Инновационная и инвестиционная деятельность предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 22:38, реферат

Описание

Инновационная деятельность предприятия направлена на использование результатов научных исследований и опытно-конструкторских разработок для получения прибыли на основе расширения и обновления номенклатуры выпускаемой продукции (товаров, услуг) и улучшения ее качества, совершенствования технологии их изготовления и организации их производства.

Содержание

1 вопрос. Инновации: сущность, признаки, классификация
2 вопрос. Жизненный цикл инновации и инновационная деятельность предприятия
3 вопрос. Измерение и оценка рисков и эффектов инноваций
4 вопрос. Инвестиции и их классификация. Инвестиционная политика предприятия
5 вопрос. Инвестиционный проект и инвестиционный процесс на предприятии
6 вопрос. Анализ эффективности инвестиционных проектов

Работа состоит из  1 файл

Инновационная и инвестиционная деятельность предприятия.doc

— 423.00 Кб (Скачать документ)

     РЕФЕРАТ

     Инновационная и инвестиционная деятельность предприятия

 

      СОДЕРЖАНИЕ 

1 вопрос. Инновации: сущность, признаки, классификация

2 вопрос. Жизненный цикл инновации и инновационная деятельность предприятия

3 вопрос. Измерение и оценка рисков и эффектов инноваций

4 вопрос. Инвестиции и их классификация. Инвестиционная политика предприятия

5 вопрос. Инвестиционный проект и инвестиционный процесс на предприятии

6 вопрос. Анализ эффективности инвестиционных проектов

 

      1 вопрос.

     Инновация: сущность, признаки, классификация 

     Инновационная деятельность предприятия направлена на использование результатов научных исследований и опытно-конструкторских разработок для получения прибыли на основе расширения и обновления номенклатуры выпускаемой продукции (товаров, услуг) и улучшения ее качества, совершенствования технологии их изготовления и организации их производства.

     Инновация (нововведение) представляет результат  комплексного процесса, состоящего из создания, разработки, коммерческого  использования и распространения новшества, удовлетворяющего конкретную общественную потребность. В ходе этого процесса изобретение или идея приобретают экономическое содержание, новшество становится товаром и выступает в качестве объекта на рынке.

     Схематически  нововведение может быть представлено в виде системы, имеющей прямые и обратные связи (рис.). 

       

     Технический прогресс включает следующие основные фазы: инвенция, инновация, имитация и  модификация. Данные понятия являются базовыми для инноватики – области знаний, охватывающей вопросы методологии и организации инновационной деятельности.

     Под инновацией можно понимать любые процессы, приводящие к появлению новшеств. Действительная новизна продукта или процесса должна всегда приводить к росту экономического эффекта от его использования. Новизна бывает:

  • абсолютная – если отсутствуют аналоги конкретному новшеству;
  • относительная – касается новшества, впервые внедряемого на данном предприятии, но уже применявшегося на других предприятиях;
  • частичная – это обновление какого-либо элемента, узла изделия.

     К инвенциям относятся новые научно-технические знания, технологии, процессы, изобретения и другие факторы, полученные в результате проведения фундаментальных, поисковых и прикладных научно-исследовательских работ. Наличие у предприятия инвенции не означает, что осуществлена инновация; в этом случае можно говорить лишь о необходимых, но недостаточных предпосылках для реализации инновационного процесса.

     Имитация  – копия апробированной на рынке инновации.

     Модификация – физические изменения в объекте нововведения, которые не связаны с расширением базиса научно-технических знаний. В качестве примеров модификации можно назвать изменение формы продукта, качества, упаковки и т. п. Благодаря модификации можно сдвинуть вправо последнюю стадию жизненного цикла продукции.

     Инновационный процесс – совокупность этапов и действий по достижению цели и результатов инновации. Предложенное определение инновационного процесса предполагает четкое разграничение понятий цели и результатов инноваций.

