Анализ прибыли и рентабельности от реализации товаров, работ, услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 19:17, курсовая работа

Описание

Прибыль, как экономическая категория, получила новое содержание в условиях современного экономического развития страны, формирования реальной самостоятельности субъектов хозяйствования. Являясь главной движущей силой рыночной экономики, она обеспечивает интересы государства, собственников и персонала организации. Поэтому одной из актуальных задач современного этапа является овладение руководителями и работниками, которые заняты в сфере экономики современными методами эффективного управления формированием прибыли и рентабельности в процессе операционной, инвестиционной и финансовой деятельности организации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Сущность и значение прибыли и рентабельности……………………..6
Рентабельность как относительный показатель прибыльности……….12
Краткая характеристика предприятия OAO «Утёс»……………………16
Горизонтальный анализ отчета о прибылях и убытках………………...17
Вертикальный анализ отчета о прибылях и убытках…………………...19
Расчет и факторный анализ рентабельности продаж…………………...20
Заключение………………………………………………………………………22
Приложение 1…………………………………………………………………….24
Приложение 2…………………………………………………………………….26
Список используемой литературы…………………………….……………......28

Работа состоит из  1 файл

курсовая 3 курс фин.анализ.doc

— 5.38 Мб (Скачать документ)

Внешние факторы увеличения прибыли предприятия:

  • конъюнктура рынка;
  • уровень цен на потребляемые материально- сырьевые и топливно-энергетические ресурсы;
  • нормы амортизационных отчислений;
  • природные условия;
  • государственное регулирование цен, тарифов, процентных ставок, налоговых ставок и льгот, штрафных санкций и др.

Перечисленные факторы влияют на прибыль не прямо, а через объем реализуемой продукции и себестоимость.

Для оценки эффективности  работы организаций недостаточно использования  показателя прибыли, поскольку наличие  прибыли еще не означает, что организация  работает хорошо. Абсолютная сумма  прибыли не позволяет судить о  степени доходности той или иной организации. Многие организации, получившие одинаковую сумму прибыли, имеют различные объемы продаж, разные затраты. Поэтому для определения эффективности произведенных затрат необходимо использовать относительный показатель – уровень рентабельности. Прибыль и рентабельность – тесно взаимосвязанные понятия, но не тождественные по своим аналитическим возможностям. Рентабельность целесообразно рассматривать с двух позиций – как объективную экономическую категорию и как количественный и качественный показатель.

Как объективная экономическая  категория рентабельность характеризует  прибыльность, доходность, финансовый результат деятельности организации.

Рентабельность будет означать процентное отношение суммы полученной прибыли к одному из показателей: объему товарооборота, расходам на реализацию, средней стоимости основных и оборотных средств, фонду оплаты труда.

Значимость коэффициента рентабельности в условиях ориентации на рыночные отношения определяется интересом к нему не только работников одной организации, но и интересом государства, контрагентов, собственников, кредиторов и заемщиков.

Повышение уровня рентабельности для коллектива организации означает укрепление финансового положения, а, следовательно, увеличение средств, направляемых на материальное стимулирование их труда, для управленцев – это информация о результатах применяемой тактики и стратегии о целесообразности ее корректировки.

 

2.Рентабельность как относительный показатель прибыльности

В условиях рыночной экономики большое значение приобретают показатели рентабельности, которые являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия.

Рентабельность более полно, чем  прибыль отражает окончательные  результаты хозяйствования, так как ее величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами.

Если предприятие получает прибыль, оно считается рентабельным. Показатели рентабельности, применяемые в экономических  расчетах, характеризуют относительную  прибыльность.

Результативность и экономическая  целесообразность функционирования предприятия  могут оцениваться с помощью  абсолютных и относительных показателей. Так с помощью абсолютных показателей можно проанализировать динамику различных показателей прибыли (балансовой, прибыли от реализации, работ, услуг, оставшейся в распоряжении предприятия) за ряд лет. Такие расчеты будут иметь скорее арифметический, чем экономический смысл (если при этом не используются соответствующие способы пересчета в сопоставимые цены). При этом следует отметить, что для получения более объективных результатов следует рассчитывать показатели с учетом инфляционных процессов. Относительные показатели меньше подвержены влиянию инфляции, поскольку представляют собой различные соотношения прибыли и вложенного капитала, или прибыли и производственных затрат.

По абсолютной сумме прибыли не всегда можно судить об уровне доходности предприятия, так как на ее размер влияет не только качество работы, но и масштабы деятельности. Поэтому для характеристики эффективности работы предприятия наряду с абсолютной суммой прибыли используют относительный показатель – уровень рентабельности.

