Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 01:44, курсовая работа
Цель курсовой работы - углубить теоретические знания по анализу себестоимости продукции, получить навыки самостоятельного изучения данных, характеризующих деятельность ОАО «Борисовский завод «Автогидроусилитель», определить резервы по снижению себестоимости продукции данной организации, а также научиться подбирать, изучать и обобщать материалы литературных источников.
ВВЕДЕНИЕ
1 Значение и задачи анализа себестоимости продукции
2 Характеристика источников информационного обеспечения анализа себестоимости продукции
3 Общая оценка показателей себестоимости продукции
4 Анализ состава и структуры затрат на производство продукции
5 Анализ общей суммы затрат на производство продукции
6 Анализ издержкоемкости продукции
7 Анализ себестоимости отдельных видов продукции
8 Резервы снижения себестоимости
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Последовательно сравнивая между собой показатели таблицы 5.3, получим величину влияния факторов на изменение общей суммы затрат.
Общее изменение себестоимости составило 39254,4 млн..руб.), в т.ч.:
- за счет изменения в объеме произведенной продукции себестоимость выросла на 43141 млн..руб. (153601,0 – 110460,0);
- за счет изменения структуры произведенной продукции себестоимость снизилась на 48027,8 млн.руб. (105573,2 – 153601,0);
- за счет изменения переменных затрат единицы продукции себестоимость увеличилась на 33758,8 млн .руб.(139332,0 – 105573,2);
- за счет изменения общей величины постоянных затрат себестоимость увеличилась на 10382,4 млн. руб. (149714,4 – 139332,0).
Проверка производится суммированием всех рассчитанных выше результатов:
43141,0 + (-48027,8) + 33758,8 + 10382,4 = 39254,4 млн.руб.
Издержкоемкость - затраты на 1 руб. произведенной продукции - характеризует уровень себестоимости продукции в целом по организации. Этот показатель является самым универсальным, так как его можно рассчитать в любой отрасли производства. Затраты на 1 руб. произведенной продукции (З на 1 руб.) определяются отношением общей суммы затрат на производство и реализацию продукции к стоимости произведенной продукции. Считается, что при уровне показателя меньше единицы производство продукции является рентабельным, а при уровне больше единицы - убыточным. На уровень этого показателя оказывают влияние как объективные, так и субъективные, как внешние, так и внутренние факторы.
Факторная модель выглядит следующим образом:
З на 1 руб. = Ѕ (Vвп х AVC) + AFC / Ѕ (Vвп х Стр х Цотп), (6.1)
где Цотп - цена реализации;
Стр - структура произведенной продукции (удельный вес каждого вида продукции в общем выпуске);
Vвп - объем произведенной (выпущенной) продукции;
AVC - переменные затраты на единицу продукции;
AFC - общая величина постоянных затрат.
Наряду с общей себестоимостью, рассчитанной при различных условиях, необходимо иметь информацию о следующих показателях:
- стоимость продукции по плану:
S6 = Ѕ (Vвп.пл х Цотп.пл);
- стоимость продукции фактически при плановой структуре и плановых ценах:
S7 = Ѕ (Vвп.пл х Квп х Цотп.пл) ; (6.3)
- стоимость продукции фактически по ценам плана:
S8 = Ѕ (Vвп.ф х Цотп.пл) ;
- стоимость продукции фактически по фактическим ценам:
S9 = Ѕ (Vвп.факт х Цотп.факт).
Исчисленную и подготовленную информацию заносим в таблицу 6.1.
6
Таблица 6.1 - Стоимость произведенной продукции, рассчитанная при различных условиях
Выпуск проду-кции 2010 года, ед. | Цена 2010 года, млн. руб. | Выпуск (2010 год), млн. руб. | Структура (2010 год) | Выпуск продукции в 2011 году, ед. | Цена (2011 год), млн. руб. | Выпуск 2011 года (гр.5 х гр.6) | Объем 2011 года при структуре 2010 года (итог | Объем 2011 года при структуре 2010 года ценах 2010 года | Объем 2011 года; цены 2010 года. (гр.5 х гр.2) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
152895 | 0,135 | 20 640,8 | 0,432 | 142960 | 0,280 | 40 028,8 | 154 085,9 | 20 801,6 | 19 299,6 |
68345 | 0,170 | 11 618,7 | 0,193 | 101250 | 0,347 | 35 133,8 | 68 877,3 | 11 709,1 | 17 212,5 |
132594 | 0,563 | 74 650,4 | 0,375 | 112380 | 0,860 | 96 646,8 | 133 626,8 | 75 231,9 | 63 269,9 |
353834 | Х | 106 909,9 | 1,000 | 356590 | Х | 171 809,4 | 356 590,0 | 107 742,6 | 99 782,0 |
6
Далее определим показатели затрат на 1 руб. продукции на основании данных таблиц 5.3 и 6.1, рассчитанные при различных условиях, а результат занесем в таблицу 6.2.
