Деятельность предприятия в области формирования и распределения прибыли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2012 в 15:44, дипломная работа

Описание

Республика Беларусь как самостоятельное государство осуществляет перевод экономики на рыночные основы. Процесс этот весьма сложный, требует много времени и усилий.
С переходом к рыночной экономике с особой остротой встает вопрос о совершенствовании системы информационного обеспечения управления и в первую очередь таких функций управления как учет, контроль и экономический анализ.

Работа состоит из  1 файл

diplom МНПЗ.doc

— 708.92 Кб (Скачать документ)

Законом Республики Беларусь  “О предприятиях” предусмотрено, что главной задачей предприятия является хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и интересов собственника имущества предприятия. Удовлетворение общественных потребностей в его продукции, работах, услугах регулируется государством экономическими методами.[2]

Значение прибыли обусловлено тем, что она объединяет и связывает интересы отдельных предприятий, их коллективов и всего общества через систему налогообложения, политику дивидендов, создания поощрительных фондов.

2.2.Факторы, влияющие на величину прибыли

 

На изменение балансовой прибыли оказывают влияние многие факторы. По степени соподчиненночти он делятся на факторы первого и второго порядка.

К факторам первого порядка относят следущие:[9]

- прибыли от реализации продукции;

- прибыли от прочей реализации;

- внереализационных результатов.

К факторам второго порядка относят изменение:

- объема реализованной продукции;

- структуры и ассортимента реализованной продукции;

- полной себестоимости реализованной продукции;

- цен на реализованную продукцию.

Взаимосвязь факторов первого и второго порядков с балансовой прибылью прямая, за исключением изменения себестоимости, снижение которой приводит к росту прибыли.

Факторная модель балансовой прибыли представлена в приложении 2.

Процесс формирования прибыли включает две стадии: создание прибавочного продукта и превращение его в денежную форму. Реально предприятие получает прибыль в процессе реализации продукции, но так как новая стоимость создается только в сфере производства, то по прибыли, созданной здесь, можно судить об эффективности производства и резервах роста прибыли.

Влияние факторов первого порядка рассчитывается путем сравнения соответствующих фактических и плановых, прогнозных данных. Факторы второго порядка определяются расчетным путем. Величина влияния на прибыль от реализации продукции (товаров, работ, услуг) и балансовую изменения объема реализованной продукции определяется путем умножения суммы плановой прибыли от реализации на коэффициент перевыполнения (недовыполнения) плана по реализации. Коэффициент выполнения плана по объему реализованной продукции рассчитывается как отношение плановой себестоимости фактически реализованной продукции к плановой себестоимости запланированной к реализации продукции.

Изменение структуры реализованной продукции оказывает влияние на прибыль в связи с тем, что уровень рентабельности разных изделий неодинаков. Если повысить в общем объеме долю высокорентабельной продукции, прибыль от реализации увеличится и наоборот.

Поскольку в рыночных условиях предприятия заинтересованы в большей массе прибыли, а спрос на продукцию может существенно изменятся, они, естественно, стремятся выпускать и реализовывать более прибыльную продукцию. Если эта продукция отвечает интересам потребителя и экономике в целом, то увеличение ее реализации закономерно. В условиях дефицита и монополии предприятия могут увеличивать выпуск и реализацию более рентабельной продукции в ущерб менее рентабельной, но необходимой потребителю. Поэтому следует тщательно изучать причины изменения структуры реализованной продукции. Расчет влияния по этому фактору ведется следующим образом: путем вычитания из разности между показателями прибыли по плану на фактический объем реализованной продукции и по плану суммы влияния фактора изменения объема реализации.

При снижении или повышении по сравнению с планом себестоимости реализованной продукции прибыль от реализации соответственно увеличивается или уменьшается. Для расчета влияния себестоимости реализованной продукции сравнивают фактическую себестоимость с плановой себестоимостью фактически реализованной продукции. В полученной таким образом сумме нашли отражение и имевшие место изменения цен по сравнению с планом на сырье, материалы, топливо, покупные полуфабрикаты, тарифов на энергию. Так как этот фактор является не зависящим от предприятия, то целесообразно выделить его как самостоятельный. При необходимости можно выделить как самостоятельный фактор и изменение коммерческих расходов. Последний фактор изменение цен на реализованную продукцию является комплексным, зависящим от ряда факторов.

Исходная информация для расчета факторов изменения прибыли   от реализации продукции представлена в таблице 2.1.


Таблица 2.1. Исходная информация для расчета факторов изменения прибыли   от реализации продукции.

 

Показатели

Обозначение

По плану

По плану на фактически реализованную продукцию,

Фактически  по отчету,

Отклонение от плана

1

2

3

4

5

6

Выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за минусом налогов, вычитаемых из выручки

В

214 468 800

194 319 324

196 480 611

-17 988 189

Производственная себестоимость продукции

СП

185 554 200

149 834 925

151 501 441

-34 052 759

Результат от реализации продукции

П

28 914 600

44 484 399

44 979 170

16 064 570

Рентабельность

Р

13,48

22,89

22,89

9,41

 

Алгоритмы расчета факторов формирования прибыли от реализации продукции и сами расчеты представлены в таблице 2.2.

Таблица 2.2.  Анализ факторов изменения прибыли от реализации продукции. тыс.руб.

 

Факторы изменения прибыли от реализации продукции

Алгоритм расчета

Расчет

Сумма влияния фактора на прибыль от реализации продукции, тыс.руб.

