Анализ ассортимента и структуры продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 17:17, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является закрепление и обобщение изученного теоретического материала в части анализа ассортимента и структуры продукции, приобретения опыта самостоятельной работы с учетной, статистической и другой экономической информацией.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Формирование и управление ассортиментом 5
2. Анализ выполнения плана по ассортименту продукции 10
3. Анализ структуры продукции методом прямого счета 13
4. Анализ показателей качества продукции 16
5. Резервы повышения выпуска и реализации продукции 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28

Работа состоит из  1 файл

Анализ ассортимента и структуры продукции.doc

— 194.00 Кб (Скачать документ)

Приведем пример анализа показателей качества продукции на примере

Большое влияние на объем реализации продукции оказывает ее качество. Чем выше качество реализованной продукции, тем выше зачетная масса (объем) и цены, и наоборот, предприятия, реализующие продукцию низкого качества, нестандартную, много теряют в зачетной массе. Чтобы рассчитать влияние данного фактора на объем реализации продукции, необходимо ее фактическую физическую массу сопоставить с зачетной и определить потери или выигрыш предприятия (табл. 8).

Таблица 8

Анализ качества реализованной продукции за 2009 год

Вид продукции

Реализовано

Потери (-), выигрыш (+)

Физический объем, усл. ед.

Зачетный объем, усл. ед.

усл. ед.

%

Медтехника

Изделия из порошков

Приборостроение

12863

 

896

 

561

12718

 

881

 

551

-145

 

-15

 

-10

-1,13

 

-1,65

 

-1,81

 

В анализируемом предприятии качество и уровень товарности несколько ниже планового. По медтехнике товарность низкая, зачетная масса ниже фактически выпущенной, что возможно при ухудшении качества продукции.


5 Резервы повышения выпуска и реализации продукции

 

Изучив динамику и выполнение плана по выпуску и реализации продукции, необходимо установить факторы, влияющие на изменение их объема.

Особое внимание следует уделить изучению влияния факторов, определяющих объем производства и реализации продукции. Их можно объединить в три группы:

- обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами и эффективность их использования[11]:

 

ВП = ЧР  ГВ; (6)

 

РП = ЧР  ГВ ДВ, (7)

 

где ЧР – среднесписочная численность работников предприятия;

ГВ – среднегодовая выработка продукции одним работником;

ДВ – доля реализованной продукции в объеме выпущенной продукции отчетного периода;

- обеспеченность предприятия основными производственными фондами и эффективность их использования:

 

ВП = ОПФ  ФО; (8)

 

РП = ОПФ  ФО  ДВ, (9)

 

где ОПФ – среднегодовая сумма основных производственных фондов пред приятия;

ФО – фондоотдача основных производственных фондов;

- обеспеченность производства сырьем и материалами и эффективность их использования:

 

ВП = МЗ  МО; (10)

 

РП = МЗ  МО  ДВ, (11)

 

где МЗ – сумма потребленных материальных запасов;

МО – материалоотдача (производство продукции на рубль материальных затрат).

Влияние данных факторов на объем выпуска и реализации продукции можно рассчитать, используя один из приемов детерминированного анализа. [1, с. 125]

Определение величины резервов за счет улучшения использования трудовых резервов определяется следующим образом[12]:

 

Р↑ ВПкр = Р↑КР  ГВ1; (12)

 

Р↑ ВПфрв = Р↑ФРВ  ЧВ1; (13)

 

Р↑ ВПчв = Р↑ЧВ  ФРВв, (14)

 

где Р↑ ВПкр, Р↑ ВПфрв, Р↑ ВПчв – резерв роста выпуска продукции соответственно за счет создания новых рабочих мест, увеличения фонда рабочего времени и повышения среднечасовой выработки рабочих;

Р↑КР – резерв увеличения количества рабочих мест;

Р↑ФРВ – резерв увеличения фонда рабочего времени за счет сокращения его потерь по вине предприятия;

Р↑ЧВ – резерв роста среднечасовой выработки за счет совершенствования техники, технологии, организации производства и рабочей силы;

ФРВв – возможный фонд рабочего времени с учетом выявленных резервов его роста.

