Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 19:12, курсовая работа
Об актуальности темы свидетельствует тот факт, что результаты производственно-хозяйственной деятельности, выполнение бизнес-плана, динамика выполнения плана производства во многом определяются степенью использования трудовых ресурсов и основных производственных фондов. Кроме того, интенсификация общественного производства, повышение его экономической эффективности и качества продукции предполагают максимальное развитие хозяйственной инициативы трудовых коллективов предприятий.
Введение……………………………………………………………………………. 3
1. Общая характеристика деятельности ОАО «МЕТРОВАГОНМАШ»………… 6
2. Анализ основных производственных фондов и трудовых ресурсов
ОАО «МЕТРОВАГОНМАШ»…….………………………………………………13
2.1. Анализ основных производственных фондов….………………………...13
2.1.1. Анализ состава и структуры ОПФ………..…………..…………….....13
2.1.2. Анализ движения ОПФ…………………….……………………………25
2.1.3. Анализ эффективности использования ОПФ………………………….27
2.2. Анализ трудовых ресурсов…………………………………………….…..32
2.2.1. Анализ состава и структуры кадров……………………………………
2.2.2. Анализ движения персонала…………………………………………….
2.2.3. Анализ эффективности использования трудовых ресурсов………….
3. Предложения по улучшению использования основных производственных
фондов и трудовых ресурсов ОАО «МЕТРОВАГОНМАШ».............................36
3.1. Меры по повышению эффективности использования ОПФ………………..
3.2. Меры по повышению эффективности использования трудовых
ресурсов……………………………………………………………………………
Заключение…………………………………………………………………………..38
Список использованной литературы………………………………………..…….39
Основные направления развития:
Основные тенденции рынка РФ по продуктовым сегментам предприятия.
Спрос на мотор-вагонный подвижной (МВПС) состав в России определяется наличием у ОАО "РЖД" ресурсов на обновление парка электропоездов и дизельных поездов. ОАО "РЖД" обеспечивает 97 % всех закупок нового МВПС.
Спрос на вагоны метро в России определяется наличием у метрополитенов финансовых ресурсов на обновление парка и реализацию программ развития метро.
Совокупная емкость рынка вагонов метро в территориальном сегменте рынка, на котором присутствует Метровагонмаш, в 2010 г. оценивается в 344 вагона (8 908 млн. р.). Крупнейшим заказчиком вагонов метро традиционно является Московский метрополитен.
В течение
2000-2010 гг. рынок вагонов метро
характеризовался неравномерным ростом.
Значительные колебания спроса в
течение рассматриваемого периода
были обусловлены, главным образом,
неравномерным временным
Стратегия ОАО "МЕТРОВАГОНМАШ" направлена на создание новых конкурентоспособных продуктов повышенного качества с увеличенным жизненным циклом, снижение себестоимости выпускаемой продукции, обеспечение безубыточной деятельности, сохранение производственного потенциала в 2013 г., а также на увеличение объемов производства в перспективе до 2016 г.
Значительная доля продукции, производимой Обществом, потребляется заказчиками-монополистами, что порождает зависимость Общества от них и связанные с этим риски. Финансирование предприятий - заказчиков осуществляется, как правило, из бюджетов различных уровней, как государственных, так и муниципальных.
В связи с этим Обществом принимаются меры по поиску удобных для контрагентов схем оплаты, развитию рынков сбыта и созданию новой продукции.
Еще одним фактором риска, связанным с детальностью Общества, является повышение цен на материалы и комплектующие, что может влиять на показатели конкурентоспособности, рентабельности производства. Кроме того, Общество находится под действием ограничительных мер Федеральной антимонопольной службы, ограничивающей возможность роста отпускных цен выше определенного порога.
В целях минимизации данных рисков
Обществом заключаются
Деятельность Общества также подвержена финансовым рискам, связанным с изменением процентных ставок, курса обмена иностранных валют. Указанные финансовые риски могут оказать влияние на ухудшение показателей отчетности Общества, таких как себестоимость, выручка, прочие операционные расходы.
Для минимизации отрицательных
последствий изменения
Существует и кредитный риск, заключающийся в том, что покупатель/контрагент может не исполнить свои обязательства перед Обществом в срок, что повлечет за собой возникновение убытков. Кредитному риску подвержены финансовые активы Общества, а именно: денежные средства и их эквиваленты, кредиты и депозиты в банках и кредитных организациях, а также выданные займы и дебиторская задолженность.
Для минимизации кредитного риска Общество периодически оценивает финансовое положение покупателей, динамику погашения задолженности, прочие факторы. Денежные средства, их эквиваленты и депозиты размещаются только в тех банках, которые имеют минимальный риск дефолта.
Таблица 1.1.
Выпуск товарной продукции за 2010 год.
