных обменов,  проведения переговоров, заключения  международных договоров. 

 

 Регулирующая функция внешней  политики направлена на создание  благоприятных внешнеполитических  условий для деятельности государства,  на сохранение равновесия в  системе политических связей. Особую  роль в реализации этой функции  имеет деятельность центральных  органов внешней политики: министерств  иностранных дел, посольств, консульств.

 

 В дополнение к вышеназванным  функциям внешней политики учёный-политолог  БГЭУ А.Н. Егоров добавляет  также интеграционную функцию,  которая является наиболее общей  из всех вышеуказанных. Она  выражается в том, что посредством  международных отношений обеспечивается  существование международного сообщества  как сложного, противоречивого единства; причём, такого единства, неотъемлемыми  свойствами которого на современном  этапе является политика и  политические отношения, т. е.  интеграционные взаимодействия, организующие  международное сообщество во  всемирную систему, носят не только экономический, научно-технический, коммуникационный, но и главным образом политический характер.

^ 1.3. Средства реализации внешней  политики

 

 Внешнеполитическая деятельность  по достижению поставленных целей  реализуется различными средствами:

 

Дипломатия;

 

Использование экономического потенциала страны;

 

Военные средства;

 

Пропагандистские средства.

 

 В современных условиях внешняя  политика в растущей степени  становится искусством ведения  переговоров, достижения различных,  взаимно приемлемых компромиссов. Одна из главных ее проблем  – утверждение принципа мирного  сосуществования государств, постепенного  внедрения норм нового политического  мышления, нахождений путей гармонизации  интересов различных государств.

 

 Таким образом, важнейшим  средством проведения внешней  политики является дипломатия. Дипломатия - это официальная деятельность  глав государства в лице специальных  институтов и при помощи специальных  мероприятий, приёмов, методов,  допустимых с позиций международного  права и имеющих конституционно-правовой  статус. Дипломатия осуществляется  в виде переговоров, визитов,  специальных конференций и совещаний,  встреч, подготовки и заключения  двусторонних и многосторонних  соглашений, дипломатической переписки,  участия в работе международных  организаций. 

 

 К наиболее распространенным дипломатическим методам относятся: официальные визиты и переговоры на высшем и высоком уровне, конгрессы, конференции, совещания и встречи, консультации и обмен мнениями, подготовка и заключение двусторонних и многосторонних договоров и других дипломатических документов, участие в работе международных и межправительственных организаций и их органов, дипломатическая переписка, публикации документов и т.п., периодическое беседы государственных деятелей во время приемов в посольствах и миссиях.

 

 Дипломатия обеспечивает национальные  интересы и реализацию внешнеполитического  курса посредством различных  мероприятий, среди которых выделяются  такие, как “деятельность глав  государств и правительств, министров  иностранных дел, ведомств иностранных  дел, дипломатических представительств  за рубежом, делегаций на международных  конференциях”.

 

 Экономические средства внешней  политики подразумевают использование  экономического потенциала данной  страны для достижения внешних  политических целей. Государство,  обладающее сильной экономикой, финансовой помощью, занимает  и прочное положение на международной  арене. Даже небольшие по территории  государства, небогатые материальными  и человеческими ресурсами, могут  играть главную роль на мировой  арене, если у них сильная  экономика, которая базируется  на передовых технологиях и  способная распространять свои  достижения далеко за свои  пределы. Примером такого государством  служит Япония. Действенными экономическими  средствами являются эмбарго,  или наоборот, режим наибольшего  благоприятствования в торговле, предоставление инвестиций, кредитов  и займов, другой экономической  помощи или отказ в её предоставлении.

 

 К военным средствам внешней  политики принято относить военную  мощь государства, которая включает  в себя армию, её численность  и качество вооружения, моральное  состояние, наличие военных баз,  обладание ядерным оружием. Военные  средства могут использоваться  как средство прямого воздействия,  так и косвенного. К первым  относятся войны, интервенции,  блокады. Ко вторым - испытание  новых видов оружия, учения, манёвры,  угроза применения силы.

 

 Пропагандистские средства  включают в себя весь арсенал  современных средств массовой  информации, пропаганды и агитации, которые используются для укрепления  авторитета государства на международной  арене, способствуют обеспечению  доверия со стороны союзников  и возможных партнёров. С помощью  средств массовой информации  формируется в глазах мировой  общественности положительный образ  своего государства, чувство симпатии  к нему, а в случае необходимости  - антипатии и осуждения по  отношению к другим государствам. Часто пропагандистские средства  используются, чтобы завуалировать  те или иных интересы и намерения. 

 

 Внешняя политика имеет свой  собственный конституционно-правовой  механизм организации, главными  определяющими которого являются  обязательства данного государства,  закрепленные в нормах международного  права, созданного на основе  взаимных уступок и компромиссов.

 

 Одним из важнейших принципов  международного права и отношений  между государствами стала их  территориальная целостность. Это  означает недопустимость каких-либо  посягательств на территорию  другого государства или насильственных  мер, направленных против неприкосновенности  его территории. Такой принцип  основывается на правиле взаимного  уважения территориальной целостности  государств, тесно связан с их  обязанностью воздерживаться от применения или угрозы применения силы, с правом любого государства на индивидуальную или коллективную самооборону в случае вооруженного нападения извне. Это закреплено в Уставе Организации Объединенных Наций и в многочисленных межгосударственных соглашениях. В соответствии с Декларацией ООН от 1960 года о предоставлении независимости колониальным странам и народам каждый народ имеет неотъемлемое право на полную свободу осуществления своего суверенитета и целостность национальной территории. Поэтому любое насильственное удержание чужой территории или угроза захвата ее представляет собой либо аннексию, либо агрессию. И сегодня стало очевидным, что безопасность каждого народа неотделима от безопасности всего человечества. Таким образом, возникает проблема всестороннего осмысления нового построения мира и перспектив его развития.

