Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 14:10, дипломная работа
Целью дипломной работы является проведение анализа финансового состояния ООО ФТЦ «НАРСПИ», изучение и устранение недостатков в финансовой деятельности, поиск резервов улучшения финансового состояния предприятия, разработка рекомендаций по его улучшению.
Введение…………………………………………………………...
5
1.
Анализ финансового состояния предприятия: роль и значение.
7
1.1.
Принципы организации финансового анализа………………….
9
1.2.
Цели и методы финансового анализа……………………………
10
1.3.
Задачи, основные направления и информационное обеспечение анализа финансового состояния предприятия…..
13
1.4.
Общий анализ финансового состояния………………………….
17
1.5.
Система показателей финансового состояния предприятия и методы их определения…………………………………………..
20
1.5.1
Оценка платежеспособности……………………………………..
20
1.5.2
Оценка кредитоспособности……………………………………..
23
1.5.3
Оценка финансовой устойчивости……………………………….
26
1.5.4
Оценка коэффициентов финансовых результатов………………
29
2.
Анализ финансового состояния предприятия ООО ФТЦ «Нарспи»…………………………………………………………..
37
2.1.
Общий анализ финансового состояния………………………….
37
2.1.1
Анализ актива баланса…………………………………………….
41
2.1.2
Анализ пассива баланса…………………………………………...
43
2.1.3
Анализ запасов и затрат…………………………………………..
45
2.1.4
Анализ финансовых результатов деятельности предприятия….
47
2.2.
Анализ финансовой устойчивости……………………………….
56
2.3.
Анализ ликвидности баланса…………………………………….
58
2.4.
Анализ коэффициентов финансовых результатов………………
63
2.5.
Анализ структуры капитала на ООО ФТЦ «Нарспи»…………..
67
2.6.
Анализ показателей рентабельности……………………………..
69
2.7.
Анализ показателей деловой активности………………………..
72
3.
Возможные рекомендации по улучшению финансового состояния ООО ФТЦ «Нарспи»………………………………….
75
3.1.
Переход на упрощенную систему налогообложения…………...
78
3.2.
Привлечение внешних кредитов и займов………………………
80
3.3.
Снижение основных затратных статей себестоимости…………
82
Заключение………………………………………………………..
84
Список используемой литературы……………………………….
87
В идеальном случае наилучшим способом повышения кредитоспособности явился бы рост объема реализации при одновременном снижении чистых текущих активов, собственного капитала и дебиторской задолженности.
Под финансовой устойчивостью понимается такое состояние (экономическое и финансовое) предприятия, при котором платежеспособность постоянна во времени, а соотношение собственного и заемного капитала обеспечивает эту платежеспособность.
На практике увеличение объема реализации вызывает рост оборотных активов и в части запасов, и в части дебиторской задолженности; увеличиваются и долги предприятия, особенно в форме кредиторской задолженности, если не меняются состав кредиторов и договорные условия расчетов с ними. Это значит, что реальное повышение кредитоспособности по трем названным показателям будет достигнуто, если объем реализации увеличивается в большей степени, чем запасы и дебиторская задолженность, а кредиторская задолженность растет быстрее дебиторской.
Одна из важнейших характеристик финансового состояния – стабильность деятельности в свете долгосрочной перспективы. Она связана со структурой баланса предприятия, степенью его зависимости от кредиторов и инвесторов, с условиями, на которых привлечены и обслуживаются внешние источники средств.
1.5.3. ОЦЕНКА ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ
В отличие от понятий «платежеспособность» и «кредитоспособность», понятие «финансовая устойчивость» - более широкое, так как включает в себя оценку разных сторон деятельности предприятия.
Для оценки финансовой устойчивости применяется система коэффициентов.
1. Коэффициент концентрации собственного капитала (автономии, независимости) Ккс:
Ккс=СК / ВБ, (10)
где СК – собственный капитал, тыс.руб.; ВБ – валюта баланса, тыс.руб.
Этот показатель характеризует долю владельцев предприятия в общей сумме средств, авансированных в его деятельность. Считается, что чем выше значение этого коэффициента, тем более финансов устойчиво, стабильно и независимо от внешних кредиторов предприятие.
Дополнением к этому показателю является коэффициент концентрации заемного капитала Ккп:
Ккп=ЗК / ВБ, (11)
где ЗК – заемный капитал, тыс.руб.
Эти два коэффициента в сумме: Ккс + Ккп = 1.
2. Коэффициент соотношения заемного и собственного капитала Кс:
Кс = ЗК / СК. (12)
Он показывает величину заемных средств, приходящихся на каждый рубль собственных средств, вложенных в активы предприятия.
3. Коэффициент маневренности собственных средств Км:
Км = СОС / СК, (13)
где СОС – собственные оборотные средства, тыс.руб.
