Финансовая система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 14:42, курсовая работа

Описание

Цель данной работы - рассмотрение понятия финансовый контроль, его видов, основных методов, а также показать каким образом осуществляется контроль со стороны властных структур Российской Федерации.
Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1.Определение понятия и значения финансового контроля: виды финансового контроля и методы финансового контроля.
2. Рассмотрение и характеристика органов, осуществляющих финансовый контроль.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1: Характеристика финансового контроля.
1.1. Содержание и значение финансового контроля……………...………….....4
1.2. Классификация видов финансового контроля……..…………...……………7
1.3. Методы финансового контроля в РФ………………………………………….9
Глава 2: Осуществление финансового контроля в РФ.
2.1. Государственный финансовый контроль……………………………….…...12
2.2. Осуществление негосударственного финансового контроля……….........18
2.3.Органы финансового контроля, их задачи и полномочия…………………..21
Глава 3. Проблемы системы финансового контроля в РФ и пути их решения.
3.1. Недостатки системы государственного финансового контроля…………..25
3.2. Пути совершенствования финансового контроля в РФ……………………29
Заключение…………………………………………………………………………32
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

2.docx

— 60.80 Кб (Скачать документ)

Концепция созидательного государственного контроля должна базироваться на процессном, а не функционально-структурном  подходе. Действующая же система  органов государственного управления до сих пор построена на устаревшем функционально-структурном подходе, а контрольная система как  часть этой системы, копирует ее недостатки.

В настоящее время качество бюджетного контроля остается на крайне низком уровне. В соответствии с  законодательством контрольные  органы основное внимание обращают на соответствие исполнения бюджета заложенным в закон показателям. Такой контроль, по сути является формальным. Финансовые и контрольные органы не в состоянии  дать оценку действительной эффективности  и производительности бюджетных  расходов по каждому бюджетополучателю, поскольку им не хватает концептуальных, материальных и профессиональных ресурсов. Модернизация деятельности Федерального казначейства России при правильном концептуальном подходе и использовании  информационных технологий уже повысило качество бюджетного контроля. Контрольная  структура будет выстраиваться  вокруг финансовых процессов, а не вокруг органов, которые хотели бы поучаствовать  в процессе государственного финансового  контроля.

Информационные технологии позволяют встраивать механизмы  контроля в процессы управления без  привлечения человека-контролера. Встроенные механизмы контроля позволяют контролировать 100% объектов контроля с должным качеством. Методы встроенного контроля можно  использовать для автоматизации  контроля государственного бюджета.

Системным недостатком действующей  системы государственного финансового  контроля является ориентация на прошлое. Контролю подвергаются преимущественно  события и факты прошлого. Основным инструментарием проверок является методология бухгалтерского учета  и аудита, которая повернута в  прошлое. Современные методы, позволяющие  прогнозировать и конструировать будущее, как, например, управленческий учет, практически  не используются. Созидательный контроль ориентирован на будущие события, а  не только на прошедшие. Он обеспечивает руководителей органов государственного управления информацией о предстоящих  событиях. В процессе контроля оценка хода контролируемых событий производится достаточно рано и содержит элемент  предвидения, что позволяет своевременно произвести корректирующее действие. Созидательный контроль направляет внимание руководителей на достижение запланированной цели в изменяющихся условиях. Созидательный контроль всегда ориентирован преимущественно на будущее  и динамичен.

На сегодняшний день существует целый ряд проблем, касающихся Территориальных  управлений Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, в т.ч. законодательного регулировании  их деятельности.

Необходимо создать соответствующую  правовую базу и эффективный механизм обеспечения целевого и эффективного использования средств, находящихся  в распоряжении регионов, и контроля за тем, как это делается. Незавершенность  в вопросах формирования правовой базы государственного финансового контроля и отсутствия его определения  привели к тому, что на данный момент усилия контролирующих органов  направлены на осуществление контроля, в основном, в своих ведомственных  интересах.

