Выборы как политический институт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 23:38, курсовая работа

Описание

Наличие избирательного процесса является основной характеристикой демократии. Политический режим считается демократическим, если он обеспечивает реализацию ряда условий:
все взрослое население должно иметь право участвовать в голосовании за кандидатов в государственные органы;
выборы должны проводиться регулярно;
никакую существующую группу взрослого населения нельзя лишить права формировать партию и выставлять кандидатов на выборы;

Содержание

Введение …………………………………………………………………………….2
Глава 1. Выборы как политический институт....…………………………….…6
Глава 2. Основы организации и проведения выборов в РФ.
Виды выборов...............................................................................…..……….……14
Глава 3. Принципы участия граждан в выборах и принципы законодательной регламентации выборов........................................................
Глава 4. Классификация избирательных систем.........................……….……14
Заключение ……………………………………………………………………..…36
Библиографический список................. ………………………………..….……..3

Работа состоит из  1 файл

ВЫБОРЫ.doc

— 117.50 Кб (Скачать документ)

         Подводя итог этой глава можно выделить требования, которые должны предъявлятся к демократическим выборам.

Во-первых, демократические выборы должны быть периодическими. Демократические страны не выбирают диктаторов или президентов пожизненно. Выборные официальные лица подотчетны народу и должны через определенный срок продлевать свой депутатский мандат.

Во-вторых, демократические выборы должны быть конкурентными. Оппозиционные партии и кандидаты должны пользоваться свободой слова, собраний и передвижения. Избиратели могут выбрать из числа альтернативных кандидатов.

В-третьих, демократические  выборы всегда представительны. Кандидаты  от различных политических партий представляют интересы различных социальных групп.     

  •  
     
     
     
     
     
     
     

         Глава 4. Классификация избирательных систем

         В научной литературе термин "избирательная  система" употребляется обычно в  двух значениях — широком и  узком19.

         В широком смысле избирательная система  — это система общественных отношений, связанных с выборами органов публичной власти. Сфера этих отношений весьма широка. В нее входят вопросы и определения круга избирателей и избираемых, и инфраструктуры выборов (создание избирательных единиц, избирательных органов и др.), и отношений, складывающихся на каждой из стадий избирательного процесса вплоть до его завершения. Регулируется избирательная система нормами избирательного права, понимаемого как система правовых норм, представляющая собой подотрасль конституционного (государственного) права. Однако не вся избирательная система регулируется правовыми нормами. В ее состав входят также отношения, регулируемые корпоративными нормами (уставами политических общественных объединений и др.), а также обычаями и традициями данного общества.

         Однако  нас больше интересует избирательная система в так называемом узком смысле. Это способ определения того, кто из баллотировавшихся кандидатов избран на должность или в качестве депутата. В зависимости от того, какая будет использована избирательная система, результаты выборов при одних и тех же итогах голосования могут оказаться совершенно различными.

                   Виды:

       мажоритарная (альтернативная)

       пропорциональная (представительная)

       смешанная (сочетание)

       При  мажоритарной системе избранным считается тот кандидат, который получил установленное в законе большинство голосов (от франц. мajorite - большинство).

         Разновидности мажоритарной избирательной системы, применяемые в РФ:

      1)  мажоритарная система относительного  большинства – избранным считается  тот кандидат, который получил большее число голосов, чем любой из его соперников, и большее, чем подано против всех кандидатов, при условии, что на выборы пришло установленное в законе число избирателей

       225 депутатов Государственной Думы, избираемых по одномандатным  округам (должно придти 25% избирателей округа)

       повторное голосование по выборам Президента РФ

       Положительные черты:

    • избиратели знают кандидата (ориентировка избирателя на личные качества кандидатов, формирование устойчивых связей между избирателями и кандидатами)

       Отрицательные черты:

    • кандидат может быть избран абсолютным меньшинством избирателей (искажается реальная картина предпочтений избирателей)
    • голоса, поданные против победившего кандидата, пропадают

      2)  мажоритарная система абсолютного  большинства – избранным считается кандидат, получивший более 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что на выборы пришло установленное в законе число избирателей

       выборы  Президента РФ (должно придти не менее 50% избирателей)

       Положительные черты:

    • избранным считается кандидат, поддержанный действительным большинством проголосовавших избирателей 
    • избиратели знают кандидата

       позволяет создать в парламенте прочное  партийное большинство 

       Отрицательные черты:

    • голоса, поданные против победившего кандидата, пропадают
    • возможность неизбрания ни одного из кандидатов (нерезультативность), т.е. необходимо проведение
    • повторного голосования, при котором в выборах участвуют уже не все кандидаты, соперничавшие в первом туре.

