Бухгалтерская (финансовая) отчетность как источник информации по хозяйственной деятельности организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 21:06, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – изучить организационные основы формирования бухгалтерской отчетности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- определить понятие и назначение бухгалтерской отчетности;
- изучить нормативное регулирование бухгалтерской отчетности в РФ;

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ ОКОНЧАТЕЛЬНАЯ.doc

— 215.50 Кб (Скачать документ)

 

2.2. Требования  к составлению бухгалтерской  отчетности

 

     Бухгалтерскую отчетность составляют организации, являющиеся юридическими лицами независимо от форм собственности, включая предприятия с иностранными инвестициями. Организации, имеющие дочерние предприятия, кроме собственной бухгалтерской отчетности, составляют также сводную (консолидированную) отчетность, включающую отчеты своих дочерних предприятий. Организации, имеющие филиалы, представительства и иные подразделения, в том числе выделенные на отдельные балансы, включают показатели деятельности этих структурных подразделений в свою бухгалтерскую отчетность.

     Бухгалтерская отчетность предприятия складывается из конкретных отчетных форм, характеризующих его имущественное и финансовое положение и основные итоги финансовой деятельности за определенный период времени. Очень важно, чтобы показатели бухгалтерской отчетности давали объективную характеристику составления дел и результатов работы предприятия. Для этого необходимо, чтобы представляемая бухгалтерская отчетность отвечала определенным требованиям.

     Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении и результатах деятельности предприятия, а также об имеющихся изменениях в его финансовом положении.

     При формировании бухгалтерской отчетности предприятием должна быть обеспечена нейтральность содержащейся в ней информации, т. е. исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности перед другими. Информация не является нейтральной, если посредством отбора или формы представления она влияет на решение и оценки пользователей с целью достижения предопределенных результатов или последствий.

     Бухгалтерская отчетность организации должна включать показатели деятельности всех филиалов, представительств и иных подразделений (включая выделенные на отдельные балансы).

При переходе от одного отчетного периода к другому организация должна сохранять содержание и форму составляемой ею бухгалтерской отчетности. Изменения допускаются в исключительных случаях, например, при изменении вида деятельности. Существенное изменение должно быть раскрыто в  пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках вместе с указанием причин, вызвавших это изменение.

     По каждому числовому показателю бухгалтерской отчетности, кроме отчета, составляемого за первый отчетный период, должны быть приведены данные, минимум, за два года — отчетный и предыдущий. Если данные за предшествующий период несопоставимы с данными отчетного периода, то данные за предшествующий период подлежат корректировке. Каждая существенная корректировка должна быть раскрыта в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках с указанием ее причины.

     Статьи бухгалтерской отчетности, которые подлежат раскрытию и по которым отсутствуют числовые значения активов, обязательств, доходов, расходов и иных показателей, прочеркиваются или не приводятся.

     В бухгалтерской отчетности допускается обособленное отражение показателей об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях. Это возможно в случае, во-первых, существенности отражаемой информации и, во-вторых, без их знания невозможна оценка финансового положения предприятия заинтересованными пользователями. В случае же несущественности этих показателей они могут приводиться в бухгалтерской отчетности общей суммой с раскрытием в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках.

     Для составления бухгалтерской отчетности отчетной датой считается последний календарный день отчетного периода. При ее составлении отчетным годом является календарный год с 1 января по 31 декабря включительно. Первым отчетным годом для вновь созданных предприятий считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года, а для предприятий, созданных после 1 октября, таким периодом является период по 31 декабря следующего года.

     Бухгалтерская отчетность должна составляться на русском языке и в валюте Российской Федерации.

     Каждая часть бухгалтерской отчетности должна содержать следующие данные:

♦     указание отчетной даты или отчетного периода;

♦     наименование предприятия с указанием его организационно-правовой формы и идентификационного номера (ИНН);

♦     форма представления числовых показателей бухгалтерской отчетности (единицы измерения);

♦     адрес.

     Бухгалтерская отчетность обязательно должна быть подписана руководителем и главным бухгалтером предприятия. На предприятиях, где бухгалтерский учет ведется на договорных началах специализированной организацией (централизованной бухгалтерией) или бухгалтером со стороны, бухгалтерская отчетность подписывается руководителем этого предприятия и руководителем специализированной организации (центральной бухгалтерии), либо специалистом, ведущим бухгалтерский учет по договору.

2.3. Виды и  формы бухгалтерской отчетности

 

     Отчетность сельскохозяйственных предприятий можно классифицировать по видам, периодичности составления, степени обобщения отчетных данных.

По видам различают: бухгалтерскую, статистическую и оперативную отчетность.

     Бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и результатах ее хозяйственной деятельности. Составляют ее по данным бухгалтерского учета.

     Статистическую отчетность формируют по данным статистического, бухгалтерского и оперативного учета; она содержит отдельные показатели хозяйственной деятельности организации как в натуральном, так и в стоимостном выражении.

      Оперативная отчетность составляют на основе данных оперативного учета; она включает основные показатели за короткие промежутки времени: сутки, пятидневку, неделю, декаду, полмесяца. Эти данные используют для оперативного контроля процессов снабжения, производства и реализации продукции и управления ими.

