Падение
объемов строительства жилья
связано с тем, что в условиях
перехода к рынку доля капитальных
вложений государства в данный
сектор экономики сократилась
с 85 процентов в конце 80-х
годов до 20 процентов в настоящее
время. При этом до сих пор
не сформированы механизмы, обеспечивающие
приток необходимого объема внебюджетных
инвестиций. Главная причина - в
административных и бюрократических
барьерах, препятствующих внедрению
рыночных механизмов в инвестиционно-строительную
деятельность.
Велика зависимость
инвесторов и строителей от
местных администраций при выделении
земельных участков под застройку.
Требуют срочного решения проблемы,
связанные с получением исходно-разрешительной
документации (ИРД), согласованием и
проведением экспертиз градостроительной
и проектной документации. Не
применяются конкурентные процедуры
предоставления участков на торгах.
От подачи заявки на предоставление земельного
участка под строительство до утверждения
акта приемки объекта в эксплуатацию и
государственной регистрации права на
объект недвижимости проходит от 1,5 до
3,5 лет. В этом процессе может быть задействовано
от 25 до 40 различных инстанций, в которых
надо получить до 2 сотен подписей. Все
это в конечном итоге приводит к удорожанию
строительства и повышению цены продаваемого
жилья. В настоящее время наблюдается
устойчивый рост цен на жилье на первичном
и вторичном рынках, например, только за
2004 год в регионах цены выросли на 26 процентов,
а в Москве - на 45 процентов. Средняя цена
на первичном рынке в 2-3 раза превышает
себестоимость строительства. Цена на
вторичном рынке приближается к цене на
первичном рынке, что свидетельствует
о дефиците жилья.
Система
ипотечного жилищного кредитования
разворачивается, но пока годовой
суммарный объем кредитов - менее
10 млрд. рублей. Составной частью
системы ипотечного жилищного
кредитования являются надежные
и прозрачные в финансовом
отношении механизмы накопления
средств гражданами в целях приобретения
жилья. Однако при существующей законодательной
базе возникающие во многих регионах России
подобные схемы, в том числе схемы долевого
участия в строительстве и жилищно-накопительные
кооперативы, обладают повышенными рисками
для граждан, поскольку отсутствуют механизмы,
гарантирующие возвратность вложенных
ими средств. Все это привело к тому, что:
- состоят
в очереди на улучшение жилищных
условий 4,43 млн. семей (8,6 процента);
- время ожидания
в очереди на получение социального
жилья малоимущими гражданами
составляет 15-20 лет;
- количество
желающих улучшить жилищные условия
составляет 61 процент (31,6 млн. семей);
- общая потребность
в жилье составляет порядка
1,57 млрд. кв. м (55 процентов имеющегося
фонда).
Из-за резкой
дифференциации населения по
уровню доходов решение жилищной
проблемы для большинства желающих
является более чем затруднительным.
При этом в очереди стоят
не только малоимущие, но и
те, кто в состоянии самостоятельно
с использованием кредита либо
с частичной помощью государства
приобрести жилье.
В жилищном
законодательстве существуют несомненные
пробелы, сдерживающие:
1) спрос
на рынке жилья, в том числе:
- все еще
достаточно высоки процентные
ставки по ипотеке (11-13 процентов);
- высокие
цены на жилье;
- смешанный
состав очереди на получение
социального жилья;
- высокие
ограничения в области определения
жилищных прав;
2) предложение
на рынке жилья, в том числе:
- большое
количество согласований исходно-разрешительной
документации;
- отсутствие
земельных участков с инфраструктурой
и процедур доступа к этим
участкам.
В основной
своей части сектор жилищного
строительства приватизирован - 90 процентов
строительных организаций являются
частными компаниями. Требования
рынка обусловили переход строительного
комплекса на новые, более прогрессивные
конструкционные системы, включая
уменьшение доли крупнопанельного
строительства в пользу кирпичного,
каменного, монолитного и сборно-монолитного.
Для существенного
увеличения объемов и качества
жилищного строительства, формирования
рынка доступного жилья необходимо
снять существующие организационные,
административные и нормативные
правовые ограничения.
Новая редакция
Градостроительного кодекса Российской
Федерации наряду с Земельным
кодексом Российской Федерации
и другими федеральными законами
должна обеспечить комплексность
и взаимосогласованность норм, регулирующих
деятельность по территориальному планированию,
подготовке и реализации инвестиционных
проектов в сфере жилищного и иного строительства.