1

2

3

4

Объем реализации продукции

П1=Пп*(К-1)

(28914600*(149834925,149/ 28914600-1)

-5 566 075

 

К=Спф/Сп

 

 

Структура и ассортимент реализованной продукции

П2=Ппф-Пп-П1

44484399,13-194319324,279--5566075

21 135 874

Полная себестоимость продукции

П3=Сф-Спф

151501441-149834925,149

-1 666 516

Цены на реализованную продукцию

П4=Вф-Впф

196480611-194319324,279

2 161 287

Изменение прибыли от реализации продукции

П=Пф-Пп

210251-151027

16 064 570

 

Сверхплановая прибыль составила 16064570 тыс.руб. Этот рост был обусловлен прежде всего изменением структуры и ассортиментом реализованной продукции (вследствие этого фактора прибыль увеличилась на 21135874 руб.). Из-за роста цен на реализованную продукцию прибыль увеличилась на 2161287 руб. Отрицательно на прибыль от реализации продукции повлияли снижение объема реализации продукции (прибыль уменьшилась на 5566075 тыс. руб.) и увеличение полной себестоимости реализованной продукции (на  1666516 тыс. руб.).

Влияние на балансовую и чистую прибыль оказывают финансовые результаты от прочей реализации. К прочей реализации относят реализацию основных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и прочих активов. Каждый вид реализации прочих активов имеет свою специфику, которую необходимо учитывать при анализе. Особое внимание следует обратить на реализацию излишних материалов. Это необходимо для выявления случаев создания излишних запасов, в результате чего оборотные средства на длительное время выводятся из оборота, что приводит к их недостатку и снижению эффективности использования.

Анализ внереализационных результатов следует производить по каждому их виду. При этом необходимо установить, правильно ли они отнесены за счет предприятия, и в частности за счет прибылей и убытков. Внереализационные убытки являются в значительной мере следствием нарушения договорной дисциплины. В подавляющем большинстве случаев внереализационные операции планированию не подлежат. Поэтому анализ производится в сравнении фактических данных за отчетный период с данными за предыдущий год. Анализ внереализационных результатов предоставлен в приложении 3.

В 2000 году убытки от внереализационных операций составили 520731 тыс. руб. в 1999 году от внереализационных операций была получена прибыль 3964075   тыс. руб. Доходы от внереализационных операций в 2000 году составили 22354017 тыс. руб. и увеличились  на 13008212 тыс. руб. В 2000  году внереализационные убытки составили 22874748 тыс. руб., и увеличились на 17493018 тыс. руб. Увеличение произошло за убытков от списания курсовых разниц.

 

2.3.Состав балансовой прибыли, рентабельность предприятия

 

Балансовая прибыль (убыток) представляет собой сумму финансовых результатов от реализации продук­ции (работ, услуг, товаров), основных средств, мате­риальных ценностей, нематериальных и прочих активов и прибыли (убытков), полученных от внереализацион­ных операций.

При этом прибыль (убыток) от реализации продук­ции (товаров, работ, услуг) определяется как разница между выручкой от их реализации в отпускных це­нах (валовым доходом) и издержками производства (обращения) этой продукции (товаров, работ, услуг) и суммами налогов, сборов и отчислений, уплачиваемых в соответствии  с установленным законодательством порядком из выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг). 

Прибыль (убыток) от реализации основных средств, малоценных и быстроизнашивающихся предметов и нематериальных активов рассчитывается как разница между выручкой от их реализации в отпускных ценах и их остаточной стоимостью, а также расходами, связанными с их реализацией и налогом на добавленную стоимость.

Прибыль (убыток) от реализации материальных ценностей и других активов исчисляется как разница между выручкой от их реализации в отпускных ценах и затратами на их приобретение, реализацию и нало­гом на добавленную стоимость.

В результате производственно-хозяйственной дея­тельности предприятия могут иметь прибыли или убытки от внереализационных операций: суммы полученных (уплаченных) штрафов, неустоек и других эко­номических санкций (за исключением сумм санкций, вносимых в бюджет в соответствии с законодательст­вом); процентов, полученных по суммам средств, числящихся на счетах предприятия; прибылей и убыт­ков прошлых лет, выявленных в отчетном году; убытков от стихийных бедствий; потерь от списания долгов и дебиторской задолженности; убытков от недостач или порчи объектов основных средств (при отсутствии ви­новных или отказе суда во взыскании убытков с них); поступлений долгов, ранее списанных как безнадеж­ные; прочих доходов (расходов), не связанных с производством и  реализацией продукции (работ, услуг).

К внереализационным доходам относятся:

доходы, полученные на территории Республики Беларусь и за ее пределами от долевого участия в деятельности других предприятий, дивиденды по акциям, доходы по облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим предприятию;

доходы от сдачи имущества в аренду;

уплаченные, присужденные или признанные должником штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушений условий хозяйственных договоров, а также доходы от возмещения причиненных убытков;

прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;

положительные курсовые разницы по операциям в иностранных валютах;

положительные разницы, образовавшиеся при изменении Национальным банком РБ курсов иностранных валют, по валютным счетам и операциям в иностранной валюте;

выручка от продажи валютных средств;

поступления долгов, ранее списанных как безнадежные;

излишки объектов основных средств и других активов, выявленные при инвентаризации;

кредиторская и депонентская задолженность, по которой истекли сроки исковой давности;

другие доходы по операциям, непосредственно не связанным с производством и реализацией продукции, товаров, работ и услуг.

Информация о работе Деятельность предприятия в области формирования и распределения прибыли