Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 16:41, курсовая работа
Целями дальнейшего реформирования банковской системы являются укрепление ее устойчивости; повышение качества осуществления банковским сектором функций по аккумулированию сбережений населения, предприятий и организаций и их трансформации в кредиты и инвестиции.
Данные поставленные цели возможно достичь путем решения практических задач повышения уровня капитализации коммерческих банков, восстановление и укрепление доверия к российской банковской системе со стороны инвесторов и вкладчиков.
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты анализа финансовой устойчивости коммерческого банка
1.1 Капитал банка, как основа финансовой устойчивости
1.2 Сущность и факторы финансовой устойчивости
1.3 Методика оценки финансовой устойчивости банка
Глава 2. Анализ финансовой устойчивости Русского банка развития
2.1 Характеристика банка и его финансового состояния
2.2 Расчет и анализ показателей финансовой устойчивости банка
2.3 Анализ собственных и привлеченных средств банка
Глава 3. Рекомендации по повышению финансовой устойчивости коммерческого банка
3.1 Резервные активы – источник пополнения ресурсной базы коммерческого банка и повышения его устойчивости
3.2 Санация банка как фактор повышения его финансовой устойчивости
3.3 Пути повышения эффективности деятельности банка в связи с международным финансовым кризисом
Заключение
Список литературы
Приложение
Организационные
Технологические
Экономические
Общеэкономические
Состояние экономики;
Характер проводимой денежно-кредитной политики;
Темпы инфляции;
Степень развития финансового рынка
Действенность нормативно-правовой базы;
Степень вмешательства государства в деятельность банковского сектора
Внешнеполитический рейтинг страны;
Политическая стабильность в обществе;
Доверие общества к банковской системе и др.
Структура банковской системы;
Характер собственности банковского капитала;
Виды банков;
Развитие банковской инфраструктуры;
Система банковского надзора
Уровень развития современных банковских технологий;
Степень внедрения новых банковских продуктов
Уровень банковского менеджмента;
Размер банковского капитала;
Степень доверия между кредитными организациями; сбалансированность пассивов и активов; характер ресурсной базы;
Стратегия получения доходов; ликвидность
Рисунок 1. Факторы, влияющие на устойчивость банковской системы
В теории финансового анализа существует два подхода к характеристике ликвидности. Ликвидность можно понимать как запас или как поток. В настоящее время наиболее распространенным является первый подход - по принципу запаса (остатков). Для него характерно:
Следует
заметить, что ликвидность баланса
банка является основным
На
ликвидность банковского
Портфель
инвестиций коммерческого
В
данном смысле банковские
Под
активами без или с
Для любого
коммерческого банка крайне важно
определить степень необходимого сокращения
объема рискованных активов для
обеспечения возможности
Пассивы
коммерческого банка являются
основой для осуществления им
активных операций и
Оптимизация структуры пассивов может идти по следующим направлениям:
Влияние
внешних факторов на
1.3 Методика оценки финансовой устойчивости банка
Один из методов
определения финансовой устойчивости
коммерческого банка
Ликвидность
коммерческого банка, это
Исходя
из этого, коммерческий банк считается
ликвидным, если сумма его наличных
средств и других ликвидных активов,
а также возможность
В реальной
же практике мирового банковского дела,
пока не решен вопрос о всеобъемлющей
формуле или наборе нормативов, которые
достаточно точно и стабильно определяли
бы потребность коммерческих банков в
ликвидных средствах. Необходимая сумма
ликвидных средств, отдельно взятого коммерческого
банка, как правило, зависит от колебаний
общей суммы вкладов и спроса на кредитные
ресурсы. В свою очередь, эти колебания,
зависят от состояния экономики той или
иной страны, в которой постоянно происходят
различного рода изменения: программно-целевые,
случайные, сезонные, циклические, долговременные
и другие.
В процессе эволюционных преобразований
социально-экономических систем, совершенствования
мировой практики банковского дела, вопрос
о ликвидности коммерческих банков получил
свое развитие по следующим двум основным
направлениям: теория управления активами
и теория управления пассивами коммерческих
банков.