Снять препятствия по инвестированию
в недвижимость и жилищное строительство,
урегулировать деятельность в этой сфере
государства, органов местного самоуправления,
физических и юридических лиц. Сформировать
правила землепользования с целью застройки
на территории муниципального образования.
Более полутора
десятков законопроектов направлены
на снятие ряда существующих
ограничений и развитие системы
ипотечного жилищного кредитования
и привлечение инвестиций в жилищное строительство,
уменьшение транзакционных издержек,
в том числе за счет отмены нотариального
удостоверения договора ипотеки (сегодня
- 1,5 процента от суммы сделки), формирование
кредитных историй и системы страхования
ипотечных кредитных рисков.
Формирование
и реализация государственной
политики, направленной на решение
жилищной проблемы, в настоящее
время определяется федеральной
целевой программой "Жилище" 2002-2010
гг. Программа устанавливает основные
количественные приоритеты:
- сокращение
времени ожидания в очереди
на получение социального жилья
малоимущими гражданами с 15-20
лет до 5-7 лет,
- обеспечение
уровня доступности приобретения
жилья, при котором средняя
стоимость стандартной квартиры
размером 54 кв. метра должна быть
равна среднему совокупному денежному
доходу семьи из трех человек
за 3 года. Программа включает 9 подпрограмм:
1. "Государственные
жилищные сертификаты";
2. "Обеспечение
жильем граждан Российской Федерации,
подлежащих отселению с комплекса
"Байконур";
3. "Переселение
граждан Российской Федерации
из ветхого и аварийного фонда";
4. "Реформирование
и модернизация жилищно-коммунального
комплекса Российской Федерации";
5. "Обеспечение
жильем участников ликвидации
последствий радиационных аварий
и катастроф";
6. "Обеспечение
жильем беженцев и вынужденных
переселенцев в Российской Федерации";
7. "Обеспечение
жильем молодых семей";
8. "Обеспечение
жильем граждан, выезжающих из
районов Крайнего Севера и
приравненных к ним местностей";
9. "Мероприятия
по обеспечению жильем отдельных
категорий граждан".
В 2004 году
закончился первый этап этой
Программы. Прошедший трехлетний
период можно назвать предварительным
этапом, в процессе которого было
разработано большинство подпрограмм,
накоплен первый опыт их практической
реализации и координации. Программа
финансируется и выполняется
с превышением плановых показателей.
Однако ясно определились и
основные недостатки:
- дефицит
федеральных бюджетных ассигнований
на выполнение обязательств государства
по обеспечению жильем граждан
России;
- отсутствие
концентрации федеральных бюджетных
ассигнований на главных направлениях,
их распыление по 9 подпрограммам,
5 государственным заказчикам, по
всем регионам;
- отсутствие
консолидации бюджетных ассигнований
федерального, регионального и муниципального
уровней;
- слабое
использование внебюджетных источников
финансирования Программы, в том
числе личных средств граждан;
- отсутствие
конкретных мероприятий, направленных
на увеличение объемов жилищного
строительства.
С 2005 года
начался второй основной шестилетний
этап Программы. С целью повышения
ее эффективности предлагается:
- изменить
акцент Программы, подчеркнув направленность
на решение проблемы формирования и развития
рынка жилья;
- учесть
в тексте Программы вопросы,
связанные с принятием пакета
законопроектов, направленных на
развитие рынка доступного жилья,
а также необходимость разработки
и принятия нормативных актов
федерального и регионального
уровней с целью реализации
указанного пакета законопроектов;
- выделить
в Программе два основных блока
подпрограмм, имеющих цель:
- государственное
стимулирование спроса на рынке
жилья путем адресной целевой
поддержки отдельных категорий
граждан, перед которыми государство
имеет установленные законом
обязательства;
- государственное
стимулирование предложения на
рынке жилья путем формирования
инженерной инфраструктуры, участков
для строительства жилья, а
также реформирования и модернизации
жилищно-коммунального хозяйства.
Опыт реализации
Программы "Жилище" позволяет
сделать вывод о том, что
наиболее эффективное использование
средств федерального бюджета,
предназначенных для выполнения
установленных законом обязательств
государства по обеспечению жильем
отдельных категорий граждан,
достигается, если эти средства
направляются в виде адресных
целевых субсидий, в форме государственных
жилищных сертификатов.
