Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 10:26, курсовая работа
Целью работы является анализ финансовых результатов деятельности хозяйствующего субъекта.
В соответствии с указанной целью в работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть сущность анализа финансовых результатов деятельности предприятия;
- проанализировать процесс формирования финансовых результатов на предприятии;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….……….…..3
ГЛАВА 1. ПРИБЫЛЬ КАК ФИНАНСОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………………..………………………………5
1.1 Сущность и задачи анализа финансовых результатов деятельности предприятия………………………………………………………………………….5
1.2 Анализ состава прибыли…………………………………….………………7
1.3 Анализ прибыли о реализации продукции и услуг………..……………..10
1.4 Анализ прочих показателей финансовых доходов и расходов….……....14
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ…………………...19
2.1 Анализ рентабельности продаж………………………………….………..20
2.2 Анализ рентабельности производственных активов……….……………22
2.3 Факторный анализ рентабельности продукции…………..………………24
ГЛАВА 3 АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО РЕЗУЛЬТАТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «ТЕХНОЛИТ ПОЛОЦК»……………………………..…27
3.1 Анализ прибыли от реализации продукции………………..………..……27
3.2 Анализ рентабельности продаж…………………………………..….……29
3.3 Факторный анализ рентабельности продукции…………………………..32
3.4. Пути улучшения финансовых результатов деятельности предприятия 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………41
Влияние изменения коммерческих и управленческих расходов на прибыль можно определить сопоставлением их величины в отчетном и базисном периодах. За счет увеличения размера коммерческих расходов прибыль снизилась на 2707 млрд. руб. (12115-9408) и за счет сокращения размера управленческих расходов прибыль возросла на 785 млрд. руб. (5120-5905).
На изменение прибыли от реализации оказывает влияние изменения структуры ассортимента реализованной продукции.
Прибыль отчетного периода, исходя из себестоимости и цен базисного периода, определим на примере предприятия, пересчитав себестоимость базисного периода по индексу изменения цен, соответственно, прибыль отчетного периода, рассчитанная по базисной себестоимости и базисным ценам, будет равняться (табл. 6):
Таблица 6 – Расчет прибыли отчетного периода исходя из себестоимости и цен базисного периода
№ п/п |
Показатель |
Значение показателя, млрд. руб. |
1 |
Выручка-нетто от реализации отчетного периода в ценах базисного периода (стр.7, гр.4, табл. 5). |
87280 |
2 |
Фактически
реализованная продукция, рассчитанная
по базисной себестоимости (стр. 2, гр.3,
табл.5*стр.7, гр.4, табл5/стр.1, гр.3, табл.5)
58619*87280/85085=58619*1, |
60131 |
3 |
коммерческие расходы базисного периода |
94008 |
4 |
Управленческие расходы базисного периода |
5905 |
5 |
Прибыль отчетного периода, рассчитанная по базисной себестоимости и базисным ценам. Стр. 1 -(стр. 2 + стр.3 + стр. 4)=87280-60131-9408-5905 |
11836 |
Таким образом, влияние сдвигов в структуре ассортимента на величину прибыли от реализации равно: 11836 – (11153*1,02579) = + 395 млдр. руб.
Произведенный расчет показывает, что в составе реализованной продукции увеличился удельный вес продукции с более высоким уровнем доходности.
Влияние изменения
себестоимости реализованной
Себестоимость
реализованной продукции
Общее влияние всех перечисленных факторов, рассчитываемое как их алгебраическая сумма, равно, млрд. руб.:
изменение объема реализации +288
изменение структуры ассортимента +395
изменение себестоимости -1762
изменение цен реализации +8728
изменение величины коммерческих расходов -2707
изменение величины управленческих расходов +785
общее влияние факторов +5727
К снижению прибыли (на 1762 млрд. руб.) привело удорожание себестоимости реализованной продукции, которое произошло в основном за счет повышения цен на сырье и материалы, что видно из материалов дополнительного анализа первичных документов. Снижение прибыли обусловлено также увеличением коммерческих расходов (2707 млрд. руб.). Увеличение прибыли связано с ростом объема реализации (288 млрд. руб.), позитивными сдвигами в структуре продукции (395 млрд. руб.), а также сокращением управленческих расходов (785 млрд. руб.) и повышением уровня цен на реализованную продукцию (8728 млрд. руб.).