 

 В политологии обычно используются  два понятия: “мировой порядок”  и “международный порядок”. Они  не идентичны. Первое охватывает  более широкую сферу, так как  характеризует не только внешние,  но и внутриполитические отношения  государств. Иначе говоря, это понятие  помогает разрешить противоречия, возникающие в процессе функционирования  международной системы, помогает  упорядочить взаимодействие и  взаимовлияние совершающихся в  мире политических процессов.  Второе понятие – “международный  порядок” является основой мирового  порядка, потому что оно требует  интернационализации международных  связей на базе укрепления мира и безопасности, на базе прогрессивного развития международного правопорядка, обеспечивающего суверенное равенство всех государств, больших и малых, самоопределения народов в выборе пути развития, установление справедливых экономических и хозяйственных отношений и т.д.

 

 При построении нового мирового  порядка особое значение приобретают  следующие факторы: во-первых, это  высокий уровень развития техники  коммуникаций, позволяющей превращать  информацию в эффективный инструмент  политического и идеологического  влияния за внешними границами  государств; во-вторых, это принципы  так называемого “космического  права”, отличающиеся широким демократизмом  и требующие мирного космоса  без угрозы “звездных войн”;  в-третьих, это утверждение правопорядка  в мировом океане, поскольку почти  три четверти нашей планеты  покрыты водой.

 

 Названные факторы играют  все большую роль во внешней  политике различных государств, объединенных в мировое сообщество  и заинтересованных в развитии  международных отношений на принципах  сотрудничества, взаимности, равенства  и доверия, что может гарантировать  безопасность каждому члену этого  сообщества.

 

 Итак, внешнеполитическая деятельность  осуществляется следующими средствами: политическими, включающими прежде всего дипломатию, экономическими, т.е. посредством экономических механизмов, военными, используя военный арсенал и пропагандистскими средствами, т. е. с помощью СМИ.

^ 1.4. Международные отношения: субъекты  и классификация

 

 Международные отношения –  более сложное явление, чем  внешняя политика. Это – совокупность  экономических, политических, идеологических, правовых, военных, информационных, дипломатических и других связей  и взаимоотношений между государствами  и системами государств, между  основными социальными, экономическими и политическими силами, организациями и движениями на мировой арене.

 

 Субъекты международных отношений  – это такие социальные общности, которые своими практическими  действиями решают вопросы, влияющие  на судьбы всего человечества. Обычно выделяют две группы социальных общностей: национальные, то есть нации, этносы, классы, профессиональные, женские, молодежные, научные и другие объединения, и интернациональные, то есть группы стран, народов, международных систем, движений (экологическое “Гринпис”, Неприсоединения и т.п.). Результатами взаимодействия субъектов международных отношений являются все политические, экономические, идеологические, культурные, военные процессы и события на мировой арене, которые существуют и развиваются вне пределов территории, компетенции и юрисдикции отдельных государств, могут затрагивать интересы двух, нескольких или всех государств мира, международных и межправительственных организаций. Поэтому международные отношения между их субъектами строятся на двусторонней или многосторонней основе, носят глобальный или региональный характер.

 

 Общепринятая классификация  международных отношений предложена  югославским ученым Р. Вукадиновичем,  который выделяет среди них  четыре типа:

 

 Классический тип, опирающийся  на “равновесие сил” государств с приблизительно одинаковой военной и экономической мощью. Такой тип международных отношений нестабильный, поскольку война – основное средство разрушения равновесия или установления нового равновесия сил с учетом происшедших изменений в мире.

 

 ”Холодная война”, вызванная  к жизни после второй мировой  войны противостоянием двух антагонистических  мировых общественно-политических  систем: капиталистической и социалистической. Динамику отношений других государств  определяли прежде всего отношения между двумя сверхдержавами: СССР-США. В этих условиях снижалась роль международных отношениях нейтральных, средних и малых стран.

 

 ”Мирное сосуществование”, пришедшее  на смену “холодной войне”. Этот  тип характеризуется установлением  паритета в военной сфере, усилением  борьбы за безъядерный мир  и безопасность во всем мире, повышением роли международных  организаций в решении глобальных  проблем, постепенным снижением  уровня вооружений, сначала ракетно-ядерных,  а затем и обычных. 

 

 Неприсоединение и сохранение  свободы выбора решений и действий  в международных отношениях, стремление  к нормальному экономическому  сотрудничеству со всеми государствами  независимо от установившихся  в них политических режимов.

 

 В принципе первых три типа международных отношений уже ушли в историю и все большую роль играет четвертый тип, поскольку он лучше отвечает интересам всего человечества.

 

 Виды международных отношений подразделяются на политические, экономические, идеологические, социальные, культурные, научно-технические, военно-стратегические и др. Из форм международных отношений выделяют политико-правовые, дипломатические, протокольные, организационные, торгово-экономические, финансовые, кооперативные, информационные, военно-стратегические (союзы, блоки, объединения). Особая роль принадлежит социальным формам международных отношений:

 

международное контакты, начиная с простейших международных связей субъектов для удовлетворения их социальных потребностей – научные конференции, симпозиумы, гастроли театров, отдельных актеров, выступления писателей, музыкантов, певцов и т.п.;

 

международное действие – совокупность актов одного субъекта ради изменения  или поддержки взглядов, воли, поведения  другого международного субъекта, то есть речь идет о митингах и демонстрациях  у иностранных посольств и  представительств, о резолюциях и  петициях в отношении другого  государства и т.д.;

Информация о работе Внешняя политика государства