       При пропорциональной системе места в законодательном органе распределяются между политическими партиями пропорционально полученным им голосам избирателей.

       -   225 мест в Государственной Думе  распределяются между политическими  партиями, получившими на выборах  не менее 7% голосов избирателей

       1. число голосов, полученных всеми ПП, набравшими 7 и более % голосов, делится на 225 – избирательное частное – это число голосов, необходимое для избрания одного кандидата

       2. число голосов, полученных ПП, делится на избирательное частное;  целая часть этого числа есть число депутатских мандатов

       3. оставшиеся места передаются  по одному тем ПП, у которых  оказывается наибольшая дробная  часть (остаток) числа                                                                                                                                                          

      Положительные черты:

    • гарантирует представительство всех партий, участвующих в выборах, тем самым обеспечивает представительство интересов различных социальных слоев общества (представительство в соответствии с реальной популярностью)
    • избиратели учитывают политику партии, ее цели, ориентируются не только на личные качества кандидатов

       голоса  избирателей не пропадают  

       Отрицательные черты:

    • ни одна из партий может не получить абсолютного большинства мест в парламенте
    • избиратель может не знать всех кандидатов от партии

      Сочетание избирательных систем  (смешанная система).

          На основе смешанной избирательной системы проходят выборы в Германии и России. В ряде стран с целью соединить выгоды от различных систем и избежать их недостатков или хотя бы эти недостатки существенно смягчить создаются избирательные системы смешанного характера, в которых тем или иным образом сочетаются элементы как мажоритарной, так и пропорциональной систем.

           Суть смешанной системы заключается в том, что часть депутатского корпуса избирается по мажоритарной системе, а часть– по пропорциональной. Один голос избиратель отдает за конкретного кандидата,баллотирующегося в данном избирательном округе, другой– за политическую партию.

      

  •    В соответствии с реализованным в России смешанным типом избирательной системы, высший законодательный орган страны составляют:225 депутатов Государственной Думы, представляющих влиятельные политические силы; 176 депутатов Совета Федерации– представителей от административно-территориальных единиц (по 2 от каждого субъекта).
  •   

  •    Своеобразную, довольно сложную, способную приспосабливаться к ситуации в стране смешанную избирательную систему применяют в Мексике.  В соответствии с Федеральным Законом о политических организациях и избирательном процессе, Палата депутатов Федерального Конгресса состоит из 300депутатов, избираемых по мажоритарной системе относительного большинстве по униноминальным округам, и до 100 депутатов, избираемых по системе пропорционального представительства по полиноминальным избирательным округам на основе региональных списков. Депутаты Палаты сенаторов избираются по мажоритарной системе относительного большинства20.  Для избрания 100 депутатов по принципу пропорционального представительства учреждаются до пяти полиноминальным избирательных округов в стране.
  •   

  •    Вакантные места членов Палаты депутатов, избираемых по системе пропорционального представительства, замещаются кандидатами той же партии, которые остались на первых местах в соответствующих региональных списках.
  •   

  •        Применяемая избирательная система и количество избирательных округов могут быть различными для каждых выборов.
  •     Установление той или иной избирательной системы есть результат субъективного выбора, который нередко определяется соотношением политических сил в законодательном органе. Те или иные способы определения итогов выборов часто оказываются более выгодными отдельным партиям, и естественно,что они добиваются включения в избирательное законодательство именно этих выгодных им способов21.

             Хорошо работающая избирательная система обеспечивает в соответствии с международными, зафиксированными в обязательных документах, нормами демократические выборы с разумной периодичностью.

  •  
     
     
     
     
     
     
     
     
    • Заключение

     
     

           Таким образом, можно сделать вывод, что институт выборов – совокупность правовых норм, избирательных систем, организационных структур, политических технологий, политических традиций и иных факторов, определяющих функционирование этого института в обществе. Выборы являются самостоятельным политическим институтом, играющим свою собственную роль и выполняющим только ему присущие функции в политической системе общества22.

                 Значение института выборов в системе народовластия.

              Выборы легитимируют власть. Посредством выборов народ определяет своих представителей и наделяет их мандатом на осуществление их суверенных прав. Тем самым реализуется одно из важнейших прав человека и гражданина. Всеобщая Декларация прав человека (1949) установила: “Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования, или же путем других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования”23.

