Анализ объема, ассортимента, качества и материалоёмкости продукции ОАО "Шадринский молочно-консервный комбинат"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 19:09, курсовая работа

Описание

В сегодняшних условиях жесткой конкуренции чтобы удовлетворять самые разнообразные потребности потребителей, средние и крупные предприятия нередко организуют собственную сеть фирменных магазинов или заключают договоры с оптовыми покупателями (постоянными клиентами), стараясь, чтобы они были длительными, на большие объемы поставок и на сроки, оговоренные контрактом.

Работа состоит из  1 файл

Комплексный экономический анализ хоз. деятельности..doc

— 560.00 Кб (Скачать документ)

2. Наиболее существенные изменения в динамике имеют показатели статьи материальных затрат «покупные сухие смеси» – потребление покупного сухого обезжиренного молока и масла в 2008 году сократилось на 51%. Материалоёмкость продукции по данному виду материальных ресурсов снизилась на 55,4%. Это связано с увеличением производства собственного СОМ, СЦМ и масла на 86,6% и сокращением их закупа со стороны на 28,9%.

3. В 2008 г. по сравнению с прошлым годом показатели использования материальных ресурсов значительно улучшились:

1) коэффициент соотношения темпов роста объема производства и материальных затрат равен 1,1, что свидетельствует о более рациональном и экономном использовании материальных ресурсов в ОАО «ШМКК»;

2) топливоёмкость продукции снизилась на 4,03%, что говорит о ресурсосберегающей направленности производственной деятельности ОАО «ШМКК».

3) общая материалоемкость произведенной продукции снизилась на 6,81 копеек, или на 7,5%, а материалоотдача, соответственно, увеличилась на 9,01 копеек. При этом на снижение материалоёмкости наиболее существенное влияние оказало структурное изменение выпуска продукции, что свидетельствует об уменьшении доли более материалоемкой продукции в общем объеме выпуска.

В свою очередь, факторный анализ увеличения объема производства за 2008 г. показал, что данное снижение материалоёмкости продукции оказало наибольшее влияние на рост объема произведенной продукции.

4. Основным резервом снижения материалоемкости на ОАО «ШМКК» является снижение цен на сырье и материалы, используемые в производстве, т.к. за счет роста средних закупочных цен на материальные ресурсы общая материалоемкость продукции существенно увеличилась на 21,85 копеек, или на 247,7%. Вследствие этого ОАО «ШМКК» необходим пересмотр или поиск новых договоров с поставщиками, снижение транспортных расходов на перевозку материальных ресурсов.

6. В заключение анализа необходимо уделить особое внимание разработке мероприятий по повышению эффективности использования материальных ресурсов.

Путями рационального использования материальных ресурсов являются:

1) тщательный контроль на стадии поступления сырья на производство, за массой готовой продукции и сдачей ее на склад;

2) разработка и внедрение прогрессивных норм расхода;

3) улучшение качества материалов (использование ферментных добавок);

4) разработка технологии производства, предполагающей замену более дорогостоящего сырья на более дешевое;

5) использование наиболее современных видов сырья (дрожжевое молоко, закваска, обезжиренное молоко с солодовым экстрактом и др.) с целью экономии дефицитных сельскохозяйственных продуктов;

6) сокращение до минимума всех возможных потерь и отходов в производстве;

7) вторичное использование возвратных отходов.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Раздел 1 данной курсовой работы посвящен теоретическим основам анализа объема, ассортимента и качества продукции.

Объем производства и продажи продукции, ассортимент и качество продукции – это основные показатели, характеризующие деятельность организации, и анализ этих показателей имеет большое значение для оценки его деятельности как на этапе планирования производства и продаж, так и на этапе выполнения планов.

На изменение объема продукции оказывает влияние огромное количество факторов: производственные мощности, заказы на продукцию, обеспеченность организации ресурсами. В свою очередь, от величины объема реализации зависит финансовое положение и финансовый результат работы организации.

Изменения в ассортименте и структуре продукции влияют на объемы производства продукции, и как следствие на сумму выручки, трудоемкость, материалоемкость, общую сумму затрат, прибыль, рентабельность и другие экономические показатели. Поэтому анализ такого влияния позволяет комплексно и всесторонне оценить эффективность ассортиментной и структурной политики предприятия.

