Анализ показателей деловой активности и рентабельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 20:09, курсовая работа

Описание

Цель деятельности предприятий при переходе российской экономики от директивно-плановой к рыночной кардинально изменилась. Так, если раньше цель деятельности организации заключалась в выполнении государственного плана, а, следовательно, основным показателем являлась количественная результативность, то теперь целью работы предприятий (большинство из которых стало частными в ходе приватизации, в начале 90-х гг. 20 века) является быть конкурентоспособными и эффективными

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….…….…..3
ГЛАВА 1. Теоретические основы анализа рентабельности и эффективности деятельности предприятия ………………………………………….....….…..….6
1.1. Понятие и расчет показателей рентабельности ………………….……...….6
1.2. Понятие и расчет показателей деловой активности …………….…….…..12
ГЛАВА 2. Анализ показателей деловой активности и рентабельности
ОАО «Товарищество Тверская мануфактура» …………………………………17
2.1. Краткая характеристика ОАО «Товарищество Тверская мануфактура» ..17
2.2. Анализ рентабельности и деловой активности ОАО «Товарищество Тверская мануфактура» ……………………………………………………….....19
2.3. Выводы и предложения ……………………………………………..………21
ЗАКЛЮЧЕНИ……………………………………………….…………………….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……………………33

Работа состоит из  1 файл

Анализ показателей деловой активности и эффективности деятельности предприятия. КУРСОВАЯ.doc

— 169.00 Кб (Скачать документ)

Процесс производства состоит из трех элементов: средства труда, предметы труда и трудовые ресурсы. В связи с этим, выделяют такие производственные факторы, как наличие и использование средств труда, предметов труда и трудовых ресурсов. Названные факторы являются основными факторами роста  прибыли и рентабельности предприятия, именно с повышением эффективности их использования связываются процессы интенсификации производства.

Влияние производственных факторов на результат деятельности можно оценить с двух позиций: как экстенсивное и как интенсивное. Экстенсивные факторы связаны с изменением количественных параметров элементов процесса производства, к ним относятся:

                 изменение объема и времени работы средств труда, т.е., например, покупка дополнительных станков, машин и т.д., строительство новых цехов и помещений или увеличение времени работы оборудования для увеличения объема производимой продукции;

                 изменение количества предметов труда, непроизводительное использование средств труда, т.е. увеличение запасов, большой удельный вес брака  и отходов в объеме выпускаемой продукции;

                 изменение численности рабочих, фонда рабочего времени, непроизводительные затраты живого труда (простои).

Количественное изменение производственных факторов всегда должно быть оправдано изменением объема выпускаемой продукции, т.е. предприятие должно следить за тем чтобы не снижались тепы прироста прибыли относительно темпов прироста затрат.

Интенсивные производственные факторы связаны с повышением качества использования производственных факторов, к ним относятся:

                 повышение качественных характеристик и производительности оборудования, т.е. своевременная замена оборудования на более современное с большей производительностью;

                 использование прогрессивных материалов, совершенствование технологии обработки, ускорение оборачиваемости материалов;

                 повышение квалификации рабочих, снижение трудоемкости продукции, совершенствование организации труда.

Кроме внутренних факторов на рентабельность предприятия оказывают косвенное воздействие и внешние факторы, которые не зависят от деятельности предприятия, но зачастую достаточно сильно влияют на результат его деятельности. К данной группе факторов  относятся географическое положение предприятия, т.е. регион в котором оно располагается, удаленность предприятия от сырьевых источников, от районных, республиканских центров, природные условия и т.д. Конкуренция и спрос на продукцию предприятия, т.е. наличие на рынке платежеспособного спроса на продукцию фирмы, присутствие на рынке фирм - конкурентов, производящих аналогичный по потребительским свойствам товар. Ситуация на смежных рынках, например, на финансовом, кредитном, рынке ценных бумаг, сырьевых ранках и т.д., т.к. изменение доходности на одном ранке, влечет за собой снижение доходности на другом, например, повышение доходности государственных ценных бумаг ведет к сокращению инвестиций в реальный сектор экономики. Государственное вмешательства в экономику, которое проявляется в изменение законодательных основ деятельности рынка, изменение налогового бремени на предприятия, изменение ставок рефинансирования и т.д.

Таким образом, факторы роста любого показателя рентабельности зависят от единых экономических процессов и явлений:

- совершенствование системы управления производством в условиях рыночной  экономики на основе преодоления кризиса в финансово-кредитной  и денежной системах;

- повышение эффективности использования ресурсов предприятиями на основе стабилизации взаимных расчетов и системы расчетно-платежных отношений;

- индексация оборотных средств и четкое определение источников их формирования.