Определение величины резервов за счет увеличения численности оборудования (Р↑К), времени его работы (Р↑Т) и выпуска продукции за один машино-час (Р↑ЧВ) рассчитываются следующим образом[13]:

 

Р↑ВПк = Р↑К  ГВ1; (15)

 

Р↑ВПт = Р↑Т  ЧВ1; (16)

 

Р↑ВПчв = Р↑ЧВ  Тв. (17)

 

Определение величины резервов за счет улучшения использования сырья и материалов рассчитываются следующим образом:

- дополнительное количество j-го материала делится на норму его расхода на единицу i-го вида продукции и умножается на фактическую цену единицы продукции. Затем результаты суммируются по всем видам продукции:

 

Р↑ВП = Σ (Р↑Мj / НРji  Цi1); (18)

 

- сверхплановые отходы материалов делятся на норму их расхода на единицу i-го вида продукции и умножаются фактическую цену единицы соответствующего вида продукции, после чего полученные результаты суммируются:

 

Р↑ВП = Σ (Р↓ Отхj / НРji  Цi1); (19)

 

- планируемое сокращение нормы расхода j-го ресурса на единицу i-го вида продукции (Р↓ НР) умножается на планируемый к выпуску объем производства i-го вида продукции; полученный результат делится на плановую норму расхода и умножается на фактическую цену данного изделия, после чего подсчитывается общая сумма резерва валовой продукции:

 

Р↑ВП = Σ (Р ↓ НРji VВПi)пл/НРji  Цi1. (20)

 

В заключение анализа обобщают выявленные резервы увеличения производства и реализации продукции.

Резервы увеличения выпуска продукции должны быть сбалансированы по всем трем группам ресурсов. Максимальный резерв, установленный по одной из групп, не может быть освоен до тех пор, пока не будут выявлены резервы в таком же размере и по другим группам ресурсов.

При определении резервов увеличения реализации продукции необходимо, кроме того, учесть сверхплановые остатки готовой продукции на складах предприятия и отгруженной покупателям. При этом следует учитывать спрос на тот или другой вид продукции и реальную возможность ее реализации, а также риск невостребованной продукции.

Проведем анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами и эффективности их использования:

 

ВП = ЧР  ГВ; (21)

 

РП = ЧР  ГВ  ДВ, (22)

 

где ЧР – численность рабочих,

ГВ – годовая выработка,

ДВ – доля реализованной продукции в общем объеме валовой продукции.

Приведем пример расчета резервов.

Таблица 9

Резервы увеличения объема реализации продукции

Вид продукции

Резерв увеличения производства,

тыс.р.

Возможный уровень товарности,

%

Резерв увеличения объема реализации продукции, тыс.р.

Повышение качества продукции, усл. ед

Недопущение

Всего резервов, тыс.р.

Перерасхода,

тыс.р.

Потерь при хранении,

тыс.р.

Медтех-ника

Изделия из порошков

Приборостроение

Итого, тыс. р.

540

 

655

 

 

275

 

1470

95

 

100

 

 

100

 

96

513

 

655

 

 

275

 

1443

145

 

15

 

 

10

 

10

78

 

-

 

 

-

 

78

-

 

21

 

 

14

 

35

618

 

676

 

 

289

 

1583

 

Предложения по использованию выявленных резервов должны разрабатываться в комплексе мероприятий по освоению резервов увеличения производства продукции.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, по результатам работы можно сделать следующие выводы.

Технико-экономический анализ производственной и финансово-экономической деятельности предприятия служит основой выбора более рациональных методов повышения эффективности производства. Важным этапом экономической работы на предприятии является анализ производственной и хозяйственной деятельности, направленный на выявление и мобилизацию внутрипроизводственных резервов.

Валовой оборот – совокупная стоимость всех видов продукции предприятия, которая предназначена для реализации на сторону и для внутреннего потребления, а также стоимость работ промышленного характера для своих подразделений и для других потребителей.

Внутризаводской оборот – стоимость готовой продукции или полуфабрикатов и работ промышленного характера, которые потребляются внутри предприятия.

Валовая продукция – стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, в том числе незавершенное производство.

Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включаются остатки незавершенного производства.

Реализованная продукция – это стоимость отгруженной и оплаченной продукции.

Выделяют этапы анализа:

                  Анализ производства продукции: ассортимента; номенклатуры; выполнения заказов по поставкам продукции; качества и ритмичности производства.

                  Анализ реализации продукции: выполнение плана отгрузки; структура, ассортимент отгруженной продукции; сроков прохождения продукции от поставщика до получателя.

                  Анализ остатков нереализованной продукции.

                  Анализ факторов и резервов возможного увеличения производства и реализации продукции.

Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет важное значение на любом предприятии.

Таким образом, разработка каждым конкретным магазином ассортиментного перечня товаров и осуществление контроля за его соблюдением способствуют лучшему обслуживанию покупателей целевого рынка и созданию устойчивого ассортимента. В условиях рынка работа по формированию ассортимента в магазинах значительно усложняется. Широта и глубина ассортимента реализуемых товаров во многом зависят от квалификации работников магазинов и коммерческих служб организации, которые должны располагать обширной информацией о спросе покупателей, источникам возможного поступления, ценах на товары и другой коммерческой информацией.

Информация о работе Анализ ассортимента и структуры продукции