Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 14:42, курсовая работа
Цель данной работы - рассмотрение понятия финансовый контроль, его видов, основных методов, а также показать каким образом осуществляется контроль со стороны властных структур Российской Федерации.
Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1.Определение понятия и значения финансового контроля: виды финансового контроля и методы финансового контроля.
2. Рассмотрение и характеристика органов, осуществляющих финансовый контроль.
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1: Характеристика финансового контроля.
1.1. Содержание и значение финансового контроля……………...………….....4
1.2. Классификация видов финансового контроля……..…………...……………7
1.3. Методы финансового контроля в РФ………………………………………….9
Глава 2: Осуществление финансового контроля в РФ.
2.1. Государственный финансовый контроль……………………………….…...12
2.2. Осуществление негосударственного финансового контроля……….........18
2.3.Органы финансового контроля, их задачи и полномочия…………………..21
Глава 3. Проблемы системы финансового контроля в РФ и пути их решения.
3.1. Недостатки системы государственного финансового контроля…………..25
3.2. Пути совершенствования финансового контроля в РФ……………………29
Заключение…………………………………………………………………………32
Список использованной литературы
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава 1: Характеристика финансового контроля.
Глава 2: Осуществление финансового контроля в РФ.
2.1. Государственный финансовый контроль……………………………….…...12
2.2. Осуществление
2.3.Органы финансового
контроля, их задачи и полномочия………………….
Глава 3. Проблемы системы финансового контроля в РФ и пути их решения.
3.1. Недостатки системы
государственного финансового
3.2. Пути совершенствования
финансового контроля в РФ……………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы
Введение.
Неотъемлемой составной частью финансовой деятельности государства и муниципальных образований является финансовый контроль. Финансовый контроль является контролем законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов (государства, предприятий, учреждений и организаций) с применением особых методов. Он включает контроль за соблюдением финансово- хозяйственного законодательства в процессе формирования и использования фондов денежных средств, оценку экономической эффективности финансово- хозяйственных операций и целесообразности произведенных расходов.
Финансовый контроль является стоимостным контролем, поэтому в отличие от других видов контроля (экологического, санитарного, административного и др.) он имеет место во всех сферах общественного воспроизводства и сопровождает весь процесс движения денежных фондов, включая и стадию осмысления финансовых результатов.
Цель данной работы - рассмотрение понятия финансовый контроль, его видов, основных методов, а также показать каким образом осуществляется контроль со стороны властных структур Российской Федерации.
Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1.Определение понятия и значения финансового контроля: виды финансового контроля и методы финансового контроля.
2. Рассмотрение и характеристика органов, осуществляющих финансовый контроль.
Глава 1: Характеристика финансового контроля.
Финансовый контроль является важной функцией управления финансами и неотъемлемым элементом финансового механизма любого звена системы финансов. Контроль вообще предполагает деятельность контролирующего субъекта по воздействию на объект управления путем проверок и отслеживания процесса функционирования последнего и результатов выполнения управленческих решений, а также по принятию адекватных контрольных мер. Финансовый контроль берет свое объективное начало от контрольной функции финансов.
Финансовый контроль представляет собой управленческую деятельность (совокупность действий и мер) органов публичной власти, специальных контролирующих органов, менеджмента организаций и домашних хозяйств, включающую в различных видах и формах отслеживание и наблюдение финансовых потоков, проверку полноты и законности формирования публичных и частнохозяйственных доходов, законности и эффективности их использования для получения достоверной информации о процессе реализации финансовых планов, решений, финансовой политики, а также принятия мер ответственности к нарушителям финансовой дисциплины и мер по устранению выявленных недостатков.
Основная цель контроля —
объективно изучить фактическое
положение дел на проверяемом
объекте и выявить или
В рыночной экономике финансовый контроль представляет собой особую сферу деятельности, когда на практике происходит естественное органическое взаимодействие материальных и финансовых отношений в рамках единого товарно-денежного комплекса государства.
Финансовый контроль имеет определенную сферу применения и целевую направленность деятельности.
Объектом финансового контроля являются распределительные процессы формирования и использования финансовых ресурсов всех уровней управления.
Для демократического общества
с рыночной организацией экономики
естественна потребность
Как правило, интересы, потребности
и возможности заказчиков финансового
контроля и потребителей его информации
(что часто не одно и то же) во многом
не совпадают. В условиях рыночной экономики
государство имеет право лишь
проверять, насколько полно хозяйствующие
субъекты, юридические и физические
лица выполняют свои предусмотренные
законом обязательства, прежде всего
в налоговой сфере. Оно не имеет
права (да и возможности) контролировать
и вмешиваться в финансово-
Таким образом, в условиях демократического общества, экономика которого базируется на равноправии различных форм собственности и рыночных методах хозяйствования, организация финансового контроля не является привилегией государства, хотя его потребности в проведении финансового контроля остаются значительными.
Необходимость проведения финансового
контроля при рыночной экономике
определяется прежде всего потребностями
рационального и эффективного хозяйствования
на любом уровне управления. При
этом управляющие хозяйствующих
субъектов, которым владельцы или
собственники доверили управление, сами
определяют, насколько выгодно им
проведение финансового контроля, в
какой форме и в каком объеме
его необходимо проводить, чтобы
лица, доверившие им управление (или
возможные инвесторы), остались довольны
их деятельностью. Аналогичная ситуация
характерна и для государственного
сектора, где руководители, которым
общество доверило распоряжаться государственной
собственностью, также организуют финансовый
контроль прежде всего с целью
повышения эффективности своей
деятельности, а также чтобы показать,
что они распоряжаются
Существует несколько
классификаций видов
В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают государственный, внутрихозяйственный и независимый (аудиторский) финансовый контроль.
Государственный финансовый
контроль реализуется через
Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется экономическими службами предприятий, организаций и учреждений (бухгалтерии, финансовые отделы и т.д.). Здесь объектом выступает производственная и финансовая деятельность самого предприятия, а также его структурных подразделений.
Независимый финансовый контроль осуществляют специальные аудиторские фирмы и службы. Контрольные и консультационные услуги аудиторские фирмы оказывают всем предприятиям и организациям на платной основе. Аудиторские фирмы являются независимыми организациями, призванными способствовать повышению качества контроля, его объективности.
Иногда такого рода классификацию представляют в виде деления на государственный контроль, аудит и общественный контроль.
Общественный контроль
реализуется без посредства
Принцип гласности, который
законодательно определен как базовый
принцип деятельности счетных палат,
реализуется через
По формам проведения финансовый контроль делится на предварительный, текущий и последующий.
Предварительный финансовый контроль осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов предприятий, смет расходов учреждений и организаций, проектов бюджетов, текстов договорных соглашений, учредительных документов и т.д.
Текущий финансовый контроль
проводится в процессе исполнения финансовых
планов, в ходе осуществления хозяйственно-
Последующий финансовый контроль осуществляется после завершения отчетного периода и финансового года в целом. Проверяется целесообразность расходования государственных денежных средств при исполнении бюджетов, выполнении финансовых планов предприятий и организаций, смет расходов бюджетных учреждений.
К основным методам финансового контроля обычно относят проверку, ревизию, обследование, надзор, мониторинг, учет налогоплательщиков и некоторые другие.
Важное место в системе
■ камеральные (осуществляются по месту нахождения контролирующего органа) и выездные (проводятся по месту нахождения и (или) экономической деятельности проверяемого субъекта);