Этот коэффициент показывает, какая часть собственного капитала используется для финансирования текущей деятельности, то есть, вложена в оборотные средства, а какая часть капитализирована. Значение этого показателя может существенно изменяться в зависимости от вида деятельности предприятия и структуры активов, в том числе оборотных активов.
СОС = СК + ДП – ВА = (III + IV – I). (14)
Предполагается, что долгосрочные пассивы предназначаются для финансирования основных средств и капитальных вложений.
4. Коэффициент структуры долгосрочных вложений Ксв:
Ксв = ДП / ВА, (15)
где ДП – долгосрочные пассивы, тыс.руб.; ВА – внеоборотные активы, тыс.руб.
Коэффициент показывает, какая часть основных средств и других внеоборотных активов профинансирована за счет долгосрочных заемных источников.
5. Коэффициент устойчивого финансирования Куф:
Куф = (СК + ДП) / (ВА + ТА), (16)
где (СК + ДП) – перманентный капитал, тыс.руб.; (ВА + ТА) – сумма внеоборотных и текущих активов, тыс.руб.
Это отношение суммарной величины собственных и долгосрочных заемных источников средств к суммарной стоимости внеоборотных и оборотных активов показывает, какая часть активов финансируется за счет устойчивых источников. Кроме того, Куф отражает степень независимости (или зависимости) предприятия от краткосрочных заемных источников покрытия.
1.5.4. АНАЛИЗ КОЭФФИЦИЕНТОВ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Задачей анализа является явление тенденций изменения деловой активности, определяемой через оборачиваемость и рентабельность предприятия.
Рентабельность предприятия показывает долю прибыли, заложенную в выручке от реализации продукции. Чем в структуре реализованной продукции больше доля наиболее рентабельных видов продукции, тем выше выручка и, соответственно, прибыль предприятия.
Коэффициенты финансовых результатов деятельности предприятия приведены в таблице 2.
Таблица 2. Коэффициенты финансовых результатов деятельности
предприятия
Наименование коэффициента | Расчетная формула | Влияние изменений коэффициента на финансовое положение предприятия. |
1 | 2 | 3 |
Коэффициент: 1. Рентабельности продаж |
Пр/В | Показывает сколько прибыли приходится на 1 рубль реализованной продукции. Уменьшение свидетельствует о снижении спроса на продукцию предприятия. |
2. Рентабельности всего капитала пред-приятия | Пр/ВБ | Показывает эффективность использования всего имущества предприятия. Уменьшение свидетельствует о падении спроса и перенакоплении активов. |
3. Рентабельности внеоборотных активов | Пр/А1 | Отражает эффективность использования внеоборотных активов |
Продолжение таблицы 2 | ||
1 | 2 | 3 |
4.Рентабельности собственного капитала |
Пр/П4 |
Показывает эффективность использования собственного капитала. Динамика коэффициента оказывает влияние на уровень котировки акций предприятия. |
5.Рентабельности перманентного капитала |
Пр/(П3+П4) | Отражает эффективность использования капитала, вложенного в деятельность предприятия, собственного и заемного. |
6.Общей оборачи-ваемости капитала | В/ВБ | Отражает скорость оборота всего капитала предприятия. Рост означает ускорение кругооборота средств или инфляционный рост цен. |
7.Оборачиваемости мобильных средств | В/А2 | Показывает скорость оборота мобильных средств. Рост оценивается положительно. |
8.Оборачиваемости материальных оборотных средств |
В/З | Отражает число оборотов, запасов и затрат предприятия, уменьшение свидетельствует об относительном увеличении запасов и затрат в незавершенном производстве или о снижении спроса на готовую продукцию. |
9.Оборачиваемости готовой продукции |
В/ГП | Показывает скорость оборота готовой продукции. Рост коэффициента означает увеличение спроса на продукцию предприятия, снижение на затоваривание. |
10.Оборачиваемости дебиторской задолженности |
В/ДЗ | Показывает расширение (увеличение коэффициента) или снижение (уменьшение коэффициента) коммерческого кредита, предоставляемого предприятием. |
Продолжение таблицы 2 | ||
1 | 2 | 3 |
11.Среднего срока оборота дебиторской задолженности |
N×ДЗ/В | Характеризует средний срок погашения дебиторской задолженности. Уменьшение коэффициента оценивается положительно. |
12.Оборачиваемости кредиторской задолженности.
