Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 11:02, курсовая работа
Задачами анализа себестоимости готовой продукции являются:
> оценка обоснованности и напряженности плана по себестоимости продукции, издержкам производства и обращения на основе анализа поведения затрат;
> установление динамики и степени выполнения плана по себестоимости;
Введение. 2
Глава 1. Теоретическое обоснование экономического анализа себестоимости готовой продукции. 4
1.1. Понятие себестоимости и ее анализ. 4
1.2. Себестоимость продукции и ее структура. 7
1.3. Планирование себестоимости продукции. 11
1.4. Пути снижения себестоимости продукции. 14
Глава 2. Анализ себестоимости продукции на предприятии ОАО «Марш».18
2.1. Анализ себестоимости продукции. 18
2.1.1. Организация учета затрат себестоимости по переменным расходам.
19
2.1.2. Анализ себестоимости, исчисленной по переменным затратам. 21
2.2. Анализ затрат по статьям калькуляции. 23
2.3. Анализ затрат на 1 рубль выпущенной продукции. 24
Глава 3. Резервы снижения себестоимости продукции предприятия. 27
Выводы и предложения. 31
Литература. 33
Приложение. 34
Лежащая в основе "директ-костинг" классификация затрат на постоянные и переменные обуславливает особенности экономического анализа и управления. Одной из этих особенностей организации анализа является анализ взаимосвязи объема производства себестоимости и прибыли на базе данной классификации. Такое деление затрат помогает решить задачу максимизации массы и прироста прибыли за счет относительного сокращения тех или иных расходов. Оно также позволяет судить об окупаемости затрат и дает возможность определить "запас финансовой прочности" предприятия на случай осложнения коньюктуры и других затруднений.
Анализ
взаимосвязи объема производства,
себестоимости и прибыли проводится
с помощью графика и различных арифметических
расчетов. Основным моментом
является определение точки
безубыточности или
порога рентабельности.
2.2. Анализ
затрат по статьям калькуляции.
Более широкое распространение как показатель получила себестоимость продукции по калькуляционным статьям затрат. Учет по калькуляционным статьям позволяет определить целевое направление затрат и исчислить себестоимость отдельных видов и единицы продукции. При этом определяются такие показатели, как заводская себестоимость и полная себестоимость.
Таблица 5. Анализ себестоимости
продукции по статьям
Статьи затрат | 2009 год | 2010 год | Изменения | |||
Млн.р | Уд.вес | Млн.р | Уд.вес | Млн.р | Уд.вес | |
Материалы(за минусом возвр. отходов) | 8529,2 | 32,9 | 9014,4 | 25,3 | 485,2 | -7,6 |
Комплектующие | 1805,2 | 7,0 | 2160,4 | 6,0 | 354,6 | -1,0 |
ЗП основных рабочих | 1935,6 | 7,4 | 1989,4 | 5,6 | 53,8 | -1,8 |
Отчисления от ЗП | 700,6 | 2,7 | 747,6 | 2,1 | 47,0 | -0,6 |
Цеховые расходы | 7059,7 | 27,2 | 14894,9 | 41,74 | 7835,2 | 14,54 |
Потери от брака | 129,7 | 0,5 | 245,1 | 0,7 | 115,4 | 0,2 |
Общезаводские расходы | 5775,7 | 22,26 | 6618,2 | 18,52 | 842,5 | -3,7 |
Заводская себестоимость | 25936,3 | 99,96 | 35670,0 | 99,96 | 9733,7 | - |
Внепроизводственные расходы | 10,4 | 0,04 | 15,9 | 0,04 | 5,5 | - |
Полная себестоимость | 25946,7 | 100,0 | 35685,9 | 100,0 | 9739,2 | - |
Заводская себестоимость составила 99,96% полной себестоимости, что говорит о незначительном размере внепроизводственных расходов.
Как видно, себестоимость продукции возросла на 37,5% (35685,9 /
25946,7 * 100); за счет повышения затрат по всем статьям калькуляции.
Однако наибольшее влияние имело повышение цеховых расходов: -80,5% (7835,2/ 9739,2 * 100) от общего увеличения себестоимости. Удельный вес цеховых расходов в полной себестоимости продукции возрос в 1,5 раза (41,74 / 27,2).
Увеличение удельного веса потерь от брака на 0,2% вызвало снижение объема производства на 44,9 млн.руб. (22428,2 * 0,2%).
На
себестоимость продукции
In = 100 –78 = 22% - невыполнение плана.
Уровень затрат на изделие снизился только по заработной плате, остальные же статьи затрат вызвали рост полной себестоимости.
2.3. Анализ затрат на 1 рубль выпущенной продукции.
Для характеристики уровня и динамики себестоимости продукции применяется показатель затрат на 1 рубль выпущенной продукции.
Он представляет собой отношение:
A =ВC ;
где A – затраты на 1 рубль продукции;
С – себестоимость продукции;
B – объем производства.
На изменение затрат на 1 рубль продукции оказывают влияние следующие факторы:
> изменение структуры
> изменение затрат в
> изменение оптовых цен на продукцию;
> изменение цен на потребляемые ресурсы.
Л = E q * C ; где
E q * ц
q – количество произведенной
продукции в натуральном
С – себестоимость единицы продукции;
Ц – оптовая цена единицы продукции.
