Анализ финансовой устойчивости коммерческого банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 16:41, курсовая работа

Описание

Целями дальнейшего реформирования банковской системы являются укрепление ее устойчивости; повышение качества осуществления банковским сектором функций по аккумулированию сбережений населения, предприятий и организаций и их трансформации в кредиты и инвестиции.
Данные поставленные цели возможно достичь путем решения практических задач повышения уровня капитализации коммерческих банков, восстановление и укрепление доверия к российской банковской системе со стороны инвесторов и вкладчиков.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты анализа финансовой устойчивости коммерческого банка
1.1 Капитал банка, как основа финансовой устойчивости
1.2 Сущность и факторы финансовой устойчивости
1.3 Методика оценки финансовой устойчивости банка
Глава 2. Анализ финансовой устойчивости Русского банка развития
2.1 Характеристика банка и его финансового состояния
2.2 Расчет и анализ показателей финансовой устойчивости банка
2.3 Анализ собственных и привлеченных средств банка
Глава 3. Рекомендации по повышению финансовой устойчивости коммерческого банка
3.1 Резервные активы – источник пополнения ресурсной базы коммерческого банка и повышения его устойчивости
3.2 Санация банка как фактор повышения его финансовой устойчивости
3.3 Пути повышения эффективности деятельности банка в связи с международным финансовым кризисом
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа состоит из  1 файл

анализ финансовой устойчивости банка.docx

— 175.30 Кб (Скачать документ)

 

Организационные

 

Технологические

 

Экономические

 

Общеэкономические

 

Состояние экономики;

Характер проводимой денежно-кредитной политики;

Темпы инфляции;

Степень развития финансового рынка

 

Действенность нормативно-правовой базы;

Степень вмешательства государства в деятельность банковского сектора

 

Внешнеполитический рейтинг страны;

Политическая стабильность в обществе;

Доверие общества к банковской системе и др.

 

Структура банковской системы;

Характер собственности банковского капитала;

Виды банков;

Развитие банковской инфраструктуры;

Система банковского надзора

 

Уровень развития современных банковских технологий;

Степень внедрения новых банковских продуктов

 

Уровень банковского менеджмента;

Размер банковского капитала;

Степень доверия между кредитными организациями; сбалансированность пассивов и активов; характер ресурсной базы;

Стратегия получения доходов; ликвидность

 

Рисунок 1. Факторы, влияющие на устойчивость банковской системы

 

В теории финансового анализа существует два подхода к характеристике ликвидности. Ликвидность можно понимать как запас или как поток. В настоящее время наиболее распространенным является первый подход - по принципу запаса (остатков). Для него характерно:

  • определение ликвидности на основе данных об остатках активов и пассивов баланса банка на определенную дату (возможные изменения объема и структуры активов и пассивов в процессе банковской деятельности, т. е. внутри прошедшего периода, во внимание не принимаются);
  • измерение ликвидности, предполагающее оценку только тех активов, которые можно превратить в ликвидные средства, и осуществляемое путем сравнения имеющегося запаса ликвидных активов с потребностью в ликвидных средствах на определенную дату (т. е. не принимаются во внимание ликвидные средства, которые можно получить на денежном рынке в виде притока доходов);
  • оценка ликвидности только по данным баланса, относящимся к прошедшему периоду (хотя важно как раз состояние ликвидности в предстоящем периоде).

 Следует  заметить, что ликвидность баланса  банка является основным фактором  ликвидности самого банка. Поэтому,  нет оснований, противопоставлять их как несовместимые понятия.

 На  ликвидность банковского баланса  оказывают влияние множество  факторов, среди которых можно  выделить следующие:

  • соотношение сроков привлечения ресурсов и сроков размещения средств;
  • структура активов;
  • степень рискованности активных операций;
  • структура пассивов;
  • качество управления банком.

 Портфель  инвестиций коммерческого банка,  прежде всего, призван выполнять  две основные функции: обеспечить  ликвидность и приносить прибыль,  причем их выполнение может  быть возложено на различные  категории активов.

 В  данном смысле банковские активы  могут быть подразделены на  три основных группы:

  • преимущественно резервные активы, т. е. полностью связанные с обеспечением ликвидности банка ("безрисковые" активы);
  • активы с минимальным риском, в первую очередь, призванные обеспечить ликвидность;
  • "рискованные" активы, ориентированные на получение необходимой и достаточной для нормальной деятельности банка прибыли.

 Под  активами без или с минимальной  степенью риска принято понимать  наличность, средства на счетах  в других банках, государственные  ценные бумаги. Как уже отмечалось, Базельским комитетом был разработан ряд рекомендаций по оценке риска вложений по группам активов.