| В/КЗ
| Показывает расширение или уменьшение коммерческого, предоставляемого пред -приятию. Рост означает увеличение скорости оплаты задолженности предприятия; снижение – рост покупок в кредит. |
13. Среднего срока оборота кредитор-ской задолжен-ности, дни | N×КЗ/В | Отражает средний срок возврата коммерческого кредита предприятием. |
14.Фондоотдача активов | В/А1 | Характеризует эффективность использования внеоборотных активов, измеряемую величину продаж, приходящихся на единицу стоимости средств |
15.Оборачиваемости собственного капитала |
В/П4 | Показывает скорость оборота собственного капитала. Резкий рост отражает уменьшение уровня продажи. Существенное снижение – тенденцию к бездействию части собственных средств. |
Условные обозначения:
Пр – прибыль (тыс.руб.);
В – выручка от реализации (тыс.руб.);
ВБ – валюта баланса (тыс.руб.);
А1 - итог раздела актива баланса (тыс.руб.);
А2 – итог раздела пассива баланса (тыс.руб.);
П3 – итог раздела 3 раздела баланса (тыс.руб.);
П4 – итог раздела 4 раздела баланса (тыс.руб.);
З – запасы (тыс.руб.);
ГП – готовая продукция (тыс.руб.);
ДЗ – дебиторская задолженность со сроком погашения менее 12 месяцев (тыс.руб.);
КЗ – кредиторская задолженность (тыс.руб.);
N – количество дней в анализируемом периоде (дн.).
Еще один подход к анализу финансовых результатов, основанный на методологии точки безубыточности производства предлагают Керимов В.Э. и Роженецкий О.А. По их мнению одним из мощных инструментов является анализ соотношения «затраты – объем – прибыль» (cost – volume – profit; CVP - анализ). Бухгалтеры, аудиторы, эксперты и консультанты могут с помощью данного метода дать более глубокую оценку финансовых результатов и точнее обосновать рекомендации для улучшения работы предприятия.
Ключевыми элементами CVP – анализа выступают:
1. Маржинальный доход,
2. Порог рентабельности,
3. Производственный левередж,
4. Маржинальный запас прочности.
1. Маржинальный доход – это разница между выручкой предприятия от реализации и суммой переменных затрат.
Величина маржинального дохода показывает вклад предприятия в покрытие постоянных затрат и получение прибыли.
Существует два подхода при определении величины маржинального дохода:
1.1. Выручка за вычетом всех переменных затрат, то есть всех прямых расходов и части накладных расходов (общепроизводственные расходы), зависящих от объема производства;
1.2. Величина маржинального дохода равняется сумме постоянных затрат и прибыли предприятия.
Средняя величина маржинального дохода – это разница между ценой и средними переменными затратами, она показывает вклад единицы изделия в покрытие постоянных затрат и получение прибыли.
Норма маржинального дохода – доля величины маржинального дохода при выручке от реализации (для отдельного изделия) доля средней величины маржинального дохода в цене товара.
2. Порог рентабельности – это показатель, характеризующий объем реализации предприятия, при котором выручка предприятия равна всем его совокупным затратам.
Для вычисления порога рентабельности используются три метода:
графический;
метод уравнений;
метод маржинального дохода
Метод уравнений:
Прибыль предприятия равна выручке за вычетом величины переменных и постоянных затрат.
Детализируя порядок расчета показателей формулы:
Прибыль = (Цена за единицу × количество единиц) - (переменные затраты на единицу × количество единиц) – постоянные затраты
Метод маржинального дохода:
Точка безубыточности = (постоянные затраты)/(норма маржинального дохода)
3. Производственный левередж (рычаг) – механизм управления прибылью предприятия, основанный на оптимизации соотношения постоянных и переменных затрат, с его помощью можно прогнозировать изменение прибыли предприятия в зависимости от изменения объема продаж.
Чем ниже удельный вес постоянных затрат в общей сумме затрат предприятия, тем в меньшей степени изменяется величина прибыли по отношению к темпам изменения выручки предприятия.
Производственный левередж определяется с помощью следующей формулы:
Эпл=МД/П (17)
(Зпост+П)/П=1+Зпост/П,
где МД – маржинальный доход, тыс.руб.; П – прибыль, тыс.руб.; Зпост – постоянные затраты, тыс.руб.
Эпл=П/В , (19)
Эпл – изменение прибыли в зависимости от изменения выручки, %.
4. Маржинальный запас прочности (МЗП)– величина, показывающая превышение фактической выручки от реализации продукции (работ, услуг) над пороговой обеспечивающей безубыточность реализации.
МЗП=(Вф-Впорог)/(Вф)× 100% (20)
где Вф – фактическая выручка, тыс.руб.; Впорог – пороговая выручка, тыс.руб..
Значение маржинального запаса прочности показывает, если в силу рыночной ситуации выручка сократится менее чем на данную величину маржинального запаса прочности, то предприятие будет получать прибыль, но если более, то окажется в убытке.
При этом цена продукции при безубыточной реализации будет равна:
Цб= Впорог/Vпр, (21)
Информация о работе Анализ финансового состояния предприятия