Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 04:09, курсовая работа
Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью постоянного мониторинга доходов и расходов хозяйствующего субъекта, а также эффективной политикой их управления с целью достижения главной цели коммерческого предприятия – получение максимальной прибыли.
Целью настоящей работы является изучение сущности анализа прибыли и рентабельности деятельности предприятия с использованием международных стандартов.
Основные задачи, стоящие перед работой:
- раскрыть понятие прибыли, охарактеризовать ее виды и источники формирования; определить цели и задачи анализа прибыли;
- установить назначение оценки рентабельности предпринимательской деятельности предприятия;
- проанализировать уровень прибыльности и рентабельности хозяйственной деятельности, в том числе с использованием международных стандартов;
- выполнить практическое задание.
где РА - рентабельность активов
ЧП - Чистая прибыль
А - Среднее значение активов
Данный коэффициент показывает,
Низкие
значения рентабельности активов в
течение длительного периода
времени являются сигналом плохого
ведения финансово-
С учетом методики расчета чистых активов (среднее значение) рекомендуется использовать показатель чистой рентабельности:
где Рч - рентабельность чистая
ЧП - чистая прибыль
ЧА - чистые активы
Показатель
чистой рентабельности характеризует
эффективность использования
где РСК - общая рентабельность собственного капитала
ПН - прибыль до налогообложения
СК - собственный капитал
Этот показатель характеризует доходность предприятия от всех видов его деятельности в расчете на рубль вложенного собственного капитала.
Таким образом, функционирование коммерческой организации зависит от ее способности приносить достаточный уровень дохода, подавляющую часть которого составляет прибыль, а оценка прибыльности организации производиться с помощью показателей рентабельности, характеризующих эффективность работы предприятия в целом и доходность различных направлений деятельности.
Порядок
расчета показателей
Таблица 1.1 - Порядок расчета показателей рентабельности деятельности предприятия
Показатель рентабельности | Расчет показателя |
Рентабельность продаж | РПр
= Ппр / В * 100 Где РПр - рентабельность продаж Ппр - прибыль от продаж В - выручка |
Рентабельность производства (окупаемости издержек) | Рп
= Ппр / С * 100%
где Рп - Рентабельность производства Ппр - Прибыль от продаж С
– Себестоимость (суммарные |
Чистая рентабельность реализованной продукции | ДЧП
= ЧП /В где ДЧП - Доля чистой прибыли ЧП - Чистая прибыль В – выручка (Объем реализации продукции) |
Чистая рентабельность активов | РА
= ЧП / А
где РА - рентабельность активов ЧП - Чистая прибыль А - Среднее значение активов |
Чистая рентабельность | Рч
= ЧП / ЧА где Рч - рентабельность чистая ЧП - чистая прибыль ЧА - чистые активы |
Общая рентабельность собственного капитала | РСК
= ПН/ СК где РСК - общая рентабельность собственного капитала ПН - прибыль до налогообложения СК - собственный капитал |
Таким
образом, показатели рентабельности
предприятия в отличие от прибыли
более полно характеризуют
В зарубежных странах для обеспечения системного подхода при изучении факторов изменения прибыли и прогнозирования ее величины используют маржинальный анализ, в основе которого лежит маржинальный доход [17, с.101].
Маржинальный доход (МД) – это прибыль в сумме с постоянными затратами (А).
откуда
С
помощью формулы можно
Очень часто при определении суммы прибыли вместо маржинального дохода используется выручка (РП) и удельный вес маржинального дохода в ней (Ду).
Поскольку
то
Данная формула успешно применяется тогда, когда необходимо проанализировать прибыль от реализации нескольких видов продукции.
Преимущество рассмотренной методики анализа показателей прибыли рентабельности состоит в том, что при ее использовании учитывается взаимосвязь элементов модели, в частности объема продаж, издержек и прибыли. Это обеспечивает более точное исчисление влияния факторов и, как следствие, более высокий уровень планирования и прогнозирования финансовых результатов.
Использование
этого метода в финансовом менеджменте
отечественных предприятий
Методика анализа рентабельности с использованием международных стандартов по системе «директ-кост» будет осуществляться с использованием следующей факторной модели:
Для анализа рентабельности издержек в целом по предприятию используем следующую факторную модель:
Последовательно заменяя плановый (базисный) уровень каждого факторного показателя на фактический и сравнивая результат расчета до и после замены каждого фактора, можно определить изменение уровня рентабельности за счет объема реализованной продукции РПобщ, ее структуры (УДi), цены (Ц), удельных переменных расходов (В) и суммы постоянных затрат (А).
Аналогичным образом производится анализ рентабельности продаж (предпринимательской деятельности):
(17)
Анализ рентабельности инвестированного капитала производится по следующей факторной модели:
(18)
где Пб – балансовая сумма прибыли;
ИК – среднегодовая сумма инвестиционного капитала;
- сумма оборота (себестоимость реализованной продукции);
Коб – коэффициент оборачиваемости капитала (отношение суммы оборота к среднегодовой сумме капитала);
ВФР – внереализационные финансовые результаты.
Таким образом, можно сделать вывод о том, прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Наличие прибыли на предприятии означает, что его доходы превышают все расходы, связанные с его деятельностью.
Расходы предприятия – это
выраженные в денежной форме
затраты по ведению его
В
процессе анализа доходов
При анализе расходов предприятия исследуется состав и структура затрат, определяется степень их влияния на формирование прибыли, изыскиваются резервы снижения.
Задание.
РЕШЕНИЕ.
Заполним
таблицу.
Показатели | План | Факт | Отклонения |
1. Кол-во реализованной продукции, шт. | 12400 | 12528 | +128 |
2. Цена 1 шт., тыс.руб. | 0,4 | 0,43 | +0,03 |
3. Переменные расходы на 1 шт., тыс.руб. | 0,25 | 0,28 | +0,03 |
4. Сумма постоянных затрат, тыс.руб. | 824 | 820 | -4 |
5. Переменные издержки на весь выпуск, тыс.руб. (п.1 х п.3) | 3100 | 3507,84 | +407,84 |
6. Выручка, тыс.руб. (п.1 х п.2) | 4960 | 5387,04 | +427,04 |
7. Маржа, тыс.руб. (п.6 – п.5) | 1860 | 1879,2 | +19,2 |
8. Прибыль, тыс.руб. (п.7 – п.4) | 1036 | 1059,2 | +23,2 |
Вывод.
Предприятие в отчетном году перевыполнило план по реализации продукции на 128 шт. или на 1,03%, при этом выручка от реализации возросла на 427,04 тыс.руб. (8,61%) не только за счет роста товарооборота, но и за счет увеличение отпускных цен на 30 руб.