Деятельность предприятия в области формирования и распределения прибыли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2012 в 15:44, дипломная работа

Описание

Республика Беларусь как самостоятельное государство осуществляет перевод экономики на рыночные основы. Процесс этот весьма сложный, требует много времени и усилий.
С переходом к рыночной экономике с особой остротой встает вопрос о совершенствовании системы информационного обеспечения управления и в первую очередь таких функций управления как учет, контроль и экономический анализ.

Работа состоит из  1 файл

diplom МНПЗ.doc

— 708.92 Кб (Скачать документ)

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, слу­жит не только источником финансирования производствен­ного и социального развития, а также материального поощрения, но и используется в случаях нарушения предприятием действующего законодательства для уплаты различных штрафов и санкций. Так, из чистой прибыли уплачиваются штрафы при несоблюдении требований по охране окружа­ющей среды от загрязнения, санитарных норм и правил. При завышении регулируемых цен на продукцию (работы, услуги) из чистой прибыли взыскивается незаконно полученная пред­приятием прибыль.

В случаях утаивания прибыли от налогообложения или взносов во внебюджетные фонды также взыскиваются штраф­ные санкции, источником уплаты которых является чистая прибыль.

В условиях перехода к рыночным отношениям возникает необходимость резервировать средства в связи с проведением рисковых операций и, как следствие этого, потерей доходов от предпринимательской деятельности. Поэтому при использова­нии чистой прибыли предприятия вправе создавать финан­совый резерв, т.е. резервный фонд.

Кроме по­крытия возможных убытков от деловых рисков финансовый резерв может быть использован на дополнительные затраты по расширению производства и социальному развитию, раз­работку и внедрение новой техники, прирост собственных обо­ротных средств и восполнение их недостатка, на другие затра­ты, обусловленные социально-экономическим развитием кол­лектива.

С расширением спонсорской деятельности часть чистой прибыли может быть направлена на благотворительные нуж­ды, оказание помощи театральным коллективам, организацию художественных выставок, предприятиям социальной сферы и другие цели.

Итак, наличие чистой прибыли, создающей стимулиру­ющие условия хозяйственного развития предприятия при пере­ходе к рынку, является важным фактором дальнейшего укре­пления и расширения предпринимательской деятельности.

 

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В дипломной работе рассмотрена прибыль, как экономическая категория, ее экономическая сущность, принципы формирования и распределения.

В дипломной работе раскрыто понятие прибыли, и ее роль в деятельности предприятия, исследована экономическая сущность, рассмотрены различные виды прибыли. В работе изучены подходы к определению сущности прибыли, разработанные в рамках отдельных экономических учений, было уделено внимание рассмотрению функций прибыли:  учетной, распределительной, стимулирующей.  В работе рассмотрены задачи анализа формирования и распределения прибыли.

Анализ финансовых результатов необходим прежде всего для изыскания резервов в производственной деятельности предприятия, прогнозировании и планировании финансовых результатов на будущие периоды, определения рационального объема выпуска, точки безубыточного объема производства.

В ходе анализа формирования и  распределения финансовых результатов с самого начала был проведен анализ выполнения плана по прибыли, динамики прибыли, ее структуры.

По результатам анализа можно отметить, что прибыль от реализации в 2000 году составила 42975511 тыс.руб., что на 23576293 тыс. руб. или в 2,2 раза больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, прибыль отчетного периода составила 45179653 тыс.руб. что выше прошлогоднего на 21451614 тыс. руб. или в 1,9 раза,  прибыль к распределению составила 32441906 тыс. руб., что выше прошлогодней на 14873848 тыс.руб. или в 1,84 раз

План по балансовой прибыли перевыполнен на 49,28 %, или на 14913853 руб., темп ее роста к предыдущему периоду составил 90 %, по сравнению с ним балансовая прибыль возросла на 21451614 руб. Наибольшую долю в сумме балансовой прибыли составила прибыль от реализации продукции. В предыдущем периоде прибыль от реализации продукции составила 81,76 %. В отчетном периоде прибыль от реализации продукции возросла на 122 % и на 23576293 тыс. руб. по сравнению с прошлым годом и составила 42975511 тыс.руб., ее удельный вес в балансовой прибыли составляет 95,12 %. По сравнению с предыдущим периодом имели место убытки по внереализационным операциям.