В условиях рыночных отношений велика роль показателей рентабельности продукции, характеризующих уровень прибыльности (убыточности) её производства. Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Они характеризуют относительную доходность предприятия, измеряемую в процентах к затратам средств или капитала с различных позиций.

Основными функциями рентабельности являются:

  • учетная;
  • оценочная;
  • стимулирующая.

Рентабельность, являясь конечным результатом деятельности предприятия, создает условия для его расширения, развития, самофинансирования и повышения конкурентоспособности.

С точки зрения бухгалтерского учета, рентабельность состоит из двух составляющих. Первый компонент − доход от обычной (повседневной) хозяйственной деятельности предприятия (определяется как разность между валовыми доходами от реализации и издержками обращения). При этом на величину рентабельности от хозяйственной деятельности оказывает влияние соответствующая методика исчисления издержек, затрат на содержание персонала, оценки стоимости основных фондов, запасов и других составляющих. Второй компонент − потенциальная рентабельность (доход от владения ценными бумагами, долговыми обязательствами и материальными ценностями). Разновидностью потенциального дохода выступает чрезвычайный доход, который складывается из дохода от реализации активов, безнадежных финансовых обязательств, использования сумм от ускоренной амортизации, резервов.

Показатели рентабельности – это важнейшие характеристики фактической среды формирования прибыли и дохода предприятий. Они позволяют дать оценку финансовых результатов предприятия и, в конечном счете, его эффективность. По этой причине они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.

К этим показателям обычно относят уровень рентабельности, или коэффициент рентабельности, который выражается как отношение того или иного вида прибыли к какой-либо базе. Все показатели рентабельности могут быть рассчитаны как на основе балансовой прибыли, так и прибыли от реализации или чистой прибыли. Разные показатели отражают разные стороны деятельности предприятия. Вполне естественно, что в целом эффективность работы предприятия может определить лишь система показателей рентабельности.

Рассмотрим показатели рентабельности.

Рентабельность реализованной  продукции (рентабельность продаж) (Рр) рассчитывается по формуле:  Рр = , (1)

где Пр – прибыль от реализации продукции,

Вр – выручка от реализации продукции.

Значение этого коэффициента показывает, какую прибыль имеет предприятие с каждого рубля реализованной продукции. Тенденция к его снижению позволяет предположить сокращение спроса на продукцию предприятия. Снижение коэффициента рентабельности реализованной продукции может быть вызвано изменениями в структуре реализации, снижением индивидуальной рентабельности изделий, входящих в реализованную продукцию, и др.

Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) (Рз) вычисляется путем отношения валовой прибыли (П) к сумме затрат по реализованной продукции (Зр):       Рз = , (2)

Она показывает, сколько  предприятие получило прибыли с  каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции.

Еще одним важным показателем  рентабельности деятельности предприятия  является рентабельность активов. Коэффициент  рентабельности активов (Ра) рассчитывается как отношение валовой прибыли (П) к величине активов (А):       Ра = , (3)

Этот коэффициент показывает, сколько копеек прибыли приходится на каждый рубль активов, т.е. насколько  эффективно используются ресурсы организации.

Собственников организации интересует не только общая эффективность использования ресурсов, но и эффективность ресурсов, принадлежащих им, т.е. рентабельность собственного капитала. Коэффициент рентабельности собственного капитала рассчитывается следующим образом:   Рск = , (4)

где СК – величина собственного капитала организации;

П – валовая прибыль.

Данный коэффициент  показывает, сколько копеек прибыли  приходится на каждый рубль собственного капитала. Рентабельность собственного капитала тем выше, чем ниже его доля в общем объеме ресурсов, используемых предприятием, иными словами, чем больше доля заемных ресурсов.

 

3.Краткая характеристика предприятия  ОАО «Утёс»

Ульяновский приборостроительный завод (впоследствии - ОАО "УТЕС") был создан 1 сентября 1941 года. ОАО "Утес" является многопрофильным предприятием, которое производит продукцию, предназначенную для различных отраслей народного хозяйства:

  • Авионику для самолётов и вертолётов;
  • Приборы и устройства для автомобильной техники;
  • Медицинские приборы и оборудование;
  • Товары народно-хозяйственного назначения.

По основному профилю  работы предприятие специализируется на производстве аэрометрического оборудования для измерения высотно-скоростных параметров полета самолетов и вертолетов как функции изменения давлений воздушной среды, а также различных электронных систем. За последние 5 лет состояние авиационной отрасли кардинально не менялось, но с октября 2008 года из-за финансового кризиса наблюдался спад заказов от российских авиационных заводов. Сегодня ОАО "Утёс" — ведущее предприятие аэрокосмической отрасли, активно занимается не только авионикой, но и развивает перспективное направление - производство и продажа медицинского оборудования, а также продажу ТНП.