В ходе дальнейшего анализа необходимо тщательно изучить действие каждого из перечисленных факторов.
Так, изменение уровня цен на реализованную продукцию зависит от проводимой предприятием ценовой политики. Ценовая политика оказывает влияние на прибыль и финансовое состояние предприятия путем формирования имиджа предприятия у потребителей и стимулирования продвижения товаров и услуг на рынки сбыта.
Проанализируем изменение рентабельности продаж ОАО «Технолит Полоцк» в отчетном году в сравнении с предыдущим годом, сведя исходные данные и расчеты в табл. 7.
Таблица 7 – Исходные данные и расчет рентабельности продаж по различным составляющим прибыли предприятия
Показатели |
Предыдущий год |
Отчетный год в фактически действующих ценах на продукцию и ресурсы |
Отчетный год в ценах предыдущего года на продукцию и ресурсы | |
1 |
2 |
3 |
4 | |
1 |
Стоимость (выручка-нетто) реализованной продукции, млрд. руб. |
85 085 |
96 008 |
87 280 |
2 |
то же в % к предыдущему году |
100 |
112,84 |
102,58 |
3 |
Себестоимость реализованной продукции, включая коммерческие и управленческие расходы, млрд. руб. |
73 932 |
79 128 |
60 131 |
4 |
то же в % к предыдущему году |
100 |
107,03 |
81,33 |
5 |
Прибыль от продаж (стр.1-стр.3), млрд. руб. |
11 153 |
16 680 |
27 149 |
6 |
то же в % к предыдущему году |
100 |
149,56 |
243,42 |
7 |
Сальдо прочих доходов и расходов, млрд. руб. |
150 |
400 |
250 |
8 |
то же в % к предыдущему году |
100 |
266,67 |
166,67 |
9 |
Прибыль до налогообложения (стр. 5+стр.7), млрд. руб. |
11 303 |
17 080 |
27 399 |
10 |
то же в % к предыдущему году |
100 |
151,11 |
242,4 |
11 |
Налог на прибыль по ставке 24%, млрд. руб. (стр.9 * 0,24) |
2 713 |
4 099 |
6 561 |
12 |
то же в % к предыдущему году |
100 |
151,09 |
241,84 |
13 |
Экономические санкции за счет прибыли, млрд. руб. |
600 |
300 |
300 |
14 |
то же в % к предыдущему году |
100 |
50 |
50 |
15 |
Чистая прибыль, руб. (стр.9-стр.11-стр.13) |
7 990 |
12 681 |
20 478 |
16 |
то же в % к предыдущему году |
100 |
158,71 |
256,3 |
17 |
Рентабельность продаж по прибыли от продаж, % (стр.5/стр.1*100) |
13,11 |
17,37 |
31,11 |
18 |
Рентабельность продаж по прибыли до налогообложения, %. (стр.9/Стр.1*100) |
13,28 |
17,79 |
31,39 |
19 |
Рентабельность продаж по чистой прибыли, % (стр. 15/стр.1*100) |
9,39 |
13,21 |
23,46 |
Сопоставляя данные
отчетов о прибылях и убытках
за отчетный период и предыдущие годы,
можно увидеть, что стоимость
реализованной продукции
Рентабельность же продаж, рассчитанная как отношение прибыли от продаж к выручке-нетто, в предыдущем (базисном) году составляла 13,11%, а в отчетном значение этого показателя стало больше в сравнении с предыдущим годом на 4,26% и составило 17,37% (стр.17, табл.7). Конечные результаты прочей деятельности в прошедшем году привели к росту рентабельности продаж по прибыли до налогообложения на 0,17%, а в отчетном году их положительное влияние на этот показатель составило 0,42%. Показатель рентабельности продаж по прибыли до налогообложения в предыдущем году был равен 13,28%, а в отчетном году – 17,79%, т. е. его значение в сравнении с предыдущим годом увеличилось на 4,51%.
Рентабельность продаж по чистой прибыли в предыдущем году составляла 9,39%, а в отчетном – 13,21%. Значение рентабельности продаж по чистой прибыли ниже значения рентабельности продаж по прибыли до налогообложения, причиной чего является уплата налога на прибыль и имеющиеся у предприятия экономические санкции.