Для любого коммерческого банка крайне важно  определить степень необходимого сокращения объема рискованных активов для  обеспечения возможности покрыть  свои обязательства перед вкладчиками  или другими кредиторами, имеющими преимущество в удовлетворении своих  требований.

 Пассивы  коммерческого банка являются  основой для осуществления им  активных операций и определяют  масштабы их развития. Одновременно  структура и качество активов  обуславливают структуру пассивов  и разнообразие депозитных инструментов. Функции управления пассивами и активами тесно взаимосвязаны между собой и оказывают равновеликое влияние на уровень ликвидности и рентабельности банка.

Оптимизация структуры пассивов может идти по следующим направлениям:

  • установление соответствия структуре активов;
  • удешевление ресурсной базы.

 Влияние  внешних факторов на ликвидность  банка обычно проявляется через изменение структуры его активов и пассивов. Так, при случайных или чрезвычайных обстоятельствах может начаться отток срочных депозитов, что, конечно, приводит к напряженности в выполнении банком своих обязательств. У клиентов с сезонным производством в отдельные периоды либо увеличивается потребность в ссудах, либо высвобождаются средства, которые могут накапливаться в виде срочных депозитов.16

 

1.3 Методика оценки финансовой  устойчивости банка

 

 

 Один из методов  определения финансовой устойчивости коммерческого банка осуществляется посредством анализа его ликвидности.

 Ликвидность  коммерческого банка, это возможность  использования некоего актива  банка в качестве наличных  денежных средств или быстрого  его превращения в таковые, а также способность актива сохранить при этом свою номинальную стоимость неизменной.

Исходя  из этого, коммерческий банк считается  ликвидным, если сумма его наличных средств и других ликвидных активов, а также возможность мобилизовать средства из других источников, достаточны для своевременного погашения долговых и финансовых обязательств. Кроме того, для удовлетворения практически любых непредвиденных нужд или в чрезвычайных обстоятельствах банк должен иметь достаточный ликвидный резерв, способный защитить свою дееспособность и конъюнктурную устойчивость. В мировой практике банковского дела, включая банковскую систему Российской Федерации, для оценки реального состояния ликвидной устойчивости коммерческих банков широко применяются различные критерии оценки уровня ликвидности, основанные в большинстве своем на общем экономическом понятии запаса наличных денежных средств, либо ликвидных резервов. Исходя из законодательно установленных полномочий в области денежно-кредитного регулирования, в целях обеспечения устойчивого функционирования банковской системы в целом, Центральный Банк Российской Федерации установил в 2002 году, следующие виды нормативов ликвидности коммерческих банков.

В реальной же практике мирового банковского дела, пока не решен вопрос о всеобъемлющей формуле или наборе нормативов, которые достаточно точно и стабильно определяли бы потребность коммерческих банков в ликвидных средствах. Необходимая сумма ликвидных средств, отдельно взятого коммерческого банка, как правило, зависит от колебаний общей суммы вкладов и спроса на кредитные ресурсы. В свою очередь, эти колебания, зависят от состояния экономики той или иной страны, в которой постоянно происходят различного рода изменения: программно-целевые, случайные, сезонные, циклические, долговременные и другие. 
В процессе эволюционных преобразований социально-экономических систем, совершенствования мировой практики банковского дела, вопрос о ликвидности коммерческих банков получил свое развитие по следующим двум основным направлениям: теория управления активами и теория управления пассивами коммерческих банков.

Методика  оценки финансовой устойчивости разработана  Банком России для участия банков в системе страхования вкладов - Указание № 1379-У от 16 января 2004 г. Методика предполагает расчет группы показателей оценки капитала, активов, качества управления, доходности и ликвидности. Показатели частично дублируют обязательные экономические нормативы, установленные инструкцией Банка России № 110-И от 16 января 2004 г., остальные описывают структуру активов по доле безнадежных, просроченных или недостаточно покрытых резервами кредитов, а также содержат оценочные показатели, доступные для расчета только сотрудникам Банка России и реализующие только функцию государственного контроля и надзора (например, показатель качества управления банком ПУ1 "достаточность объема раскрываемой информации о структуре собственности банка в соответствии с федеральными законами и нормативными актами Банка России").