Основная проблема неэффективности  системы финансового контроля в  регионах заключается в том, что  до сих пор нет достаточно четкого  определения места и роли каждого  контрольного органа, отсутствует четкое разграничение сфер их деятельности, имеет место нерациональное разделение обязанностей между субъектами контроля, неоправданное дублирование их функций  и параллелизм в работе.

В то же время, даже в целях  обеспечения необходимой целостности  системы органов государственного контроля недопустимо создание жесткой  вертикали, отдавая предпочтение какому-то одному контролирующему органу, стоящему над всеми ветвями власти для  контроля деятельности остальных. В  основу построения системы государственного контроля в регионах может быть положен  принцип взаимного контроля органов, а не принцип жесткой вертикали. Только такой подход даст возможность  избежать злоупотреблений полномочиями. Таким образом, создается необходимость  существования в регионе различных  самостоятельных контрольных органов  при одновременном создании в  регионе одного органа, координирующего  их действия (единого органа региональных органов внешнего контроля государственных  финансов).

 

3.2. Пути совершенствования финансового  контроля в РФ.

Роль финансового контроля в создании адекватной современным  экономическим условиям системы  управления финансами трудно переоценить. В связи с этим большое значение приобретает необходимость совершенствования  финансового контроля с целью  повышения его действенности  и эффективности, т. е. увеличения адекватности достигнутых в процессе осуществления  контроля положительных результатов  намеченным целям с одновременным  учётом произведённых затрат.

Совершенствование финансового  контроля в РФ должно осуществляться по следующим основным направлениям: создание методологических основ финансового контроля в РФ как важнейшей составляющей общенационального контроля позволит всем субъектам контроля и субъектам хозяйствования получить чёткие ориентиры в процессе определения и реализации своих задач, функций, полномочий, а также определить цели, задачи, принципы, этические нормы финансового контроля и т. п. Следует также законодательно определить: виды финансового контроля, субъекты и объекты финансового контроля, разделить сферы внешнего и внутреннего финансового контроля. Отсутствие общих подходов к классификации финансового контроля, единой терминологии в части определения таких ключевых понятий, как вид, форма, методы контроля, создаёт трудности в разработке и применении нормативно-правовых актов, способствует возникновению ряда спорных ситуаций.

В вопросах совершенствования  финансового контроля большая роль принадлежит различным профессиональным ассоциациям, объединениям органов  финансового контроля, деятельность которых позволит решать, как отдельные  вопросы осуществления того или  иного вида финансового контроля в РФ, так и ключевые вопросы  методологии финансового контроля.

Ключевым направлением совершенствования  государственного финансового контроля как важнейшей составляющей финансового  контроля в РФ и повышения его  эффективности является принятие единой концепции государственного финансового  контроля в РФ, которая должна установить единые методологические и правовые основы осуществления государственного финансового контроля в РФ, определить систему органов, осуществляющих контроль, а также механизм их взаимодействия. В рамках этих вопросов необходима разработка научно-методических основ  оценки эффективности деятельности органов государственного финансового  контроля и их сотрудников.

Для повышения эффективности  проведения ревизий финансово-хозяйственной  деятельности как одного из основных методов финансового контроля необходимо в законодательном порядке закрепить  основы проведения ревизии, определив цель и задачи ревизии, порядок её проведения; состав органов, имеющих право на проведение ревизии, их права и обязанности ревизуемых организаций и т. п.

Важным вопросом совершенствования  контроля является исключение дублирования действий контрольных органов, заключающееся  в совершении различными органами своих  функций в отношении одних  и тех же объектов контроля –  Министерства финансов РФ, органов  федерального казначейства, Счётной  палаты РФ, контрольных органов, созданных  главными распорядителями и распорядителями  бюджетных средств при осуществлении  последующего финансового контроля.

