Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 06:08, курсовая работа
Цель курсовой работы – выявление организационно-экономических предпосылок для полного и своевременного повышения обеспечения материальными ресурсами в современных экономических условиях.
Для достижения цели курсовой работы поставлены и решены следующие задачи:
* теоретическое изучение основных принципов и подходов к анализу обеспеченности материальных ресурсов предприятия;
* оценка потребности в материальных ресурсах на ОАО «ТАГИЛВОДКА»;
* изучение обеспеченности материальных ресурсов и взаимосвязи экономических показателей, характеризующих эффективность использования материальных ресурсов.
ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................. 5
1. ОРГАНИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Понятие материальных ресурсов и показатели их использования............ 7
1.2. Планирование потребности в материальных ресурсах и источники ее покрытия.................................................................................................................. 9
1.3. Формы и методы обеспечения материально-техническими ресурсами и формирование запасов товарно-материальных ценностей...............................11
1.4. Организация хозяйственных связей по поставкам
материальных ресурсов.........................................................................................16
2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ОБЕСПЕЧЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1. Оценка качества планов материально-технического снабжения..............18
2.2. Оценка эффективности использования материальных ресурсов..............21
3. АНАЛИЗ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ МАТЕРИАЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ ОАО "ТАГИЛВОДКА".
3.1. Анализ выполнения плана материально-технического снабжения и обеспеченности материальными ресурсами.......................................................28
3.2. Оценка эффективности использования материальных ресурсов.............34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ............................................39
В среднем по предприятию запас материалов соответствует нормам, однако запас ингредиентов желательно пополнить в ближайшее время.
Данные
о выполнении плана МТС по объему, качеству,
комплектности, сроку поставки
представим в виде таблицы (3.4). Определим
степень влияния причин недопоставки
по каждому материалу. Данные занесем
в таблицу (3.4).
Таблица 3.4
Данные о выполнении плана МТС по объему, качеству, комплектности, сроку поставки
Вид поставленных материальных ресурсов | Объем поставки по плану | Объем поставки факт. | В т.ч. | ||||
Засчитываются с учетом выполнения условий договора поставки | Не засчитываются из-за нарушений договорных условий | ||||||
Срок поставки | Качество | Объем | Номенклатура | ||||
Спирт,
дал
2007 2008 2009 |
160320 170250 182010 |
161300 170100 181000 |
161265 170060 181000 |
35 - - |
- - - |
40 - |
- - - |
Итого | 512580 | 512400 | 512325 | 35 | - | 40 | - |
Недопоставки, % | 100 | 99,98 | 0,02 | - | 0,02 | - | |
Бутылка,
тыс. шт
2007 2008 2009 |
55000 64000 70000 |
52000 50150 68100 |
51980 49730 67930 |
20 - 100 |
- 40 - |
- 160 - |
- 220 70 |
Итого | 189000 | 170250 | 169640 | 120 | 40 | 160 | 290 |
Недопоставки, % | 100 | 99,64 | 0,08 | 0,02 | 0,09 | 0,17 | |
Этикетка,
тыс. шт
2007 2008 2009 |
55000 64000 70000 |
54800 62150 70000 |
54630 61545 69560 |
- - 300 |
- - - |
- 400 - |
170 205 140 |
Итого | 189000 | 186950 | 185735 | 300 | - | 400 | 515 |
Недопоставки, % | 100 | 99,35 | 0,16 | - | 0,21 | 0,28 | |
Колпачок,
тыс. шт
2007 2008 2009 |
55000 64000 70000 |
54800 64000 70150 |
54785 63930 70131 |
15 10 7 |
- - - |
- 45 12 |
- 15 - |
Итого | 189000 | 188950 | 188846 | 32 | - | 57 | 15 |
Недопоставки, % | 100 | 99,94 | 0,02 | - | 0,03 | 0,01 | |
Гофрокороб,
тыс. шт
2007 2008 2009 |
4585 5334 5834 |
4500 5300 5800 |
4486 5293 5795 |
6 - - |
8 - 3 |
- 7 2 |
- - - |
Итого | 15753 | 15600 | 15574 | 6 | 11 | 9 | - |
Недопоставки, % | 100 | 99,83 | 0,04 | 0,07 | 0,06 | - | |
Ингредиенты,
кг
2007 2008 2009 |
13 15 24 |
7 11,5 21 |
6,7 11,05 20,7 |
0,2 0,15 0,3 |
- - - |
0,1 0,3 - |
- - - |
Итого | 52 | 39,5 | 38,45 | 0,65 | - | 0,4 | - |
Недопоставки, % | 100 | 97,34 | 1,65 | - | 1,01 |
Самый большой процент недопоставки по ингредиентам , в т.ч. в связи с нарушением сроков поставки , недопоставки по объему . Далее идут недопоставки по этикеткам – 99,35%. Из-за нарушений сроков поставки – 0,16%, недопоставки по объему – 0,21% и из-за некомплектности – 0,28%.
Анализируя полученные данные, можно придти к выводу, что в основном поставка материалов идет без сбоев. Отдельные недостатки поставки оперативно ликвидируются в процессе работы.
По спирту % недопоставки минимален (0,02%), по бутылке недопоставки в основном из-за несоответствия номенклатуре (0,17%). Весьма ощутимы недопоставки по этикетке: по срокам поставки – 0,16%, объемам – 0,21% и номенклатуре – 0,28%. Недопоставки по колпачку и гофрокоробу минимальны (0,01-0,07%). Недопоставки ингредиентов происходят в основном из-за нарушения сроков поставки (1,65%) и объему(1,01%).
