Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 20:09, курсовая работа
Цель деятельности предприятий при переходе российской экономики от директивно-плановой к рыночной кардинально изменилась. Так, если раньше цель деятельности организации заключалась в выполнении государственного плана, а, следовательно, основным показателем являлась количественная результативность, то теперь целью работы предприятий (большинство из которых стало частными в ходе приватизации, в начале 90-х гг. 20 века) является быть конкурентоспособными и эффективными
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….…….…..3
ГЛАВА 1. Теоретические основы анализа рентабельности и эффективности деятельности предприятия ………………………………………….....….…..….6
1.1. Понятие и расчет показателей рентабельности ………………….……...….6
1.2. Понятие и расчет показателей деловой активности …………….…….…..12
ГЛАВА 2. Анализ показателей деловой активности и рентабельности
ОАО «Товарищество Тверская мануфактура» …………………………………17
2.1. Краткая характеристика ОАО «Товарищество Тверская мануфактура» ..17
2.2. Анализ рентабельности и деловой активности ОАО «Товарищество Тверская мануфактура» ……………………………………………………….....19
2.3. Выводы и предложения ……………………………………………..………21
ЗАКЛЮЧЕНИ……………………………………………….…………………….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……………………33
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. Теоретические основы анализа рентабельности и эффективности деятельности предприятия ………………………………………….....….…..….6
1.1. Понятие и расчет показателей рентабельности ………………….……...….6
1.2. Понятие и расчет показателей деловой активности …………….…….…..12
ГЛАВА 2. Анализ показателей деловой активности и рентабельности
ОАО «Товарищество Тверская мануфактура» …………………………………17
2.1. Краткая характеристика ОАО «Товарищество Тверская мануфактура» ..17
2.2. Анализ рентабельности и деловой активности ОАО «Товарищество Тверская мануфактура» ……………………………………………………….....19
2.3. Выводы и предложения ……………………………………………..………21
ЗАКЛЮЧЕНИ……………………………………………….……
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……………………33
Введение
Цель деятельности предприятий при переходе российской экономики от директивно-плановой к рыночной кардинально изменилась. Так, если раньше цель деятельности организации заключалась в выполнении государственного плана, а, следовательно, основным показателем являлась количественная результативность, то теперь целью работы предприятий (большинство из которых стало частными в ходе приватизации, в начале 90-х гг. 20 века) является быть конкурентоспособными и эффективными.
Теперь при наличии серьезной конкуренции оценка эффективности финансовой деятельности стала гораздо актуальнее чем в «госплановские времена», и вследствие этого в оценке эффективности нуждается достаточно большой круг лиц, куда, в первую очередь, включаем стратегических партнеров по бизнесу и инвесторов, собственников, так же кредитных отделов коммерческих банков, персонал, налоговые службы и государственные органы (управленческий аппарат для большей информативности используют данные управленческой отчетности).
Для того, чтобы составить достаточно полное представление об эффективности финансовой деятельности предприятия, в процессе комплексного анализа аналитику необходимо получить ответ на следующий круг вопросов: каковы изменения в составе имущества и источников его формирования за анализируемый период времени, и каковы причины таких изменений; какие статьи отчета о прибылях и убытках могут быть использованы для прогнозирования финансовых результатов; какова рентабельность продаж; собственного и заемного капитала; активов и в том числе чистых активов; какова оборачиваемость имущества организации; способно ли предприятие генерировать доход; какова эффективность его финансовой деятельности.
Для получения ответов на эти вопросы аналитику следует решить комплекс задач, которые в своей системности представляют методику комплексного анализа «как совокупность правил, приемов и способов для целесообразного выполнения какой-либо работы» [15, с. 5]. Основными составляющими методики анализа являются определение целей и задач анализа; круга заинтересованных пользователей информации; методы, приемы и способы решения поставленных задач. Одним из основополагающих моментов в выборе методики комплексного анализа, по нашему мнению, является формирование репрезентативной системы взаимосвязанных показателей, так как изначально неверно заданные параметры, несмотря на высокое качество работы, не смогут дать заинтересованным лицам полноценного ответа на поставленные вопросы и, соответственно, эффективность работы аналитика будет сведена к нулю.
