Анализ прибыли и рентабельноти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 23:11, курсовая работа

Описание

Переход экономики Республики Беларусь к рыночным отношениям обусловил и изменение подходов к оценке эффективности функционирования субъектов хозяйствования. Если раньше предприятие было полностью подконтрольно государству и результативность его работы характеризовалась в основном объемом выпущенной продукции и выполнением доведенного плана, то в современных экономических условиях деятельность каждого хозяйственного субъекта (даже находящегося в государственной собственности) является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования.

Содержание

Введение 3
1. Характеристика показателей прибыли и рентабельности 6
1.1. Сущность и значение показателей прибыли 6
1.2. Сущность и значение показателей рентабельности 9
2. Анализ балансовой прибыли и общих показателей рентабельности хозяйственной деятельности Минского Тракторного Завода 13
2.1. Анализ структуры и динамики прибыли предприятия отчетного года 13
2.2. Анализ показателей рентабельности. 15
Заключение 28
Список использованной литературы 30

Работа состоит из  1 файл

Анализ прибыли и рентабельности.doc

— 108.00 Кб (Скачать документ)

Содержание  

Введение 3

1. Характеристика  показателей прибыли и рентабельности 6

1.1. Сущность  и значение показателей прибыли  6

1.2. Сущность  и значение показателей рентабельности 9

2. Анализ балансовой  прибыли и общих показателей  рентабельности хозяйственной деятельности Минского Тракторного Завода 13

2.1. Анализ структуры  и динамики прибыли предприятия  отчетного года 13

2.2. Анализ показателей  рентабельности. 15

Заключение 28

Список использованной литературы 30

Приложения.

Введение  

Переход экономики Республики Беларусь к рыночным отношениям обусловил и изменение подходов к оценке эффективности функционирования субъектов хозяйствования. Если раньше предприятие было полностью подконтрольно государству и результативность его работы характеризовалась в основном объемом выпущенной продукции и выполнением доведенного плана, то в современных экономических условиях деятельность каждого хозяйственного субъекта (даже находящегося в государственной собственности) является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования. Инвестора интересует не столько продукт, который будет выпускаться на предприятии, и его объёмы, а то, какую отдачу принесут вложенные им средства. В анализе хозяйственной деятельности результаты деятельности предприятий могут быть оценены такими показателями, как объем выпуска продукции, объем продаж, прибыль. Однако значений перечисленных показателей недостаточно для того, чтобы сформировать мнение об эффективности деятельности того или иного предприятия. Это связано с тем, что данные показатели являются абсолютными характеристиками деятельности предприятия, и их правильная интерпретация по оценке результативности может быть осуществлена лишь во взаимосвязи с другими показателями, отражающими вложенные в предприятие средства. Поэтому для характеристики эффективности работы предприятия в целом, доходности различных направлений деятельности (хозяйственной, финансовой, предпринимательской) в экономическом анализе рассчитывают показатели рентабельности (или доходности).

Показатели рентабельности применяются при анализе эффективности  управления предприятием, при определении  долгосрочного благополучия организации, используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.

Целью написания  данной работы является изучение методики расчета показателей рентабельности и применение ее на практике, используя  финансовую отчетность крупнейшего  государственного предприятия «Минский Тракторный Завод».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:

ð дать определение понятия рентабельности, раскрыть его значение для финансового анализа и охарактеризовать основные области его применения;

ð рассмотреть систему показателей рентабельности в соответствии с их классификацией на показатели рентабельности хозяйственной деятельности, финансовой рентабельности и показатели рентабельности продукции;

ð провести анализ уровня и динамики доходности хозяйственной деятельности ПО «МТЗ»;

ð дать оценку уровня и динамики рентабельности финансовой деятельности анализируемого предприятия;

ð охарактеризовать эффективность основной деятельности предприятия по производству и реализации товаров, работ, услуг;

ð сделать необходимые выводы по показателям рентабельности ПО «МТЗ».

Как уже было отмечено, анализ показателей рентабельности будет производиться на основании  финансовой отчетности, а именно «Бухгалтерского  баланса», «Отчета о прибылях и  убытках» и «Приложения к бухгалтерскому балансу» ПО «МТЗ».

Производственное  объединение “Минский тракторный завод” (МТЗ) было основано 29 мая 1946 года. За более чем полувековую историю своего существования завод превратился в одного из крупнейших производителей сельскохозяйственной техники в мире, на котором работает почти 20000 человек.

ПО “МТЗ”  разрабатывает, изготавливает и  экспортирует колесные тракторы, запасные части, организует на лицензионной основе их производство, оказывает услуги по налаживанию и проведению сервиса. В настоящее время Минский  тракторный завод ведет активную деятельность на рынках более чем 60 государств в различных уголках планеты.

На протяжении ряда лет завод сохраняет за собой  долю в 8-10% от мирового рынка колесных тракторов, находясь в десятке крупнейших мировых производителей. Несмотря на то, что конъюнктура мирового рынка в 1998-1999 годах характеризовалась значительным снижением продаж, МТЗ сохранил свои позиции среди самых крупных экспортеров тракторов как на рынках стран СНГ, так на крупнейших мировых рынках.  

1. Характеристика  показателей прибыли и рентабельности

1.1. Сущность  и значение показателей прибыли  

В условиях рыночной экономики прибыль является целью  и важнейшим стимулом предпринимательской  деятельности. Прибыль призвана обеспечивать одну из важнейших функций деятельности производственного предприятия – обеспечение расширенного воспроизводства. Кроме того, остающаяся в распоряжении предприятия прибыль может быть источником выплаты дивидендов, материального стимулирования коллектива, инвестирования в ценные бумаги и т.д. Прибыль предприятие получает глав¬ным образом от реализации продукции, а также от других видов деятельности (сдача в аренду основных фондов, коммерческая деятельность на фондовых и валютных бир¬жах и т.д.).