Наименование |
Ед. изм. |
2010 год (бизнес-план) |
2010 год (факт) |
Отклонение | |
абс. |
отн., % | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Вагоны метро |
шт. |
289 |
293 |
4 |
1 |
тыс. руб. |
7 744 817 |
8 067 843 |
323 026 |
4 | |
81-717/714 |
шт. |
94 |
99 |
5 |
5 |
тыс. руб. |
1 774 699 |
2 056 070 |
281 401 |
16 | |
81-760/761 |
шт. |
8 |
8 |
0 |
0 |
тыс. руб. |
407 620 |
394 495 |
-13 125 |
-3 | |
81-740/741 |
шт. |
77 |
76 |
-1 |
-1 |
тыс. руб. |
4 662 178 |
4 533 198 |
-128 980 |
-3 | |
Капитальный ремонт 81-717/714 |
шт. |
110 |
110 |
0 |
0 |
тыс. руб. |
900 350 |
1 084 080 |
183 730 |
20 | |
Рельсовые автобусы |
шт. |
33 |
33 |
0 |
0 |
тыс. руб. |
977 760 |
1 029 221 |
51 461 |
5 | |
Автосамосвалы |
шт. |
50 |
17 |
-33 |
-66 |
тыс. руб. |
43 500 |
15 023 |
-28 477 |
-65 | |
Запасные части, прочая продукция |
тыс. руб. |
617 181 |
1 517 180 |
899 999 |
146 |
ИТОГО |
тыс. руб. |
9 383 258 |
10 629 267 |
1 246 009 |
13 |
Общий объем выручки от продаж продукции Общества за 2010 г. составил 11 424 878 тыс. руб. Объем продаж рельсовых автобусов в 2010 году составил 1 169 134 тыс. руб. или 10 % от общей выручки. Объем продаж вагонов метро составил 8 168 267 тыс. руб. Остальная часть выручки образовывалась главным образом за счет реализации запасных частей, комплектующих, а также реализации услуг и прочей продукции.
Таблица 1.2.
Реализация основной продукции за 2010 год.
№ п/п |
Наименование |
Ед. изм. |
2010 год (бизнес-план) |
2010 год (факт) |
Отклонение | |
абс. |
отн., % | |||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. |
Вагоны метро |
шт. |
289 |
298 |
9 |
3 |
тыс. руб. |
7 761 909 |
8 168 267 |
406 358 |
5 | ||
1.1. |
Коммерческий рынок |
шт. |
210 |
217 |
7 |
3 |
тыс. руб. |
5 737 540 |
6 150 820 |
413 280 |
7 | ||
1.1.1. |
81-717/714 |
шт. |
24 |
32 |
8 |
33 |
тыс. руб. |
359 940 |
686 609 |
326 669 |
91 | ||
1.1.2. |
81-760/761 |
шт. |
8 |
8 |
0 |
0 |
тыс. руб. |
407 620 |
394 495 |
-13 125 |
-3 | ||
1.1.3. |
81-740/741 |
шт. |
68 |
67 |
-1 |
-1 |
тыс. руб. |
4 069 630 |
3 985 636 |
-83 994 |
-2 | ||
1.1.4. |
Капитальный ремонт 81-717/714 |
шт. |
110 |
110 |
0 |
0 |
тыс. руб. |
900 350 |
1 084 080 |
183 730 |
20 | ||
1.2. |
Экспорт |
шт. |
79 |
81 |
2 |
3 |
тыс. руб. |
2 024 369 |
2 017 447 |
-6 922 |
0 | ||
1.2.1. |
81-717/714 |
шт. |
70 |
72 |
2 |
3 |
тыс. руб. |
1 416 821 |
1 469 885 |
38 064 |
3 | ||
1.2.2. |
81-740/741 |
шт. |
9 |
9 |
0 |
0 |
тыс. руб. |
592 548 |
547 562 |
-44 986 |
-8 | ||
2. |
Рельсовые автобусы |
шт. |
45 |
39 |
-6 |
-13 |
тыс. руб. |
1 323 600 |
1 169 134 |
-154 466 |
-12 | ||
2.1. |
ОАО «РЖД» |
шт. |
39 |
39 |
0 |
0 |
тыс. руб. |
1 123 980 |
1 169 134 |
45 154 |
4 | ||
2.2. |
Экспорт |
шт. |
6 |
0 |
-6 |
-100 |
тыс. руб. |
199 620 |
0 |
-199 620 |
-100 | ||
3. |
Автосамосвалы |
шт. |
50 |
17 |
-33 |
-66 |
тыс. руб. |
43 500 |
15 023 |
-28 477 |
-65 | ||
4. |
Запасные части, прочая продукция |
тыс. руб. |
236 664 |
539 421 |
302 757 |
128 |
4.1. |
Коммерческий рынок |
тыс. руб. |
231 664 |
473 065 |
241 401 |
103 |
4.2. |
Экспорт |
тыс. руб. |
5 000 |
66 356 |
61 356 |
1 227 |
5. |
Внутрихолдинговая кооперация |
тыс. руб. |
380 517 |
1 533 034 |
1 152 517 |
303 |
ИТОГО |
тыс. руб. |
9 746 190 |
11 424 878 |
1 678 688 |
17 |
Одним из важнейших факторов увеличения объема производства продукции на промышленном предприятии является обеспеченность их основными средствами в необходимом количестве и ассортименте и эффективное их использование.