Отметим, что термин «эффективность» ряд российских авторов использует в связи с оценкой финансово-хозяйственной деятельностью по данным управленческой отчетности (А.Д. Шеремет [41, 42, 43, 44], Е.С. Стоянова [29, 33], Е.В. Негашев [41], Р.С. Сайфулин [42, 43], Г.В. Савицкая [27]), при этом особое внимание в ходе проведения комплексного экономического анализа акцентируется на показатели и оценку интенсификации и экстенсификации финансово-хозяйственной деятельности с факторным рассмотрением влияния таких производственных показателей, как фондоотдача, ресурсоотдача, материалоотдача. Другие авторы, например, О.В. Ефимова [11] и М.Н. Крейнина [16] рассматривают понятие «эффективность» в контексте финансового анализа: определяющими показателями здесь выступают рентабельность и оборачиваемость. В.В. Ковалев подразумевает под оценкой эффективности текущей деятельности деловую активность, как совокупность трех составляющих: оценка степени выполнения плана по основным показателям и анализ отклонений; оценка и обеспечение приемлемых темпов наращивания объемов финансово-хозяйственной деятельности; оценка уровня эффективности использования финансовых ресурсов коммерческой организации; так же сюда входит анализ прибыли и рентабельности. А сам термин «эффективность» В.В. Ковалевым определен как «относительный показатель, соизмеряющий полученный эффект с затратами или ресурсами, использованными для достижения эффекта» [13, с. 178]. Под эффектом понимается абсолютный результативный показатель, а для предприятия этим показателем является прибыль. В переводной литературе термин «эффективность» определяется показателями величины совокупных активов, доходностью нетто-активов и доходностью инвестированного капитала [15, с. 62-76].
Учитывая вышеизложенное, показателями, отражающими эффективность деятельности организации, являются рентабельность и деловая активность, определяемая оборачиваемостью.
Цель работы состоит в изучении приемов и методов анализа показателей деловой активности и эффективности деятельности предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить показатели рентабельности предприятия: понятие, содержание и методику расчета;
- изучить показатели деловой активности предприятия: понятие, содержание и методику расчета;
- провести анализ показателей деловой активности и эффективности деятельности ОАО «Товарищество Тверская мануфактура»
Предметом работы являются показатели рентабельности и деловой активности.
Объектом исследования является финансово-хозяйственная деятельность предприятия ОАО «Товарищество Тверская мануфактура».
При написании данной работы были изучены монографии специалистов в области финансового менеджмента и экономического анализа, учебная литература, периодические издания, посвященные данной проблематике, а также информация и материалы, собранные автором дипломной работы.
Глава 1. Теоретические основы анализа рентабельности и эффективности деятельности предприятия
1.1. Понятие и расчет показателей рентабельности
Прибыль - один из основных финансовых показателей плана и оценки хозяйственной деятельности предприятий. За счет прибыли осуществляются финансирование мероприятий по научно-техническому и социально-экономическому развитию предприятий, увеличение фонда оплаты труда их работников.
Многоаспектное значение прибыли усиливается с переходом экономики государства на основы рыночного хозяйства. Предприятие любой формы собственности вправе решать, на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений.
Законом РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности» предусмотрено, что предпринимательская деятельность означает инициативную самостоятельность предприятий, направленную на получение прибыли. При этом предприятие как хозяйствующий субъект, самостоятельно осуществляющий свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией и остающейся в его распоряжении чистой прибылью [35].
Ведущее значение прибыли в качестве финансового показателя предпринимательской деятельности предприятия вместе с тем не означает его уникальности. Анализ стимулирующей роли прибыли показывает, что в отдельных хозяйствующих субъектах преобладает стремление извлечь высокую прибыль в целях увеличения фонда оплаты труда в ущерб производственному и социальному развитию коллектива.
В ряде случаев рост прибыли обусловлен необоснованным повышением цен на продукцию.
Стремление любыми путями получить высокую прибыль с целью увеличения фонда оплаты труда приводит к росту объема денежной массы в обращение, не обеспеченной товарными ресурсами. Отсюда - дальнейший рост цен, инфляции, а, следовательно, эмиссии денег.
