Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 12:20, реферат
Целью анализа выпуска и реализации продукции является нахождение путей увеличения объемов реализации продукции по сравнению с конкурентами, расширение доли рынка при максимальном использовании производственных мощностей и как результат - увеличение прибыли предприятия.
Анализ безубыточности предполагает:
• сравнение безубыточного объема за несколько периодов (или сравнение с планом);
• оценку степени “безопасности” предприятия в динамике;
• количественную оценку влияния факторов на безубыточный объем производства;
• расчет планового объема производства для заданной суммы плановой (ожидаемой) прибыли.
Безубыточный
(критический) объем производства рассчитывается
из уравнения, основанного на равенстве
выручки от реализации продукции и суммы
постоянных и переменных издержек, вытекающем
из определения безубыточности:
р
*Q = Сf + Сv * Q ,
где р — цена единицы продукции;
Q —количество единиц произведенной (реализованной) продукции;
Сf - постоянные издержки в затратах на единицу продукции;
Сf — переменные издержки в затратах на единицу продукции.
Рис.
1. Определение точки
безубыточности Qmin
Как
видно на графике, безубыточный объем
выпуска продукции достигается
при равенстве общей суммы
издержек и выручки (дохода) от реализации,
или при равенстве
Маржинальным
доходом, или валовой маржей, называют
доход после покрытия переменных издержек.
Безубыточный (критический) объем может быть рассчитан несколькими способами.
1.
Минимальный объем выпуска в
натуральном выражении:
Qmin
= Сf / (р - Сv )
(**)
2.
Для расчета объема выпуска в стоимостном
выражении левая и правая части выражения
(**) умножаются на цену (руб.).
р
*Q = Сf + Сv * Q
где р *Q = N — выручка от реализации (берется без НДС);
Сv /p - удельные переменные издержки, или
доля переменных издержек в цене.
3.Критический
объем продаж может быть
Маржинальный доход МД определяется как разность между выручкой и переменными издержками:
МД= N- Сv .
Тогда
Nmin
= CF /МД
4. Для определения влияния структурных сдвигов на критический объем производства (реализации) используется следующее выражение:
Nmin
=[
CF / (SDi
* mdi)%]
* 100%
где
Di — удельный вес каждого вида продукции
в общем объеме.
С понятием «безубыточный объем» тесно связано понятие «запас финансовой прочности».
Запас финансовой прочности (
Используя факторный анализ (метод цепной подстановки), можно определить влияние каждого фактора на изменение безубыточного объёма продаж.
Повышение точки критического объема объясняется снижением доли маржинального дохода в цене, т.е. ростом удельных переменных издержек.
Зависимость
объема выпуска и реализации продукции
от соотношения издержек и цены реализации
используется в обосновании плановых
заданий.
Если известны постоянные и
переменные издержки на
Qпл
= Сf +Ппл / (р - Сv ),
где
Ппл – плановая сумма прибыли.
Анализ
выполнения договорных
обязательств и реализации
продукции
Основным результирующим показателем деятельности предприятия является объем реализованной продукции. От величины объема реализации зависят результаты финансово-хозяйственной деятельности, показатели оборачиваемости и рентабельности. По этому показателю судят о значимости предприятия на рынке.
Выполнение
плана по объему реализации зависит
от степени обеспеченности его товарно-сырьевыми
ресурсами. Для изучения этого показателя
составляется баланс товарной продукции
(табл.2) в двух оценках: по себестоимости
и по отпускным ценам.
Таблица 2. Баланс товарной продукции
|
Данные
табл. 2 отражают балансовую взаимоувязку
показателей движения готовой продукции,
поскольку объем реализованной продукции
определяется следующим образом:
Nр
= Nзап1 + Nв + Nзап2
где Np — объем реализованной продукции;
Nзап1, Nзап2 — запасы готовой продукции на начало и конец периода соответственно;
Nв
— объем выпуска продукции.
Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции (табл. 3).
Выполнение
договорных обязательств
по поставкам продукции
(в процентах) рассчитывается по формуле:
Kn
= (N0 - Nн) / N0 * 100%
где Kn — искомый процент выполнения плана договорных обязательств, %;
N0 — плановый объем продукции для заключения договоров, тыс. руб.;
Nн — недопоставка продукции по договорам,
тыс. руб.
Таблица 3. Выполнение договорных обязательств по поставкам продукции, тыс. руб.
Отчетный период | Недопоставлено продукции по договорным обязательствам | |||||
|
За отчетный месяц | За период с начала года | За отчетный месяц | За период с начала года | За отчетный месяц | За период с начала года |
Январь
Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь |
Анализ
выполнения договорных
обязательств должен быть организован
в разрезе отдельных договоров, видов
продукции, сроков поставки. При этом производится
оценка выполнения договорных обязательств
нарастающим итогом с начала года.
Анализ
технического уровня
и качества продукции
Технический
уровень оценивается путем
Качество продукции - это совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.
Единый порядок систематической оценки технического уровня и качества машин, оборудования и другой техники и аттестации этой продукции по категориям качества был введен постановлением ГКНТ. Этот порядок регламентировал проведение оценки технического уровня и качества продукции по всему циклу создания, производства и применения продукции и прежде всего на тех стадиях, где имеется возможность внесения в документацию необходимых корректив. В 1993 г. существовавшая система аттестации с целью приближения к международным стандартам качества была заменена на систему сертификации.
Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, называется показателем качества.
В процессе анализа качества продукции решаются следующие задачи:
Для обобщенной оценки выполнения плана по качеству продукции используются разные методы, в том числе балльный. Сущность балльного метода оценки состоит в следующем: определяется средневзвешенный балл качества продукции и путем сравнения фактического и планового его уровня находится процент выполнения плана по качеству.
Оценка выполнения плана по качеству продукции производится также по удельному весу сертифицированных изделий, удельному весу забракованной и зарекламированной продукции.
Показатели
качества продукции анализируются путем
сравнения фактических данных с данными
предыдущих отчетных периодов, планом,
аналогичными данными других родственных
предприятий.
Расчет
влияния качества продукции
на стоимостные показатели работы предприятия:
выпуск товарной продукции (DNт),
выручку от реализации продукции (DNp)
и прибыль (DП) — проводится следующим
образом:
DNт = (p1 – p0) * Qк1
Информация о работе Анализ объема производства и реализации продукции