Сверхплановая прибыль составила 16064570 тыс.руб. Этот рост был обусловлен прежде всего изменением структуры и ассортиментом реализованной продукции (вследствие этого фактора прибыль увеличилась на 21135874 руб.). Из-за роста цен на реализованную продукцию прибыль увеличилась на 2161287 руб. Отрицательно на прибыль от реализации продукции повлияли снижение объема реализации продукции (прибыль уменьшилась на 5566075 тыс. руб.) и увеличение полной себестоимости реализованной продукции (на  1666516 тыс. руб.).

Налогооблагаемая прибыль по сравнению с планом возросла на 20204083 тыс. руб. На ее изменение вообще влияют три фактора: балансовая прибыль, прибыль, облагаемая налогом на доход, налог на недвижимость, льготируемая прибыль. В данном случае на размер налогооблагаемой прибыли положительно повлияло увеличение  балансовой прибыли на 30046753 тыс.руб. и увеличение льготируемой прибыли. Соответственно изменение балансовой прибыли повлияло  на размер налога на прибыль. Ставка налога на прибыль для предприятия равняется 30 %.

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов по сравнению с планом увеличилась на 8798306 тыс. руб. и составила 32441906 тыс. руб. Из-за увеличения балансовой прибыли произошло увеличение чистой прибыли на 30046753 тыс. руб. С другой стороны увеличение налога на прибыль и других налогов из прибыли уменьшило прибыль к распределению на 5875681 тыс. руб.

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после выплаты налогов, увеличилась на 8798306 тыс. руб. Отметим, что по плану и в отчетном периоде структура ее распределения существенно не изменилась. По суммам, направляемым в фонды, можно отметить следующее: в фонд накопления отчисления возросли на 3471067 тыс. руб., в фонд потребления на 1291936 тыс. руб., сумма направленная в резервный фонд увеличилась по сравнению с планом на 440095 тыс. руб., в фонд пополнения собственных оборотных средств на 2639372 тыс. руб.

  По сравнению с 1999 годом в 2000 году снизился объем поставок тракторов в Россию через концерн “Белресурсы”. Кроме того, отрицательно сказались на объемах реализации в странах СНГ продажи тракторов по демпинговым ценам фирмами, которые приобрели тракторы по бартерным и зачетным операциям. Эту проблему предполагается решать с помощью консолидации фирм-продавцов продукции МТЗ на рынках стран СНГ, выработки единой ценовой политики и эффективного механизма реализации продукции на этих рынках.

Перспективным направлением в работе МТЗ в странах СНГ может стать создание сборочных производств. В настоящее время идет проработка возможности создания производства по сборке тракторов “Беларус” на Украине и в азиатской части России. Маркетинг-центр устанавливает прямые контакты с главами администраций крупных сельскохозяйственных и промышленных областей России, Украины, Молдовы, Азербайджана, Армении, Узбекистана и др.

Кризис перепроизводства в сельском хозяйстве большинства развитых стран дальнего зарубежья, снижение цен на сельхозпродукцию и рост цен на нефть и продукты ее переработки привели к снижению доходов производителей  сельхозпродукции   и  удорожанию  содержания  и обслуживания машинотракторного парка. Несмотря на то, что общемировой объем продаж тракторов сократился, МТЗ в 2000 г. все же удалось увеличить объем поставок в страны дальнего зарубежья.

В то же время сдерживающим фактором сбыта являются высокие таможенные пошлины на ввоз сельскохозяйственной техники в некоторых странах дальнего зарубежья.

Резервы роста прибыли на предприятии видятся прежде всего в изменении снабженческой политики, закупки комплектующих у крупных оптовиков, что позволит получать оптовые скидки, или напрямую у зарубежных производителей безо всяких посреднических надбавок. Необходимо снижать постоянные издержки (несмотря на их и так достаточно невысокий уровень), использовать более эффективную и недорогую рекламу, меньше тратить на посреднические услуги.