     Цель  – как сформулированное желание в определенной сфере деятельности предприятия – может достигаться за счет разработки и внедрения различных видов конкретных продуктов и технологий материального и нематериального характера, которые нами определяются как результат инновации. Цели инновации обязательно корреспондируются с целями предприятия и могут достигаться с помощью различных видов новых продуктов и технологий. Следует заметить, что поставленная цель могла быть достигнута за счет других результатов инновации. Корректировка цели инновации, как правило, приводит к корректировке результатов.

     В табл. приведена классификация определений  инноваций по различным признакам. Приведенные примеры определений инноваций показывают многоаспектность, комплексность и неоднозначность научных и практических подходов к инновационной деятельности. 

     Таблица

     Классификация определений инноваций

Признак Примеры определений
Факт

и масштаб

новшества

Инновация – важное изменение в status quo социальной системы, опирающееся на новые знания социальных отношений, новые материалы и машины и имеющее целью прямое или косвенное улучшение внутри и (или) вне системы
Восприятие  новизны Инновацией является то, что предлагается или может быть представлено как новшество для предприятия. (Важны не научно-технические новшества, а изменения в сознании.) Под инновацией следует понимать все изменения процессов, которые происходят на предприятии впервые
Новая комбинация целей и средств Инновация представляется результатом двух процессов: с одной стороны, возникают предложения по решению проблем с помощью новых идей, открытий и изобретений, а с другой стороны, спрос на решение проблем, который постоянно меняется. Если обе стороны накладываются и при этом хотя бы с одной стороны используется что-то новое, то имеет место инновация
Реализуемость Если имеется изобретение, обещающее экономический эффект, то необходимы инвестиции для подготовки производства и вхождения на рынок. Если при этом достигается внедрение на рынке новых продуктов или появляется новая технология, то говорят об осуществлении продуктовой или технологической инновации
Новшество как процесс Инновация представляет собой совокупный процесс исследования, разработок и применения технологии. Этот процесс, как следует из определения, состоит из нескольких логически следующих друг за другом фаз (субпроцессов), различающихся по содержанию

     Инновационный процесс можно представить в  следующей очередности этапов (табл.) 

     Таблица

     Характеристика  этапов инновационного процесса

Этапы инновационного процесса Характеристика  этапов инновационного процесса
Идея Более или менее  осознанное решение заняться предметом  исследования, а также пробуждение интереса и любознательности к объектам, обещающим успех и экономическую выгоду
Открытие Установление  существования ранее неизвестных  явлений, материалов, зависимостей, связей и т. п.
Исследование Теоретическое обоснование и экспериментальная  проверка открытия или наблюдения, выявление причин и воздействий, функциональных взаимосвязей, усиление или ослабление эффекта с изменением параметров
Разработка Превращение результатов  исследования и наблюдений в схему, конструкцию, опытный образец, прототип, чтобы теоретически выявленные взаимосвязи сделать полезными для достижения определенных целей
Изобретение Выявление свойств  и признаков инновации, пригодных для патентирования или публикации
Внедрение Продвижение нового продукта или услуги на рынок либо новой технологии в производство с сопутствующими этой фазе инвестициями и презентацией продукта на рынке
Текущая реализация Серийное производство, создание сбытовой сети, вытеснение существующих видов продукции и т. п.
 

     Инновационная деятельность предполагает выполнение paбот и этапов, которые до сих пор не имели места на предприятии. Объем и содержание этих работ зависят от вида инновации и имеющегося потенциала предприятия. Рассмотрим основные признаки инноваций, позволяющие отнести ее конкретному виду, что определяет в значительной мере подход к управлению инновационным процессом на предприятии.

     Новизна. Этот признак в наибольшей степени характеризует процесс изменений. Чем выше уровень новизны, тем больше величина инвестиций в материально-вещественные и человеческие ресурсы.

     Неопределенность  и риски. Уровень новизны определяет также степень неопределенности, которая объясняется недостаточным опытом и опасностью провала в реализации новых идей. Риск состоит, прежде всего, в том, что результаты либо вообще не достигаются, либо достигаются с опозданием, что в первую очередь влияет на имидж предприятия. Возможна ситуация, когда результаты достигаются с существенным превышением фактических затрат (выплат) над плановыми, что в конечном итоге снижает уровень конкурентоспособности продукции и ведет к потере позиций на рынке.