Основу второго
блока должна составить новая
подпрограмма с рабочим названием
"Формирование участков под
жилищное строительство". В этой
подпрограмме и частично в подпрограмме
"Переселение граждан Российской Федерации
из ветхого и аварийного фонда" в соответствии
с новым Градостроительным кодексом Российской
Федерации необходимо разработать и реализовать
механизм выделения и инженерного обустройства
участков, имеющих комплект исходно-разрешительной
документации для строительства жилья,
а также механизм последующей реализации
таких участков инвесторам-застройщикам
на конкурсной основе. Финансирование
работ по формированию участков будет
осуществляться на паритетных началах
за счет регионального (муниципального)
и федерального бюджетов. Федеральные
средства - на возвратной основе (например,
беспроцентный кредит), при этом наносится
серьезный удар по условиям существования
в строительном процессе таких понятий
как "коррупция" и "взятки. Ежегодно
на реализацию указанных подпрограмм
необходимо выделять из федерального
бюджета не менее 8 млрд. рублей, в том числе
не менее 5 млрд. рублей по подпрограмме
"Формирование инженерной инфраструктуры
для строительства жилья". В качестве
перспективы представляется возможным
использовать на указанные цели займы
международных финансовых организаций,
в том числе средств Всемирного Банка.
Представляется, что строительный комплекс
России способен решить задачи, поставленные
перед ним в послании Президента Российской
Федерации 2004 года. Сегодня ему для этого
нужны: земля, инженерная инфраструктура
и воля руководителей всех уровней и ветвей
власти. Необходимо начать работу по совершенствованию
регионального законодательства и нормативной
базы в целом, формированию региональных
программ и проектов, генеральных планов
и планов застройки в соответствии с принятыми
на федеральном уровне решениями.
В 2011 г.
на программу «Жилище» государство
потратит 51 млрд. рублей
метки: жилищные
программы
29.11.2010 - 19:42
АСН-инфо
Правительство
России одобрило новую версию
федеральной целевой программы
«Жилище». Объем государственной
поддержки отрасли сокращается
по сравнению с 2009 г. на порядок.
По раскладке Минфина, в 2011
г. на программу «Жилище» государство
потратит 51 млрд., в 2012-м - столько
же. (Для сравнения: расходы на
подготовку Олимпиады в Сочи
оцениваются в 800-900 млрд).
Строительство
жилья государство перекладывает
на регионы, но не вполне
понятно, откуда они будут брать
деньги на развитие инфраструктуры.
Минрегион будет «доводить» до субъектов
РФ плановые показатели по вводу жилья,
а по их выполнению делать выводы о качестве
работы губернаторов. Регионы, собственно,
уже отреагировали на «новый курс».
В бюджете
Петербурга средства на строительство
жилья за счет казны сократились
в разы (около 24 млрд. - в 2009 г., 9
млрд. - в 2010-м и 8,3 млрд. - в 2011-м).
Программа расселения коммуналок урезана
в 20 раз: с плановых 10 млрд. до реальных
500 млн. в 2011 году.
04.03.2011
Социально-экономическое
развитие Саратовской области:
итоги 2010-го и задачи на 2011-й
В течение
двух лет деятельность органов
власти российских регионов определялась
антикризисными программами, основные
приоритеты которых диктовались
ежегодными Планами антикризисных
действий Правительства Российской
Федерации. Правительством Саратовской
области была разработана и
успешно выполнена Комплексная
программа антикризисных мер
на 2009–2010 годы.
Если в
2009 году основной целью антикризисной
деятельности было предотвращение
глубокого спада производства, смягчение
последствий кризиса для населения,
то в 2010 году главными задачами
стали: обеспечение выхода области
на докризисный уровень производства,
а также реализация первоочередных
мер по модернизации в реальном
секторе, социальной сфере, государственном
управлении.
В прошедшем
году области удалось закрепить
положительную динамику макроэкономических
показателей. Объем валового регионального
продукта составил 367 млрд рублей, темп
роста – на общероссийском уровне – 104%.
Инфляция на потребительском рынке удержана
на уровне 108,5% (108,8% – по России). Объем
инвестиций в основной капитал в целом
по области достиг 78,1 млрд рублей, темп
роста составил 112,3%, что значительно выше
среднероссийского – 106,0%.