Внеоборотные активы  с 31.12.2011 на конец 1 квартала 2012 года сократились на 2 019 тыс.руб. Оборотные активы, в целом изменились незначительно. Дебиторская задолженность предприятия превышают кредиторскую задолженность не значительно, что не создаёт угрозы финансовой устойчивости предприятия.

На основании отчета «о прибылях и убытках за 1 квартал 2012 года» можно сделать вывод, что валовая прибыль по сравнению  с аналогичным периодом прошлого года увеличилась на 43 221 тыс.руб. Прибыль от продаж выросла на 42 805 тыс.руб. А прочие доходы сократились на 40 666 тыс.руб. Совокупный финансовый результат периода составил 52 427 тыс.руб.

 

4.Горизонтальный анализ  отчёта о прибылях и убытках.

Таблица 1. -  Горизонтальный анализ отчёта о прибылях и убытках

Показатели

2010

2011

Темп роста, %

Выручка от продаж

1884679

2428270

128,8

Себестоимость продукции

1686378

2236659

132,6

Валовая прибыль

198301

191611

96,6

Прибыль от продаж

179118

173936

97,1

Прибыль до налогообложения

161609

131514

81,4

Управленческие расходы

-

-

Коммерческие расходы

19183

17657

92,1

Доходы от участия  в других организациях

453

404

89,2

Прочие доходы

90722

118160

130,2

Прочие расходы

115902

163947

141,5

Текущий налог на прибыль

33265

21418

65,7

Чистая прибыль

126598

97629

77,1


Из данных табл.1 следует, что прибыль до налогообложения по отношению к предыдущему периоду сократилась на 18,6%, что привело к соответствующему снижению прибыли остающейся в распоряжении предприятия – 14,5%.

В динамике финансовых результатов можно выявить следующие изменения:

  1. Прибыль от реализации снижается, что свидетельствует о снижении конкурентоспособности продукции.
  2. Чистая прибыль снижается намного быстрее, чем прибыль от реализации, что свидетельствует об увеличении затрат на предприятии.

 

Таблица 2. - Факторный  анализ прибыли от продаж

Показатели

2010

2011 в ценах 2010

2011

Выручка от продаж

1884679

2447696

2428270

Полная себестоимость (управленческие и коммерческие расходы + себестоимость продаж)

1705561

2272368

2254334

Прибыль от продаж

179118

175328

173936


Чтобы рассчитать показатели за 2011 год в ценах 2010 необходимо знать  индекс потребительских цен за 2010 год. По данным Росстата ИПЦ за 2010 год  составляет 108,8%.

Анализ факторов влияющих на прибыль от продаж:

1.Общее изменение:

∆Р = 173936 – 179118 = - 5182 тыс.руб.

2.Влияние изменения  цены на величину прибыли:

∆Рр = 2428270 – 2447696 = -19426 тыс.руб.

За счет изменения  цены прибыль снизилась на 19426 тыс.руб.

3.Влияние изменения  объема реализации:

За счет изменения  объёма реализации прибыль увеличилась  на 51662,34 тыс.руб.

4.Влияние изменения  структуры и ассортимента:

∆Рz = (175328-179118)-51662,34=-55452,34 тыс.руб.

За счет изменения ассортимента предприятие потеряло 55452,34 тыс.руб.

5.влияние изменение  себестоимости: 

∆Ps = 2272368-2254334=18034 тыс.руб.

В связи с экономией  ресурсов предприятие увеличило  свою прибыль на 18034 тыс.руб.

Правильность расчетов проверяется балансовым методом:

-5182=-19426+51662,34-55452,34+18034

-5182= - 5182

Под результатом воздействия  всех факторов прибыль снизилась  на 5182 тыс.руб. наиболее отрицательно повлияло изменение структуры и ассортимента.

 

5.Вертикальный анализ отчёта о прибылях и убытках

Таблица 3.- Вертикальный анализ структуры прибыли до налогообложения

Показатели

2010

2011

Отклонение ,%

Тыс.руб

%

Тыс.руб

%

Тыс.руб

%

Прибыль до налогообложения

161609

100

131514

100

- 30095

0

Текущий налог на прибыль

33265

20,58

21841

16,61

- 11424

- 3,97

Изменение отложенных налоговых  обязательств

1331

0,82

8203

6,24

68720

5,42

Изменение отложенных налоговых  активов

28

0,02

25

0,03

- 3

0,01

Прочее

384

0,24

3816

2,9

3432

2,66

Чистая прибыль

126598

78,34

97629

74,23

- 28969

-4,11

Информация о работе Анализ прибыли и рентабельности от реализации товаров, работ, услуг