В теории и практике банковского менеджмента  традиционно выделяют такие важнейшие  направления анализа, как ликвидность, платежеспособность, денежные потоки, доходность отдельных операций и услуг, достаточность капитала. При этом в российском контексте принято увязывать эти направления анализа с направлениями государственного контроля и надзора со стороны Банка России. В рамках предлагаемой автором данной статьи концепции эти показатели включаются в методику анализа и оценки качества активов. Анализ по выделенным автором направлениям представляет собой комплексную методику, в которой каждый блок анализа (от первого до шестого) является самостоятельной методикой анализа и управления, а в совокупности они позволяют представить полную картину деятельности банка.

Пятый и  шестой блоки методики являются результирующими, выполняются, как правило, в заключение анализа активов, пассивов, прибыли и рентабельности, обобщая, подтверждая и уточняя полученные выводы. Анализ сопровождается выделением ряда качественных и количественных показателей.

Информация  об уровне этих показателей доступна в режиме реального времени, накапливается  и обобщается за любой задаваемый аналитиком период работы банка, от нескольких дней до нескольких месяцев или лет.

Информационная  база анализа предполагает возможность  проведения любого вида анализа - ретроспективного, оперативного, перспективного, стратегического.

Комплексная методика анализа финансовой устойчивости коммерческого банка реализуется по следующим направлениям.

Методика  анализа качества активов банка  включает несколько частных методик, а именно: анализ ликвидности, анализ платежеспособности - соответствие сроков погашения активов и обязательств банка, анализ доходности отдельных банковских операций, расчет рисковости банковских активов для целей оценки достаточности собственного капитала, анализ диверсифицированности (или, наоборот, концентрации) портфеля активов; они являются частью разрабатываемой банком Политики - кредитной, управления активами, управления ликвидностью, деятельности банка на фондовом, валютном и других рынках и т.д.

 Методика  анализа качества собственного  капитала банка основана на  решении двух задач: 

  • анализ и оценка качества собственного капитала (поэлементный анализ состава и структуры банковского капитала; анализ формирования и изменения уставного капитала банка; оценка выполнения требований Банка России по формированию уставного капитала надлежащими активами);
  • анализ достаточности собственного капитала для масштабов деятельности банка (анализ выполнения и динамики норматива достаточности капитала Банка России, коэффициентный анализ достаточности капитала).

Достаточность капитала оценивалась в разные периоды  развития банковского дела по-разному. Сейчас в распоряжении аналитика  существует набор показателей, которые  можно объединить в систему, в  ней каждый из коэффициентов описывает одно из направлений связи собственного капитала банка и других показателей его деятельности.

Методика  анализа ресурсной базы банка  включает анализ качества ресурсов (их соответствия состоянию рынка банковских услуг и политике банка в области  размещения средств) и анализ степени их постоянного оседания на счетах банка.

Методика  анализа качества банковских продуктов  и услуг строится на анализе и  оценке следующих показателей качества банковских услуг. Качество используемых при оказании услуги материальных элементов, в частности информации.

Интеллектуальный  капитал - использование интеллектуальных способностей сотрудников банка, влияние  их работы на эффективность деятельности банка включая аналитические  отчеты кадрового управления). Надежность оказываемой банковской услуги (например, гарантированность получения вклада клиентом).

Своевременность - обеспечение предоставления услуги в обозначенное клиентом время. Полнота - предоставление клиенту услуги в  полном объеме. Социально-психологический  показатель, означающий комфортность для клиента, т.е. гибкость и предусмотрительность сотрудников, степень гармоничной увязки с оперативными запросами и пожеланиями клиентов.

Доступность - возможность клиентов без дополнительных проблем воспользоваться предполагаемой банковской услугой. Коммуникативность - обеспечиваемая фирмой, предоставляющей услугу, возможность простых и оперативных, информационных и материальных обменов. Безопасность, т.е. гарантирование того, что предлагаемая услуга не причинит клиенту какого бы то ни было вреда.

 Анализ  качества банковских продуктов  и услуг связан с разрешением  ряда противоречий, возникающих  в процессе оказания услуг.  Эти противоречия вызваны необходимостью увязывания требований и запросов клиентов банка с возможностями их удовлетворения со стороны банка. Здесь важно, чтобы стороны однозначно оценивали качество оказываемой услуги. Для банка проблема поддержания должного качества обслуживания клиентов связана еще и с постоянно изменяющейся конъюнктурой рынка банковских услуг, когда стремление не работать себе в убыток входит в противоречие с ожиданиями клиентов, которые гораздо позднее реагируют на рыночные колебания. Анализ качества банковских услуг обеспечивает решение стратегических задач развития и упрочения положения банка путем текущего контроля достигнутых результатов. Анализ реализуется на высшем уровне управления банком, поскольку требует:

Информация о работе Анализ финансовой устойчивости коммерческого банка