Таблица 6.2 - Расчет показателей затрат на рубль произведенной продукции
Затраты на 1 руб. продукции | Расчет | Значение, коп. |
2010 год | (110460,0/ 106909,9) х 100 | 103,3 |
Пересчитанные 1 | (153601,0 / 107742,6) х 100 | 142,6 |
Пересчитанные 2 | (105573,2 / 99782,0) х 100 | 105,8 |
Пересчитанные 3 | (139332,0 / 171809,4) х 100 | 81,1 |
Пересчитанные 4 | (149714,4 / 99782,0) х 100 | 150,0 |
2011 год | (149714,4/171809,4) х 100 | 87,1 |
Сравним полученные результаты последовательно, что позволит определить влияние факторов на изменение уровня затрат на рубль произведенной продукции. Таким образом, можно сделать следующие выводы:
- за счет изменения в объеме произведенной продукции затраты на 1 руб. произведенной продукции выросли на 39,3 коп. (142,6 – 103,3). Такой вывод сделан на основании того, что при расчете значения 142,6 использовалась величина плановой себестоимости, пересчитанной на фактический объем производства при плановой структуре, а величина 103,3 рассчитана по плановым составляющим;
- за счет изменения структуры произведенной продукции затраты на 1 руб. сократились на 36,8 коп. (105,8 – 142,6). В этом случае при расчете значения 105,8 использовался фактический объем продукции и фактическая структура, все остальные составляющие плановые;
- за счет изменения удельных переменных затрат затраты на 1 руб. изменились на (-24,7) коп. (81,1 – 105,8). В таком случае при расчете значения 81,1 использовался объем продукции и уровень переменных затрат на единицу фактический, все остальные составляющие плановые;
- за счет изменения общей величины постоянных затрат затраты на 1 руб. выросли на 68,9 коп. (150,0 – 81,1). В этом случае при расчете значения 150,0 использовалась фактическая себестоимость продукции, в знаменателе показателя - отпускные цены по плану;
- за счет изменения уровня отпускных цен затраты на 1 руб. сократились на 62,9 коп. (87,1 – 150,0).
Сделаем проверку, для чего просуммируем влияние всех вышеназванных факторов: 39,3 + (-36,8) + (-24,7) + 68,9 + (-62,9), получаем (-16,2) коп., т.е. общее изменение показателя затрат на 1 руб. (87,1 – 103,3).
Произведем анализ себестоимости двух видов механизмов рулевого управления, выпускаемых на ОАО «Борисовский завод «Автогидроусилитель».
Для анализа себестоимости механизма рулевого управления 3302-3400020 используем данные за декабрь 2011 года, представленные в таблице 7.1.
Таблица 7.1 – Исходные данные для факторного анализа себестоимости механизма рулевого управления 3302-3400020
Показатель | По плану | Фактически | Отклонение от плана |
1 | 2 | 3 | 4 |
Объем производства, шт. | 400 | 384 | -16 |
Сумма постоянных затрат, тыс. руб. | 21866,8 | 21851,9 | -14,9 |
Сумма переменных затрат на единицу продукции, руб | 55743 | 56370 | 627 |
Себестоимость 1 шт., руб | 110410 | 113276 | 2866 |
Расчет влияния факторов на изменение себестоимости методом цепной подстановки:
Спл= (Апл /ВПпл)+bпл= (21866800/400)+55743=110410 руб.;
Сусл1= (Апл /ВПф)+bпл= (21866800/384)+55743=112688 руб.;
Сусл2= (Аф /ВПф)+bпл= (21851900/384)+55743=112649 руб.;
Сф= (Аф /ВПф)+bф= (21851900/384)+56370=113276 руб.
Общее изменение себестоимости 1 единицы продукции составляет:
ΔСобщ =Сф — Спл = 113276 - 110410 = + 2866 руб;
в т.ч. за счет изменения:
а) объема производства:
ΔС VВП =Сусл1 — Спл = 112688 - 110410= + 2278 руб;
б) суммы постоянных затрат:
ΔСа =Сусл2 – Сусл1 = 112649 - 112688= - 39 руб;
в) суммы удельных переменных затрат:
ΔСв =Сф – Сусл2 = 113276 - 112649= +627 руб.
Результаты анализа сведем в таблицу 7.2 – Анализ себестоимости механизма рулевого управления 3302-3400020.
Таблица 7.2 - Анализ себестоимости механизма рулевого управления 3302-3400020
Объем выпуска продукции, шт. | Постоянные затраты, тыс.руб. | Переменные затраты на единицу продукции, руб. | |||
1 | 2 | 3 | |||
План | Факт | План | Факт | План | Факт |
400 | 384 | 21866,8 | 21851,9 | 55743 | 56370 |