Методика оценки финансовой устойчивости разработана Банком России для участия банков в системе страхования вкладов - Указание № 1379-У от 16 января 2004 г. Методика предполагает расчет группы показателей оценки капитала, активов, качества управления, доходности и ликвидности. Показатели частично дублируют обязательные экономические нормативы, установленные инструкцией Банка России № 110-И от 16 января 2004 г., остальные описывают структуру активов по доле безнадежных, просроченных или недостаточно покрытых резервами кредитов, а также содержат оценочные показатели, доступные для расчета только сотрудникам Банка России и реализующие только функцию государственного контроля и надзора (например, показатель качества управления банком ПУ1 "достаточность объема раскрываемой информации о структуре собственности банка в соответствии с федеральными законами и нормативными актами Банка России").
В теории и практике банковского менеджмента традиционно выделяют такие важнейшие направления анализа, как ликвидность, платежеспособность, денежные потоки, доходность отдельных операций и услуг, достаточность капитала. При этом в российском контексте принято увязывать эти направления анализа с направлениями государственного контроля и надзора со стороны Банка России. В рамках предлагаемой автором данной статьи концепции эти показатели включаются в методику анализа и оценки качества активов. Анализ по выделенным автором направлениям представляет собой комплексную методику, в которой каждый блок анализа (от первого до шестого) является самостоятельной методикой анализа и управления, а в совокупности они позволяют представить полную картину деятельности банка.
Пятый и шестой блоки методики являются результирующими, выполняются, как правило, в заключение анализа активов, пассивов, прибыли и рентабельности, обобщая, подтверждая и уточняя полученные выводы. Анализ сопровождается выделением ряда качественных и количественных показателей.
Информация об уровне этих показателей доступна в режиме реального времени, накапливается и обобщается за любой задаваемый аналитиком период работы банка, от нескольких дней до нескольких месяцев или лет.
Информационная база анализа предполагает возможность проведения любого вида анализа - ретроспективного, оперативного, перспективного, стратегического.
Комплексная методика анализа финансовой устойчивости коммерческого банка реализуется по следующим направлениям.
Методика анализа качества активов банка включает несколько частных методик, а именно: анализ ликвидности, анализ платежеспособности - соответствие сроков погашения активов и обязательств банка, анализ доходности отдельных банковских операций, расчет рисковости банковских активов для целей оценки достаточности собственного капитала, анализ диверсифицированности (или, наоборот, концентрации) портфеля активов; они являются частью разрабатываемой банком Политики - кредитной, управления активами, управления ликвидностью, деятельности банка на фондовом, валютном и других рынках и т.д.
Методика анализа качества собственного капитала банка основана на решении двух задач:
Достаточность капитала оценивалась в разные периоды развития банковского дела по-разному. Сейчас в распоряжении аналитика существует набор показателей, которые можно объединить в систему, в ней каждый из коэффициентов описывает одно из направлений связи собственного капитала банка и других показателей его деятельности.
Методика анализа ресурсной базы банка включает анализ качества ресурсов (их соответствия состоянию рынка банковских услуг и политике банка в области размещения средств) и анализ степени их постоянного оседания на счетах банка.
Методика анализа качества банковских продуктов и услуг строится на анализе и оценке следующих показателей качества банковских услуг. Качество используемых при оказании услуги материальных элементов, в частности информации.
Интеллектуальный капитал - использование интеллектуальных способностей сотрудников банка, влияние их работы на эффективность деятельности банка включая аналитические отчеты кадрового управления). Надежность оказываемой банковской услуги (например, гарантированность получения вклада клиентом).
Своевременность - обеспечение предоставления услуги в обозначенное клиентом время. Полнота - предоставление клиенту услуги в полном объеме. Социально-психологический показатель, означающий комфортность для клиента, т.е. гибкость и предусмотрительность сотрудников, степень гармоничной увязки с оперативными запросами и пожеланиями клиентов.
Доступность
- возможность клиентов без дополнительных
проблем воспользоваться
Анализ качества банковских продуктов и услуг связан с разрешением ряда противоречий, возникающих в процессе оказания услуг. Эти противоречия вызваны необходимостью увязывания требований и запросов клиентов банка с возможностями их удовлетворения со стороны банка. Здесь важно, чтобы стороны однозначно оценивали качество оказываемой услуги. Для банка проблема поддержания должного качества обслуживания клиентов связана еще и с постоянно изменяющейся конъюнктурой рынка банковских услуг, когда стремление не работать себе в убыток входит в противоречие с ожиданиями клиентов, которые гораздо позднее реагируют на рыночные колебания. Анализ качества банковских услуг обеспечивает решение стратегических задач развития и упрочения положения банка путем текущего контроля достигнутых результатов. Анализ реализуется на высшем уровне управления банком, поскольку требует:
Информация о работе Анализ финансовой устойчивости коммерческого банка