              Выборы служат барометром политической жизни. В процессе их проведения сталкиваются интересы различных политических сил, различные взгляды и платформы, выразителями которых являются различные партии и иные общественные объединения. Результаты выборов дают объективную оценку степени их влияния, показывают настроения избирателей, тенденции политической жизни.

             Выборы являются средством отбора эффективных политических руководителей.

                  И, наконец, выборы – это мощный инструмент воздействия на политическую власть, которая, стремясь сохранить свои позиции в публичных органах, выполняет волю избирателей.

           Наше избирательное законодательство  одно из наиболее разработанных  в мире; оно открывает широкие  возможности для гражданской инициативы и общественного контроля, находится на уровне международных демократических стандартов, а в некоторых отношениях и превосходит их. Тем не менее, представляется, что в самое ближайшее время законодателям необходимо решить следующие насущные задачи:

         1) наиболее полное внедрение институтов  народовластия и демократии как  в Российской Федерации в целом,  в субъектах Российской Федерации,  муниципальных образованиях, так  и на уровне межгосударственных  союзов и сообществ; 

         2) внедрение при подготовке и проведении выборов и референдумов передовых информационных технологий, учет в регулировании избирательных процессов новейших информационных явлений с целью защиты конституционных прав и свобод граждан;

         3) обеспечение судебного и общественного контроля за организацией подготовки и проведения выборов и референдумов, своевременным определением результатов выборов и их опубликованием, повышение доверия населения к результатам выборов и референдумов, укоренение в общественном сознании категорий сопричастности и ответственности за деятельность выборных органов. 
     
     
     
     
     
     
     

           Библиографический список 

    1. Конституция Российской Федерации.  Принята всенородным  голосованием 12 декабря1993 г.
    2. Всеобщая декларация прав человека. Принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года.
    3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Принят ГД ФС РФ 21.10.1994 (в ред. ФЗ от 8 декабря 2011 г. N 422-ФЗ)
    4. Федеральный закон от 19.09.1997 No 124-ФЗ (в ред. ФЗ от 25.07.2011 N 263-ФЗ) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
    5. Федеральный закон от 24.06.1999 No 121-ФЗ (с изм., внесенными ФЗ от 20.10.2011 N 287-ФЗ) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».
    6. Федеральный закон от 31.12.1999 No 228-ФЗ (с изм., внесенными ФЗ от 20.10.2011 N 287-ФЗ) «О выборах Президента Российской Федерации».
    7. Федеральный закон РФ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» от 23.10.1996 г. (с изм., внесенными ФЗ от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ).
    8. Баглай М.В. Конституционное право. Учебник. М.-2007.
    9. Вешняков А Законы о выборах у нас и в мире. Российская Федерация. М., 1995.  N18.
    10. Демократия в Америке. Токвиль А..  М., 2000. 
    11. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. Учебник для вузов. Отв. редактор — доктор юридических наук А.В.Иванченко. — М.: Издательство НОРМА, 1999.
    12. Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. http://slovari.yandex.ru/Брокгауз/Ефрон/Референдум/
    13. Конституционное право. Учебник. Коллектив авторов. Под ред. Комковой. - Саратов: СЮИ МВД России, 2006.
    14. Конституционное право России - Учебник - Е.И.Козлова, О.Е.Кутафин - Издание 3-е, переработанное и дополненное — 2005.
    15. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. Под ред. В.Е. Чиркина. М., 2006.
    16. Основы государственного устройства. Проект Основного закона Российской Империи. Ильин И.А. М. 1996.
    17. Политические институты и конституционное право. М. Дюверже. Пер. с франц. — М.:Академический Проект, 2000.
    18. Платон. Государство. Политик. Законы. Платон. Соч. В3 т.М. М.,1972.
    19. Политология:Учебник. Под ред. В.А. Ачкасова,В.А. Гуторова.– М.: Юрайт, 2010.
    20. Политология. Белов Г.А.  Учебн. пособие. – М.: ЧеВо, 1998.
    21. Основы социологии и политологии. Учебн. Пособие. Под ред. А.О.  Бороноева, М.А. Василика. – М.: Гардарика. 2000.                                                    
    22. Политология: Учебник. Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В.. 2002.
    23. Политология:Учебник. Под ред. В.Д. Перевалова.– М.: Проспект, 2001.

    Информация о работе Выборы как политический институт