Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 23:38, курсовая работа
Наличие избирательного процесса является основной характеристикой демократии. Политический режим считается демократическим, если он обеспечивает реализацию ряда условий:
все взрослое население должно иметь право участвовать в голосовании за кандидатов в государственные органы;
выборы должны проводиться регулярно;
никакую существующую группу взрослого населения нельзя лишить права формировать партию и выставлять кандидатов на выборы;
Введение …………………………………………………………………………….2
Глава 1. Выборы как политический институт....…………………………….…6
Глава 2. Основы организации и проведения выборов в РФ.
Виды выборов...............................................................................…..……….……14
Глава 3. Принципы участия граждан в выборах и принципы законодательной регламентации выборов........................................................
Глава 4. Классификация избирательных систем.........................……….……14
Заключение ……………………………………………………………………..…36
Библиографический список................. ………………………………..….……..3
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
при
ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ»
ПОВОЛЖСКИЙ
ИНСТИТУТ им. П.А. СТОЛЫПИНА
КАФЕДРА
ПОЛИТИЧЕСКИХ НАУК
КУРСОВАЯ
РАБОТА
На
тему: «Выборы как
политический институт»
Саратов
2012г.
Оглавление
Введение
…………………………………………………………………………….
Глава
1. Выборы как политический институт....…………………………….…6
Глава 2. Основы организации и проведения выборов в РФ.
Виды выборов.......................
Глава 3. Принципы
участия граждан в выборах и принципы
законодательной регламентации выборов.......................
Глава
4. Классификация избирательных систем........................
Заключение
……………………………………………………………………..…
Библиографический список................. ………………………………..….……..3
Данная работа посвящена раскрытию значения выборов как политического института общества.
В своем изначальном качестве выборы определяют форму и способы управления государством. Одним из основных сущностных признаков государства является наличие самостоятельной легитимной системы органов власти. Развитие государства неразрывно связано со способом формирования его властных институтов.
Каждая страна свободна в выборе конкретных параметров своей избирательной системы, обусловленных ее историей, традициями, эволюцией общественно-политических институтов. Ни к одному суверенному государству не может быть применен какой-либо один «универсальный шаблон» демократии.
Национальные особенности электоральных моделей можно приветствовать, если они обеспечивают реальный учет воли избирателей и реализацию избирательных прав граждан. Диапазон возможных электоральных моделей и конкретных избирательных процедур весьма широк и отражает разнообразие путей демократического развития, пройденных государствами.
Наличие избирательного процесса является основной характеристикой демократии. Политический режим считается демократическим, если он обеспечивает реализацию ряда условий:
Выборы как политический институт политической системы общества являются предметом исследования политической науки.
Ни термин «институт», ни термин «политический»
совершенно точного значения не имеют:
в этом-то
и кроется трудность
понятия политических институтов.
Морис Дюверже.
Политический институт выборов в широком смысле представляет собой совокупность общественных отношений, возникающих в процессе и в связи с формированием органов государственной власти и местного самоуправления путем выборов1.
Выборы как политический институт в узком смысле – это обязательный и постоянно действующий элемент политической системы. В определенной мере можно говорить об институте выборов как универсальном политическом институте, выполняющем интегративную функцию в политическом процессе2.
Выборы – это процедура формирования государственного органа, органа местного самоуправления или замещения государственной должности, муниципальной должности, осуществляемая посредством голосования граждан РФ, обладающих активным избирательным правом3.
Сущность выборов заключается в том, что они позволяют гражданам самим сформировать органы власти на федеральном, региональном и местном уровнях. «Право голоса есть признанная за человеком сила суждения и сила решения в государственных делах»4 .
Демократия неотделима от выборов, ибо «власть народа» (именно так переводится слово «демократия» с древнегреческого) в современном государстве, в отличие от Древних Афин с населением в двадцать тысяч жителей, немыслима вне выборных представителей власти.
«Демократия
похожа на судно, где кормчий избирается
большинством голосов. А поскольку
находящиеся на корабле-государстве
представители различных
Демократия – режим, при
котором правители назначаются посредством
свободных и честных выборов. Одним из
показателей и условий реальной демократии
являются институт выборов. Институт всеобщих
выборов является одним из важнейших элементов
современных политических систем. Благодаря
ему реализуются политические права граждан
на формирование представительной власти
— от местных органов до президента.
