Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 10:26, курсовая работа
Целью работы является анализ финансовых результатов деятельности хозяйствующего субъекта.
В соответствии с указанной целью в работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть сущность анализа финансовых результатов деятельности предприятия;
- проанализировать процесс формирования финансовых результатов на предприятии;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….……….…..3
ГЛАВА 1. ПРИБЫЛЬ КАК ФИНАНСОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………………..………………………………5
1.1 Сущность и задачи анализа финансовых результатов деятельности предприятия………………………………………………………………………….5
1.2 Анализ состава прибыли…………………………………….………………7
1.3 Анализ прибыли о реализации продукции и услуг………..……………..10
1.4 Анализ прочих показателей финансовых доходов и расходов….……....14
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ…………………...19
2.1 Анализ рентабельности продаж………………………………….………..20
2.2 Анализ рентабельности производственных активов……….……………22
2.3 Факторный анализ рентабельности продукции…………..………………24
ГЛАВА 3 АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО РЕЗУЛЬТАТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «ТЕХНОЛИТ ПОЛОЦК»……………………………..…27
3.1 Анализ прибыли от реализации продукции………………..………..……27
3.2 Анализ рентабельности продаж…………………………………..….……29
3.3 Факторный анализ рентабельности продукции…………………………..32
3.4. Пути улучшения финансовых результатов деятельности предприятия 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………41
Рентабельность обычной деятельности можно определить по следующей формуле [11 c. 117]:
R об.д.= ЧП (Впр + Дпр ) ∙100,
где R об.д. – рентабельность обычной деятельности в целом по предприятию, процентов;
Дпр – доходы от прочей деятельности, руб.;
ЧП – чистая прибыль, руб.
В свою очередь чистая прибыль - это сумма прибыли от продаж, прибыли от прочей деятельности за вычетом налога на прибыль. При этом прибыль от прочей деятельности представляет собой разницу между доходами и расходами по прочей деятельности.
ЧП = Ппр + (Дпр – Рпр) – Нпр,
где Рпр – расходы по прочей деятельности, руб.;
Дпр – доходы от прочей деятельности, руб.;
Нпр – налог на прибыль, руб.
Безусловно, при
расчете рентабельности продаж в
числителе формулы можно
Анализ рентабельности продаж начинается с изучения ее фактического уровня за отчетный (анализируемый) период в сравнении с рентабельностью продаж за предыдущие годы, с данными бизнес-плана, с аналогичным показателем предприятий, выпускающих однородную с анализируемым предприятием продукцию, со средними значениями рентабельности продаж по данным видам деятельности, отраслям хозяйства в отечественной экономике и в других странах.
2.2 Анализ
рентабельности
Величина прибыли о продаж в значительной степени связана с эффективностью использования производственных активов, имеющихся у предприятия. В состав производственных активов включаются основные производственные средства (здания, сооружения, оборудование и пр.), нематериальные активы (патенты, ноу-хау, товарные знаки, торговые марки и т.д.) и материально-производственные запасы.
Расчет эффективности использования (рентабельности) производственных активов производится с помощью коэффициента их рентабельности (Rпа), представляющего собой отношение прибыли от продаж к средней за анализируемый период (среднегодовой, например) величине стоимости производственных актив [11 c.131].
Rпа = П / ПАср,
где П – прибыль от продаж, руб.;
ПАср – средняя за анализируемый период стоимость производственных активов, руб.
Анализ рентабельности производственных активов можно проводить, используя различные методики. Например, возможно применение экономической модели анализа рентабельности совокупного капитала по факторам, называемой формулой Дюпона. Числитель и знаменатель формулы расчета рентабельности производственных активов, приведенной выше, для преобразования в формулу Дюпона необходимо умножить на значение выручки-нетто от продаж, полученной в анализируемом периоде. В результате проведенного преобразования рентабельность производственных активов предстает как произведение двух показателей: оборачиваемости производственных активов и рентабельности продаж. [11 c. 131]
,
где Rпа – рентабельность производственных активов (фондов);
В – выручка-нетто от продаж, руб.;
Опа – оборачиваемость производственных активов;
Rп – рентабельность продаж.
Анализ влияния
на изменение рентабельности производственных
активов изменения их оборачиваемости
и изменения рентабельности продаж
можно провести, привлекая любой
из известных из теории экономического
анализа приемов элиминирования
Также можно
использовать и другую факторную
модель. Для ее получения необходимо
разделить числитель и
,
где ОПС – средняя за анализируемый период величина основных производственных средств, руб.;
НМА – средняя за анализируемый период величина нематериальных активов, руб.;
МПЗ – средняя за анализируемый период величина материально- производственных запасов, руб.;
Фе – фондоемкость продукции, руб./руб.;
Омпз – оборачиваемость материально-производственных запасов, показываемая в виде коэффициента закрепления материально-производственных запасов.
Факторами, которые влияют на изменение рентабельности производственных активов, в данной экономической модели выступают: рентабельность продаж, фондоемокость продукции и оборачиваемость материально-производственных запасов. Каждый из перечисленных факторов является качественным и отражает эффективность различных сторон деятельности предприятия. Через рентабельность продаж раскрывается эффективность текущих затрат, фондоемкость продукции показывает эффективность использования долгосрочных вложений в производство, оборачиваемость материально-производственных запасов отражает эффективность использования материальных оборотных средств.