Важнейшим источником роста эффективности производства является повышение качества выпускаемой продукции, что обеспечивает экономию трудовых и материальных ресурсов и в то же время позволяет более полно удовлетворять потребности покупателей. Высокий уровень качества продукции выгодно выделяет ее из ряда аналогичных товаров, способствует повышению спроса на нее. Это дает основание для увеличения выручки не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.

Важное место в комплексной оценке объема производства и продажи продукции занимает анализ ритмичности и выполнения договорных обязательств.

В результате нарушения ритмичности увеличиваются объем незавершенного производства и сверхплановые остатки готовой продукции на складах, замедляется оборачиваемость капитала, вследствие чего несвоевременно поступает выручка, имеет место излишний расход фонда заработной платы, поскольку в начале месяца рабочим платят за простои, а в конце ‑ за сверхурочные работы. Невыполнение договорных обязательств оборачивается для организации потерей выручки, выплатой штрафов, потерей деловой репутации и, как следствие, рынков сбыта.

Анализ объемов, ассортимента и качества продукции завершается поиском внутрихозяйственных резервов увеличения объема производства.

В разделе 2 нами был проведен анализ материалоёмкости продукции ОАО «ШМКК», в результате которого были сделаны следующие выводы:

1. За 2008 год величина материальных затрат увеличилась на 5 237,5 тыс. руб., что составляет 1,5% от их величины в 2007 г.

Имеет место сверхнормативное потребление материальных ресурсов, которое составляет 1,88% от установленных в ОАО «ШМКК» на 2008 г. норм.

2. Наиболее существенные изменения в динамике имеют показатели статьи материальных затрат «покупные сухие смеси» – потребление покупного сухого обезжиренного молока и масла в 2008 году сократилось на 51%. Материалоёмкость продукции по данному виду материальных ресурсов снизилась на 55,4%. Это связано с увеличением производства собственного СОМ, СЦМ и масла на 86,6% и сокращением их закупа со стороны на 28,9%.

3. В 2008 г. по сравнению с прошлым годом показатели использования материальных ресурсов значительно улучшились:

1) коэффициент соотношения темпов роста объема производства и материальных затрат равен 1,1, что свидетельствует о более рациональном и экономном использовании материальных ресурсов в ОАО «ШМКК»;

2) топливоёмкость продукции снизилась на 4,03%, что говорит о ресурсосберегающей направленности производственной деятельности ОАО «ШМКК».

3) общая материалоемкость произведенной продукции снизилась на 6,81 копеек, или на 7,5%, а материалоотдача, соответственно, увеличилась на 9,01 копеек. При этом на снижение материалоёмкости наиболее существенное влияние оказало структурное изменение выпуска продукции, что свидетельствует об уменьшении доли более материалоемкой продукции в общем объеме выпуска.

В свою очередь, факторный анализ увеличения объема производства за 2008 г. показал, что данное снижение материалоёмкости продукции оказало наибольшее влияние на рост объема произведенной продукции.

4. Основным резервом снижения материалоемкости на ОАО «ШМКК» является снижение цен на сырье и материалы, используемые в производстве, т.к. за счет роста средних закупочных цен на материальные ресурсы общая материалоемкость продукции существенно увеличилась на 21,85 копеек, или на 247,7%. Вследствие этого ОАО «ШМКК» необходим пересмотр или поиск новых договоров с поставщиками, снижение транспортных расходов на перевозку материальных ресурсов.

В завершение анализа материалоёмкости продукции ОАО «ШМКК» были разработаны следующие мероприятия рационального использования материальных ресурсов:

1) тщательный контроль на стадии поступления сырья на производство, за массой готовой продукции и сдачей ее на склад;

2) разработка и внедрение прогрессивных норм расхода и соблюдение режима экономии;

3) улучшение качества материалов (использование ферментных добавок);

4) разработка технологии производства, предполагающей замену более дорогостоящего сырья на более дешевое;

5) использование наиболее современных видов сырья (дрожжевое молоко, закваска, обезжиренное молоко с солодовым экстрактом и др.) с целью экономии дефицитных сельскохозяйственных продуктов;

6) сокращение до минимума всех возможных потерь и отходов в производстве;

7) вторичное использование возвратных отходов.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник / Г.В. Савицкая. – М.: ИНФРА-М. – 2009. – 536 с.