В политической системе общества выборы выполняют целый ряд значимых социально - политических функций. Среди них политологи традиционно выделяют следующие.
Во-первых, обеспечение политической стабильности. Применительно к институту выборов подобная функция приобретает особое значение:
Во-вторых, выборы представляют собой такой политический институт, который позволяет отдельным гражданам и социальным группам сформулировать свои требования, отвечающие их реальным либо мнимым интересам, а в ходе предвыборной кампании обеспечить поддержку действиям тех политических лидеров, позиции и взгляды которых соответствуют их запросам. В этом смысле выборы в демократическом государстве принимают вид особого политического рынка, где претенденты на властные роли обменивают свои программы, платформы, обещания на полномочия, делегируемые избирателями.
В-третьих, выборы выступают одним из механизмов разрешения политических конфликтов.
В-четвертых, выборы предстают надежным средством легитимации политического режима, так как способствуют вовлечению, организации населения в избирательные объединения, отдельные политические партии и иные общественно-политические организации, выступают в качестве демократической основы признания и поддержки избранных лидеров и властных институтов, по мере того, как формируются и действуют разного рода каналы коммуникации и взаимодействия с избирателями.
К функциям выборов также следует отнести политическую социализацию населения, поскольку реализация избирательных прав граждан, создание предвыборных организаций, широкое применение СМИ для агитации и пропаганды, а также партийных программ и платформ в той или иной степени прямо или косвенно способствуют как политическому просвещению широких масс, так и создают условия для активного вовлечения граждан и их объединений в политический процесс.
Тем не менее, выборы сами по себе еще не обеспечивают прочного утверждения демократических институтов и прихода к власти достойных и ответственных лидеров. Алексис де Токвиль писал: «Для современной Америки редкое привлечение на государственные посты выдающихся людей – обычное явление. И нужно признать, что это стало происходить по мере развития демократии. Совершенно очевидно, что за последние полвека американские государственные деятели значительно измельчали»6.
В данном случае мы видим взаимосвязь избирательной системы и политической системы, ее влияние на такое интегральное свойство, как качественный уровень политической элиты.
Эффективность выборов зависит от целого ряда факторов, в том числе экономического порядка в виде развитых институтов рыночной экономики, многоукладного хозяйства и конкуренции, действующей в рамках правового поля. Выборы для собственника, которому есть что терять и защищать правовым способом - обязательное условие выражения и защиты собственных интересов. Среди социальных условий эффективности выборов ведущим можно признать сложившуюся социальную структуру с ограниченным по своему весу и влиянию слоем маргиналов и люмпенов и наличием многочисленного среднего класса, выступающего за политическую стабильность и правопорядок. Важная роль здесь также принадлежит достаточно развитой политической и гражданской культуре, укорененным демократическим институтам и традициям.
Глава 2.
Основы организации
и проведения выборов
в РФ. Виды выборов
В системе современного народовластия Российской Федерации важное место занимает политико-правовой институт выборов. Это обусловлено многофункциональным характером данного демократического института, позволяющего рассматривать выборы в качестве одной из основ конституционного строя России; в качестве высшей формы осуществления непосредственного народовластия; в качестве формы реализации конституционного права российских граждан участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей; и, наконец, в качестве формы реализации конституционного права избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Сущность и значение выборов проявляется
во множестве аспектов: они определяют
формирование органов народного представительства,
выступают средством активизации населения,
устанавливают обратную связь между гражданами
и выборными должностными лицами, содействуют
развитию демократического правового
государства в Российской Федерации.
Общественные
отношения, которые затрагивают выборы,
имеют важное значение для обеспечения
стабильности конституционных основ политической
системы России, воспроизводства и функционирования
демократических институтов государственной
власти и местного самоуправления, и, в
связи с этим, объективно требуют правового
упорядочения. Поэтому государство использует
нормативное правовое регулирование организации
и проведения выборов в Российской Федерации.