Жилищная политика в России.
Современное
жилье как элемент материальной
культуры прошло длинный исторический
путь: от естественных укрытий
и пещер - первых пристанищ
наших предков - до современных
домов-небоскребов, оборудованных
сложной инженерной техникой. На
разных этапах развития общества
по-разному решались вопросы обеспечения
граждан жильем. Жилищная нужда
своими корнями уходит в глубину
веков. Рабовладельцы, феодалы,
буржуа не знали жилищной нужды,
они жили в избранных ими
местах, имели благоустроенное жилище.
В то же время рабы Вавилона,
Рима, Афин были на положении
домашних животных. Не лучше было
положение и крепостных крестьян.
Разорение
и пролетаризация крестьянских
масс явились социальной базой
бурного роста капиталистических
городов. Высокая концентрация
населения в городах вызвала
огромный спрос на жилище. Зарождается
новая разновидность буржуа - домовладельцы,
которые вкладывают в строительство
жилья средства со специальной
целью - сдавать их внаем. Жилище
становится товаром, за его
пользование потребители выплачивают
квартирную плату, которая для
основной массы населения недоступна.
Поэтому в большинстве стран
мира спутником крупных городов
становится жилищная нужда, превращаясь
нередко в социальное бедствие.
Так, в странах Африки, Латинской
Америки, Азии более трети населения
ютится в трущобах без водоснабжения,
канализации и электричества.
В дореволюционной
России жилищное хозяйство в
основном находилось в руках
частных предпринимателей и являлось
наиболее отсталым в мире. По
низкому уровню благоустройства
и переуплотненности жилища, а также
антисанитарии Россия занимала первое
место в Европе. По статистике средняя
обеспеченность жилой площадью в городах
России в 1913 году составляла 4,5 кв.метров,
фактическая же обеспеченность была еще
ниже*(25).
Россия была
аграрно-индустриальной страной,
что и определяло состав ее
населения: 82 процента жителей страны
проживало в сельской местности
и, как правило, в собственных
домах-избах без элементарного
благоустройства*(26). Накануне первой
мировой войны жилищный фонд
городов России составлял 180 млн.
кв. метров общей площади. На 80
процентов он состоял из одноэтажных
деревянных и малоразмерных домов,
находившихся в собственности
граждан*(27).
В 1917 году
пришедшие к власти большевики
немедленно приступили к решению
жилищного вопроса в соответствии
со своими программными документами,
в частности, с первой Программой
партии 1903 года, в основе которых
лежали идеи экспроприации домов
буржуазии и переселения в
них из трущоб и подвалов
рабочих. Эти идеи были развиты
В.И. Лениным в дополнении к
проекту декрета Петроградского
Совета "О реквизиции теплых
вещей для солдат на фронте",
который назывался: "Ореквизиции
квартир богатых для облегчения нужды
бедных"*(28). В соответствии с ним домовым
комитетам вменялось в обязанность взять
на учет богатые квартиры, подлежащие
реквизиции, а районным Советам рабочих
и солдатских депутатов - утверждать списки
и порядок занятия квартир беднотой. 20
ноября (3 декабря) 1917 года В.И. Ленин составил
"Тезисы закона о конфискации домов
с сдаваемыми внаем квартирами"*(29),
которые послужили основой для "жилищного
передела" - выселения буржуазии из
ее домов и заселения их семьями рабочих
из подвалов, трущоб, казарм. В "Тезисах"
предусматривалась также национализация
всей городской земли. В них были намечены
главные направления жилищной политики
Советского государства и заложены принципы
управления общественным жилищным фондом.
Изложенные
в "Тезисах" идеи нашли
дальнейшее отражение в декрете
СНК РСФСР от 23 ноября (6 декабря)
1917 года "Об отмене частной
собственности на городские недвижимости"
и декрете ВЦИК от 6(29) декабря
1917 года "О запрещении сделок
с недвижимостью"*(30). На основе
этих актов Советы рабочих
и солдатских депутатов изымали
из частного владения крупные
капиталистические дома и строения
и передавали их в ведение
Советов. Критерием, определявшим
право на экспроприацию, служил
минимум доходности, получаемой
от жилых помещений, определяемый
в зависимости от местных условий*(31).
Право национализации домов предоставлялось
местным Советам. Домовладения
и другое недвижимое имущество,
нажитое своим трудом, экспроприации
не подлежали. В дальнейшем
декретом от 25 мая 1920 года "О
мерах правильного распределения
жилищ среди трудящегося населения"
было установлено, что изъятию
подлежала вся жилая площадь
сверх норм, установленных исполкомами
местных Советов, как у граждан,
так и у учреждений. Этот декрет
обязывал граждан содержать жилые
помещения в надлежащем санитарном
состоянии, а контроль за этим
возлагался на особые отряды
при местных Советах. Санитарные
инспекции жилищно-земельных отделов
местных Советов имели право
подвергать наказанию в административном
порядке граждан, допускавших
антисанитарное состояние жилищ,
портивших их, нарушавших правила
общежития, а также лишать таких
граждан свободы сроком до
одного месяца или привлекать
к принудительным работам сроком
до трех месяцев*(32). Таким образом,
с 1917 по 1921 годы в стране были
осуществлены крупные мероприятия,
позволившие сосредоточить в
руках местных Советов в городах
около 18 процентов жилых домов.