Важным фактором роста рентабельности в нынешних условиях является работа предприятий по ресурсосбережению, что ведет к снижению себестоимости, а следовательно, - росту прибыли. Дело в том, что развитие производства за счет экономии ресурсов на данном этапе намного дешевле, чем разработка новых месторождений и вовлечение в производство новых ресурсов.

Снижение себестоимости должно стать главным условием роста прибыльности и рентабельности производства.

В общем виде показатель экономической эффективности выражает соотношение величины экономического эффекта и затраты на его получение. Коэффициенты рентабельности представляют собой частный случай показателей эффективности, когда в качестве показателей эффекта в числитель берется прибыль, а в знаменателе величина ресурсов и затрат.

Для показателей рентабельности не определены нормативные (рекомендуемые) значения. Рассматривая их в динамике можно лишь констатировать их состояние как «улучшение», «стабильность», «ухудшение».

 

1.2. Понятие и расчет показателей деловой активности

В финансовом аспекте деловая активность предприятия проявляется в скорости, с которой оборачиваются его средства. Прибыльность деятельности предприятия отражает его рентабельность. Анализ деловой активности предприятия, а также его рентабельности состоит в проведении исследований уровней и динамики различных финансовых коэффициентов, позволяющих судить об оборачиваемости и рентабельности. Данные коэффициенты представляют собой относительные показатели финансовых результатов, которых достигло предприятие в ходе своей деятельности.

Анализ деловой активности предприятия даёт возможность выявить уровень эффективности с которым используются средства. Оценка деловой активности предприятия, как было сказано выше, предполагает рассмотрение коэффициентов. Это коэффициенты оборачиваемости и рентабельности (рассмотрены в предыдущем параграфе).

Анализ деловой активности предприятия даёт возможность понять, что два данных коэффициента влияют на деловую активность таким образом. Предположим, что оборачиваемость оборотного капитала (без краткосрочных инвестиций) занимает один квартал, а рентабельность основной деятельности при этом составляет 25%. В этом случае индекс деловой активности за данный период составит те же 25% или 0,25. В том случае, если при неизменной рентабельности оборотный капитал обернётся в два раза быстрее, произойдёт увеличение  индекса деловой активности, также в два раза. Тогда предприятие, обернув тот же самый объём оборотного капитала получит по 50коп. балансовой прибыли с каждого рубля оборотного капитала за тот же самый временной период.

Аналогичные выводы можно сделать, если анализ деловой активности предприятия показывает, что увеличивается (уменьшается) рентабельность. Другими словами, если наблюдается  замедление оборачиваемости, её необходимо компенсировать, за счёт большей рентабельности.  Это возможно при снижении расходов, уменьшении затрат и т.д. В том случае, если увеличение рентабельности не представляется возможным - необходимо поднимать оборот, т.е. выпускать и реализовывать большее количество продукции

При проведении анализа деловой активности основными источниками информации являются финансовая отчетность и данные бухгалтерского, управленческого учета, технические и технологические характеристики производственного процесса. Большое значение имеет также информация об истории работы предприятия с дебиторами и кредиторами (поставщиками сырья и материалов и покупателями готовой продукции).

Деловая активность коммерческой организации проявляется в динамичности и развитии, достижении ею поставленных целей, эффективности использования экономического потенциала.

Деловая активность коммерческой организации измеряется с помощью системы количественных и качественных показателей. Коэффициенты деловой активности позволяют проанализировать, насколько эффективно предприятие использует свои средства. Анализ деловой активности заключается в исследовании уровней и динамики финансовых коэффициентов оборачиваемости.

Качественные критерии – это широта рынков сбыта (внутренних и внешних), деловая репутация фирмы, ее конкурентноспособность, наличие постоянных поставщиков и покупателей готовой продукции. Данные критерии следует сопоставлять с аналогичными характеристиками конкурентов, действующих в отрасли. Данные берутся в основном не из бухгалтерской отчетности, а из маркетинговых исследований.

Количественные критерии деловой активности характеризуются абсолютными и относительными показателями. В число абсолютных показателей входят: объем продажи готовой продукции, величина используемых активов и капитала, в том числе собственный капитал, прибыль.

Целесообразно сравнивать эти количественные параметры в динамике за ряд периодов (кварталов, лет). 

Показатели деловой активности [43]:

1.      Коэффициент общей оборачиваемости капитала – Коок

Коок = Выручка от реализации / Валюта баланса

Отражает скорость оборота всего капитала организации. Рост его означает ускорение кругооборота средств или инфляционный рост цен.

2.      Коэффициент оборачиваемости мобильных средств – Комс

К омс = Выручка от реализации / Итог Раздела II Актива 

Отражает скорость оборота всех мобильных средств, рост оценивается положительно.

