Анализ прибыли и рентабельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 17:25, курсовая работа

Описание

Цель данной работы заключается в изучении методов, динамики и структуры прибыли, в рассмотрении видов прибыли и ее значения для предприятия, изучении основных показателей рентабельности, их взаимосвязи с показателями структуры затрат и их окупаемости.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть понятие и значение финансового анализа;
2. Общее понятие прибыли и ее значение для предприятия;
3. Виды прибыли;
4. Методы анализа прибыли;
5. Общее понятие рентабельности;
6. Основные показатели рентабельности;
7. Факторный анализ рентабельности и его особенности.
8. Раскрыть факторы, которые влияют на величину показателей рентабельности.

Содержание

Введение 3
1. Содержание, методы и цели финансового анализа. 4
1.1. Содержание финансового анализа 4
1.2. Цели и методы финансового анализа 6
2. Анализ состава и динамики прибыли предприятия 9
2.1 Понятие прибыли, ее виды и значение 9
2.2 Анализ прибыли 12
3. Показатели рентабельности, их динамика и факторный анализ. 18
3.1 Понятие рентабельности и ее основные показатели 18
3.2 Факторный анализ рентабельности 19
4. Анализ прибыли предприятия на примере ОАО «Талдом хлеб» 26
Заключение 30
Список литературы 31

Работа состоит из  1 файл

kursovaya_ekon_analiz.doc

— 253.00 Кб (Скачать документ)

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования Московской области

«Международный университет природы, общества и человека «Дубна»

 

ФАКУЛЬТЕТ «ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ»

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ

 

Курсовая работа

по дисциплине

«Финансовый анализ»

 

на тему:

«Анализ прибыли и рентабельности предприятия»

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент направления «Экономика»

группы №4032

Корявов В.А.

 

Проверил:

Степанов  К.А.

Оценка:     

Дата:     __     

Подпись:     

 

 

 

 

 

 

 

Дубна, 2012

Оглавление

 

Введение

Предприятия сегодня имеют полную самостоятельность в управлении и ведении хозяйства, право распоряжаться  ресурсами и результатами труда  и несут всю полноту экономической ответственности за свои решения и действия. В таких условиях благополучие и коммерческий успех предприятия всецело зависят от  того, насколько эффективна его деятельность.

Высокий уровень конкуренции требует  от предприятий повышения эффективности  производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, преодоления бесхозяйственности, активизации предпринимательства, инициативы и т.д. Важная роль в реализации этой задачи отводится анализу хозяйственной деятельности предприятий. Анализ проводится на основе данных финансовой отчетности.

Анализ финансовых результатов  – важнейшее звено в деятельности любого предприятия. Прибыль, как финансовый результат, является основным результатом экономической деятельности предприятия, и ее рост создает финансовую основу для осуществления расширенного воспроизводства предприятия и удовлетворения социальных и материальных потребностей учредителей и работников. Поэтому для предприятия особо важно следить за изменением прибыли и показателей рентабельности и применять необходимые меры в случае их понижения. Основываясь на этом, можно с уверенностью сказать, что выбранная мною тема является важной и актуальной.

Цель данной работы заключается в изучении методов, динамики и структуры прибыли, в рассмотрении видов прибыли и ее значения для предприятия, изучении основных показателей рентабельности, их взаимосвязи с показателями структуры затрат и их окупаемости.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Раскрыть понятие и значение финансового анализа;
  2. Общее понятие прибыли и ее значение для предприятия;
  3. Виды прибыли;
  4. Методы анализа прибыли;
  5. Общее понятие рентабельности;
  6. Основные показатели рентабельности;
  7. Факторный анализ рентабельности и его особенности.
  8. Раскрыть факторы, которые влияют на величину показателей рентабельности.

 

1. Содержание, методы и цели финансового  анализа.

1.1. Содержание финансового  анализа

Финансовый анализ является частью общего, полного анализа хозяйственной деятельности, который состоит из двух тесно взаимосвязанных разделов: финансового анализа и производственного управленческого анализа (схема 1.1.).

Разделение анализа на финансовый и управленческий обусловлено сложившимся на практике разделением системы бухгалтерского учета в масштабе предприятия на финансовый учет и управленческий учет. Такое разделение анализа несколько условно, потому что внутренний анализ может рассматриваться как продолжение внешнего анализа и наоборот. В интересах дела оба вида анализа подпитывают друг друга информацией.





 



 

 

Схема 1.1. Примерная схема  финансового и управленческого  анализа

 

Особенностями внешнего финансового  анализа являются:

  • множественность субъектов анализа, пользователей информации о деятельности предприятия:
  • разнообразие целей и интересов субъектов анализа:
  • наличие типовых методик анализа, стандартов учета и отчетности:
  • ориентация анализа только на публичную, внешнюю отчетность предприятия:
  • ограниченность задач анализа как следствие предыдущего фактора:
  • максимальная открытость результатов анализа для пользователей информации о деятельности предприятия.

Финансовый анализ, основывающийся на данных только бухгалтерской отчетности, приобретает характер внешнего анализа, т.е. анализа, проводимого за пределами предприятия его заинтересованными контрагентами, собственниками или государственными органами. Этот анализ на основе только отчетных данных, которые содержат лишь весьма ограниченную часть информации о деятельности предприятия, не позволяет раскрыть всех секретов деятельности фирмы.

Основное содержание внешнего финансового  анализа, осуществляемого партнерами предприятия по данным публичной финансовой отчетности, составляют:

  • анализ абсолютных показателей прибыли;
  • анализ относительных показателей рентабельности;
  • анализ финансового состояния, рыночной устойчивости, ликвидности баланса, платежеспособности предприятия;
  • анализ эффективности использования заемного капитала;
  • экономическая диагностика финансового состояния предприятия и рейтинговая оценка эмитентов.

