Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 07:43, реферат
Однако развитие после второй мировой войны, события последних лет свидетельствуют, что фашизм отнюдь не принадлежит прошлому. Кто виноват в том, что фашизм (по крайней мере, в нашей стране) не стал вехой истории? Как ни парадоксально, но факт: пережив Вторую Мировую Войну и испытав на себе всю тяжесть «нового порядка» в Европе, современное общество не в состоянии полностью оградить себя от рецидивов фашизма. То тут, то там можно слышать о неофашистских организациях, о возрождении тоталитарной системы. Через столько лет после победы над Гитлером появляются так называемые «баркашовцы», которые используют явно фашистскую символику, прослеживается та же идеология…
Введение……………………………………………………………………………………..….3
1 Возникновение и развитие фашизма …………………………….……………………..…...4
2 Идеология фашизма и его основные черты……………………………………………. …..7
3 Фашизм в сравнении с другими идеологиями ……………………….…………………....11
3.1 Фашизм и демократическое общество ………………..……………………….…11
3.2 Фашизм и либерализм ………………………………………..…………………...12
3.3 Фашизм и коммунизм …………………………………………………………….13
3.4 Фашизм и фундаментализм …………………………………………………...….15
4 Фашизм и современная Россия ……………………………………...……………………..16
Заключение………………………………………………………………………………….…19
Список использованных источников………………………………………………………...20
В любых своих разновидностях
фашизм противопоставляет
массовый террор, шовинизм, переходящая в геноцид ксенофобия по отношению к «чужим» национальным и социальным группам, к враждебным ему ценностям цивилизации непременные элементы идеологии и политики. Фашистские режимы и движения фашистского типа широко используют демагогию, популизм, лозунги социализма, имперской державности, апологетику войны. Фашизм находит опору преимущественно в социально обездоленных группах в условиях общенациональных кризисов и катаклизмов модернизации.
Таким образом, можно выделить следующие основные черты фашизма:
- крайний солидаризм, фактическое полное подчинение прав и интересов людей, объединение за правами отдельной личности;
- огосударствление всех сторон жизни общества посредством создания системы массовых организаций. Для фашистских государств характерно наличие рыночной экономики при сильной регулирующей роли государства;
- обязательное выделение некой общественной группы в качестве врага;
- тотальная система идеологического контроля, целью которого провозглашается развитие и приумножение нации, сплочения народа под единым идеологическим строем;
- двойная мораль (одна для отношений внутри объединения другая для отношений с «врагами»), оправдание насилия (как правило, вооруженного) по отношению к «врагам», оппозиции и инакомыслящим;
- теоретическая база (ввиду ее логической абсурдности) обязательно должна опираться на религиозно-мистическое учение, включающее элементы консерватизма и традиционализма;
- культивация консервативных, националистических идей, целью которых провозглашается отстаивание прав и свобод коренного населения;
- вождизм, культ личности. Он развит, в основном, по причине единоправия, когда у власти находится один-единственный человек, являющийся, по сути, вождём нации, в чьи обязанности входит не только блага правления, но и ответственность перед собственным народом;
- неприятие принципов либеральной демократии. Для фашистской идеологии все эти понятия являются неприемлемыми по причине того, что приводят к развалу государственного строя, раздроблению общества, подмене истории, уничтожению культуры;
- создание идеала "новой личности": волевой, сильной духом, освобождённой, "находящейся по ту сторону добра и зла.
Многие черты фашизма присущи различным социальным и национальным движениям. При видимой противоположности идеологических установок (например, «класс» или «нация»), по способам политической мобилизации общества, приемам террористического господства и пропаганды к фашизму близки тоталитарные движения и режимы большевизма, сталинизма, маоизма и др. В условиях слабости демократических институтов сохраняется возможность развития движений фашистского типа и превращения фашизма в серьезную угрозу.
3 Фашизм в сравнении с другими идеологиями
3.1 Фашизм и демократическое общество
Вообще, элементы фашизма не составляет труда найти в любой системе с активным целеполаганием. Идеологи современного воинствующего либерализма отдают себе в этом отчет, отсюда яростные нападки на все, что выходит за пределы «хотений» индивидов, воспринимающих всех остальных как конкурентов (если не врагов) и противопоставляющих себя всему миру. Максимально допустимым «человеческим объединением» признается только семья. Корпоративность и «государственность» подозрительны и почти тождественны фашизму в начальной стадии.
