Анализ основных производственных фондов и трудовых ресурсов ОАО «Метровагонмаш»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 19:12, курсовая работа

Описание

Об актуальности темы свидетельствует тот факт, что результаты производственно-хозяйственной деятельности, выполнение бизнес-плана, динамика выполнения плана производства во многом определяются степенью использования трудовых ресурсов и основных производственных фондов. Кроме того, интенсификация общественного производства, повышение его экономической эффективности и качества продукции предполагают максимальное развитие хозяйственной инициативы трудовых коллективов предприятий.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………. 3
1. Общая характеристика деятельности ОАО «МЕТРОВАГОНМАШ»………… 6
2. Анализ основных производственных фондов и трудовых ресурсов
ОАО «МЕТРОВАГОНМАШ»…….………………………………………………13
2.1. Анализ основных производственных фондов….………………………...13
2.1.1. Анализ состава и структуры ОПФ………..…………..…………….....13
2.1.2. Анализ движения ОПФ…………………….……………………………25
2.1.3. Анализ эффективности использования ОПФ………………………….27
2.2. Анализ трудовых ресурсов…………………………………………….…..32
2.2.1. Анализ состава и структуры кадров……………………………………
2.2.2. Анализ движения персонала…………………………………………….
2.2.3. Анализ эффективности использования трудовых ресурсов………….
3. Предложения по улучшению использования основных производственных
фондов и трудовых ресурсов ОАО «МЕТРОВАГОНМАШ».............................36
3.1. Меры по повышению эффективности использования ОПФ………………..
3.2. Меры по повышению эффективности использования трудовых
ресурсов……………………………………………………………………………
Заключение…………………………………………………………………………..38
Список использованной литературы………………………………………..…….39

Работа состоит из  1 файл

анализ ОПФ и трудовых ресурсов.doc

— 1.05 Мб (Скачать документ)

Основные направления  развития:

    • Планируется наращивание объемов реализации рельсовых автобусов РА-2 для ОАО "РЖД" и прочих заказчиков.
    • Для Московского метрополитена по результатам опытной эксплуатации вагонов модели 81-760/761 планируется поставить еще один восьмивагонный состав.

Основные тенденции  рынка РФ по продуктовым сегментам  предприятия.

Спрос на мотор-вагонный подвижной (МВПС) состав в России определяется наличием у ОАО "РЖД" ресурсов на обновление парка электропоездов и дизельных поездов. ОАО "РЖД" обеспечивает 97 % всех закупок нового МВПС.

Спрос на вагоны метро в России определяется наличием у метрополитенов финансовых ресурсов на обновление парка и реализацию программ развития метро.

Совокупная  емкость рынка вагонов метро  в территориальном сегменте рынка, на котором присутствует Метровагонмаш, в 2010 г. оценивается в 344 вагона (8 908 млн. р.). Крупнейшим заказчиком вагонов  метро традиционно является Московский метрополитен.

В течение 2000-2010 гг. рынок вагонов метро  характеризовался неравномерным ростом. Значительные колебания спроса в  течение рассматриваемого периода  были обусловлены, главным образом, неравномерным временным распределением спроса со стороны Московского и Санкт-Петербургского метрополитенов, а также наличием разовых заказов со стороны Минска и Киева.

Стратегия ОАО "МЕТРОВАГОНМАШ" направлена на создание новых конкурентоспособных  продуктов повышенного качества с увеличенным жизненным циклом, снижение себестоимости выпускаемой продукции, обеспечение безубыточной деятельности, сохранение производственного потенциала в 2013 г., а также на увеличение объемов производства в перспективе до 2016 г.

Значительная  доля продукции, производимой Обществом, потребляется заказчиками-монополистами, что порождает зависимость Общества от них и связанные с этим риски. Финансирование предприятий - заказчиков осуществляется, как правило, из бюджетов различных уровней, как государственных, так и муниципальных.

В связи  с этим Обществом принимаются  меры по поиску удобных для контрагентов схем оплаты, развитию рынков сбыта  и созданию новой продукции.

Еще одним фактором риска, связанным  с детальностью Общества, является повышение цен на материалы и  комплектующие, что может влиять на показатели конкурентоспособности, рентабельности производства. Кроме  того, Общество находится под действием  ограничительных мер Федеральной антимонопольной службы, ограничивающей возможность роста отпускных цен выше определенного порога.

В целях минимизации данных рисков Обществом заключаются долгосрочные контракты, а также расширяется  сеть поставщиков большинства материалов и комплектующих, позволяющая не допустить бесконтрольного повышения цен.

Деятельность Общества также подвержена финансовым рискам, связанным с изменением процентных ставок, курса обмена иностранных  валют. Указанные финансовые риски  могут оказать влияние на ухудшение показателей отчетности Общества, таких как себестоимость, выручка, прочие операционные расходы.

Для минимизации отрицательных  последствий изменения процентных ставок Общество планирует сочетать в своем кредитном портфеле источники  с фиксированной и "плавающей" процентной ставкой. В случае отрицательного влияния изменения валютного курса (обесценивание рубля) Общество планирует сократить срок по кредитной задолженности и увеличить долю краткосрочных кредитов.