Предприятию необходимо пересмотреть условия договоров поставки ингредиентов на предмет определения оптимальных условий поставки по срокам и объемам. Выработать четкие требования к номенклатуре поставки бутылки и этикетки.
На основании данных о материальных затратах и стоимости товарной продукции можно рассчитать показатели материалоемкости продукции, которые необходимы для расчета влияния факторов на ее изменение.
Для расчета нужно иметь следующие исходные данные (таблица 3.5):
Таблица 3.5
Затраты материалов и стоимость продукции
1. Затраты материалов на производство продукции: | млн. руб. |
а) по плану | 35178 |
б) по плану, пересчитанному на фактический объем производства продукции | 37015 |
в) по плановым нормам и плановым ценам на фактический выпуск продукции | 39452 |
г) фактически по плановым ценам | 45186 |
д) фактически | 49754 |
2. Стоимость товарной продукции: | |
а) по плану | 150128 |
б) по плану, пересчитанному на фактический объем производства, при плановой структуре | 155781 |
в) фактически по плановым ценам | 158493 |
г) фактически | 160430 |
используя формулу (2.17) и исходные данные из таблицы (3.5) рассчитываем материалоемкость:
1) МЕ =
2) МЕ =
3) МЕ =
4) МЕ =
5) МЕ =
6) МЕ =
Материалоемкость в целом возросла на 7,25 коп., в том числе за счет:
На
производственных предприятиях первостепенное
значение имеет повышение эффективности
использования сырья и основных
материалов, так как эти затраты
в структуре себестоимости
Расход материальных ресурсов на единицу продукции может измениться за счет качества материалов, замены одного вида другим, техники и технологии производства, организации материально-технического снабжения и производства, изменения норм расхода, отходов и потерь и т.д. Стоимость сырья и материалов зависит также от их качества, внутригрупповой структуры, рынков сырья, роста цен на них в связи с инфляцией, транспортно-заготовительных расходов.
Изучение
конкретных условий производственно-
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Полное и своевременное обеспечение предприятия сырьем и материалами необходимого ассортимента и качества и уменьшения его потерь во время хранения и перевозки, упрощения конструкции изделий предприятия, улучшение использования сырья и материалов, сокращения до минимума отходов, повышения квалификации работников, своевременное и полное использование резервов на предприятии и т.д. является необходимым условием выполнения планов по производству продукции, снижению ее себестоимости, росту прибыли, рентабельности.
Проверка соответствия плана снабжения потребностям производства продукции и образования необходимых запасов показала, что на предприятии наблюдается полная обеспеченность потребности в материальных ресурсах источниками покрытия. Исключение составляют поставки бутылки и ингредиентов. Анализ данных обеспечением бутылкой показывает низкое выполнение договорных поставок поставщиками, так в 2007г. выполнение договоров составило 95,91%, в 2008г. – 78,86%, в 2009г. – 97,46%. Причиной недопоставки ингредиентов является – низкое обеспечение потребности по договорам (в 2007г.- на 69,23%; в 2008г. – на 63,33%, в 2009г. – на 66,67%).
В среднем по предприятию запас материалов соответствует нормам, однако запас ингредиентов желательно пополнить в ближайшее время. Поставка материалов в основном идет без сбоев. Отдельные недостатки поставки оперативно ликвидируются в процессе работы.
Предприятию необходимо пересмотреть условия договоров поставки ингредиентов на предмет определения оптимальных условий поставки по срокам и объемам. Выработать четкие требования к номенклатуре поставки бутылки и этикетки.
Изучение конкретных условий производственно-хозяйственной деятельности анализируемого предприятия позволяет сделать выводы о том, что на предприятии есть возможности дальнейшего снижения норм расхода материалов и материальных затрат, не использованные в отчетных годах. Имеются все условия для внедрения в производственный процесс комплекса организационно-технических мероприятий и мероприятий по новой технике, позволяющих обеспечить сокращение норм расхода сырья, материалов, топлива, энергии и, в конечном счете, экономию материальных ресурсов.
Внедрение
ресурсосберегающих мероприятий должно
осуществляться с учетом сложившихся
производственно-экономических
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Волков Н.Г. Анализ материально-производственных запасов: Бухгалтерский учет. – 2004. - №21. – с. 4-9.
2. Грищенко О.В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2000-112с.
3. Колеватова О.А. Учет материальных ресурсов: Бухгалтерский учет. – 2004. - №15. – с. 53-56.
4. Логистика: Учеб. пособие: Под ред. Б.А. Аникина. М.: ИНФРА-М, 2006.
5. Попова Л.В., Журнал «Финансовый менеджмент», 2003, №6.
6. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие, Минск: ООО «Новое знание», 2001- 686с.
7. Сергеев И. В. Экономика предприятия: Учебное пособие. – Москва. «Финансы и статистика». 1998-243с.
8. Суздальцева Л.П. Экономический анализ деятельности фирм: М., 2000.
9. Третьяк С.Н. Коммерческая деятельность: Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 1999-158с.
10. Экономика предприятия: Учебник – 2-е изд., перераб. и доп.: Под ред. Семенова В.М. –М.: Центр экономики и маркетинга, 2000– 312 с.