Для реальной оценки уровня рентабельности предприятия можно воспользоваться методами комплексного анализа прибыли по технико-экономическим факторам. Комплексный анализ прибыли рекомендуется проводить в определенной последовательности. Прежде всего, валовую прибыль анализируют по ее составным элементам, главным из которых является прибыль от реализации товарной продукции. Анализируют изменение объема и структуры реализации, изменение уровня цен на реализованную продукцию, а также на определенное сырье, материалы, топливо, энергию и другие затраты. Кроме отмеченных методов факторного анализа прибыли в том числе экономических показателей эффективности предпринимательской деятельности используется показатель рентабельности.
«Рентабельность - это относительный показатель интенсивности производства. Он отражает уровень прибыльности относительно определенной базы. Предприятие считается рентабельным, если суммы выручки от реализации продукции достаточно не только для покрытия затрат на производство и реализацию, но и для образования прибыли» [29, с. 88].
Рентабельность может исчисляться по-разному. Показатель рентабельности, исчисляемый как отношение прибыли к стоимости производственных фондов, применяется для обобщения оценки уровня прибыльности, доходности предприятия.
Кроме рентабельности производства в процессе анализа предпринимательской деятельности предприятий широко используется показатель рентабельности продукции, исчисляемой как отношение прибыли от реализации продукции к полной себестоимости этой продукции.
Применение этого показателя рентабельности наиболее рационально при внутрихозяйственных аналитических расчетах, при контроле за прибыльностью отдельных видов изделий, внедрении в производство новых видов продукции и снятии с производства неэффективных изделий.
Прибыль связана как с себестоимостью изделия, так и с ценой, по которой оно реализуется, поэтому рентабельность продукции может быть исчислена как отношение прибыли к стоимости реализованной продукции по свободным или регулируемым ценам.
Эти показатели взаимосвязаны и характеризуют изменение текущих затрат на производство и реализацию как всей продукции, так и отдельных ее видов.
Показатели рентабельности [41]:
1. Коэффициент рентабельности продаж – Крп
Крп = Прибыль / Выручка (1)
Показывает сколько прибыли приходится на рубль реализованной продукции. Уменьшение Крп – снижение спроса [54, с.305]
2. Коэффициент рентабельности капитала – Крк
Крк = Прибыль / Валюта баланса (2)
Показывает эффективность использования всего имущества.
3. Коэффициент рентабельности внеоборотных активов – Крва
Крва = Прибыль / Итог Раздела I Актива (3)
Отражает эффективность использования внеоборотных активов, измеряемую величиной прибыли на единицу стоимости средств.
4. Коэффициент рентабельности собственного капитала – Крск
Крск = Прибыль / Итог Раздела III Пассива (4)
Отражает эффективность использования собственного капитала. Его динамика оказывает влияние на уровень котировки акций.
5. Коэффициент прибыли на рубль затрат – Кп
Кп = Прибыль / Затраты (5)
В течении производственного цикла на уровень рентабельности влияет ряд факторов, которые можно разделить на внешние – связаны с воздействием на деятельность предприятия рынка, государства, географического положения и внутренние: производственные и внепроизводственные. Выявление в процессе анализа внутренних и внешних факторов, влияющих на рентабельность, дает возможность «очистить» показатели эффективности от внешнего воздействия.
Рассмотрим сначала факторы, непосредственно связанные с деятельностью предприятия, которые оно может изменять и регулировать в зависимости от поставленных перед предприятие целей и задач, т.е. внутренние факторы. Которые можно разделить на производственные, непосредственно связанные с основной деятельностью предприятия, и внепроизводственные факторы, которые непосредственно не связаны с производством продукции и с основной деятельностью предприятия.
Внепроизводственные факторы включают в себя снабженческо-сбытовую деятельность, т.е. своевременность и полноту выполнения поставщиками и покупателями обязательств перед предприятием, их удаленность от предприятия, стоимость транспортировки до места назначения и т.д.. Природоохранные мероприятия, которые необходимы для предприятий ряда отраслей, например, химической, машиностроительной и т.д. отраслей, и влекут за собой значительные издержки. Штрафы и санкции за несвоевременность или не точность выполнения каких-либо обязательств фирмы, например, штрафы в налоговые органы за несвоевременность расчетов с бюджетом. На финансовые результаты деятельности фирмы, а следовательно и на рентабельность косвенно влияют и социальные условия труда и быта работников. Финансовая деятельность предприятия, т.е. управление собственным и заемным капиталом на предприятие, деятельность на рынке ценных бумаг, участие в других предприятиях и т.д.
Информация о работе Анализ показателей деловой активности и рентабельности