На основе изучения данных о рентабельности продаж по рассматриваемому предприятию можно сделать положительные выводы о том, что рентабельность продаж его продукции находится на среднем уровне, объемы прочей деятельности невелики, но способствуют росту прибыли до налогообложения, а значит, и повышению рентабельности продаж, налогообложение повлияло на изменение прибыли на стандартном уровне, экономические санкции из прибыли уменьшились. Рентабельность продаж в отчетном году в сравнении с предыдущим годом по прибыли от продаж увеличилась на 4,26%, а по чистой прибыли – на 3,82%.
Но, делая подобные выводы, не учитывается, что показатели выручки, себестоимости и прибыли прошедшего года оценены в базисных ценах, а аналогичные показатели отчетного года – в фактически действующих ценах.
В гр. 4 табл. 7 дана
оценка выручки-нетто, себестоимости
реализованной продукции и
Исходные данные для проведения данного анализа представлены в табл. 8-9.
Таблица 8 – Основные показатели деятельности предприятия ОАО «Технолит Полоцк»
Показатель |
Базисный период (0) |
Данные базисного периода, пересчитанные на объем продаж отчетного периода |
Отчетный период (1) |
Выручка от реализации продукции, товаров, услуг |
85 085 |
87 280 |
96 008 |
Полная себестоимость реализованной продукции |
73 932 |
60 131 |
79 128 |
Прибыль |
11 153 |
27 149 |
16 680 |
Таблица 9 – Исходные данные для факторного анализа рентабельности продукции
Показатель прибыли |
Факторы |
Прибыль, млрд. руб. | |||
Объем продаж |
Структура продаж |
Цена |
Себестоимость | ||
П |
РП |
Уд |
Ц |
С |
|
П0 |
t0 |
t0 |
t0 |
t0 |
11 153 |
Пусл1 |
t1 |
t0 |
t0 |
t0 |
13 941 |
Пусл2 |
t1 |
t1 |
t0 |
t0 |
27 149 |
Пусл3 |
t1 |
t1 |
t1 |
t0 |
27 692 |
П1 |
t1 |
t1 |
t1 |
t1 |
16 680 |
Индекс объема производства составляет I=Vрп1/Vрп0=1,25.
Расчет влияния факторов первого уровня на изменение рентабельности в целом по предприятию можно выполнить способом цепной подстановки, используя данные табл. 8 и 9.
Изменение рентабельности общее:
∆Rобщ=
В том числе за счет:
∆Rрп=Rусл1-R0=15,09-15,09=0
∆Rуд=Rусл2-Rусл1=45,15-15,09=+
∆Rц=Rусл3-Rусл2=46,05-45,15=+
∆Rс=R1-Rусл3=21,08-46,05=-24,
Полученные результаты свидетельствуют о том, что уровень рентабельности повысился в связи с увеличением удельного веса более доходных видов продукции в общем объеме продаж и уровня цен. Резкий рост стоимости ресурсов, и как следствие, рост себестоимости реализованной продукции на 18 997 млрд. руб. вызвал снижение уровня рентабельности на 24,97%.
Затем следует сделать факторный анализ рентабельности по каждому виду продукции. Как уже было отмечено ранее, уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит от изменения среднереализационных цен и себестоимости единицы продукции.
По данным таблицы 10 рассчитаем влияние этих факторов на изменение уровня рентабельности изделия Б способом цепной подстановки:
Таблица 10 - Факторный анализ рентабельности отдельных видов продукции
Вид продукции |
Цена, млрд руб |
Себестоимость, млрд руб |
Рентабельность, % |
Изменение рентабельности, % | ||||||
t0 |
t1 |
t0 |
t1 |
t0 |
tусл |
t1 |
общее |
В том числе за счет | ||
Цены |
себестоимости | |||||||||
А |
5,0 |
6,0 |
4,0 |
4,8 |
25 |
44 |
25 |
- |
+19 |
-19 |
Б |
3,1 |
3,7 |
2,6 |
3,1 |
19,2 |
42,3 |
19,4 |
+0,2 |
+23,1 |
-22,9 |
и т.д |
Информация о работе Анализ финансовых результатов деятельности предприятия ОАО «ТЕХНОЛИТ ПОЛОЦК»