Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 21:06, курсовая работа
Цель данной работы – изучить организационные основы формирования бухгалтерской отчетности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- определить понятие и назначение бухгалтерской отчетности;
- изучить нормативное регулирование бухгалтерской отчетности в РФ;
2.2. Требования к составлению бухгалтерской отчетности
Бухгалтерскую отчетность составляют организации, являющиеся юридическими лицами независимо от форм собственности, включая предприятия с иностранными инвестициями. Организации, имеющие дочерние предприятия, кроме собственной бухгалтерской отчетности, составляют также сводную (консолидированную) отчетность, включающую отчеты своих дочерних предприятий. Организации, имеющие филиалы, представительства и иные подразделения, в том числе выделенные на отдельные балансы, включают показатели деятельности этих структурных подразделений в свою бухгалтерскую отчетность.
Бухгалтерская отчетность предприятия складывается из конкретных отчетных форм, характеризующих его имущественное и финансовое положение и основные итоги финансовой деятельности за определенный период времени. Очень важно, чтобы показатели бухгалтерской отчетности давали объективную характеристику составления дел и результатов работы предприятия. Для этого необходимо, чтобы представляемая бухгалтерская отчетность отвечала определенным требованиям.
Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении и результатах деятельности предприятия, а также об имеющихся изменениях в его финансовом положении.
При формировании бухгалтерской отчетности предприятием должна быть обеспечена нейтральность содержащейся в ней информации, т. е. исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности перед другими. Информация не является нейтральной, если посредством отбора или формы представления она влияет на решение и оценки пользователей с целью достижения предопределенных результатов или последствий.
Бухгалтерская отчетность организации должна включать показатели деятельности всех филиалов, представительств и иных подразделений (включая выделенные на отдельные балансы).
При переходе от одного отчетного периода к другому организация должна сохранять содержание и форму составляемой ею бухгалтерской отчетности. Изменения допускаются в исключительных случаях, например, при изменении вида деятельности. Существенное изменение должно быть раскрыто в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках вместе с указанием причин, вызвавших это изменение.
По каждому числовому показателю бухгалтерской отчетности, кроме отчета, составляемого за первый отчетный период, должны быть приведены данные, минимум, за два года — отчетный и предыдущий. Если данные за предшествующий период несопоставимы с данными отчетного периода, то данные за предшествующий период подлежат корректировке. Каждая существенная корректировка должна быть раскрыта в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках с указанием ее причины.
Статьи бухгалтерской отчетности, которые подлежат раскрытию и по которым отсутствуют числовые значения активов, обязательств, доходов, расходов и иных показателей, прочеркиваются или не приводятся.
В бухгалтерской отчетности допускается обособленное отражение показателей об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях. Это возможно в случае, во-первых, существенности отражаемой информации и, во-вторых, без их знания невозможна оценка финансового положения предприятия заинтересованными пользователями. В случае же несущественности этих показателей они могут приводиться в бухгалтерской отчетности общей суммой с раскрытием в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках.
Для составления бухгалтерской отчетности отчетной датой считается последний календарный день отчетного периода. При ее составлении отчетным годом является календарный год с 1 января по 31 декабря включительно. Первым отчетным годом для вновь созданных предприятий считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года, а для предприятий, созданных после 1 октября, таким периодом является период по 31 декабря следующего года.
Бухгалтерская отчетность должна составляться на русском языке и в валюте Российской Федерации.
Каждая часть бухгалтерской отчетности должна содержать следующие данные:
♦ указание отчетной даты или отчетного периода;
♦ наименование предприятия с указанием его организационно-правовой формы и идентификационного номера (ИНН);
♦ форма представления числовых показателей бухгалтерской отчетности (единицы измерения);
♦ адрес.
Бухгалтерская отчетность обязательно должна быть подписана руководителем и главным бухгалтером предприятия. На предприятиях, где бухгалтерский учет ведется на договорных началах специализированной организацией (централизованной бухгалтерией) или бухгалтером со стороны, бухгалтерская отчетность подписывается руководителем этого предприятия и руководителем специализированной организации (центральной бухгалтерии), либо специалистом, ведущим бухгалтерский учет по договору.
Отчетность сельскохозяйственных предприятий можно классифицировать по видам, периодичности составления, степени обобщения отчетных данных.
По видам различают: бухгалтерскую, статистическую и оперативную отчетность.
Бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и результатах ее хозяйственной деятельности. Составляют ее по данным бухгалтерского учета.
Статистическую отчетность формируют по данным статистического, бухгалтерского и оперативного учета; она содержит отдельные показатели хозяйственной деятельности организации как в натуральном, так и в стоимостном выражении.
Оперативная отчетность составляют на основе данных оперативного учета; она включает основные показатели за короткие промежутки времени: сутки, пятидневку, неделю, декаду, полмесяца. Эти данные используют для оперативного контроля процессов снабжения, производства и реализации продукции и управления ими.