     Комплексность. Инновации нельзя рассматривать как изолированные мероприятия. Необходимость координации различных участников и отдельных этапов инновационного процесса является признаком комплексности, что требует самостоятельной организационной структуры по управлению) инновационными процессами.

     Конфликтность. Перечисленные выше признаки инноваций являются с высокой степенью вероятности причинами межличностных и деловых конфликтов. Практически всегда возникают конфликты, когда сотрудники предприятия в результате реализации нововведения кроме своей paботы должны будут выполнять новые функции и иметь дополнительные обязанности.

     Существуют  различные подходы к классификации  инноваций.

     Классификация инноваций по степени новизны:

  • базисные инновации – реализуют крупные изобретения и являются основой для формирования новых поколений и направлений развития техники;
  • улучшающие инновации – связаны с внедрением мелких и средних изобретений и преобладают на стадиях распространения и стабильного развития научно-технического цикла;
  • псевдоинновации – направлены на частичное улучшение устаревших видов техники и технологии.

     Классификация инноваций по причинам возникновения:

  • реактивные инновации направлены на выживание фирмы, появляются как реакция на радикальные инновационные преобразования, осуществляемые конкурентами.
  • стратегические инновации носят упреждающий характер и направлены на получение значительных конкурентных преимуществ в перспективе.

     Классификация инноваций по характеру применения (направленности) различают:

  • продуктовые инновации, которые направлены на производство и использование новых продуктов и услуг;
  • рыночные инновации, открывающие новые сферы применения продуктов и позволяющие реализовать потребности в продуктах, услугах на новых рынках;
  • инновации-процессы, нацеленные на новые технологии, организацию процесса и управление;
  • социальные инновации, ориентированные на построение и функционирование новых социальных структур;
  • комплексные инновации, представляющие единство нескольких видов изменений.

     Классификация инноваций по функциональным областям деятельности предприятия:

  • инновации в производство;
  • инновации в закупки, сбыт, персонал и т.д.

     По  роли в воспроизводственном процессе инновации классифицируют на потребительские и инвестиционные, по степени сложности (или масштабу) – на сложные (синтетические) и простые инновации.

     Целесообразно классифицировать инновации по уровню инновативности, оцениваемому уровнем неопределенности и риска инновации, а также потребной суммы инвестиций, тесно коррелируемой с размерами предприятия. По сути дела выделяются зоны инноваций.

     Уровень неопределенности и риска оценивается эмпирически: низкий, средний, высокий. Аналогично оценивается потребная сумма инвестиций на реализацию инновации: малая, средняя, большая. Если быть точным, то надо было бы говорить об относительной сумме инвестиций, так как большая сумма для мелких предприятий может перейти в разряд малых для крупных предприятий, и наоборот. По уровню инновативности выделяют три вида инноваций: модификация, имитация и собственно инновация.

     Модификации существующих продуктов, технологий или систем управления характеризуются, как правило, низким уровнем рисков и малыми затратами.

     Имитации  относятся к инновациям со средним уровнем рисков, так как в большинстве случаев реализуются уже апробированные на других предприятиях новшества. Потребная сумма инвестиций обычно гораздо выше, чем у модификации, так как зачастую необходимо вкладывать средства на освоение новых рынков. Зона имитации по горизонтальной оси существенно шире по сравнению с зоной модификации. Это объясняется тем, что имитации в области управления или схем организации не требуют больших инвестиций.

     Модификации целесообразно осуществлять в рамках существующей на предприятии системы управления текущей деятельностью, используя для оценки точные методы количественной оценки эффективности инвестиций: статические и динамические.

     Реализация  имитации будет более успешной в  рамках специально выделенного подразделения  из имеющихся в структуре предприятия, например, отдела научно-исследовательской  и опытно-конструкторской работы (НИОКР), отдела учета и анализа, отдела персонала и т.д.

 

      2 вопрос.

Информация о работе Инновационная и инвестиционная деятельность предприятия