Задачами анализа являются:
Источниками информации для проведения анализа основных средств на предприятии ОАО «МЕТРОВАГОНМАШ» является бухгалтерский баланс (форма №1) и приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5).
По данным бухгалтерского баланса и приложения к нему составим таблицу, отражающую состав и структуру ОПФ на начало и на конец 2010 года.
Таблица 2.1.
Группы ОПФ |
Наличие на начало года |
Наличие на конец года |
Отклонение за год | |||
тыс. руб. |
уд. вес, % |
тыс. руб. |
уд. вес, % |
тыс. руб. |
уд. вес, % | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Всего ОПФ, в т.ч. |
2 822 288 |
100 |
2 914 699 |
100 |
+92 411 |
- |
Здания |
1 151 335 |
40,79 |
1 088 742 |
37,35 |
-62 593 |
-3,44 |
Сооружения и передаточные устройства |
247 887 |
8,78 |
242 064 |
8,30 |
-5 823 |
-0,48 |
Машины и оборудование |
1 318 753 |
46,73 |
1 478 253 |
50,72 |
+159 500 |
+3,99 |
Транспортные средства |
79 701 |
2,82 |
88 241 |
3,03 |
+8 540 |
+0,21 |
Многолетние насаждения |
208 |
0,01 |
208 |
0,01 |
0 |
0 |
Земельные участки |
0 |
0 |
172 |
0,01 |
+172 |
+0,01 |
Другие виды ОПФ |
5 576 |
0,20 |
5 576 |
0,20 |
0 |
0 |
По данным, рассчитанным и приведенным в таблице 2.1. построим диаграммы, иллюстрирующие состав и структуру ОПФ, а также их изменение за 2010 год.
Рис. 2.1. Состав и структура ОПФ на начало 2010 года.
Рис. 2.2. Состав и структура ОПФ на конец 2010 года.
На основании приведенных данных можно сделать вывод, что за 2010 год произошли существенные изменения в структуре ОПФ – увеличилась доля активной части ОПФ (доля машин и оборудования увеличилась на 3,99%, а транспортных средств на 0,21%), при этом доля зданий, сооружений и передаточных средств снизилась приблизительно на 4%. Увеличение доли активной части ОПФ создает предпосылки для роста объема производства продукции.
Анализ движения и технического состояния основных средств имеет большое значение. Для проведения этого анализа рассчитываются следующие показатели:
На показатель фондоотдачи влияет ряд факторов, которые соответствуют резервам повышения фондоотдачи. Их условно можно разделить на группы. Значительную роль играют резервы, связанные с увеличением времени работы оборудования. К ним относятся: сокращение внутрисменных простоев, повышение коэффициента сменности, сокращение числа переналадок оборудования. Вторая группа включает изменения, связанные со структурой основных производственных фондов: увеличение доли активной части ОПФ, ввод в действие неустановленного оборудования и увеличение доли действующего оборудования в активной части ОПФ, изменение стоимости машин и оборудования. Третья группа объединяет резервы, предполагающие техническое совершенствование основных производственных фондов. Четвертая – повышение уровня организации производства и управления и оптимизацию загрузки оборудования и производственных площадей.
В таблице 3.1. приведена классификация резервов повышения фондоотдачи ОПФ ОАО «МЕТРОВАГОНМАШ».
Таблица 3.1.
Классификация резервов повышения фондоотдачи ОПФ.
Увеличение времени работы оборудования |
Изменение структуры ОПФ |
Техническое совершенствование ОПФ |
Повышение уровня организации производства, оптимизации загрузки техники и производственных площадей |
1 |
2 |
3 |
4 |
Сокращение целосменных простоев |
Увеличение доли активной части ОПФ |
Внедрение нового оборудования с улучшенными техническими характеристиками |
Ликвидация «узких мест» и обеспечение соответствия мощностей отдельных производственных участков |
Повышение коэффициента сменности |
Сокращение количества неустановленного оборудования |
Модернизация оборудования |
Максимальная загрузка оборудования |
Ликвидация внутрисменных простоев |
Увеличение количества фактически работающего оборудования |
Использование прогрессивных технологических процессов |
Рациональное использование производственных площадей. Использование НОТ |
Сокращение числа переналадок оборудования |
Изменение стоимости машин и оборудования |
Повышение квалификации рабочих |
Информация о работе Анализ основных производственных фондов и трудовых ресурсов ОАО «Метровагонмаш»