Прибыль - это  часть чистого дохода, соз¬данного  в процессе производства и реализо¬ванного в сфере обращения, который непо-средственно получают предприятия. Только после продажи продукции чистый доход при¬нимает форму прибыли. Количественно она представляет собой разность между выруч¬кой (после уплаты налога на добавленную стоимость, акцизного налога и других отчис¬лений из выручки в бюджетные и внебюджетные фонды) и полной себестоимостью реали¬зованной продукции. Значит, чем больше предприятие реализует рентабельной про¬дукции, тем больше получит прибыли, тем лучше его финансовое состояние. Поэтому финансовые результаты деятельности изучаются в тесной связи с использова¬нием и реализацией продукции.

Следует отметить, что в анализе используются следующие  показатели прибыли:

ü балансовая прибыль (общая прибыль отчетного года),

ü прибыль от реализации продукции, работ и услуг,

ü прибыль от прочей реализации,

ü финансовые результаты от внереализационных операций,

ü налогооблагаемая прибыль,

ü чистая при¬быль.

Общая прибыль  отчетного года состоит из прибыли  от реализации продукции (выручка от реализации продукции без косвенных налогов минус затраты на производство и реализацию продукции) плюс внереализационные доходы (доходы по ценным бумагам, от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду и т.п.) минус внереализационные расходы (затраты на производство, не давшее продукции, на содержание законсервированных производственных мощностей, убытки от списания долгов и т.д.). Учитывается также и прибыль от прочей реализации.

Налогооблагаемая  прибыль представляет собой разность меж¬ду балансовой прибылью и суммой налога на недвижимость, прибыли, облагаемой налогом на доход (по ценным бумагам и от долевого участия в совместных предприятиях), прибыли, полученной сверх предельного уровня рентабельности, изымаемой полностью в бюд¬жет, затрат, учитываемых при исчислении льгот по налогу на прибыль (мероприятия по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, природоохранные и противопожарные мероприятия, содержание детских оздоровительных лагерей, домов престарелых и т.д.).

Чистая прибыль - это та прибыль, которая остается в рас¬поряжении предприятия  после уплаты всех налогов, экономических  санкций и отчислении в благотворительные  фонды.

В процессе анализа  необходимо изучить состав балансовой при¬были, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год.  

Рис. 3.2.1. Блок-схема  факторного анализа прибыли  

Основную часть  прибыли предприятия получают от реализации продукции и услуг. В  процессе анализа изучаются динамика, вы¬полнение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы.

Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию  зависит от четырех факторов первого  уровня соподчиненности:

ü объема реализации продукции (VРП);

ü структуры продукции (УДi);

ü себестои¬мости продукции (Ci);

ü уровня среднереализационных цен (Цi).

Объем реализации продукции может оказывать положительное  и отрицательное влияние на сумму  прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному  увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.

Структура товарной продукции может оказывать как  положи¬тельное, так и отрицательное  влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

Себестоимость продукции и прибыль находятся  в обратно про-порциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли и наоборот.

Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибы¬ли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличе¬нии уровня цен сумма прибыли возрастает и наоборот.

Основными задачами анализа финансовых результатов  деятель¬ности являются:

• систематический  контроль за выполнением планов реализации продукции и получением прибыли;

• определение  влияния как объективных, так  и субъективных фак¬торов на объем реализации продукции и финансовые результаты;

• выявление  резервов увеличения объема реализации продукции и суммы прибыли;

• оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения объема реализации продукции, прибыли и рента-бельности;

• разработка мероприятий  по использованию выявленных резервов.  

1.2. Сущность  и значение показателей рентабельности  

Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются  как суммой по¬лученной прибыли, так и уровнем рентабельно¬сти. Показатели рентабельности характеризуют эффективность рабо¬ты предприятия в целом, доходность различных направлений дея¬тельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат и т.д. Они более полно, чем прибыль, ха¬рактеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятель¬ности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

Показатели рентабельности можно объединить в несколько  групп:

1) показатели, характеризующие  рентабельность (окупаемость) издержек  производства и инвестиционных  проектов;

2) показатели, характеризующие  рентабельность продаж;

3) показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.

Все эти показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции  и чистой прибыли.

Рентабельность  производственной деятельности (оку¬паемость издержек) исчисляется путем отношения валовой (Прп) или чистой прибыли (ЧП) к сумме затрат по реализованной или произведенной продукции (И):

, или (1.2.1)

Уровень рентабельности производственной деятельнос¬ти (окупаемость  затрат), исчисленный в целом по предприя¬тию, зависит от трех основных факторов первого порядка: изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации.

Факторная модель этого показателя имеет вид:

(1.2.2.)

Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли  с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его подразделениям и видам продукции.

Рентабельность  продаж рассчитывается делением прибыли  от реализации продукции, работ и  услуг или чистой прибыли на сумму полученной выручки (ВР). Характеризует эффективность предпринимательской деятельности: показывает, сколько прибыли имеет пред¬приятие с рубля продаж. Широкое применение этот показатель получил в рыночной экономике. Рассчитывается в целом по пред¬приятию и отдельным видам продукции.

Информация о работе Анализ прибыли и рентабельноти