Следует избегать внереализационных потерь(прежде всего штрафов). Все эти меры ведут к увеличению прибыли и доходов предприятия.


Список использованных источников

 

1.      Закон Республики Беларусь  “О бюджете Республики Беларусь на 2000г.” от 31.01.2000г. №367-З // “Главный бухгалтер”, 2000,  №7.

2.      О предприятиях в Республике Беларусь:  Закон Республики Беларусь // "Вестник Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь", 1998    г., N 1

3.      Закон Республики Беларусь “О бухгалтерском учете и отчетности”, принятый 18 октября 1994 года Верховным Советом Республики Беларусь.

4.      Закон РБ “О внесении изменений и дополнений в Закон РБ О бухгалтерском учете и отчетности” № 42-З от 25 июня 2001 года

5.      Порядок заполнения форм годовой бухгалтерской отчетности. Приказ Минфина РБ №23 от 20.01.2000. // Главный бухгалтер №8, 2000г.

6.      Постановление Минфина, Минэкономики, Мингосимущества и Минстата РБ от 27.04.2000 № 46/76/1850/20 об утверждении “Правил   по   анализу   финансового   состояния   и платежеспособности    субъектов    предпринимательской деятельности”

7.      Приказ ГНК РБ от 24/11/1999г. № 287 Расчет платежеспособности и оценки структуры баланса (Анализ финансового состояния предприятия)

8.      Закон Республики Беларусь “О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь”  от 20 декабря 1991 г., N 1323-XI //Советская Белоруссия от 25 декабря 1991 г.

9.      Анализ хозяйственной деятельности в промышленности: Учебник Н.А.Русак, В.И.Стражев и др.; Под общ.ред. В.И. Стражева. – Мн:Выш.шк., 1998.-398с.

10. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие / Под общ. Ред. Л.Л. Ермалович. – Мн. 2000.

11. Антони Роберт Н. Основы бухгалтерского учета в рыночной экономике. -Мн.: ООО “Профит”, 1994г.

12. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник.- М.:Финансы и статистика, 1997.-416 с.

13. Балабанов И.Т. Анализ и планирование финансов хозяйственного субъекта.М.: Финансы и статистика,1994.-79 с.

14. Богдановская Л.А. Анализ издержек и финансовых результатов деятельности (фирмы) с учетом международного опыта.-Мн.БГЭУ,1997-48 с.

15. Бромвич Майки. Анализ экономической эффективности капиталовложений. - М.:ИНФРА-М.,1996-425 с.

16. Бухгалтерский анализ./ Под редакцией М.А.Гольцберга, Л.М.Хасан-Бек.-К.:Торгово-издательское бюро ВНУ,1993.-428 с.

17. Бухгалтерский учет: Учебник./Под общей редакцией И.Е.Тишкова, А.И. Прищепы.-Мн.:Выш.шк.,1996-687 с.

18. Внутрихозяйственный экономический анализ на микроЭВМ. А.Кузьминский, Г.М.Мельничук, В.Б.Кириленко и др.-М.:Финансы и статистика,1995.-166 с.

19. Долан Э. Линлсей Д. Рынок: микроэкономическая модель. СПб 1992

20. Ермолович Л.Л. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия:Учебно-практ.пособие.-Мн.:БГЭУ, 1997.-335 с.

21. Как управлять финансами предприятия в условиях рынка, М., “Экотранс”, 1998г.

22. Калберг Конрад. Бизнес-анализ с помощью EXCEL.-Киев: Диалектика,1997.-439 с.

23. Количественные методы финансового анализа./Под редакцией С.Дж.

24. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет, аналих хозяйственной деятельности и аудит. - М.:Перспектива,1994.-339 с.

25. Кравченко Л.И. Анализ финансового положения предприятия. - Мн.: ПКФ “Экаунт”,1994.-56 с.

