Анализ объема производства и реализации продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 12:20, реферат

Описание

Целью анализа выпуска и реализации продукции является нахождение путей увеличения объемов реализации продукции по сравнению с конкурентами, расширение доли рынка при максимальном использовании производственных мощностей и как результат - увеличение прибыли предприятия.

Работа состоит из  1 файл

Анализ объёма реал.doc

— 181.00 Кб (Скачать документ)

    Тема. Анализ объема производства и реализации продукции

 

      Задачи, основные  направления и  информационное обеспечение  анализа объема  производства и  реализации продукции

    Целью анализа выпуска и реализации продукции является нахождение путей  увеличения объемов реализации продукции по сравнению с конкурентами, расширение доли рынка при максимальном использовании производственных мощностей и как результат - увеличение прибыли предприятия.

    Основной  задачей комплексного целевого анализа  выпуска и реализации продукции является: анализ конкурентных позиций предприятия и его способности гибкого маневрирования ресурсами при изменении конъюнктуры рынка.

      Эта общая задача реализуется  путем решения следующих частных  аналитических задач:

  1. • оценки степени выполнения плана реализации продукции и производственной программы;
  2. • оценки динамики выпуска и реализации продукции;
  3. • оценки выполнения договоров по объему, ритмичности поставки, качеству и комплектности продукции;
  4. • установление причин снижения объектов производства и неритмичности выпуска;
  5. • количественной оценки резервов роста выпуска и реализации продукции.
 

    Объем производства промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных и стоимостных измерителях.

    Основными показателями объема производства является товарная, валовая и реализованная продукция.

    Объекты анализа:

  • Показатели объёма производства продукции
  • Показатели релевантного ряда объёма производства продукции:
  • безубыточный объём
  • оптимальный объём
  • максимальный объём
  • Ассортимент и структура продукции
  • Качество продукции
  • Ритмичность производства и реализации
  • Резервы роста объёма производства продукции
 

    Валовая продукция — это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство.

    Товарная  продукция отличается от валовой тем, что в нее не включаются остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. Выражается в оптовых ценах, действующих в отчетном году.

    Реализованная продукция — это стоимость отгруженной и оплаченной покупателями продукции.

    Изучение объемов производства осуществляется в определенном диапазоне деловой активности, т.е. в границах min — max, представляющих релевантный ряд. Анализ может производиться не только в границах абсолютного min — max, но и в пределах неизменных постоянных издержек. Релевантный ряд составляют минимально допустимый, максимально допустимый, оптимальный и фактический объемы выпуска и реализации продукции.

    Минимально  допустимый (безубыточный) объем реализации — это такой объем, при котором достигается равенство доходов и издержек при сложившихся условиях производства и ценах на продукцию.

    Максимальный  объем обеспечивает максимальную загрузку производственных факторов.

    Оптимальным считается такой объем реализации, который обеспечивает получение максимальной прибыли при сложившихся условиях производства в определенном ценовом диапазоне. Задача оптимизации больше теоретическая, чем практическая, однако оптимальный объем при планировании выпуска продукции является тем ориентиром, знание которого необходимо.

    Ассортимент - перечень наименований изделий с указанием количества по каждому из них. Различают полный, групповой и внутригрупповой ассортимент. Систематизированный перечень наименований изделий с указанием кодов по общесоюзному классификатору промышленной продукции (ОКПП), а также шифров изделий (номенклатурных номеров) ~ это номенклатура.

    В качестве источников информации:

  • для проведения ретроспективного анализа объема выпуска и реализации продукции используются статистическая отчетность, а также данные бухгалтерского учета, отраженные в ведомости №16 “Движение годовых изделий, их отгрузка и реализация” и др.
  • оперативный анализ проводится по данным первичного бухгалтерского учета
  • перспективный анализ выпуска и реализации составляет содержание управленческого анализа и применяется при оценке альтернативных управленческих решений и выборе из них оптимального.
 

      Анализ объема  и структуры выпуска  продукции 

    Ретроспективный анализ объема и структуры  выпуска продукции  проводится в несколько  этапов:

    1. Изучение динамики выпуска валовой и товарной продукции в сопоставлении с объемом реализованной продукции.

    2. Анализ выполнения производственной  программы по ассортименту.

    3. Анализ структуры продукции и  влияния структурных сдвигов  на выполнение производственной  программы.

    4. Оценка точки безубыточности и запаса финансовой прочности предприятия. 

