Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 19:17, курсовая работа
Прибыль, как экономическая категория, получила новое содержание в условиях современного экономического развития страны, формирования реальной самостоятельности субъектов хозяйствования. Являясь главной движущей силой рыночной экономики, она обеспечивает интересы государства, собственников и персонала организации. Поэтому одной из актуальных задач современного этапа является овладение руководителями и работниками, которые заняты в сфере экономики современными методами эффективного управления формированием прибыли и рентабельности в процессе операционной, инвестиционной и финансовой деятельности организации.
Введение…………………………………………………………………………...3
Сущность и значение прибыли и рентабельности……………………..6
Рентабельность как относительный показатель прибыльности……….12
Краткая характеристика предприятия OAO «Утёс»……………………16
Горизонтальный анализ отчета о прибылях и убытках………………...17
Вертикальный анализ отчета о прибылях и убытках…………………...19
Расчет и факторный анализ рентабельности продаж…………………...20
Заключение………………………………………………………………………22
Приложение 1…………………………………………………………………….24
Приложение 2…………………………………………………………………….26
Список используемой литературы…………………………….……………......28
Внешние факторы увеличения прибыли предприятия:
Перечисленные факторы влияют на прибыль не прямо, а через объем реализуемой продукции и себестоимость.
Для оценки эффективности работы организаций недостаточно использования показателя прибыли, поскольку наличие прибыли еще не означает, что организация работает хорошо. Абсолютная сумма прибыли не позволяет судить о степени доходности той или иной организации. Многие организации, получившие одинаковую сумму прибыли, имеют различные объемы продаж, разные затраты. Поэтому для определения эффективности произведенных затрат необходимо использовать относительный показатель – уровень рентабельности. Прибыль и рентабельность – тесно взаимосвязанные понятия, но не тождественные по своим аналитическим возможностям. Рентабельность целесообразно рассматривать с двух позиций – как объективную экономическую категорию и как количественный и качественный показатель.
Как объективная экономическая категория рентабельность характеризует прибыльность, доходность, финансовый результат деятельности организации.
Рентабельность будет означать процентное отношение суммы полученной прибыли к одному из показателей: объему товарооборота, расходам на реализацию, средней стоимости основных и оборотных средств, фонду оплаты труда.
Значимость коэффициента рентабельности в условиях ориентации на рыночные отношения определяется интересом к нему не только работников одной организации, но и интересом государства, контрагентов, собственников, кредиторов и заемщиков.
Повышение уровня рентабельности для коллектива организации означает укрепление финансового положения, а, следовательно, увеличение средств, направляемых на материальное стимулирование их труда, для управленцев – это информация о результатах применяемой тактики и стратегии о целесообразности ее корректировки.
2.Рентабельность как относительный показатель прибыльности
В условиях рыночной экономики большое значение приобретают показатели рентабельности, которые являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия.
Рентабельность более полно, чем прибыль отражает окончательные результаты хозяйствования, так как ее величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами.
Если предприятие получает прибыль, оно считается рентабельным. Показатели рентабельности, применяемые в экономических расчетах, характеризуют относительную прибыльность.
Результативность и
По абсолютной сумме прибыли не всегда можно судить об уровне доходности предприятия, так как на ее размер влияет не только качество работы, но и масштабы деятельности. Поэтому для характеристики эффективности работы предприятия наряду с абсолютной суммой прибыли используют относительный показатель – уровень рентабельности.
В условиях рыночных отношений велика
роль показателей рентабельности продукции,
характеризующих уровень
Основными функциями рентабельности являются:
Рентабельность, являясь конечным
результатом деятельности предприятия,
создает условия для его
С точки зрения бухгалтерского учета, рентабельность состоит из двух составляющих. Первый компонент − доход от обычной (повседневной) хозяйственной деятельности предприятия (определяется как разность между валовыми доходами от реализации и издержками обращения). При этом на величину рентабельности от хозяйственной деятельности оказывает влияние соответствующая методика исчисления издержек, затрат на содержание персонала, оценки стоимости основных фондов, запасов и других составляющих. Второй компонент − потенциальная рентабельность (доход от владения ценными бумагами, долговыми обязательствами и материальными ценностями). Разновидностью потенциального дохода выступает чрезвычайный доход, который складывается из дохода от реализации активов, безнадежных финансовых обязательств, использования сумм от ускоренной амортизации, резервов.
Показатели рентабельности – это важнейшие характеристики фактической среды формирования прибыли и дохода предприятий. Они позволяют дать оценку финансовых результатов предприятия и, в конечном счете, его эффективность. По этой причине они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.
К этим показателям обычно
относят уровень
Рассмотрим показатели рентабельности.
Рентабельность реализованной продукции (рентабельность продаж) (Рр) рассчитывается по формуле: Рр = , (1)
где Пр – прибыль от реализации продукции,
Вр – выручка от реализации продукции.
Значение этого коэффициента показывает, какую прибыль имеет предприятие с каждого рубля реализованной продукции. Тенденция к его снижению позволяет предположить сокращение спроса на продукцию предприятия. Снижение коэффициента рентабельности реализованной продукции может быть вызвано изменениями в структуре реализации, снижением индивидуальной рентабельности изделий, входящих в реализованную продукцию, и др.
Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) (Рз) вычисляется путем отношения валовой прибыли (П) к сумме затрат по реализованной продукции (Зр): Рз = , (2)
Она показывает, сколько предприятие получило прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции.
Еще одним важным показателем рентабельности деятельности предприятия является рентабельность активов. Коэффициент рентабельности активов (Ра) рассчитывается как отношение валовой прибыли (П) к величине активов (А): Ра = , (3)
Этот коэффициент показывает, сколько копеек прибыли приходится на каждый рубль активов, т.е. насколько эффективно используются ресурсы организации.