Анализ влияния этих трех факторов на изменение рентабельности производственных активов можно провести на основе приема цепных подстановок, однако необходимо отметить, поскольку в приведенной модели все факторы являются качественными, то достаточно трудно однозначно определить порядок проведения подстановок.
Таким образом, в процессе анализа целесообразно изучить динамику важнейших показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами.
Также, для более точного представления от том, под влиянием каких именно факторов изменился тот или иной показатель рентабельности, а также направленность данных влияний, необходимо провести факторный анализ рентабельности.
Далее проведем анализ рентабельности на примере показателя рентабельность продукции.
2.3 Факторный
анализ рентабельности
Уровень рентабельности продукции (коэффициент окупаемости затрат), исчисленный в целом по предприятию, зависит от трех основных факторов первого порядка: изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации.
Факторная модель этого показателя имеет следующий вид:
Расчет влияния факторов первого уровня на изменение рентабельности в целом по предприятию выполняется способом цепной подстановки:
Изменение рентабельности общее:
∆Rобщ=
В том числе за счет:
Полученные результаты позволяют сделать выводы об изменении уровня рентабельности под влиянием различных факторов.
Затем рекомендуется сделать факторный анализ рентабельности по каждому виду продукции. Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит от изменения среднереализационных цен и себестоимости единицы продукции:
Следует рассчитать влияние этих факторов на изменение уровня рентабельности изделия способом цепной подстановки:
Общее изменение рентабельности по изделию:
∆Rобщ=
В том числе за счет изменения:
1) среднего уровня отпускных цен ∆Rц=
2) уровня себестоимости продукции ∆Rс=
Аналогичные расчеты делаются по каждому виду товарной продукции, чтобы выявить какие виды продукции на предприятии более доходные, как изменился уровень рентабельности и какие факторы на это повлияли. См. форму табл. 4.
Таблица 4 - Факторный анализ рентабельности отдельных видов продукции
Вид продукции |
Цена, руб |
Себестоимость, руб |
Рентабельность, % |
Изменение рентабельности, % | ||||||
t0 |
t1 |
t0 |
t1 |
t0 |
tусл |
t1 |
общее |
В том числе за счет | ||
цены |
себестоимости | |||||||||
А |
||||||||||
Б |
||||||||||
и т.д |
Необходимо также более детально изучить причины изменения среднего уровня цен и способом пропорционального деления рассчитать их влияние на уровень рентабельности.
Дальше нужно установить, за счет каких факторов изменилась себестоимость единицы продукции, и аналогичным образом определить их влияние на уровень рентабельность.
Из ходя из всего, такие расчеты производятся по каждому виду продукции (услуг), что позволяет точнее оценить работу хозяйствующего субъекта и полнее выявить внутрихозяйственные резервы роста рентабельности на анализируемом предприятии.
Анализ прибыли от реализации товаров и услуг можно провести на основе следующих данных по предприятию, полученных из его отчетов о прибылях и убытках за базисный (предыдущий) период и отчетный год, сведенных в табл. 5 [11 c.96].
Таблица 5 – Данные о динамике прибыли от реализации продукции по предприятию за базисный и отчетный период
№ п/п |
Показатели |
За базисный период, млдр. руб. |
За отчетный период |
Отклонение от базисного периода | |
в сумме |
в % | ||||
1 |
2 |
3 |
4 | ||
1 |
Выручка-нетто |
85085 |
96008 |
+10923 |
+12,8 |
2 |
Себестоимость проданной продукции |
58619 |
61893 |
+3274 |
+5,6 |
3 |
Коммерческие расходы |
9408 |
12115 |
+2707 |
+28,8 |
4 |
Управленческие расходы |
5905 |
5120 |
-785 |
-13,3 |
5 |
Прибыль (убыток) от продаж |
11153 |
16880 |
+5727 |
+51,3 |
6 |
Индекс изменения
цен отчетного периода к |
1,0 |
1,1 |
+0,1 |
+10 |
7 |
Объем реализации в сопоставимых ценах (96008/1,1) |
85085 |
87280 |
+2195 |
+2,5798 |
Фактический объем продаж по предприятию за отчетный период в ценах базисного периода составил 87280 млдр. руб. (96008/1,1). С учетом этого изменение объема продаж за анализируемый период составило 102,579% (87280/85085*100), т. е. произошло увеличение объема реализованной продукции на 2,579%.
За счет роста объема реализации продукции прибыль от реализации продукции, товаров, работ и услуг (прибыль от продаж) увеличилась на 288 млрд. руб. (11153-0,02579)
Для определения влияния цен реализации продукции, товаров, работ и услуг на изменение прибыли необходимо сопоставить объем продаж отчетного периода, выраженный в ценах отчетного и базисного периода, это влияние равно 8 728 млрд. руб. (96008-87280).
Влияние данного фактора можно также определить путем умножения объема реализации отчетного года, выраженного в ценах базисного периода, на прирост индекса цен, оно равно + 8 728 млрд. руб. (87280*0,1).
Информация о работе Анализ финансовых результатов деятельности предприятия ОАО «ТЕХНОЛИТ ПОЛОЦК»