2. Шеремет А.Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности/ А.Д. Шеремет. – М.: ИНФРА-М. – 2006. – 415 с.

3. Гиляровская Л.Т. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб. литература / Л.Т. Гиляровская.– М.: ТК Велби, Изд-во Проспект. – 2006. – 360 с.

4. Алексеева А.И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб. пособие / А.И. Алексеева, Ю.В. Васильев, Л.И. Ушвицкий. – М.: Финансы и статистика. – 2006. – 672 с.

5. Щадрина Г.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности  Г.В. Щадрина.– М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. – 2003. – 138 с.

6. Стражев В.И. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности/ В.И. Стражев. – М.: Высшая школа. – 2003. – 190 с.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Материалоемкость основных видов реализованной продукции 2007 года

Вид продукции

Реализовано продукции, тыс. руб.

Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб.

В том числе материальные затраты, тыс. руб.

Материалоемкость продукции, руб. на 1 руб. реализованной продукции

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

Кефирный продукт Био-баланс

51 541,86

6,03

12 053,62

3,06

10 496,23

3,73

0,87

Йогурт питьевой Био-баланс

45 824,77

5,36

5 012,61

1,27

3 704,67

1,32

0,74

Тан Био-баланс

4 959,95

0,58

400,02

0,10

253,59

0,09

0,63

Итого по марке "Био-баланс"

99 051,93

11,59

17 466,24

4,44

14 454,49

5,13

0,83

Ряженка Доктор Бранд

5 117,66

0,60

9 984,92

2,54

7 445,99

2,65

0,75

Бифитон Доктор Бранд

7 298,89

0,85

669,11

0,17

436,49

0,16

0,65

Варенец Доктор Бранд

9 170,79

1,07

745,96

0,19

494,32

0,18

0,66

Кефир Доктор Бранд

66 574,64

7,79

31 294,42

7,95

22 660,51

8,05

0,72

Снежок Доктор Бранд

13 129,23

1,54

3 702,36

0,94

2 718,80

0,97

0,73

Итого по марке "Доктор Бранд"

101 291,19

11,85

46 396,78

11,79

33 756,12

11,99

0,73

Йогурт питьевой Летний день

30 145,28

3,53

8 847,09

2,25

6 589,85

2,34

0,74

Молоко пастеризованное Летний день

14 878,89

1,74

2 418,22

0,61

1 752,58

0,62

0,72

Сметана Летний день

25 771,30

3,02

19 730,79

5,01

14 645,14

5,20

0,74

Масло сливочное Летний день

10 835,47

1,27

14 200,06

3,61

10 617,59

3,77

0,75

Итого по марке "Летний день"

81 630,94

9,55

45 196,16

11,48

33 605,16

11,94

0,74

Молоко пастериз. Простоквашино

85 668,63

10,03

8 147,54

2,07

6 063,49

2,15

0,74

Молоко ароматиз. Простоквашино

6 760,43

0,79

3 783,58

0,96

2 779,91

0,99

0,73

Кефир Простоквашино

40 178,23

4,70

5 006,64

1,27

3 700,19

1,31

0,74

Йогурт питьевой Простоквашино

39 616,70

4,64

13 639,90

3,46

9 671,20

3,44

0,71

Творог зерненый Простоквашино

49 571,36

5,80

3 002,32

0,76

2 058,14

0,73

0,69

Сметана Простоквашино

47 960,15

5,61

5 975,17

1,52

4 361,97

1,55

0,73

Итого по марке "Простоквашино"

269 755,49

31,57

39 555,14

10,05

28 634,89

10,17

0,72

Молоко пастеризованное Село Луговое

64 269,75

7,52

56 860,28

14,44

42 716,44

15,17

0,75

Сметана Село Луговое

32 687,95

3,83

4 941,54

1,26

3 584,23

1,27

0,73

Варенец Село Луговое

1 003,20

0,12

600,84

0,15

443,81

0,16

0,74

Снежок Село Луговое

1 078,48

0,13

885,65

0,22

599,43

0,21

0,68

Итого по марке "Село Луговое"

99 039,37

11,59

63 288,31

16,08

47 343,91

16,82

0,75

Шадринское сгущенное молоко

200 394,11

23,45

181 785,08

46,17

136 713,64

48,56

0,75

Всего

854 437,68

100

393 687,73

100

281 508,81

100

0,72

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

 

Материалоемкость основных видов реализованной продукции 2008 года

 

Вид продукции

Реализовано продукции, тыс. руб.

Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб.

В том числе материальные затраты, тыс. руб.

Материалоемкость продукции, руб. на 1 руб. реализованной продукции

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

Кефирный продукт Био-баланс

59 149,17

6,75

14 833,19

3,43

11 354,27

3,81

0,77

Йогурт питьевой Био-баланс

48 997,08

5,59

12 261,90

2,84

9 239,11

3,10

0,75

Тан Био-баланс

5 246,92

0,60

1 228,30

0,28

836,18

0,28

0,68

Итого по марке "Био-баланс"

113 393,17

12,95

28 323,38

6,56

21 429,56

7,18

0,76

Ряженка Доктор Бранд

5 438,71

0,62

10 886,82

2,52

8 120,95

2,72

0,75

Бифитон Доктор Бранд

19 624,82

2,24

1 846,35

0,43

1 176,12

0,39

0,64

Варенец Доктор Бранд

9 383,79

1,07

1 306,93

0,30

818,80

0,27

0,63

Кефир Доктор Бранд

70 178,99

8,01

33 119,89

7,67

25 468,27

8,53

0,77

Снежок Доктор Бранд

13 040,70

1,49

5 031,39

1,16

3 359,51

1,13

0,67

Итого по марке "Доктор Бранд"

117 667,01

13,43

47 160,00

10,92

35 584,15

11,93

0,75

Йогурт питьевой Летний день

30 901,78

3,53

20 556,76

4,76

9 478,88

3,18

0,46

Молоко пастеризов. Летний день

16 772,31

1,91

4 885,26

1,13

3 240,68

1,09

0,66

Сметана Летний день

30 870,07

3,52

25 798,87

5,97

15 530,55

5,20

0,60

Масло сливочное Летний день

11 098,73

1,27

13 439,91

3,11

10 197,03

3,42

0,76

Итого по марке "Летний день"

89 642,89

10,23

64 680,80

14,97

38 447,14

12,88

0,59

Молоко пастериз. Простоквашино

93 593,87

10,68

36 805,60

8,52

21 065,55

7,06

0,57

Молоко ароматиз. Простоквашино

6 696,27

0,76

5 012,72

1,16

2 531,16

0,85

0,50

Кефир Простоквашино

47 135,54

5,38

17 350,32

4,02

8 497,85

2,85

0,49

Йогурт питьевой Простоквашино

40 129,49

4,58

9 062,71

2,10

6 637,64

2,22

0,73

Творог зерненый Простоквашино

55 904,10

6,38

21 489,94

4,97

14 090,53

4,72

0,66

Сметана Простоквашино

48 857,17

5,58

17 302,84

4,00

9 474,77

3,18

0,55

Итого по марке "Простоквашино"

292 316,44

33,37

107 024,13

24,77

62 297,50

20,88

0,58

Молоко пастеризов. Село Луговое

70 953,39

8,10

64 072,91

14,83

51 370,07

17,22

0,80

Сметана Село Луговое

34 376,28

3,92

5 775,44

1,34

3 232,69

1,08

0,56

Варенец Село Луговое

990,30

0,11

843,90

0,20

604,91

0,20

0,72

Снежок Село Луговое

1 089,46

0,12

974,23

0,23

710,89

0,24

0,73

Итого по марке "Село Луговое"

107 409,43

12,26

71 666,47

16,59

55 918,57

18,74

0,78

Шадринское сгущенное молоко

155 527,01

17,76

108 173,71

25,04

95 363,00

31,96

0,88

Всего

875 955,95

100

432 059,88

100

298 399,34

100

0,69

Информация о работе Анализ объема, ассортимента, качества и материалоёмкости продукции ОАО "Шадринский молочно-консервный комбинат"