Однако камнем
преткновения стал вопрос, как
организовать эффективное управление
и использование всех богатств
общества, в том числе и в
сфере жилищно-коммунального хозяйства.
На практике испытывались разные
механизмы. Так, управление жилыми
домами, принадлежавшими местным
Советам, вменялось в обязанность
домовым комитетам, которые избирались
на общих собраниях жильцов.
Главным в их деятельности
было переселение рабочих из
подвалов и трущоб в квартиры
буржуазии, перераспределение и
уплотнение жилой площади и
другое. Постановлением СНК РСФСР от 23
мая 1921 года "О мерах улучшения жилищных
условий трудящегося населения и о мерах
борьбы с разрушением жилищ" предусматривалось
привлечение проживавших в домах граждан,
как к контролю за работой по управлению
домовых комитетов, так и к повышению ответственности
жителей за сохранность домов*(33). 18 июля
1921 года был подписан декрет об обязательном
привлечении средств жильцов для ремонта
домов путем внесения денежных средств,
личного труда или материалов в размерах,
пропорциональных занимаемой площади*(34).
На основании
постановления СНК РСФСР от 8 августа
1921 года "Об управлении домами"
руководство муниципализированным
жилищным фондом оформляется
в единую систему. В соответствии
с этим постановлением к управлению
муниципализированными домами привлекались
сами трудящиеся, проживавшие в
этих домах. Им предоставлялось
право избирать на один год
заведующих домами*(35).
С 1921 года
в городах создаются жилищные
товарищества, которым передавались
муниципализированные строения. Они
становятся наиболее устойчивой
формой управления жилищным хозяйством.
В эти годы стала создаваться
с помощью государства и жилищная
кооперация. С 1924 года основной
формой управления жилищным хозяйством
становятся жилищно-арендные кооперативные
товарищества - ЖАКТы. На них возлагалась
обязанность восстанавливать хозяйство
арендуемых у государства домов, содержать
их в надлежащем состоянии и удовлетворять
потребности членов товарищества в жилой
площади.
Постановлением
ЦИК и СНК СССР от 17 октября
1937 года "О сохранении жилищного
фонда и улучшении жилищного
хозяйства в городах" управление
всем государственным жилищным
фондом было возложено непосредственно
на местные Советы и на государственные
предприятия и учреждения, которые
имели в своем ведении жилые
дома*(36). Бурное развитие промышленности,
транспорта, строительства, городского
хозяйства вело к росту городского
населения страны, что, в свою
очередь, требовало больших капитальных
вложений в государственное и
кооперативное жилищное строительство.
Уже к 1940 году весь городской
жилищный фонд СССР составлял
421 млн. кв. метров общей площади*(37).
Однако этого было недостаточно,
чтобы существенно улучшить жилищные
условия граждан.
Великая
Отечественная война затормозила
развитие городского хозяйства
в целом и жилищно-коммунального,
в частности. Во-первых, большой
урон нанесла война, во-вторых,
невозможно было выделить значительные
средства из бюджета на строительство
и содержание жилищного фонда.
Коренной перелом в решении
жилищной проблемы произошел
в 1960-е годы. Так, постановлением
ЦК КПСС и Совета Министров
СССР от 31 июля 1957 года "О развитии
жилищного строительства в СССР"
была поставлена задача в кратчайшие
сроки достигнуть значительного прироста
жилищного фонда страны.
В третьей
Программе партии ставилась даже
такая задача на ближайшие
10-15 лет, как обеспечение каждой
семьи, в том числе семьи
молодоженов, благоустроенной квартирой,
соответствующей требованиям гигиены
и культурного быта. И хотя
эти планы не были полностью
выполнены, объемы жилищного строительства
в 70-е годы впечатляют. Жилищный
фонд городов и рабочих поселков
к 1971 году по сравнению с
дореволюционным периодом увеличился
в 8,5 раза. Средняя обеспеченность
жителя в этом же году составила
11 кв. метров общей площади. По
числу построенных квартир на
тысячу человек населения Советский
Союз занимал одно из первых
мест в мире. Тем не менее,
жилищная проблема оставалась
острой.
К началу
перестройки в СССР на очереди
на получение жилья состояло 14
млн. семей (40 млн. человек). Наибольшее
число нуждающихся находилось
в РСФСР - более 8 млн. семей.