    Этап 1. Анализ динамики объема выпуска и реализации продукции проводится с помощью показателей:

    • базисных темпов роста;

    • цепных темпов роста;

    • среднегодовых темпов роста (прироста).

      Анализ динамики проводится как  в текущих, так и в сопоставимых  ценах.

      Объектами анализа при этом  являются валовая, товарная, реализованная  продукция, оцененные в стоимостных  показателях, а также выпуск  продукции в натуральных показателях.  Одинаково важен для выявления тенденций в развитии объема выпуска и реализации продукции анализ динамики в текущих и сопоставимых ценах. Приведение данных к сопоставимому виду требует дополнительных расчетов, поэтому вывод о влиянии ценового фактора на динамику выпуска и реализации можно сделать на основе сопоставления динамических рядов. 

    Этап 2. Анализ выполнения производственной программы  по ассортименту.

    В условиях командно-административной экономики  анализ выполнения плана являлся  формой контроля за деятельностью предприятия со стороны государства в лице вышестоящих организаций.

    В настоящее время, когда предприятие  разрабатывает планы самостоятельно на основе контрактов на поставку товаров, госзаказа, изучения конъюнктуры рынка, анализ выполнения плана позволяет оценить:

                                  • степень выполнения договорных обязательств;

                                  • качество планирования;

                                  • качество менеджмента.

    В то же время планы выпуска продукции  в общем объеме и по ассортименту являются исходной базой для составления  плана обеспечения сырьем, материалами, комплектующими изделиями, оснащения оборудованием, составления штатного расписания и т.д.

    Анализ  выполнения плана выпуска продукции  позволяет установить причины неэффективного использования производственного  потенциала.

    Оценка  выполнения плана по ассортименту основывается на сопоставлении планового и фактического выпуска продукции по основным видам продукции, включенным в номенклатуру.

    Для оценки влияния факторов внешнего порядка, например, изменения конъюнктуры  рынка (снижения платежеспособного  спроса, снижения рыночных цен на продукцию, активизации конкурентов), необходим анализ выпуска товарной продукции в сопоставлении с результатами анализа объема реализованной продукции.

    Таблица.1. Выполнение плана по ассортименту

    Изделие 
    

Объём выпуска

  продукции в

сопоставимых ценах,

тыс. руб.

Удельный 

вес выпуска, %

    
Выполнение

плана, % 

    
Отклонение

удельного

веса,

    ±

    
Засчитывается

  в выполнение

  плана 

    
План Факт План Факт
    А

    Б

    В

    Итого

                                         
 

    Этап 3. Анализ структуры  продукции и влияния  структурных сдвигов  на выполнение производственной программы.

    Выполнение  плана по структуре означает сохранение в фактическом выпуске соотношения  отдельных видов продукции, определенных планом.

      Изменение структуры производства  продукции оказывает влияние  на все экономические показатели:

    себестоимость товарной продукции,

      уровень рентабельности,

    объем товарной продукции в стоимостном  выражении.

    * Объем товарной и реализованной  продукции может возрасти без  увеличения количества продукции  в натуральном выражении, но  в результате структурных сдвигов в ассортименте, т. е. по причине увеличения удельного веса более дорогой продукции.

    Этап 4. Анализ безубыточности и оценка запаса финансовой прочности

 

    Анализ  объема выпуска и реализации продукции  является частью управленческого анализа и проводится с целью обоснования управленческих решений, направленных на повышение эффективности производства.

    Большое значение в управлении выпуском продукции  имеет оценка фактического выпуска  и реализации в пределах производственной мощности, т.е. в границах “минимальный — максимальный” объем производства.

    Сопоставление с минимальным, безубыточным объемом позволяет оценить степень, или зону, “безопасности” предприятия и при отрицательном значении “безопасности” снять с производства отдельные виды продукции, изменить условия производства и тем самым снизить издержки или прекратить производство продукции.

    Сравнение достигнутого объема выпуска с максимальным объемом, определяемым производственным потенциалом предприятия, позволяет оценить возможности роста прибыли при увеличении объемов производства, если увеличатся спрос или доля предприятия на рынке.

    В экономическом управлении важное значение имеет как ретроспективный, так  и перспективный анализ, позволяющий  обосновать план выпуска и реализации продукции. Перспективный анализ выпуска продукции проводится параллельно с анализом конъюнктуры рынка и потребности предприятия в производственных ресурсах.

Информация о работе Анализ объема производства и реализации продукции