3.      Коэффициент оборачиваемости материальных оборотных средств – Комос

Комос = Выручка от реализации / Запасы

Его снижение говорит об относительном увеличении запасов и затрат в незавершенном производстве или о снижении спроса на готовую продукцию.

4.      Коэффициент оборачиваемости готовой продукции – Когп

Когп = Выручка от реализации / Готовая продукция

Рост коэффициента означает увеличение спроса на продукцию, снижение – на затоваривание.

При анализе деловой активности особое внимание следует обратить на оборачиваемость дебиторской и кредиторской задолженности, т.к. эти величины во многом взаимосвязаны.

Снижение оборачиваемости может означать как проблемы с оплатой счетов, так и более эффективную организацию взаимоотношений с поставщиками, обеспечивающую более выгодный, отложенный график платежей и использующую кредиторскую задолженность как источник получения дешевых финансовых ресурсов.

Тем не менее основной подход к оценке оборачиваемости следующий: чем короче период оборота, тем более эффективна коммерческая деятельность предприятия и тем выше его деловая активность.

5.      Коэфициент оборачиваемости дебиторской задолженности – Кодз

Кодз = Выручка от реализации / Дебиторская задолженность

Показывает расширение или снижение коммерческого кредита, предоставленного предприятием.

6.      Коэффициент среднего срока оборота дебиторской задолженности – Ксодз

Ксодз = (Количество дней в периоде х Дебиторская задолженность) / Выручка

Отражает средний срок погашения дебиторской задолженности. Снижение оценивается положительно.

7.      Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности – Кокз

Кокз = Выручка / Кредиторская задолженность

Показывает расширение или снижение коммерческого кредита предприятия.

8.      Коэффициент среднего срока оборота кредиторской задолженности- Ксокз

Ксокз = (Количество дней в периоде х Кредиторская задолженность) / Выручка

Отражает средний срок возврата коммерческого кредита предприятием

9.      Коэффициент оборачиваемости собственного  капитала – Коск

Коск = Выручка / Итог Раздела IV Пассива

Резкий рост – повышение уровня продаж, снижение – тенденция к бездействию части собственных средств.

После того, как проведен общий анализ финансового состояния, рассчитаны и проанализированы коэффициенты по всем группам, необходимо объединить полученную информацию и сделать обобщенные выводы по финансовому состоянию предприятия. Эти выводы можно использовать дальше в качестве основы для принятия управленческого решения.


Глава 2. Анализ показателей деловой активности и рентабельности ОАО «Товарищество Тверская мануфактура»

2.1. Краткая характеристика ОАО «Товарищество Тверская мануфактура»

Открытое акционерное общество «Товарищество Тверская мануфактура» - текстильное предприятие, хранящее столетние традиции производства хлопчатобумажных тканей, заложенные знаменитым российским купцом Саввой Морозовым.

28 апреля 1858 года Тверское губернское правление выдало разрешение на строительство бумагопрядильного фабричного производства московским купцам Шибаеву, Митюшину и Брызгалину, которые арендовали для этих целей участок земли на правом берегу реки Тьмаки. Именно эта дата - 28 апреля 1858 года - считается днем основания текстильного производства в Твери. Вскоре крупный московский фабрикант Савва Морозов приобрел пай выбывшего Сидора Шибаева, а с течением времени и все остальные доли «Товарищества Тверской Мануфактуры».

Первую партию миткаля фабрика выпустила 11 мая 1859 года, а к концу 60-х годов прошлого столетия строительство основных производств было полностью завершено - и Морозовская мануфактура вошла в число крупнейших текстильных предприятий России. Фабрика выпускала миткаль, бумазею, сатин, коленкор, мадаполам, более 27 видов ситца и 50 сортов различных текстильных полотен.

Приватизированное в 1992 году предприятие не смогло удержаться на рынке текстиля и в 1996 году прекратило производственную деятельность.

Для сохранения вековых традиций тверского текстиля, высококвалифицированных специалистов и обеспечения выпуска конкурентоспособной продукции тогда же, в марте-апреле 1996 года, была разработана программа организации производства по выпуску хлопковых тканей на базе исторического предприятия.

В результате 30 апреля 1996 года родилось акционерное общество, названное так же, как в течение многих лет назывались морозовские фабрики – «Товарищество Тверская Мануфактура».

Весной 1996 года для того, чтобы сохранить вековые традиции тверского текстиля и штат высококвалифицированных специалистов, создать цивилизованный бизнес, обеспечив тем самым выпуск конкурентоспособной продукции, утвердилась идея организации производства по выпуску тканей из хлопка на базе исторического предприятия.

В результате, 30 апреля 1996 года было зарегистрировано акционерное общество, названное так, как в течение более полувека назывались Морозовские фабрики - «Товарищество Тверская Мануфактура»

Информация о работе Анализ показателей деловой активности и рентабельности