Влияние изменения структуры ассортимента производства продукции на изменение затрат на 1 рубль продукции определяется разностью между затратами на 1 рубль продукции 2009 года объемов за 2010 год и 2009 год, то есть:
Лд = E q 1 * C 0 - E q 0* C 0 = 1,2159 – 0,902 = + 0,3139
1 – показатель 1999г.;
2 – показатель 1998г.
Чтобы определить размер влияния изменения затрат в себестоимости отдельных изделий, необходимо из затрат на 1 рубль продукции 2010 года в оптовых ценах 2009 года вычесть затраты на 1 рубль продукции 2010 годафактически выпущенной продукции в 2009 году:
Пс = E q 1 * C 0 - E q 1 * C 0 = 1,1703 – 1,2159 = - 0,0456
Для
расчета влияния таких
Л (цены на ресурсы) = 1,5911 – 1,1703 = +0,4208
Л (цены на готовую продукцию)= 1,004 – 1,5911 = -0,5871
Сумма влияния всех факторов соответствует общему отклонению затрат на 1 рубль продукции от значения 2009 года:
0,3139 + (-0,0456) + 0,4208 + (-0,5871) = +0,102.
Снижению
затрат на 1рубль продукции
Л = С = ЗМ + ЗП + А = ЗМ + ЗП + А ; где
ЗМ – материальные затраты в себестоимости продукции;
ЗП – заработная плата с
отчислениями на социальное
A - амортизационные отчисления в себестоимость.
Показатель затрат на 1 рубль продукции выражает совокупность
материальности, трудоемкости (зарплатоемкости) и фондоемкости
(амортизациоемкости) продукции, а его анализу позволяет разложить общее отклонение фактических затрат на 1 руб. продукции от затрат предшествующего периода по удельному весу отдельных элементов производственного процесса и определить направление поиска резервов снижения затрат.
Л1 = 18758 + 8608 + 3221 + 2912 = 0,526 + 0,331 + 0,082 = 1,0
Л0 = 15334,5 + 6059 + 2303,4 + 1464,9 = 0,533 + 0,291 + 0,051 = 0,9 Увеличение затрат на 1 руб. продукции было вызвано увеличением
трудоемкости
и фондоемкости производства. Однако
наибольший удельный вес занимают
материальные затраты на 1
руб. продукции, что говорит
о материальном характере производства.
Глава
3. Резервы снижения себестоимости
продукции предприятия.
Снижение
себестоимости продукции
Под себестоимостью продукции, работ и услуг понимаются выраженные в денежной форме затраты всех видов ресурсов: основных фондов, природного и промышленного сырья, материалов, топлива и энергии, труда, используемых непосредственно в процессе изготовления продукции и выполнения работ, а также для сохранения и улучшения условий производства и его совершенствования. Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции, определяется государственным стандартом, а методы калькулирования - самими предприятиями.
Себестоимость продукции, представляя собой затраты предприятия на производство и обращение, служит основой соизмерения расходов и доходов, т.е. самоокупаемости - основополагающего признака рыночного - хозяйственного расчета. Себестоимость - один из обобщающих показателей интенсификации и эффективности потребления ресурсов.
В системе показателей экономической эффективности производства в отраслях материального производства планируются и анализируются такие показатели, как производство продукции на 1 д.е. затрат, а также снижение затрат на 1 д.е. продукции (работ).
При планировании и анализе экономии от снижения себестоимости продукции рассчитывают экономию по следующим группам факторов[8]:
1.Повышение
технического уровня
2.Улучшение
организации производства и
3.Изменение объема, структуры и размещения производства.
4.Улучшение
использования природных
5.Развитие производства.
Получение наибольшего эффекта с наименьшими затратами, экономия трудовых, материальных и финансовых ресурсов зависят от того, как решает предприятие вопросы снижения себестоимости продукции.
Непосредственной задачей анализа являются: проверка обоснованности плана по себестоимости, прогрессивности норм затрат; оценка выполнения плана и изучения причин отклонений от него, динамических изменений; выявление резервов снижения себестоимости должно опираться на комплексный технико-экономический анализ работы предприятия: изучение технического и организационного уровня производства, использование производственных мощностей и основных фондов, сырья и материалов, рабочей силы, хозяйственных связей.
Технико-экономические факторы и резервы снижения себестоимости.
В
настоящее время при анализе
фактической себестоимости выпускаемой
продукции, выявление резервов
и экономического эффекта от
ее снижения используется расчет
по экономическим факторам.
Экономические факторы наиболее
полно охватывают все элементы
процесса производства-средства, предметы
труда и сам труд. Они
отражают основные направления
работы коллективов предприятий
по снижению себестоимости:
повышение производительности труда,
внедрение передовой техники и технологии,
лучшее использование оборудования, удешевление
заготовки и лучшее использование
предметов труда, сокращение
административно-
Экономия, обусловливающая фактическое снижение себестоимости,рассчитывается по следующему составу (типовому перечню) факторов:
1. Повышение технического уровня производства. Это внедрение новой,прогрессивной технологии, механизация и автоматизация производственных процессов; улучшение использования и применение новых видов сырья и материалов; изменение конструкции и технических характеристик изделий;прочие факторы, повышающие технический уровень производства.
Снижение себестоимости может произойти при создании автоматизированных систем управления, использования ЭВМ, совершенствовании и модернизации существующей техники и технологии. Уменьшаются затраты и в результате комплексного использования сырья, применения экономичных заменителей, полного использования отходов в производстве. Большой резерв таит в себе и совершенствование продукции, снижение ее материалоемкости и трудоемкости, снижение ее веса машин и оборудования, уменьшение габаритных размеров и др.