Существует и кредитный риск, заключающийся в том, что покупатель/контрагент может не исполнить свои обязательства перед Обществом в срок, что повлечет за собой возникновение убытков. Кредитному риску подвержены финансовые активы Общества, а именно: денежные средства и их эквиваленты, кредиты и депозиты в банках и кредитных организациях, а также выданные займы и дебиторская задолженность.

Для минимизации кредитного риска  Общество периодически оценивает финансовое положение покупателей, динамику погашения  задолженности, прочие факторы. Денежные средства, их эквиваленты и депозиты размещаются только в тех банках, которые имеют минимальный риск дефолта.

Таблица 1.1.

Выпуск товарной продукции за 2010 год.

Наименование

Ед. изм.

2010 год (бизнес-план)

2010 год (факт)

Отклонение

абс.

отн., %

1

2

3

4

5

6

Вагоны метро

шт.

289

293

4

1

тыс. руб.

7 744 817

8 067 843

323 026

4

81-717/714

шт.

94

99

5

5

тыс. руб.

1 774 699

2 056 070

281 401

16

81-760/761

шт.

8

8

0

0

тыс. руб.

407 620

394 495

-13 125

-3

81-740/741

шт.

77

76

-1

-1

тыс. руб.

4 662 178

4 533 198

-128 980

-3

Капитальный ремонт

81-717/714

шт.

110

110

0

0

тыс. руб.

900 350

1 084 080

183 730

20

Рельсовые автобусы

шт.

33

33

0

0

тыс. руб.

977 760

1 029 221

51 461

5

Автосамосвалы

шт.

50

17

-33

-66

тыс. руб.

43 500

15 023

-28 477

-65

Запасные части, прочая продукция

тыс. руб.

617 181

1 517 180

899 999

146

ИТОГО

тыс. руб.

9 383 258

10 629 267

1 246 009

13


 

Общий объем выручки от продаж продукции  Общества за 2010 г. составил 11 424 878 тыс. руб. Объем продаж рельсовых автобусов  в 2010 году составил 1 169 134 тыс. руб. или 10 % от общей выручки. Объем продаж вагонов метро составил 8 168 267 тыс. руб. Остальная часть выручки образовывалась главным образом за счет реализации запасных частей, комплектующих, а также реализации услуг и прочей продукции.

Таблица 1.2.

Реализация  основной продукции за 2010 год.

№ п/п

Наименование

Ед. изм.

2010 год (бизнес-план)

2010 год (факт)

Отклонение

абс.

отн., %

1

2

3

4

5

6

7

1.

Вагоны метро

шт.

289

298

9

3

тыс. руб.

7 761 909

8 168 267

406 358

5

1.1.

Коммерческий рынок

шт.

210

217

7

3

тыс. руб.

5 737 540

6 150 820

413 280

7

1.1.1.

81-717/714

шт.

24

32

8

33

тыс. руб.

359 940

686 609

326 669

91

1.1.2.

81-760/761

шт.

8

8

0

0

тыс. руб.

407 620

394 495

-13 125

-3

1.1.3.

81-740/741

шт.

68

67

-1

-1

тыс. руб.

4 069 630

3 985 636

-83 994

-2

1.1.4.

Капитальный ремонт

81-717/714

шт.

110

110

0

0

тыс. руб.

900 350

1 084 080

183 730

20

1.2.

Экспорт

шт.

79

81

2

3

тыс. руб.

2 024 369

2 017 447

-6 922

0

1.2.1.

81-717/714

шт.

70

72

2

3

тыс. руб.

1 416 821

1 469 885

38 064

3

1.2.2.

81-740/741

шт.

9

9

0

0

тыс. руб.

592 548

547 562

-44 986

-8

2.

Рельсовые автобусы

шт.

45

39

-6

-13

тыс. руб.

1 323 600

1 169 134

-154 466

-12

2.1.

ОАО «РЖД»

шт.

39

39

0

0

тыс. руб.

1 123 980

1 169 134

45 154

4

2.2.

Экспорт

шт.

6

0

-6

-100

тыс. руб.

199 620

0

-199 620

-100

3.

Автосамосвалы

шт.

50

17

-33

-66

тыс. руб.

43 500

15 023

-28 477

-65

4.

Запасные части, прочая продукция

тыс. руб.

236 664

539 421

302 757

128

4.1.

Коммерческий рынок

тыс. руб.

231 664

473 065

241 401

103

4.2.

Экспорт

тыс. руб.

5 000

66 356

61 356

1 227

5.

Внутрихолдинговая кооперация

тыс. руб.

380 517

1 533 034

1 152 517

303

 

ИТОГО

тыс. руб.

9 746 190

11 424 878

1 678 688

17


 

2. Анализ основных производственных фондов и трудовых ресурсов ОАО «МЕТРОВАГОНМАШ».

2.1. Анализ основных производственных  фондов.