Использование новых информационных технологий должно стать фактором повышения  совершенствования эффективности  государственного финансового контроля. Информатизация деятельности органов  государственной власти т государственного финансового контроля на основе передовых  технологий открывает перспективы  повышения эффективности использования  государственных ресурсов. С появлением новых информационных технологий станет возможным в полной мере обеспечить открытость бюджетов всех уровней, возможность  в реальном масштабе времени контролировать расходы и доходы каждого получателя бюджетных средств. Наличие оперативной  информации о финансово-хозяйственной  деятельности всех участников бюджетного процесса будет способствовать предупреждению нарушений финансово-хозяйственной  деятельности. Для формирования единого  информационного пространства необходима информационная совместимость результатов  деятельности контрольных органов, автоматизация учёта контрольных  мероприятий и обеспечение обмена соответствующей информации между  контрольными органами и т. п.

В целях совершенствования  аудиторского контроля особого внимания заслуживает проблема повышения  качества оказываемых аудиторских  услуг. Важное значение в этой связи  приобретает разработка дополнительных критериев, характеризующих деятельность аудиторских организаций помимо соблюдения действующих правил (стандартов). Кроме того, повышению качества оказываемых аудиторских услуг будут способствовать и такие факторы, как создание методик оценки ущерба от осуществления некачественного аудита, упрощение существующей системы судебного делопроизводства и др. Качество аудиторских услуг тесно связано с уровнем квалификации аудиторов, повышению которого должна способствовать более эффективная система их профессиональной подготовки. Помощь в реализации этого направления должны также оказывать профессиональные аудиторские объединения (например, Аудиторская палата России).

 

 

 

 

 

Заключение.

Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции  финансов. Назначение финансового контроля заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства.

Финансовый контроль – это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации. Для осуществления финансового контроля создаются особые контрольные органы, укомплектованные высококвалифицированными специалистами. Их права, обязанности и ответственность строго регламентированы, в том числе и в законодательном порядке. Объектом финансового контроля являются денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме фондов денежных средств, на всех уровнях и звеньях народного хозяйства.

Стоит отметить, что финансовый контроль в Российской Федерации ещё не до конца сформирован и находится на стадии становления. Поэтому несовершенство системы финансового контроля вполне объяснимо, и приводит к возникновению целого ряда серьезных проблем. Бюджетные средства часто используются не по назначению, а иногда вообще теряются, наблюдается коррупция, криминализация экономических структур, финансовые результаты корпораций и организаций в большей части скрыты, огромны неплатежи, продолжается отток капитала за рубеж. Поэтому актуальным на сегодняшний день представляется введение новых перспективных систем и методов в сферу финансового контроля.

 

 

Список использованной литературы.

  1. Бараулин С.В. Финансы: учебник / М. : КНОРУС, 2010.
  2. Брайчева Т.В. Государственные финансы. – СПб: Питер, 2009.
  3. Бурцев В.В. Организация системы государственного финансового контроля в Российской Федерации: Теория и практика. - М: ИД Дашков и К. – 2005.
  4. Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. д.э.н., проф. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
  5. Вознесенский Э.А. Финансы как стоимостная категория. М. : Финансы и статистика,1985
  6. Грязнова А.Г., Маркина Е. В. Финансы: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2004.
  7. Левин Д.Н. Финансы и кредит: Учебное пособие. - Пенза: Пенз. гос. ун-т, 2005.
  8. Сумароков В.Н. Государственные финансы в системе макроэкономического регулирования. – М. : Финансы и статистика, 1996
  9. Финансы: учебник для вузов/ Под ред. проф. Л.А. Дробозиной –  М.: ЮНИТИ, 2000;
  10. Финансы: Учебник для вузов/  Под  ред.  проф.  М.В.  Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти.- М.:Издательство «Перспектива»; Издательство «Юрайт», 2000;
  11. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник/Под ред. Н.Ф. Самсонова.- М.: ИНФРА-М.2006.
  12. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. / В.К. Сенчагов, А.И.Архипов и др.; Под ред. В.К. Сенчагова, А.И.Архипова. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.
  13. Финансы: Учебник / под ред. д-ра экон. наук, проф. С.И. Лушина, д-ра экон. наук, проф. В.А. Слепова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2005.
  14. Финансы и кредит субъектов РФ/ под ред. Л.И. Сергеева, БИЭФ,1999

 

 

 

 

 


Информация о работе Финансовая система РФ