26. Крейнина М.Н. Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности акционерных обществ в промышленности, строительстве и торговле. - М.:АО “ДИС”, МВ-Центр,1994.-255 с.

27. Леонтьева В. М., Шпитцнер Р. Финансы и бухучет в рыночной экономике, СПб, “Знание”, 1993г.

28. Лысенко И. А. “Финансы предприятия: имущество, фонды, налоги”, М., ИПИО “Приз”, 1999г.

29. Макконел К.Р. Брю С.Л. Экономикс: В 2-х т. М:1997

30. Михайлова-Станюта и др. Оценка финансового состояния предприятия. - Мн.:Навука i тэхнiка,1994.-199 с.

31. Налоги в Беларуси. Василевская Т.И. Мн:1999г.

32. Налоги и их реальное влияние на экономику. Т.Б. Образкова. // Белорусский экономический журнал №3 1999г.

33. Никольский П. С. “Экономические методы регулирования воспроизводства основных фондов”, Казань, “Книга и бизнес”, 1997г.

34. О налоговой системе Республики Беларусь. Демчук Н.Н. // НЭГ №1 от 4 января 2000.

35. Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2010 г. //Белорусский экономический журнал № 2 2000г.

36. Панков Д.А. Современные методы анализа финансового положения предприятия. - Мн.:ООО “Профит”,1995.-159 с.

37. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. М.:“Экономика”, 1992.

38. Под редакцией Ю.Н.Воропаева. - М.:Финансы и статистика,1996.-190 с.

39. Практикум по анализу хозяйственной деятельности промышленных предприятий: Учебное пособие /Н.А.Русак, Г.Г.Виногоров, Л.М.Умецкая и др.;Под общей редакцией Н.А.Русак.-Мн.:Вышэйшая школа, 1994.-232 с.

40. Приказ Минфина РБ “О годовой бухгалтерской отчетности” от 20 января 2000г. №23 // “Главный бухгалтер”, 2000,  №7.

41. Реализация бюджетной политики государства в переходный период. Н.П.Корбут Белорусский экономический журнал №4 1999г.

42. Родионова В. М. “Финансы”, М., “Финансы и статистика”, 1999г.

43. Родионова В.М.,Федотова М.А. Финансовая устойчивость предприятия в условиях инфляции.-М.:Перспектива,1995.-98 с.

44. Русак Н.А. Экономический анализ деятельности перерабатывающих предприятий АПК: Справочное пособие - М.:Агропромиздат,1990.-271 с.

45. Русак Н.А., Русак В.А. Финансовый анализ субъекта хозяйствования: Мн.:Вышэйшая школа, 1994.

46. Русак Н.А.,Русак В.А.Основы финансового анализа.-Мн.:ООО “Меркаван-не”,1995.-196 с.

47. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия.-Мн.:ИП “Экоперспектива”, 1998.-496с.

48. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия.-Мн.:ООО “Новое знание”, 2000.-688с.

49. Самуэльсон П. Экономика. М. 1992.

50. Социально-экономическая политика в 2000 году: цели задачи, приоритеты В.Н. Шимов // Белорусский экономический журнал" № 1 2000г.

51. Стоянова Е. С. Финансы маркетинга, М., “Перспектива”, 1994г.

52. Теория финансов:Учебное пособие  / Под общей редакцией Н.Е.Зайца М.К.Фисенко. Мн.1997.

53. Управление финансовой деятельностью предприятия / Под общ. ред. Ткачук М.И. – М.: ООО “Мисанта”, 1995.

54. Финансы / Под ред. В.М. Родионовой. – М.: Финансы и статистика, 1995.

55. Финансы предприятий отраслей народного хозяйства. Д.С. Моляков Москва 2000 г.

56. Финансы предприятий. Под ред.  Колчиной Н.В.  М: 2001 г.

57. Финансы предприятий: Учеб. пособие / Под общ. ред. Зайца Н.Е., Фисенко М.К. – Мн.: Выш. шк., 1995.

Информация о работе Деятельность предприятия в области формирования и распределения прибыли