Одним из важнейших факторов увеличения объема производства продукции на промышленном предприятии является обеспеченность их основными средствами в необходимом  количестве и ассортименте и эффективное их использование.

Задачами анализа  являются:

  • определение обеспеченности предприятия и его структурных подразделений основными средствами и уровня их использования по обобщающим и частным показателям;
  • выявление причин их изменения;
  • расчет влияния использования основных средств на объем производства продукции и другие показатели;
  • изучение степени использования производственной мощности предприятия и оборудования;
  • установление резервов повышения эффективности использования основных средств.

Источниками информации для проведения анализа основных средств на предприятии  ОАО «МЕТРОВАГОНМАШ» является бухгалтерский  баланс (форма №1) и  приложение к  бухгалтерскому балансу (форма №5).

2.1.1. Анализ состава и структуры  ОПФ.

По данным бухгалтерского баланса и приложения к нему составим таблицу, отражающую состав и структуру ОПФ на начало и на конец 2010 года.

 

 

Таблица 2.1.

Группы ОПФ

Наличие на начало года

Наличие на конец  года

Отклонение  за год

тыс. руб.

уд. вес, %

тыс. руб.

уд. вес, %

тыс. руб.

уд. вес, %

1

2

3

4

5

6

7

Всего ОПФ, в т.ч.

2 822 288

100

2 914 699

100

+92 411

-

Здания

1 151 335

40,79

1 088 742

37,35

-62 593

-3,44

Сооружения и передаточные устройства

247 887

8,78

242 064

8,30

-5 823

-0,48

Машины и оборудование

1 318 753

46,73

1 478 253

50,72

+159 500

+3,99

Транспортные средства

79 701

2,82

88 241

3,03

+8 540

+0,21

Многолетние насаждения

208

0,01

208

0,01

0

0

Земельные участки

0

0

172

0,01

+172

+0,01

Другие виды ОПФ

5 576

0,20

5 576

0,20

0

0


 

По данным, рассчитанным и приведенным в таблице 2.1. построим диаграммы, иллюстрирующие состав и структуру ОПФ, а также их изменение за 2010 год.

Рис. 2.1. Состав и структура ОПФ на начало 2010 года.

 

Рис. 2.2. Состав и структура ОПФ на конец 2010 года.

На основании приведенных данных можно сделать вывод, что за 2010 год произошли существенные изменения в структуре ОПФ – увеличилась доля активной части ОПФ (доля машин и оборудования увеличилась на 3,99%, а транспортных средств на 0,21%), при этом доля зданий, сооружений и передаточных средств снизилась приблизительно на 4%. Увеличение доли активной части ОПФ создает предпосылки для роста объема производства продукции.

2.1.2. Анализ движения ОПФ.

Анализ движения и технического состояния основных средств имеет  большое значение. Для проведения этого анализа рассчитываются следующие показатели:

 

 

3. Предложения по улучшению использования основных производственных фондов и трудовых ресурсов ОАО «МЕТРОВАГОНМАШ».

3.1. Меры по повышению эффективности  использования ОПФ.

На показатель фондоотдачи влияет ряд факторов, которые соответствуют резервам повышения фондоотдачи. Их условно можно разделить на группы. Значительную роль играют резервы, связанные с увеличением времени работы оборудования. К ним относятся: сокращение внутрисменных простоев, повышение коэффициента сменности, сокращение числа переналадок оборудования. Вторая группа включает изменения, связанные со структурой основных производственных фондов: увеличение доли активной части ОПФ, ввод в действие неустановленного оборудования и увеличение доли действующего оборудования в активной части ОПФ, изменение стоимости машин и оборудования. Третья группа объединяет резервы, предполагающие техническое совершенствование основных производственных фондов. Четвертая – повышение уровня организации производства и управления и оптимизацию загрузки оборудования и производственных площадей.

 

В таблице 3.1. приведена классификация  резервов повышения фондоотдачи  ОПФ ОАО «МЕТРОВАГОНМАШ».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 3.1.

Классификация резервов повышения фондоотдачи ОПФ.

Увеличение  времени работы оборудования

Изменение структуры  ОПФ

Техническое совершенствование  ОПФ

Повышение уровня организации производства, оптимизации  загрузки техники и производственных площадей

1

2

3

4

Сокращение целосменных  простоев

Увеличение доли активной части ОПФ

Внедрение нового оборудования с улучшенными техническими характеристиками

Ликвидация «узких мест»  и обеспечение соответствия мощностей  отдельных производственных участков

Повышение коэффициента сменности

Сокращение количества неустановленного оборудования

Модернизация оборудования

Максимальная загрузка оборудования

Ликвидация внутрисменных  простоев

Увеличение количества фактически работающего оборудования

Использование прогрессивных  технологических процессов

Рациональное использование производственных площадей. Использование НОТ

Сокращение числа переналадок  оборудования

Изменение стоимости  машин и оборудования

 

Повышение квалификации рабочих

Информация о работе Анализ основных производственных фондов и трудовых ресурсов ОАО «Метровагонмаш»