По периодичности составлениявыделяют:
• промежуточную бухгалтерскую отчетность;
• месячную отчетность, составляемую определенного вида предприятиями;
• квартальную. Эта отчетность сельскохозяйственных предприятий не отличается от отчетов других организаций и состоит из двух основных форм – формы № 1 «Бухгалтерский баланс» и форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках»;
• годовую бухгалтерскую
отчетность. Такая отчетность сельскохозяйственных
предприятий существенно
Требования к составу бухгалтерской отчетности содержатся в Федеральном законе «О бухгалтерском учете» и ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации». Минфин России приказом от 22 июля 2003 г. № 67н установил следующие формы годовой бухгалтерской отчетности:
1) бухгалтерский баланс (форма № 1);
2) отчет о прибылях и убытках (форма № 2);
3) отчет об изменениях капитала (форма № 3);
4) отчет о движении денежных средств (форма № 4);
5) приложения к бухгалтерскому балансу (форма № 5);
6) отчет о целевом использовании средств (форма № 6);
7) пояснительную записку;
8) итоговую часть аудиторского
заключения, содержащую мнение о
достоверности финансовой
Сельскохозяйственные предприятия, кроме того, составляют отчеты по специализированным формам. Приказом Минсельхоза России утверждены девять специализированных форм:
1) форма № 5–АПК
«Численность и фонд
2) форма № 7–АПК «Отчет о реализации сельскохозяйственной продукции»;
3) форма № 8–АПК «Отчет о затратах на основное производство»;
4) форма № 9–АПК
«Отчет о производстве и
5) форма № 10–АПК «Отчет о средствах целевого финансирования»;
6) форма № 13–АПК
«Производство и себестоимость
7) форма № 15–АПК «Наличие животных»;
8) форма № 16–АПК «Баланс продукции»;
9) форма № 17–АПК «Отчет о сельскохозяйственной технике и энергетике».
В агропромышленном комплексе специализированные формы служат для получения более полной информации о производстве, себестоимости и реализации сельскохозяйственной продукции, численности работающих, наличии земель и животных на предприятии.
По степени обобщения отчетных данныхразличают отчеты первичные (составляемые организациями), консолидированные (которые составляют материнские организации) и сводные (составляемые вышестоящими организациями на основе первичных отчетов).
2.4. Нормативное регулирование бухгалтерской (финансовой) отчетности в РФ
В настоящее время в России сложилась четырехуровневая система регулирования учета и отчетности, на формирование которой огромное влияние оказали экономические преобразования в стране, необходимость для организаций работать в новых рыночных условиях, а также активное распространение международных стандартов финансовой отчетности.
Первый уровень наряду с другими законодательными актами образует Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ, в который в 1998 г. были внесены изменения и дополнения. Данным Законом, который является фундаментом системы регулирования бухгалтерского учета, установлены единые правовые методологические основы ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. В соответствии с этими основами общее руководство бухгалтерским учетом осуществляет Правительство Российской Федерации, предоставившее право регулирования бухгалтерского учета Министерству финансов Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации, другим ведомствам и организациям. Появление этого документа трудно переоценить — в сущности бухгалтерская и налоговая системы приобрели одинаковый статус. В качестве одной из основных задач бухгалтерского учета названный Закон предусматривает обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и за их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.
В Законе о бухгалтерском учете дается определение бухгалтерской отчетности как единой системы данных об имущественном и финансовом положении организации и результатах ее хозяйственной деятельности, составляемой на основе данных бухгалтерского учета.
Несколько статей Закона
непосредственно посвящены
В одном ряду с Законом о бухгалтерском учете стоят другие законы, например Федеральные законы «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью»; Указы Президента РФ; Постановления Правительства РФ, например постановление «Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности» от 6 марта 1998 г. № 283. Эти документы прямо или косвенно регулируют ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности. Важными нормативными актами первого уровня являются Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях РФ и др.
Одним из важнейших методологических документов в области бухгалтерского учета является Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, в котором сформулированы важнейшие принципы учета в организациях. В дальнейшем многие статьи данного Положения были приняты в новой редакции в связи с введением в действие части первой ГК РФ и других нормативных актов. Заменив ранее действовавшие положения о бухгалтерских отчетах, главных бухгалтерах, законодатели учли в указанном Положении требования рыночной экономики. Однако, несмотря на всю важность данного документа, его нельзя однозначно отнести к документам первого уровня, поскольку оно утверждено не законодательным органом, а приказом Минфина России.
Второй уровень составляют Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), которые были разработаны Минфином России согласно государственной программе перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики. В этих ПБУ рассматриваются отдельные методологические вопросы учета конкретных операций, например основных средств и запасов. Перечень приоритетных вопросов, подлежащих регулированию, утвержден упомянутой выше Программой. Многие Положения по бухгалтерскому учету непосредственно связаны с составлением отчетности — это прежде всего ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденное приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. № 43н. Данные Положения по бухгалтерскому учету утверждаются приказами Минфина России. Некоторые ПБУ претерпели изменения с момента их первой публикации. В настоящее время действуют 20 положений по бухгалтерскому учету.