     По периодичности составлениявыделяют:

• промежуточную бухгалтерскую  отчетность;

• месячную отчетность, составляемую определенного вида предприятиями;

• квартальную. Эта отчетность сельскохозяйственных предприятий  не отличается от отчетов других организаций  и состоит из двух основных форм – формы № 1 «Бухгалтерский баланс» и форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках»;

• годовую бухгалтерскую  отчетность. Такая отчетность сельскохозяйственных предприятий существенно отличается от отчетности прочих организаций. Кроме  типовых пяти форм, которые заполняют бухгалтеры всех других организаций, бухгалтерия предприятий аграрной сферы должна подготовить и сдать в федеральный статистический орган и органы Минсельхоза России необходимый набор специализированных форм отчетности.

     Требования к составу бухгалтерской отчетности содержатся в Федеральном законе «О бухгалтерском учете» и ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации». Минфин России приказом от 22 июля 2003 г. № 67н установил следующие формы годовой бухгалтерской отчетности:

1) бухгалтерский баланс (форма № 1);

2) отчет о прибылях  и убытках (форма № 2);

3) отчет об изменениях  капитала (форма № 3);

4) отчет о движении  денежных средств (форма №  4);

5) приложения к бухгалтерскому  балансу (форма № 5);

6) отчет о целевом  использовании средств (форма № 6);

7) пояснительную записку;

8) итоговую часть аудиторского  заключения, содержащую мнение о  достоверности финансовой отчетности  организации, если она в соответствии  с федеральными законами подлежит  обязательному аудиту.

     Сельскохозяйственные предприятия, кроме того, составляют отчеты по специализированным формам. Приказом Минсельхоза России утверждены девять специализированных форм:

1) форма № 5–АПК  «Численность и фонд заработной  платы работников сельскохозяйственных  организаций»;

2) форма № 7–АПК «Отчет о реализации сельскохозяйственной продукции»;

3) форма № 8–АПК  «Отчет о затратах на основное  производство»;

4) форма № 9–АПК  «Отчет о производстве и себестоимости  продукции растениеводства»;

5) форма № 10–АПК  «Отчет о средствах целевого  финансирования»;

6) форма № 13–АПК  «Производство и себестоимость продукции животноводства»;

7) форма № 15–АПК  «Наличие животных»;

8) форма № 16–АПК  «Баланс продукции»;

9) форма № 17–АПК  «Отчет о сельскохозяйственной  технике и энергетике».

     В агропромышленном комплексе специализированные формы служат для получения более полной информации о производстве, себестоимости и реализации сельскохозяйственной продукции, численности работающих, наличии земель и животных на предприятии.

     По степени обобщения отчетных данныхразличают отчеты первичные (составляемые организациями), консолидированные (которые составляют материнские организации) и сводные (составляемые вышестоящими организациями на основе первичных отчетов).

 

2.4. Нормативное регулирование бухгалтерской (финансовой) отчетности в РФ

    

     В настоящее время в России сложилась четырехуровневая система регулирования учета и отчетности, на формирование которой огромное влияние оказали экономические преобразования в стране, необходимость для организаций работать в новых рыночных условиях, а также активное распространение международных стандартов финансовой отчетности.

Первый уровень наряду с другими законодательными актами образует Федеральный закон «О бухгалтерском  учете» от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ, в который  в 1998 г. были внесены изменения и  дополнения. Данным Законом, который является фундаментом системы регулирования бухгалтерского учета, установлены единые правовые методологические основы ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. В соответствии с этими основами общее руководство бухгалтерским учетом осуществляет Правительство Российской Федерации, предоставившее право регулирования бухгалтерского учета Министерству финансов Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации, другим ведомствам и организациям. Появление этого документа трудно переоценить — в сущности бухгалтерская и налоговая системы приобрели одинаковый статус. В качестве одной из основных задач бухгалтерского учета названный Закон предусматривает обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и за их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.

В Законе о бухгалтерском  учете дается определение бухгалтерской  отчетности как единой системы данных об имущественном и финансовом положении организации и результатах ее хозяйственной деятельности, составляемой на основе данных бухгалтерского учета.

Несколько статей Закона непосредственно посвящены более  конкретным вопросам состава и содержания отчетности.

В одном ряду с Законом  о бухгалтерском учете стоят другие законы, например Федеральные законы «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью»; Указы Президента РФ; Постановления Правительства РФ, например постановление «Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности» от 6 марта 1998 г. № 283. Эти документы прямо или косвенно регулируют ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности. Важными нормативными актами первого уровня являются Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях РФ и др.

Одним из важнейших методологических документов в области бухгалтерского учета является Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, в котором сформулированы важнейшие принципы учета в организациях. В дальнейшем многие статьи данного Положения были приняты в новой редакции в связи с введением в действие части первой ГК РФ и других нормативных актов. Заменив ранее действовавшие положения о бухгалтерских отчетах, главных бухгалтерах, законодатели учли в указанном Положении требования рыночной экономики. Однако, несмотря на всю важность данного документа, его нельзя однозначно отнести к документам первого уровня, поскольку оно утверждено не законодательным органом, а приказом Минфина России.

Второй уровень составляют Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), которые были разработаны Минфином России согласно государственной программе  перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики. В этих ПБУ рассматриваются отдельные методологические вопросы учета конкретных операций, например основных средств и запасов. Перечень приоритетных вопросов, подлежащих регулированию, утвержден упомянутой выше Программой. Многие Положения по бухгалтерскому учету непосредственно связаны с составлением отчетности — это прежде всего ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденное приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. № 43н. Данные Положения по бухгалтерскому учету утверждаются приказами Минфина России. Некоторые ПБУ претерпели изменения с момента их первой публикации. В настоящее время действуют 20 положений по бухгалтерскому учету.

Информация о работе Бухгалтерская (финансовая) отчетность как источник информации по хозяйственной деятельности организации