Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 11:52, курсовая работа
Цель работы изучить бухгалтерский учет нематериальных активов на предприятии, охарактеризовать ОАО «Завод корпусов», провести анализ финансового состояния характеризуемого предприятия.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
рассмотреть сущность нематериальных активов их классификацию принципы, задачи учета нематериальных активов;
изучить учет поступления, амортизации и выбытия нематериальных активов;
построить горизонтальный и вертикальный баланс;
дать оценку финансовой характеристики бухгалтерского баланса;
проанализировать ликвидность имущества предприятия;
оценить текущую и перспективную платежеспособность предприятия;
определить финансовый характер устойчивости предприятия;
провести анализ банкротства предприятия.
Введение 3
Раздел I Бухгалтерский учет 5
1 Теоретические основы учета нематериальных активов 5
1.1 Понятие нематериальных активов 5
1.2 Классификация нематериальных активов 9
1.3 Принципы и задачи учета нематериальных активов 10
2 Особенности учета нематериальных активов 15
2.1 Учет поступления нематериальных активов 15
2.2 Выбытие нематериальных активов 21
2.3 Способы начисления амортизации нематериальных активов и отражение в учете 24
Задача вариант 2 на основе остатков для 2 студента 29
Раздел II Анализ финансового состояния предприятия 41
2.1 Хaрaктeриcтикa исследуемого предприятия 41
2.2 Построение горизонтального анализа 43
2.3 Построение вертикального анализа 47
2.4 Финансовая характеристика бухгалтерского баланса. 49
2.5 Анализ ликвидности имущества предприятия 52
2.6 Оценка текущей и перспективной платежеспособности предприятия 57
2.6 Определение характера финансовой устойчивости предприятия 61
Заключение 64
Список использованной литературы 66
Содержание
С развитием рыночных отношений, быстротой
и масштабностью
Наличие в составе внеоборотных средств нематериальных активов увеличивает рыночную стоимость организации, повышает ее инвестиционную привлекательность, защищает от недобросовестной конкуренции, способствует оптимизации издержек производства и коммерческой деятельности, обеспечивает конкурентные преимущества на внутренних и внешних рынках и т.д.
Однако при создании, перераспределении и вовлечении в коммерческий оборот объектов нематериальных активов возникает множество проблем, связанных с их использованием, учетом, управлением, аудитом и анализом. Несовершенство законодательной базы, отсутствие четкой классификации объектов нематериальных активов, недостаточная теоретическая разработанность методик учета, анализа и аудита объектов нематериальных активов – эти и другие проблемы становятся сегодня весьма актуальными для исследования.
Необходимо отметить, что до недавнего времени в нашей стране отсутствовало само понятие нематериальных активов. С развитием рыночных отношений это понятие не только вошло в теорию российского бухгалтерского учета, но и стало применяться на практике.
Специфика нематериальных объектов состоит в том, что они не имеют вещественно-натуральной формы и это обстоятельство, в первую очередь, определяет трудности их учета.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что учет нематериальных активов вызывает множество вопросов и говорит о востребованности и практической значимости предлагаемой темы исследования.
Правила формирования в бухгалтерском
учете и бухгалтерской
Цель работы изучить бухгалтерский учет нематериальных активов на предприятии, охарактеризовать ОАО «Завод корпусов», провести анализ финансового состояния характеризуемого предприятия.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Нематериальные активы (далее НМА) представляют собой совокупность объектов долгосрочного пользования (свыше 1 года), не имеющих материально-вещественной формы, но необходимых предприятиям и организациям для эффективного осуществления хозяйственной деятельности. Они обладают стоимостью и способностью приносить организации экономические выгоды, т. е. доход.
Учет и оценка нематериальных (неосязаемых) активов всегда вызывали много споров. Во многом это связано с трактовкой самого понятия «нематериальный актив». В свою очередь, «нематериальный» (англ. – intangible) означает неосязаемую, нематериальную собственность, которую нельзя ощущать, потому что ее субстанция невещественна.
В бухгалтерском понимании
нематериальных активов принято
различать: идентифицируемые НМА, к
числу которых относятся
В некотором смысле символ деловой репутации (гудвилл) - это товарный знак. Обычно под деловой репутацией понимают положительную оценку юридического лица другими участниками имущественного оборота. По мере добросовестного использования, рекламирования и т.д. стоимость этой связки (товарный знак плюс репутация) постоянно растет. Очень важно при этом, что речь идет не просто о товарном знаке, а именно о его связке с деловой репутацией. Товарный знак – обозначение, служащее для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг юридических или физических лиц. Неким коммерческим эквивалентом репутации, в отличие от товарного знака, является брэнд.