При этом 30 млн. кв. метров (17 процентов
всего жилищного фонда России)
оказалось размещенным в ветхих
и аварийных строениях, более
14 процентов государственного и
муниципального жилищного фонда
России нуждалось в неотложном
ремонте.
С переходом
к рыночной экономике основная
ставка сделана на то, чтобы
потребность в жилье удовлетворялась
не за счет общественных фондов
потребления, а за счет собственных
средств граждан. Государство должно поощрять
жилищное строительство и создавать условия
для осуществления права граждан на жилище
(ст. 40 Конституции РФ). В то же время провозглашается,
что малоимущим, иным указанным в законе
гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется
бесплатно или за доступную плату из государственного,
муниципального и других жилищных фондов.
Кроме того, поставлена задача создать
рынок жилья, преодолеть отрицательные
последствия уравнительного распределения
жилья. С этой целью была проведена приватизация
жилых помещений, т.е. бесплатная передача
в собственность граждан занимаемых ими
жилых помещений в государственном и муниципальном
жилищных фондах. В настоящее время приватизировано
более 60 процентов государственного и
муниципального жилья.
В стране
реализуется несколько программ
жилищного строительства, основной
из них является государственная
целевая Программа "Жилище"
1993 года, которая предусматривала
довести объемы жилищного строительства
и ввода жилья в эксплуатацию
к 1995 году до 50-56 млн. кв. метров,
однако она не была полностью
выполнена, срок ее реализации
продлен до 2001 года.
29 марта
1996 года Президент Российской
Федерации подписал Указ "О
новом этапе реализации государственной
целевой Программы "Жилище",
в котором поставлены следующие
задачи:
- обеспечить
возможность улучшения жилищных
условий для семей со скромным
и средним достатком путем
внедрения в практику долгосрочных
жилищных кредитов на приемлемых
условиях, предоставления субсидий
на строительство и приобретение
жилья, оказания помощи в развитии
индивидуального жилищного строительства
и других мер государственной
поддержки граждан, нуждающихся
в жилье;
- увеличить
объемы и повысить качество
жилищного строительства;
- расширить
права органов исполнительной
власти субъектов Российской
Федерации и органов местного
самоуправления в улучшении жилищных
условий граждан, в проведении
жилищной реформы и др.
Решение
жилищной проблемы в России
осложняется необходимостью обеспечить
жильем граждан, выезжающих из
районов Крайнего Севера и
приравненных к ним местностей.
С целью рационального регулирования
потоков граждан, выезжающих из этих мест,
10 июля 1995 года принята Федеральная программа
"Строительство на территории Российской
Федерации жилья для граждан, выезжающих
из районов Крайнего Севера и приравненных
к ним местностей"*(46), в которой предусмотрены
два этапа решения этой проблемы, а также
определены основные источники финансирования
жилищного строительства: средства из
федерального и муниципального бюджетов,
из бюджета субъектов Российской Федерации
северных территорий, личные средства
северян, льготные кредиты, безвозмездные
субсидии и др.
Принятие
нового Жилищного кодекса ознаменовало
собой новый этап развития
жилищных отношений в России.
Большинство норм ЖК РСФСР
1983 года уже давно устарело
и не соответствовало стихийно
развивающимся в русле рыночных
преобразований жилищным отношениям.
Реальность требовала соответствующего
законодательного закрепления.
В Послании
Президента Российской Федерации
В.В. Путина Федеральному Собранию
Российской Федерации 2004 года
проблема качества и доступности
жилья поставлена на первое
место среди других социально-экономических
задач, затрагивающих, как подчеркнул
Президент Российской Федерации,
"практически каждого гражданина,
каждую российскую семью".
В настоящее
время приняты 4 составляющих
оценки развития станы:
- реальные
доходы граждан;
- обеспеченность
жильем;
- уровень
образования и здравоохранения.
Два первых
показателя непосредственно связаны
с проблемой доступности жилья.
Проблема
повышения обеспеченности граждан
жильем делится на две взаимосвязанные
задачи:
- повышение
объемов и качества жилищного
строительства, т.е. увеличение
предложения на рынке жилья;
- повышение
возможностей граждан по приобретению
жилья, т.е. увеличение платежеспособного
спроса на рынке жилья.
Общий объем
жилищного фонда России - 2,85 млрд.
кв. м (19 млн. жилых строений). Однако
из них:
- 62,1 процента
старше 30 лет,
- 3,1 процента
(88,7 млн. кв. м) - это ветхий и
аварийный фонд, в котором проживают
более 2,5 млн. человек;
Более 15
млн. человек проживают в панельных
зданиях, построенных в 50-60 гг.,
около 40 млн. человек - в неблагоустроенных
квартирах. Средняя обеспеченность
жильем в России составляет 19,7
кв. м на человека. Это в 2-3 раза
меньше, чем в развитых странах
(например, Мадрид - 24, Париж, Лондон
- 32, Стокгольм - 40 кв. м на человека).