Такая «борьба» с фашизмом, разумеется,
наивна и бесплодна – она
Запад успешно освоил механизмы быстрой адаптации почти любого протеста к защите своих ценностей. Если этой ценностью станут фашистские принципы организации общества, механизм адаптации справится и с этой задачей. Если удалось построить корпоративное индустриальное общество со всепроникающим государственным влиянием и диктатурой СМИ, при этом насытив пропаганду до отказа негативными образами ужасных корпораций, подлых государственных органов и лгущих СМИ, то не так уж трудно создать фашистское государство, состоящее по убеждениям из «антифашистов». Для сокрытия реальной фашизации общества нужно будет только одно – сопоставить термин «фашизм» с набором штампов, довести восприятие этой связки в массовом сознании до уровня условного рефлекса, а затем начать «бескомпромиссную борьбу» с созданным фантомом. По большому счету, это уже почти сделано.
3.2 Фашизм и либерализм
Взаимосвязь фашизма и либерализма очевидна, хотя неоднозначна и сложна. Под «либерализмом» понимается классический либерализм – в стиле Гоббса, Локка.
Формально фашизм и либерализм являются полными противоположностями. Либерализм рассматривает в качестве высшей ценности индивидуума, причем индивидуума, противостоящего любым объединениям – за исключением, возможно, семьи, да и то с большими оговорками. Для фашизма индивид – просто клетка социального организма, не имеющая особой самостоятельной ценности и не имеющая никакой ценности вне этого организма. Для либерализма государство – враг индивидуума. Для фашиста государство – это просто форма существования социального сверхорганизма. Для либерала действующие юридические законы – это почти законы природы – нейтральные и беспощадные. Для фашиста закон – просто правила функционирования отдельных частей организма. Лозунг либерала «пусть погибнет мир, но торжествует закон» - очевидная бессмыслица для фашиста. Для либерала Бог – высший судья, так сказать, в возвышенно-юридическом смысле, а индивид – его раб, точно так же, как индивид – раб юридического закона. Для фашиста религия и Бог – просто формулировка идеала, а фашистский сверхорганизм – если не такой же творец физической и духовной реальности, как Бог христиан, то, по крайней мере, его достойный партнер. Для либерала священным является хотение индивидуума, не противоречащее действующим Законам, для фашиста возводить в сакральный ранг желание индивидуума так же глупо, как наделять самостоятельными желаниями и провозглашать основой жизнедеятельности эти желания отдельных частей живущего человеческого организма.
И несмотря на это, фашизм без либерализма возникнуть не мог. Фашистский социальный сверхорганизм – как и любой настоящий организм – может быть создан только из элементарных самостоятельных и изолированных, хотя и взаимодействующих – «клеток», причем клеток с различным «назначением». Кроме того, необходимо понимание людьми того простого факта, что схема либерализма совершенно не соответствует никакой реальности, нежизнеспособна – а, следовательно, необходима альтернатива.
Итак, либерализм и капитализм – совершенно бессознательно, то есть не имея в виду достижения такой цели – создали колоссальные и быстроразвивающиеся социальные структуры со своими законами «жизнедеятельности», причем в режиме активнейшего, ежедневного и ежечасного взаимодействия с другими социальными структурами (нациями, государствами). К этому добавилось важнейшее условие – осознание
конечности необходимых для жизни ресурсов. Александр Македонский, Кир, Ксеркс или даже Наполеон с такой ситуацией принципиально не сталкивались, никогда ранее в истории человечества такого не было – это феномен новейшего времени. Для существования Франции Наполеона, как и Персии Ксеркса, война «на уничтожение» за ограниченные ресурсы не была необходимостью – такие войны могли вестись, но они были, в каком-то смысле, блажью, это могло сулить богатую добычу, но без этого можно было обойтись. Сейчас это не так. И первыми, кто пришел к неразрешимым «конфликтам цивилизаций» или «концу истории» с пониманием «ужасной участи проигравших», стали именно идеологи последовательного либерализма. В принципе, это то же самое, о чем говорили Гитлер с Муссолини – только в другой форме, но суть именно такова.