Брэнд - различающее название и/или символ, предназначенный для идентификации товара или услуги, или одного продавца или группы продавцов, и для дифференциации этих товара или услуги от аналогичных товаров конкурентов. Таким образом, брэнд сообщает клиенту о происхождении продукта и защищает клиента и производителя от конкурентов, которые пытались бы поставлять продукты, кажущиеся идентичные.
Таким образом, НМА в бухгалтерском смысле - это, прежде всего, идентифицируемые НМА, а идентифицируемые НМА - это, прежде всего, имущественные права ИС. Интеллектуальная собственность (ИС) - собирательное понятие, используемое для обозначения прав, относящихся к интеллектуальной деятельности в различных областях (производственной, научной, литературной и художественной). В статье 138 ГК РФ понятие ИС используется для обозначения исключительных прав гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации. Конкретное содержание исключительных прав определяется специальными законами, к числу которых относятся патентный закон, закон об авторском праве и смежных правах, закон о товарных знаках и т.д.
В международных соглашениях, участницей которых является Российская Федерация, понятие ИС используется, как правило, в более широком смысле. Так, в соответствии с n.VIII ст.2 Конвенции, учреждающей ВОИС (Всемирная организация интеллектуальной собственности), «интеллектуальная собственность включает права, относящиеся к: литературным, художественным и научным произведениям, исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио- и телевизионным передачам, изобретениям во всех областях человеческой деятельности, научным открытиям, промышленным образцам, товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям, защите против недобросовестной конкуренции, а также все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях».
Область применения понятия ИС не ограничивается только исключительными правами, а распространяется на всю совокупность имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации.
Объекты интеллектуальной собственности (далее ОИС) - охраноспособные результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации в том числе: объекты промышленной собственности (изобретения, полезные модели, промышленные образцы), на которые выданы или могут быть выданы охранные документы в соответствии с Патентным законом РФ или соответствующими законами других стран; программы для ЭВМ и базы данных, охраняемые Законом РФ «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» и Законом РФ «Об авторском праве и смежных правах»; произведения науки (научные отчеты) и другие объекты авторского права в научнотехнической сфере, охраняемые Законом РФ «Об авторском праве и смежных правах»; «ноу-хау» - результаты интеллектуальной деятельности, охраняемые в режиме коммерческой тайны в соответствии с нормами гражданского законодательства.
Согласно Международным Стандартам Финансовой Отчетности, счет 04 «Нематериальные активы»- это нематериальный актив, как объект интеллектуальной собственности - это идентифицируемый не денежный актив, не имеющий физической формы, служащий для использования при производстве товаров или предоставлении услуг, для сдачи в аренду или для административных целей.
При определении нематериальных
активов в оценочной
Налоговое законодательство
дает определение понятию
Для признания нематериального
актива необходимо наличие способности
приносить налогоплательщику
К нематериальным активам не относятся:
В отличие от правил бухгалтерского учета, Налоговый кодекс относит к нематериальным активам, в частности «владение ноу-хау, секретной формулой или процессом, информацией в отношении промышленного, коммерческого или научного опыта». Это очень существенно, так как большинство результатов интеллектуальной деятельности на российских предприятиях охраняется именно как ноу-хау. Под термином «ноу-хау» часто понимают знания, неотчуждаемые от конкретного человека или от компании (предприятия). Эти знания могут повышать стоимость компании, но не могут быть активами в традиционном смысле, тем более они не являются ОИС. Если речь идет о технических или технологических ноу-хау, то наиболее полно и точно этот термин (know-haw) определен в инструкциях Европейского Союза, а именно: «ноу-хау» означает массив технической информации, которая является секретной, существенной и идентифицированной в любой подходящей форме.
Известно, что существует множество разнородных по составу объектов нематериальных активов, которые по тем или иным признакам объектов можно классифицировать следующим образом (таблица 1).
Таблица 1
Классификация нематериальных активов
Признак классификации |
Группа нематериальных активов |
Вид нематериальных активов |
- объекты интеллектуальной собственности - отложенные затраты - деловая репутация |
Канал поступления на предприятии |
- внутренний - внешний |
Срок службы |
- НМА с ограниченным сроком службы - НМА с неограниченным сроком службы |
Погашение стоимости |
- амортизируемые НМА - неамортизируемые НМА |
Объем получаемых прав на объект |
- исключительные права - неисключительные права |
Возможность существования отдельно от юридического лица |
- идентифицируемые - неидентифицируемые |
Таким образом, особенность нематериальных активов состоит в том, что они используются предприятием в хозяйственной деятельности с целью извлечения дохода в течение длительного периода времени, и они не имеют вещественно-натуральной формы.
В настоящее время понятие «нематериальные активы» не только вошло в теорию российского бухгалтерского учета, но и стало применяться на практике. На современном этапе развития общества нематериальные активы являются одним из принципиально новых объектов бухгалтерского учета в нашей стране, требующей дальнейшего изучения.
Информация о работе Анализ финансового состояния предприятия