Собственников организации интересует не только общая эффективность использования ресурсов, но и эффективность ресурсов, принадлежащих им, т.е. рентабельность собственного капитала. Коэффициент рентабельности собственного капитала рассчитывается следующим образом: Рск = , (4)
где СК – величина собственного капитала организации;
П – валовая прибыль.
Данный коэффициент показывает, сколько копеек прибыли приходится на каждый рубль собственного капитала. Рентабельность собственного капитала тем выше, чем ниже его доля в общем объеме ресурсов, используемых предприятием, иными словами, чем больше доля заемных ресурсов.
3.Краткая характеристика
Ульяновский приборостроительный завод (впоследствии - ОАО "УТЕС") был создан 1 сентября 1941 года. ОАО "Утес" является многопрофильным предприятием, которое производит продукцию, предназначенную для различных отраслей народного хозяйства:
По основному профилю
работы предприятие специализируется
на производстве аэрометрического оборудования
для измерения высотно-скоростн
Внеоборотные активы с 31.12.2011 на конец 1 квартала 2012 года сократились на 2 019 тыс.руб. Оборотные активы, в целом изменились незначительно. Дебиторская задолженность предприятия превышают кредиторскую задолженность не значительно, что не создаёт угрозы финансовой устойчивости предприятия.
На основании отчета «о прибылях и убытках за 1 квартал 2012 года» можно сделать вывод, что валовая прибыль по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилась на 43 221 тыс.руб. Прибыль от продаж выросла на 42 805 тыс.руб. А прочие доходы сократились на 40 666 тыс.руб. Совокупный финансовый результат периода составил 52 427 тыс.руб.
4.Горизонтальный анализ отчёта о прибылях и убытках.
Таблица 1. - Горизонтальный анализ отчёта о прибылях и убытках
Показатели |
2010 |
2011 |
Темп роста, % |
Выручка от продаж |
1884679 |
2428270 |
128,8 |
Себестоимость продукции |
1686378 |
2236659 |
132,6 |
Валовая прибыль |
198301 |
191611 |
96,6 |
Прибыль от продаж |
179118 |
173936 |
97,1 |
Прибыль до налогообложения |
161609 |
131514 |
81,4 |
Управленческие расходы |
- |
– |
- |
Коммерческие расходы |
19183 |
17657 |
92,1 |
Доходы от участия в других организациях |
453 |
404 |
89,2 |
Прочие доходы |
90722 |
118160 |
130,2 |
Прочие расходы |
115902 |
163947 |
141,5 |
Текущий налог на прибыль |
33265 |
21418 |
65,7 |
Чистая прибыль |
126598 |
97629 |
77,1 |
Из данных табл.1 следует, что прибыль до налогообложения по отношению к предыдущему периоду сократилась на 18,6%, что привело к соответствующему снижению прибыли остающейся в распоряжении предприятия – 14,5%.
В динамике финансовых результатов можно выявить следующие изменения:
Таблица 2. - Факторный анализ прибыли от продаж
Показатели |
2010 |
2011 в ценах 2010 |
2011 |
Выручка от продаж |
1884679
|
2447696
|
2428270
|
Полная себестоимость (управленческие и коммерческие расходы + себестоимость продаж) |
1705561
|
2272368
|
2254334
|
Прибыль от продаж |
179118
|
175328
|
173936
|
Чтобы рассчитать показатели за 2011 год в ценах 2010 необходимо знать индекс потребительских цен за 2010 год. По данным Росстата ИПЦ за 2010 год составляет 108,8%.
Анализ факторов влияющих на прибыль от продаж:
1.Общее изменение:
∆Р = 173936 – 179118 = - 5182 тыс.руб.
2.Влияние изменения цены на величину прибыли:
∆Рр = 2428270 – 2447696 = -19426 тыс.руб.
За счет изменения цены прибыль снизилась на 19426 тыс.руб.
3.Влияние изменения объема реализации:
За счет изменения объёма реализации прибыль увеличилась на 51662,34 тыс.руб.
4.Влияние изменения структуры и ассортимента:
∆Рz = (175328-179118)-51662,34=-
За счет изменения ассортимента предприятие потеряло 55452,34 тыс.руб.
5.влияние изменение себестоимости:
∆Ps = 2272368-2254334=18034 тыс.руб.
В связи с экономией ресурсов предприятие увеличило свою прибыль на 18034 тыс.руб.
Правильность расчетов проверяется балансовым методом:
-5182=-19426+51662,34-55452,
-5182= - 5182
Под результатом воздействия
всех факторов прибыль снизилась
на 5182 тыс.руб. наиболее отрицательно повлияло
изменение структуры и
5.Вертикальный анализ отчёта о прибылях и убытках
Таблица 3.- Вертикальный анализ структуры прибыли до налогообложения
Показатели |
2010 |
2011 |
Отклонение ,% | |||
Тыс.руб |
% |
Тыс.руб |
% |
Тыс.руб |
% | |
Прибыль до налогообложения |
161609 |
100 |
131514 |
100 |
- 30095 |
0 |
Текущий налог на прибыль |
33265 |
20,58 |
21841 |
16,61 |
- 11424 |
- 3,97 |
Изменение отложенных налоговых обязательств |
1331 |
0,82 |
8203 |
6,24 |
68720 |
5,42 |
Изменение отложенных налоговых активов |
28 |
0,02 |
25 |
0,03 |
- 3 |
0,01 |
Прочее |
384 |
0,24 |
3816 |
2,9 |
3432 |
2,66 |
Чистая прибыль |
126598 |
78,34 |
97629 |
74,23 |
- 28969 |
-4,11 |
Информация о работе Анализ прибыли и рентабельности от реализации товаров, работ, услуг