В принципе, классический либерализм – либерализм англо-саксонских протестантов образца зари капитализма – подготавливает почву для фашизма и подталкивает к господству фашистской идеологии. Но совершенно неверно утверждать то же самое применительно к либерализму вообще. К счастью, либерализм, как и всякое жизнеспособное явление, развивается и меняется. На его основе возникла как минимум еще одна альтернатива решения встающих проблем – коммунизм.
3.3 Фашизм и коммунизм
Внешне – и это активно используется в идущей в мире идеологической войне – коммунизм с фашизмом имеет гораздо больше общего, чем фашизм – с либерализмом. Но это внешнее сходство обманчиво, хотя и не случайно. И фашизм, и коммунизм являются жизнеспособными ответами на проблемы, порожденные либерализмом. Не удивительно, что у них много общего.
Либерализм может утверждать, что индивид уникален, неповторим, его желания непредсказуемы, он ответственен только перед Богом, и общество – просто совокупность борющихся индивидуумов. Любому нормальному человеку ясно, что это не так, что индивидуум – продукт общества, что законы функционирования общества не выводятся из воззрений и состояний отдельных индивидуумов, что социальные структуры, начиная с определенного масштаба и уровня сложности, не могут функционировать слепо и хаотически. Грубо говоря, либерализм просто отказывается признавать порожденные его развитием проблемы, а фашизм и коммунизм не только признают и называют их, но и предлагают способы решения. И эти решения совершенно не совместимы. На самом деле именно коммунизм отвергает фашизм и наоборот, в то время как либерализм является естественным предшественником и почвой, на которой только и могут появиться эти две абсолютно несовместимые между собой альтернативы.
Коммунизм отрицает религию – то есть Высшие и Абсолютные цели, требующие служения, в принципе. Духовные и нравственные ценности носят относительный характер и меняются с развитием общества.
Коммунизм отрицает наличие собственного сознания у социальных структур, что является краеугольным камнем фашизма в классическом варианте, хотя признается наличие законов развития общества. Сознанием обладает только человек, и человек может действовать сознательно, но только постигая законы существования развития мира и общества, которые он не в силах изменить, но в силах познать и применять.
Коммунизм отвергает деление людей на расы или нации, понимаемые как субъекты развития человечества. Признавая антагонизм социальных структур на определенном этапе развития, коммунизм проводит совершенно иные границы, нежели фашизм. Единство нации с антагонистическом обществе – идеал фашиста и необходимое условие существование фашистского сверхорганизма - возможно только как частный случай, исторический эпизод.
Коммунизм отрицает государство, понимаемое как отделившееся от общества, стоящее над обществом и функционирующее по своим законам образование. Коммунизм предполагает наличие динамичной и подвижной системы самоуправления обществом, не являющееся не современным государством (специальный слой профессиональных управленцев, четко оговоренные правила их содержания, иной социальный статус, сопоставленный с должностью, а не конкретным человеком на должности, профессиональная армия, полиция, собственные средства массовой информации и пр.)
Коммунизм отрицает ценность отдельного человека только и исключительно как ячейки социального организма, признавая его самостоятельную ценность.
Критерием успешности функционирования социальной структуры является не победа структуры в целом в борьбе за ресурсы с другими подобными (и враждебными) структурами, а более полная реализация способностей и реализация возможностей всех индивидуумов, являющихся членом общества.
В принципе, коммунизм является гораздо более «естественным» развитием либерализма с учетом тенденций этого развития, нежели фашизм – по крайней мере, на уровне провозглашаемых лозунгов.
3.4 Фашизм и фундаментализм
При внешнем сходстве (иерархичность, единство как одна из высших ценностей, религиозность как признание вечных и абсолютных истин и идеалов, поддержка традиции, иерархичность, «государственничество» и многое другое) современных форм фундаментализма – включая такую экзотическую разновидность, как советский фундаментализм - и фашизма общего между этими двумя духовно-идеолого-политическими течениями немного. Фундаментализм сам по себе концепция консервативно-охранительная. Фундаменталисты, в отличие от фашистов, не рассматривают экспансию и войну (в той или иной форме) как высшее проявление и признак здоровья общества. Такие всплески «мессианства» возможны, но это не перманентное состояние фундаменталистского общества. Фашизм может принять форму «фундаментализма», но сам по себе фундаментализм – не самая подходящая почва для фашизма. Фашизм для этого слишком динамичен и «гибок».