Существует многообразная экономическая информация о деятельности предприятий и множество способов анализа этой деятельности. Финансовый анализ по данным финансовой отчетности называют классическим способом анализа. Внутрихозяйственный финансовый анализ использует в качестве источника информации и другие данные системного бухгалтерского учета, данные о технической подготовке производства, нормативную и плановую информацию и пр.

Основное содержание внутрихозяйственного финансового анализа может быть дополнено и другими аспектами, имеющими значение для оптимизации управления, например такими, как анализ эффективности авансирования капитала, анализ взаимосвязи издержек, оборота и прибыли. В системе внутрихозяйственного управленческого анализа есть возможность углубления финансового анализа за счет привлечения данных управленческого производственного учета, иными словами, имеется возможность проведения комплексного экономического анализа и оценки эффективности хозяйственной деятельности. Вопросы финансового и производственного анализа взаимосвязаны при обосновании бизнес-планов, при контроле за их реализацией, в системе маркетинга, т.е. в системе управления производством и реализацией продукции, работ и услуг, ориентированной на рынок.

Особенностями управленческого анализа  являются:

  • ориентация результатов анализа на свое руководство;
  • использование всех источников информации для анализа;
  • отсутствие регламентации анализа со стороны;
  • комплексность анализа, изучение всех сторон деятельности предприятия;
  • интеграция учета, анализа, планирования и принятия решения;
  • максимальная закрытость результатов анализа в целях сохранения коммерческой тайны.

Цели и методы финансового анализа

Основной целью финансового  анализа является получение небольшого числа ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами, при этом аналитика и управляющего (менеджера) может интересовать как текущее финансовое состояние предприятия, так и его проекция на ближайшую или более отдаленную перспективу, т. е. ожидаемые параметры финансового состояния.

Но не только временные границы  определяют альтернативность целей финансового анализа. Они зависят также от целей субъектов финансового анализа, т. е. конкретных пользователей финансовой информации.

Цели анализа достигаются в  результате решения определенного  взаимосвязанного набора аналитических  задач. Аналитическая задача представляет собой конкретизацию целей анализа с учетом организационных, информационных, технических и методических возможностей проведения анализа. Основным фактором в конечном счете является объем и качество исходной информации. При этом надо иметь в виду, что периодическая бухгалтерская или финансовая отчетность предприятия - это лишь “сырая информация”, подготовленная в ходе выполнения на предприятии учетных процедур.

Чтобы принимать решения по управлению в области производства, сбыта, финансов, инвестиций и нововведений руководству нужна постоянная деловая осведомленность по соответствующим вопросам, которая является результатом отбора, анализа, оценки и концентрации исходной сырой информации. Необходимо также аналитическое прочтение исходных данных исходя из целей анализа и управления.

Основной принцип аналитического чтения финансовых отчетов- это дедуктивный  метод, т. е. от общего к частному, Но он должен применяться многократно. В ходе такого анализа как бы воспроизводится  историческая и логическая последовательность хозяйственных фактов и событий, направленность и сила влияния их на результаты деятельности.

Практика финансового анализа  уже выработала основные виды анализа (методику анализа) финансовых отчетов. Среди них можно выделить 6 основных методов:

горизонтальный (временной) анализ - сравнение  каждой позиции отчетности с предыдущим периодом;

 

вертикальный (структурный) анализ - определение  структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом;

 

трендовый анализ - сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т. е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируют возможные значения показателей в будущем, а следовательно, ведется перспективный прогнозный анализ;

 

анализ относительных показателей (коэффициентов) - расчет отношений  между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязей показателей;

 

сравнительный (пространственный) анализ - это как внутрихозяйственный  анализ сводных показателей отчетности по отдельным показателям предприятия, филиалов, подразделений, цехов, так и межхозяйственный анализ показателей данного предприятия в сравнении с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними хозяйственными данными;

 

факторный анализ - анализ влияния  отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования. Причем факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), когда анализ дробят на составные части, так и обратным, когда составляют баланс отклонений и на стадии обобщения суммируют все выявленные отклонения, фактического показателя от базисного за счет отдельных факторов.

 

2. Анализ состава и динамики прибыли предприятия

2.1 Понятие прибыли, ее  виды и значение

Любой хозяйствующий субъект в  условиях рыночной экономики стремится  к превышению полученных доходов над произведенными расходами, так как всякая организация заинтересована в получении положительного результата от своей деятельности (прибыли). Прибыль — это особый систематически воспроизводимый ресурс коммерческой организации, конечная цель развития бизнеса.

Сущность рассматриваемой экономической категории заключается в том, что необходимый уровень прибыли — это:

  • основной внутренний источник текущего и долгосрочного развития организации;
  • базовый фактор возрастания рыночной стоимости организации;
  • индикатор кредитоспособности;
  • приоритетный интерес собственника, поскольку он обеспечивает возможность возрастания капитала;
  • инструмент конкурентоспособности организации при наличии стабильного и устойчивого уровня прибыли;
  • гарант выполнения организацией своих обязательств перед государством, источник удовлетворения социальных потребностей общества.

Поддержание необходимого уровня прибыльности — объективная закономерность нормального функционирования организации в рыночной экономике. Систематический недостаток прибыли и ее неудовлетворительная динамика свидетельствуют о неэффективности и рискованности бизнеса — одной из главных внутренних причин банкротства.

Главная цель управления прибылью — максимизация благосостояния собственников в текущем и перспективном периоде. Это означает:

Информация о работе Анализ прибыли и рентабельности предприятия